Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 14:11
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Ереван, Гюмри — Армения Январь 2018

Об Армении я думала давно, засматриваясь на фото древних монастырей, величественных гор и вековых традиций, но всякий раз так или иначе обходила ее, отдавая предпочтение более отдаленным уголкам мира, ссылаясь на то, что уж их-то можно увидеть один раз в жизни, а бывшую советскую республику — когда угодно.

Но последнее время эта страна стала все больше манить — то и дело попадались в интернете какие-то фото-отчеты и рассказы, как будто намекая, что пора. И лучшая подруга, уже побывавшая там и не раз предлагавшая эту идею, воплотила мою мечту в жизнь — на день рождения подарила билеты! Лучшего подарка просто не придумать, восторга не было предела! Нас не смутило время года, даже наоборот, предвкушали какую-то зимнюю романтику гор и страны в целом.

И вот, дождавшись вожделенной поездки, мы летим к давней мечте!

Авиакомпания

Немного о перелете. Авиакомпания «Победа» — российский лоукостер с самыми низкими ценами на перелеты — включила в список городов прилета армянский Гюмри — второй по величине город страны, куда мы и летели из Москвы. До Еревана, конечно, лететь в разы удобнее и больше выбор авиакомпаний, но цены неоправданно высокие. Поэтому выбор пал на Гюмри, и мы в итоге ни разу не пожалели — в 4–5 раз разница в цене оправдывает. Сама авиакомпания вполне нормальная, не считая нескольких нюансов и неудобств, но опять же, они забываются, когда вспоминаешь о цене. А за эту цену (по 1500 билеты бывают в одну сторону, частые акции проводятся) — новенькие боинги, вежливые стюардессы, приличное пространство для комфортного полета.

Летела я ими первый раз, так что на свежий взгляд, вполне неплохо. Единственный минус — размеры ручной клади очень скромные — 37*30*27, зато вес не ограничен — хоть гирю вези, лишь бы поместилась в калибратор на регистрации)) Багаж — за дополнительную плату, выбор места онлайн — тоже, рядом сесть — тоже. В общем, по всем правилам лоукостера. Мы, как бюджетные путешественники, предпочитающие больше увидеть, чем испытать комфорт, заранее не регистрировались и в итоге летели в разных концах самолета, но это ничуть не омрачило полет. Багаж взяла подруга, а я была с ручной кладью, нам вполне хватило и туда, и обратно. Ручная кладь у меня была в «дамской» сумочке. Кавычки, потому что она тряпичная и поэтому безразмерная — чего там только ни поместилось! Калибратор, нужно сказать, очень приличного размера у них — и рюкзак легко войдет, так что переживать не стоит. Да и затолкать в калибратор сумку, которая чуть-чуть не помещается, никто не запретит))

Раз уж заговорила о «Победе», закончу. На обратном пути все же обнаружились 2 недостатка: во-первых, самолет вылетел не по местному времени, как в мире принято везде, а по российскому, лишний час мы потеряли, да и опоздал на 2,5 часа, из-за чего мы автоматически опоздали на поезд потом… Но была метель, может, и это повлияло, но пунктуальность авиакомпании не идеальная, нужно это учитывать при планировании стыковок и прочих транспортных продолжений полета. Во-вторых, докупить второй багаж оказалось невозможно. хотя пишут, что за 4 часа до регистрации вполне можно, у нас же за 2 суток ничего не вышло… Ну, уместились в одну большую сумку. И тут — плюс: на регистрации женщина взвесила нашу сумку, вышло 12 кг при норме в 10, она попросила только 1 кг убрать, и 11 кг благополучно пропустила! Может, это, конечно, зависит от конкретного человека, но впечатление сложилось очень приятное. Хотя, конечно, проще лететь сразу до Еревана, ловя акции других авиакомпаний, которых бывает не так уж и мало. Но наш перелет вполне себя оправдал.

