Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Ереван — Армения Январь 2018

Начало путешествия — тут: Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри — Ереван.

Переполненные первыми впечатлениями от Еревана, мы рано утром решили, не теряя времени и дня, отправиться к границе с Турцией, чтобы во всей красе увидеть сразу две самых знаковых достопримечательности Армении, обе — древнейшие: гору Арарат, куда, по преданию, пристал Ноев ковчег, и место, откуда началась христианизация страны, — Хор Вирап.

Те, кто был в этой стране, знают, что знаменитую гору видно и в самом Ереване, для этого не обязательно ехать десятки километров. Но мы приехали в пасмурную погоду, так что даже горные районы города были скрыты густым туманом, не то что гора. Но уже утром нас порадовало яркое, почти весеннее солнышко, так что думать было нечего: в путь!

Так как это решение пришло вполне спонтанно, мы в хостеле заказали места в минивене, куда вместе с нами сели еще две филиппинки и девушка из Китая. Вообще, по наблюдениям, очень много в Армении туристов из азиатских стран — корейцы, китайцы, филиппинцы… Даже какая-то гордость пришла: страна возрождает туризм, да и играет роль ее богатейшее древнее прошлое, которое привлекает тысячи туристов со всего мира.

Поездка включает не только Арарат и Хор Вирап, но и достаточно отдаленный Нораванк — комплекс, находящийся высоко в горах, над живописнейшим ущельем. По цене — 30000 драм на двоих. За два комплекса и неблизкий путь, в принципе, может, и вполне приемлемая цена, но это был наш первый и последний вояж с водителем от хостела, потом нашли замечательного таксиста, который и провез нас по самым красивым местам страны за гораздо меньшие (в разы) деньги. Да и с почти неограниченным временем ожидания на местах. Но это путешествие стало первым за пределами Еревана, а, как известно, первые впечатления — самые яркие.

Компания у нас подобралась очень веселая, хоть и англоговорящая, но так было даже интереснее — водитель показывал по пути разные красоты, рассказывал особенности страны, а языковая практика лишней никогда не будет, тем более после двух лет подряд путешествий по испаноговорящим странам Латинской Америки это было очень даже полезно.

Гора Арарат не является самой высокой в мире, но ее известность затмевает, пожалуй, даже Эверест: Арарат является частью библейской истории и пристанищем человечества после потопа. Именно к нему, по преданию, причалил Ноев ковчег. Еще и поэтому в Армению стремятся не только туристы, но и многочисленные паломники, ведь концентрация храмов и знаковых религиозных мест там просто зашкаливает!

Арарат — символ Армении, хоть и находится на территории современной Турции, враждебного государства, принесшего столько горя и страданий армянам. Это их боль и историческая память, и даже лучше не заговаривать с ними об этом — слишком сильно еще воспоминание… Но, несмотря ни на что, Арарат — поистине армянский символ, который здесь почитается, как еще одно божество, и эта энергетика сразу передается туристам. И считается удачей, если увидишь его целиком — без дымки на вершине.

Арарат, или по-армянски, Масис состоит из двух частей — Большого и Малого, высотой 5165 и 3896 метров соответственно. Немногие знают, что символ Армении является стратовулканом, сейчас считается потухшим, хотя последнее извержение было менее 200 лет назад. Оно уничтожило храм и древни, расположенные на склонах Масиса, отчего теперь новые поселения там так и не строятся. Но подняться на него можно, есть множество туров, хотя долгое время гора из-за религиозной значимости считалась неприступной, и человек взошел на нее лишь в 19 веке.

Еще на подъезде к Хор Вирапу мы увидели Арарат!

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Эти эмоции сложно описать… Горы были еще в дымке, особенно Большой Арарат, но важно было уже то, что погода, наконец, нам улыбнулась! И улыбалась она все больше и больше до самого отъезда — ни одного пасмурного дня потом не было!

Близость к границе чувствовал даже телефон, несколько раз приветствовавший меня на территории Турции! Видно, вышки ловили на километры вперед.

А пока — Хор Вирап. Это один из самых древних комплексов, овеянных легендами. Он расположен на одноименном холме, история которого уходит корнями в историю.

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Взгляду здесь открываются головокружительные просторы! После городских пейзажей Еревана это было очень непривычно и свежо.

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Холм расположен на месте древней столицы Армянского царства — Арташат (II в. до н. э.). Хор Вирап стал известен благодаря деятельности основателя Армянской Церкви Григора Лусаворича, или Григория Просветителя (257–334 гг.). История о его заточении в Хор Вирапе и миссии тесно связана с историческими событиями, происходившими в то время в Армянском Царстве, и обращением страны в христианство.

«После уничтожения в Сасанидской Персии (III в.) родственников армянского царя Хосрова Великого сасаниды напали на Армению, где армия Хосрова оказала им сильное сопротивление и нанесла поражение. Позже, как повествует история, некий Анак, посланный сасанидами и являющийся дальним родственником царя, убил Хосрова. Анак вместе со совей семьей был схвачен и обезглавлен, однако одного из его сыновей, которым был именно Григор, удается увезти в Кесарию.