Армения очаровала еще в небе: вылетев из пасмурного Петербурга и Москвы, мы увидели впечатляющий закат. Он и стал первой вехой на ярком пути открытия этой страны

Гюмри

Аэропорт Гюмри мне чем-то напомнил перуанский Икитос — такой же маленький, с одним гейтом и кафе. Все очень компактно и понятно. Регистрация, получение багажа — все достаточно быстро. Еще один штампик в паспорте путешественницы, и мы на воле. Вокруг — толпы таксистов и встречающих, все поголовно — мужчины. Это был какой-то шок, сразу колорит почувствовался.

Обмен валюты

Менять деньги можно прямо в аэропорту, там всего один обменник прямо на выходе, курс хороший: 1000 руб.=8400 драм. В городе примерно такой же, встречается на 0,1 выше.

Жилье

Хостел мы заказывали, как обычно, на Букинге — несмотря на перуанские приключения с жильем, этот сайт как-то более понятен. Именно там мы нашли очень колоритный вариант для ночлега — частный дом и Хостел «Artush & Raisa B&B» за 8000 драм за ночь на двоих. Т. к. в Гюмри предстояла только ночевка, это был идеальный вариант. Не в центре, поэтому и цены ниже.

О трансфере мы договорились по почте, но в аэропорту ни машину, ни водителя не нашли. Недолго думая, взяли просто такси — выбора особого ночью не было. Таксист взял 4000 драм, это в 2 раза превышает обычную сумму, но мы, уставшие и сонные, как-то не сообразили сразу. Но это была первая и единственная наша неоправданная трата, дальше втянулись.

Хозяин хостела встретил у порога, извинялся за трансфер. Так и не поняли, что случилось) Ну да ладно. Он это компенсировал поздним бесплатным ужином с чаем, гатой (армянской вкуснейшей выпечкой) и яблоками, утром же был такой же бесплатный завтрак, но еще и с местным вкуснейшим кофе. Так что вполне оправданно все вышло.

Номер очень уютный, с отдельным входом и санузлом, а обстановка — в лучших армянских традициях.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Люстру, смеясь, называли версальской)

Несмотря на вход с улицы прямо в комнату, там очень тепло, работает колонка, одеяла очень теплые и кровати — приятнее некуда.

Знакомство с колоритом прошло на славу, утром еще дополнив вкусным завтраком. Вообще он платный, но видимо в компенсацию трансфера нам было бесплатно. Домашняя выпечка с кофе — всегда вкусно, но в Армении это возведено в культ — так готовят только армяне! Не думала, что после Италии и Швеции меня можно удивить выпечкой, но у Армении это получилось играючи! Но об этом — отдельно.

Артуш — хозяин хостела живет вместе с тетей Раисой, ее мы увидели утром. Ей 80 лет, пережила множество катаклизмов и Грузии, и Карабаха… Но настолько добрая и приятная! Она сказала, что 27 января — большой праздник — день Св. Саркиса — одного из самых почитаемых армянских святых. Он — покровитель влюбленных и просто защитник людей. Раиса рассказывала нам о нем, о поверьях, связанных с этим днем. Из-за языкового барьера мы не сразу поняли одну традицию, но потом дочитали в интернете. Оказывается, в ночь на 27 января существует традиция: нужно загадать желание и посыпать вход в дом мукой. И если утром увидишь на муке следы ног — значит, Саркис приходил в дом и принял желание. И дом отныне считается благословенным. Раиса нас благословила на дорогу, сказала обязательно сходить в храм сегодня и загадать желание.

Гюмри — Ереван

Гюмри сам по себе очень милый городок, по нему приятно прогуляться. Но у нас было всего 6 дней для поездки, поэтому его мы пропустили, на утро сразу выехали в Ереван.

Пути туда есть два (самых удобных) — электричкой и такси — коллективо. Электричка стоит всего 1000 драм (150 руб), но идет больше 3 часов — бюджетно, но сложно. Машина дороже — до 15000 драм доходит, но их делят между собой пассажиры. Нам повезло — Артуш созвонился с таксистом, который как раз набирал группу. И уже спустя полчаса мы ехали в небольшой легковушке, куда поместилось 4 человека-пассажира, проезд — по 2000 драм с каждого. В пути были 2 часа и то, наверно, из-за тумана. Обратно уже ехали в электричке 3,5 часа, но за окном были невероятно живописные виды, так что путь прошел не так сложно.

Как только выездаешь за пределы Гюмри, взгляду открываются бескрайние поля и горы, занесенные снегом.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Дорога идет все время по горам, то спускаясь, то поднимаясь по серпантину, даже уши закладывало периодически от высоты. Погода была пасмурная, мы переживали, что так и будет, но потом она только радовала, с каждым днем все больше. А пока — туман и дорога, обрывающаяся где-то в небе… Красиво и таинственно. Водитель шутил, что не нужно фотографировать дорогу, за которую ему стыдно, но скажу честно, дороги у них вполне нормальные, тем более для горной местности. В России и на Украине иногда гораздо хуже.

Жилье

Итак, спустя 2 часа, мы прибыли в центр Еревана. Хостел выбрали на одном из центральных проспектов города — Месропа Маштоца. Хостел «Домино» был выбран просто по расположению и по фото интерьеров, но когда мы прибыли туда, поняли, что не ошиблись. Он находится в 2 шагах от кафе и магазинов, рядом был огромный гипермаркет «CITY» — аналог нашего «Окея», где есть все и даже больше. Там же — обменный пункт, через дорогу — банк, а до главной площади города всего минут 15–20 неспешного хода.

Персонал очень приветливый, по-армянски гостеприимный, круглосуточная стойка регистрации.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Номера есть с общим санузлом и отдельным, мы взяли с отдельным. Эти номера располагаются не в основном здании, а в пристройках во дворе, из-за чего там очень тихо даже по вечерам. Но минус был — очень холодно и влажно. Там еще идет ремонт в соседних номерах, поэтому с центральным отоплением пока сложно, стоит обогреватель, но он нам не помог — первую ночь очень мерзли даже под одеялами. Но уже на следующую нам дали еще по одному комплекту одеял и мощный калорифер, который быстро создал нам желаемую температуру, им же и просушивали ванную. Персонал сделал все, чтобы нам было комфортно. Включен был и завтрак, очень вкусно все и с любовью приготовлено.

К тому же, в хостеле есть свои туры по городам, т. е. есть водитель, который везет в то или иное место, по пути немного рассказывая о стране. Но цены очень завышены, поэтому мы съездили с ним только в самый дальний в нашем маршруте комплекс — Нораванк, но он был с захватом Хор Вирапа, так что в принципе оправдал затраты. А дальше уже просто договаривались с таксистами, и раза в 2–3 дешевле ездили по окрестностям, включая почти безлимитное ожидание у комплексов.

Еда

Армения славится своей национальной кухней, перечислять блюда которой можно бесконечно. В Гюмри мы попробовали гату — местную слоеную выпечку с кофе. Домашняя кухня еще более вкусная всегда! Но Ереван в этом отношении — просто кладезь открытий гастрономии.

Как уже писала, с 100 метрах от хостела расположен гипермаркет «CITY». Он сам по себе является достопримечательностью, т. к. оформлен в настоящем восточном стиле!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Вообще сразу чувствуется атмосфера востока — в деталях, в запахах, даже в воздухе…

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Здесь гулять можно долго. Даже заселившись, мы сказали на ресепшене, что идем туда и скоро будем, на что нам с улыбкой ответили, что меньше часа мы там точно не пробудем. Думали, шутят, но даже часа нам оказалось мало)

После двух ночей то в дороге, то в Гюмри это — Рай. А среди зимы — еще и летний Рай. Одна полочка с зеленью чего стоит!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Цены — в драмах за пучок. 150 драм=около 20 рублей! Угадайте, у кого был самый вкусный ужин?)) После нашей промозглой зимы мы попали в весеннюю сказку! А в букетике зелени — микс из кинзы (ее тут обожают), базилика, укропа и петрушки. Есть разные составы на любой вкус.

Дальше путь лежит мимо еще одного райского места. Для меня-кофеманки это был шок!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Кофе ведрами! Цены тоже поражают — от 230 драм=100 грамм (около 30–35 руб), то есть на 400 рублей там можно купить 1 килограмм кофе! А у нас — всего 250 грамм… Конечно, эти цены для нас-туристов низкие, по курсу и с нашими зарплатами, а для армян они высоки… Народ живет небогато, особенно в провинции, но в Ереване еще терпимо.