Единственный наследник царя, Трдат, получивший образование в Риме и воспитанный при царском дворе, был назначен императором Аврелием главой римского легиона и в 287 году изгнал сасанидов из Армении. На пути в Армению он встретил Григора, скрывающего свое происхождение, и пригласил его к себе во дворец. Но Григор на одном из празднеств отказывается возложить венок к статуе языческой богини, и Трдат узнает о его приверженности к христианству и истинном происхождении (сын Анака, убившего отца Трдата). Царь приказывает заточить его в Хор Вирап — глубокую темницу в Арташате, где он провел 13 долгих лет в мучениях и страданиях. Он выжил лишь благодаря доброй женщине-христианке, которая день ото дня спускала ему в темницу корзину с едой.

После приказа убить двух распространительниц христианской веры в Армении, Трдат лишается рассудка и только по просьбе своей сестры вызывает к себе Григора. Сестра видела сон, что здоровье царя будет спасено только после того, как он освободит Григора и примет новую веру. Трдат просит у него отпущения грехов, принимает христианство и исцеляется от болезни».

В 301 году христианство в Армении было провозглашено государственной религией, а это ровно на 24 года раньше, чем в Риме при Константине Великом!

Хор Вирап переводится как «Глубокая яма», в нем до сих пор сохранились темницы, куда сейчас можно спуститься, но проходы настолько темные и узкие, что не каждый решится туда войти.

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Попадая внутрь крепостных стен, чувствуешь древность просто на ощупь, она — в каменных древних стенах, многочисленных крестах-хачкарах, стоящих отдельно и просто вмурованных в стену.

Хачкары — дословно «Каменные кресты» - берут свое начало в IV веке, их стали делать сразу после принятия Арменией христианства. Это не обязательно могильные камни (хотя и такое назначение не редко), это целое искусство, визитная карточка страны, берущая начало в самой древности. Хачкары устанавливали и в честь какого-либо знаменательного события, ими межевали землю и выражали благодарность за получение земельного надела.

Именно в Хор Вирапе я их впервые увидела, и эти впечатления не забудутся никогда! Да и древность их не оставляет сомнений: настоящее самобытное искусство вырезания по камню!

Сразу же на входе расположен монумент с двумя каменными голубями в центре. Они — олицетворение Святого Духа, символы мира и свободы, здесь, как нигде более, уместны. Существует традиция: выпускать белых голубей, которые должны, согласно примете, улететь на священный Арарат. У лестницы, ведущей к комплексу, стоят клетки с ними, и за 1000 драм можно соблюсти этот ритуал.

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Бросив взгляд на гору и поняв, что она еще не вышла из облаков, мы спокойно пошли осматривать комплекс.

Первой церковью в Хор Вирапе был храм Святого Геворга, построенный в 642 году. Первый раз он был реконструирован в XVII веке (1661 год), а второй раз практически заново отстроен после землетрясения в XIX веке (1879 год). Именно под этим храмом располагается подземная темница, где правитель Трдат III держал в плену Григория Просветителя. Второй храм монастыря, Святой Богородицы, был возведен в XVII веке.

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Храм очень живописный, каждый ракурс фото доставлял удовольствие!

Рядом расположен дворик, где находятся саркофаги и надгробия в окружении небольших пихт. Здесь очень мало зелени даже летом, чем-то, наверно, ландшафт сравним с Иерусалимом, и в этом его прелесть.

Нам очень повезло — мы попали на воскресную службу, которая проводилась в главном храме, по всем канонам, с крестным ходом и звоном колоколов. Там очень аскетично и темно, но в то же время это и есть настоящее. Никогда не любила богато украшенные и светлые храмы, гораздо атмосфернее вот такие — неброские внутри, но с колоссальной энергетикой!

Фото из Интернета

Из особенностей — явное преимущество культа Девы Марии: любой храм имеет алтарь, в центре которого расположен именно ее образ, с младенцем на руках.

Вход в храм меня потряс: массивная деревянная дверь, вырезанная наподобие хачкара национальными узорами, и стены часовни, испещренные всевозможными надписями. Кажется, что сама история оставила здесь эти дары для потомков!

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

К моменту нашего выхода из храма небо прояснилось еще в большей степени, и прямо перед стенами предстало главное природное чудо Армении — Масис-Арарат, который целиком вышел из облаков и дымки!

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Ну, что, загадываем желание?

Говорят, даже летом он не всегда появляется полностью, и нам очень повезло!

К Хор Вирапу я стремилась интуитивно, насмотревшись головокружительных фото, и ничуть не пожалела, что он стал первым на нашем пути освоения Армении. Те эмоции от древности и святости места останутся со мной на всю жизнь!

Но время неумолимо шло, мы выдвигались в сторону одного из самых дальних и живописных мест — Нораванка, на юго-восток страны.

Предвкушение продолжения путешествия отзывалось в груди восторженным трепетом, который лишь усиливался от мелькающих за окном пейзажей: виноградники, сады на фоне Масиса, которые уже совсем скоро оживут, скромное кладбище с теми самыми хачкарами — древнее и современное, горы и равнины…

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Мы мчались к новому и неизведанному, еще не уложив в душе все эмоции от предыдущих красот и древностей, это удалось только по приезду, да и то частично… Для впечатлений нужно время, а для воспоминаний о них — целая жизнь, которой будет мало, чтобы увидеть все красоты мира, достичь удовлетворения и пресыщения путешествиями, которые нас вдохновляют и помогают жить и понимать жизнь во всех ее проявлениях.

А пока мы мчимся дальше, наслаждаясь жизнью в пути, ведь это — просто мечта в чистом виде, как сказал кто-то из великих, и мы с ним соглашаемся!