Отдел выпечки порадовал национальными символами гастрономии — лавашами, которые, как большие полотна, выносили из тандыра. Один такой гигант стоит всего 80 драм (10 руб)!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Есть и дрожжевые лаваши, как хлеб, есть пури. Не знаю, что более вкусно!

Любая, даже самая простая булочка (не говоря уж о пирожных) станет самой вкусной в вашей жизни! Перепробовать все невозможно…

Сыры Армении заслуживают отдельного тура, наверное! Козий сыр с зеленью — верх национальной кухни. Армяне любят есть его, заворачивая с лаваш вместе со свежей кинзой. Такого блюда мы напробовались за неделю до отвала!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Огромный кусок домашнего сыра (более 500 грамм) стоит чуть более 1000 драм=150 руб! Нам его хватило на все время пребывания.

Отдельного внимания заслуживают всевозможные солености — маринованные перчики, баклажаны (наподобие «по-корейски») и оливки — как сливы размером!

Бастурма — вяленое мясо, специи всех видов, выпечка, шоколад и многое другое — далеко неполный список гастрономических радостей.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Домашнее вино и настоящий армянский коньяк — отдельная тема для разговора. Вкусно — не то слово, не кисло, не горько, очень вкусно! А в сочетании с горным свежайшим воздухом — пьянит мгновенно))

Достопримечательности

Ереван поражает сразу и не только колоритом и едой, конечно. Главные его красоты — в своеобразной архитектуре — большинство зданий центра и даже жилых окраин облицованы розовым туфом — местным камнем, чем-то напоминающем то ли гранит, то ли кварц, отчего столицу Армении часто называют «Розовым городом».

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Гористый ландшафт придает столице Армении неповторимый колорит и сказывается на планировке кварталов и улиц. Тот город, который мы видим сегодня, был заложен в 1924 году. Колебания высот в пределах городской застройки достигают 400 метров, и высшая точка города находится в районе Нор-Норк. Это чувствуется сразу, как начинаешь гулять по городу — вверх идти сложно, как по горам, а вниз бежишь.

Когда мы приехали, было пасмурно, город встретил мелким дождем, но в последующие дни погода была великолепная! Солнце, зеленая трава, весна! А пока главная площадь города — площадь Республики — предстала в таинственно-торжественном свете…

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Здесь находятся сувенирные магазины, самые разрекламированные отели и хостелы, стоянки такси — такой себе туристический центр. И цены соответствующие. Но стоит отойти на пару кварталов вглубь, — и улочки более аутентичные, и цены в разы ниже. Все, как в любом городе мира, в принципе.

Но это касается только общих туристических законов. В остальном же Ереван — непохожий ни на что, особенный и неповторимый. В него влюбляешься сразу и не понимаешь, во что больше — архитектуру, колорит, людей или просто воздух. В этом вся его прелесть!

Недалеко от площади Республики, по ходу вниз, расположено здание, в которое мечтают попасть все историки мира — Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире. Также Матенадаран является крупнейшим в мире хранилищем древнеармянских рукописей.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Это настоящая гордость всей страны, здесь собраны самые древние свитки и рукописи в мире. Даже проходя мимо этого здания, кажется, что идешь мимо истории.

Помня завет Раисы — посетить храм — мы решили это сделать в самом известном и монументальном храме города — Соборе Святого Григория Просветителя. Назван он в честь одного из первых христиан в мировой истории, положившего начало христианизации Армении, которая прошла на почти 30 лет раньше, чем в Риме при Константине Великом! Армения гордо носит звание первой христианской страны в мире!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Собор считается одним из самых больших соборов Закавказья и мира в целом. Подходя к нему, не веришь глазам своим — настолько он огромный.

Еще за пару улиц до собора мы заметили те самые особенности дня Св. Саркиса, о которых говорила нам в Гюмри бабушка Раиса: это большой праздник. На каждом шагу (включая горный серпантин!) продают подснежники, крокусы, собранные в небольшие букетики. Люди дарят их друг другу, желая счастья, и идут с ними в храмы. Такая радужная и легкая атмосфера весны и праздника!

А у самого храма — молодожены, заключившие брак в день всех влюбленных!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

И даже пасмурная погода не помешала в полной мере прочувствовать эту атмосферу святости и легкой радости.

Внутри храм необычайно огромный! Полусфера-свод как будто обволакивает его стены, создавая светлую ауру вокруг. Нам очень повезло — мы попали на праздничную службу во имя Св. Саркиса и исполнили тем самым завет Раисы. Эмоции от службы сложно описать! После нее вышли молча, с застывшей благостью на лицах. Теперь поняли, что это такое! Но это было лишь первой вехой на пути по древним храмовым комплексам, после каждого из которых как будто возносились куда-то далеко…

Возле собора находится святой источник, из которого обязательно нужно выпить воды или хотя бы умыться и загадать желание, что мы и сделали.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Вообще в Ереване, как и во всей стране, очень много минеральных источников. В городе оборудовано множество питьевых фонтанчиков, вода из которых является лечебной. Да что там говорить, даже из-под крана можно смело пить воду! Она не соленая, без примесей, очень вкусная! Понятие «вкусной воды» может показаться смешным, но еще в Италии я его поняла и приняла и сейчас в Армении еще раз подтвердила. Такое бывает!

Сувениры

Невозможно не сказать хотя бы пару слов о сувенирах. В Ереване все они совредоточены на огромном рынке под открытым небом — Вернисаже. Его найти оказалось не так сложно — прямо от собора Св. Григория идете вниз по улице, как будто за храм, буквально 2 квартала вниз — и увидите множество павильонов. Первый раз мы пришли туда поздно — рынок уже закрывался, потом ездили по стране, в результате чего посетили его в последний день перед отъездом и просто потеряли дар речи от количества и размаха! 4 ряда прилавков длиной по метров 500 каждый, просто усеяны изделиями местных мастеров. Здесь есть все — от магнитов и флажков до самых изысканных произведений ювелирного искусства, изделий из дерева и глины.

Копии знаменитых на весь мир каменных крестов-хачкаров, о которых обязательно буду писать в следующем рассказе, изделия из местного текстиля, глиняные поделки — кувшинчики, тарелочки, колокольчики, дудуки, шахматы, картины… Всего не описать. Но больше всего здесь серебра и изделий из него: браслеты, кулоны, подвески, кольца, наборы украшений, перстни… Чего только нет! Армения славится своим серебром, оно здесь недорогое и очень качественное! Я очень жалела, что мы пришли сюда уже в последний день, с очень ограниченным бюджетом — хотелось скупить все… Хотя, если бы пришли сразу в первый день, то, думаю, так и просидели бы 6 дней в Ереване, не поездив по стране, а оставив все деньги на этом рынке!

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

Что и говорить, перемеряли мы тут всего и пробыли немало, не упустив возможность, пусть и с уже ограниченным бюджетом, порадовать себя и близких украшениями.

Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри-Ереван

В Ереване мы жили оставшиеся 4 ночи, а днем выезжали в древние городки и храмы. Именно они и сложили незабываемо-восторженное впечатление об Армении, зарядив энергетикой настолько, что, кажется, можно долететь до Луны! Но Ереван стал отправной точкой к ним и первой вехой знакомства со страной, обычаями и культурой.

Меня спрашивали, чем пахнет Ереван? Горным воздухом, кофе и пряностями, выпечкой и гостеприимством… Это особый запах, его не спутаешь ни с каким иным!

Каждый вечер, возвращаясь из горных районов, уставшие и напитанные впечатлениями, мы гуляли по вечерней столице, вдыхая невероятный горный воздух, который мгновенно усыплял ночью и бодрил по утрам, любуясь архитектурой, зеленой травой и вышедшем на все дни нашего пребывания солнцем! И уже с первого дня мы знали, что вернемся сюда снова…

Продолжение следует…
Новая чатсь путешествия - Древняя сказка - Армения. Часть 2. Арарат - Хор Вирап.