Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была 1 мая 21:07

Индия Декабрь 2016

Прошло время, а вместе с ним ушло отторжение, притупились негативные воспоминания, и все чаще стали вспоминаться выразительные, жизнерадостные лица индийцев, их приветливые улыбки.

Страна огромна, В какой уголок заглянуть, чтобы опять не разочароваться. Выбрала Раджастан, там пустыня, должно быть почище, да и посмотреть есть что — форты, каждый со своей историей.

Я не буду вас удручать «грязной стороной» Индии, а постараюсь теперь очаровать «жемчужинами» Раджастана, сохранивших свое великолепие под натиском варваров, под бременем времени. Овеянные легендами и подвигами их жителей, форты со своих высот как- будто с укором напоминают нынешней Индии о ее былом величии.

Но началось все опять не так: неудачная самостоятельная попытка в Дели добраться до Садов Лоди, противный отель без воды, вонючая грязь повсюду. «Добил» Храм крыс, куда мы по настоянию большинства членов группы завернули с еще не начавшегося маршрута, и я снова впала в отчаяние.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Было желание взять обратный билет и домой. Спас ситуацию наш гид-переводчик Джиту, из касты раджей, влюбленный в свою страну, знающий ее историю, хорошо говорящий по-русски, бесконечно гостеприимный и искренний человек. Он вселил надежду на предстоящие чудеса.

В Дели задерживаться не стали. Стандартный набор туристических мест, достойных внимания, превзошел своим величием и уникальной геометрией самый высокий в мире кирпичный минарет Кутб Минар.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Кроме кирпичного минарета, здесь расположены развалины первой индийской мечети.

Обзорно промчавшись по городу, больше обращая внимание на многочисленных мартышек, роющихся в мусорных ящиках у правительственных зданий,… двинулись в Мандава.

Форт Мандава, возведённый XVIII–XIX столетиях, был крупным центром караванной торговли. Мало что сохранилось от прежних времен, Дворцы форта сегодня трансформировались в отели для проведения празднеств и свадеб,

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

а вот расписанные многоэтажные купеческие дома хавели и по ныне остались давно «нечищенными жемчужинами» этого городка. Часть их хозяева восстановили на свой лад, переделав под отели, торговые лавки,

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

часть стоит бесхозная с уникальными изображениями божеств, раджпуров, портретами бывших владельцев особняков и сценами из их жизни.

Длительные переезды по бездорожью с унылыми, порой удручающими картинами за окном, основательно выматывали, и сил на пристальное изучение очередных достопримечательностей уже не оставалось.

Сегодня мы в Биканере, и времени хватит только заглянуть в Форт Джунагарх (XVI в.) Это единственный форт в Раджастане, построенный на уровне земли, защищенный только высокими песчаными стенами, широким рвом и пустыней Тар.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Дворцы, храмы, павильоны, внутренние дворы добавлялись каждым следующим правителем, желающим превзойти предыдущего великолепием витражей, изяществом резьбы по камню и дереву.

Форт не испытал ни одного поражения, благодаря чему сохранилось все его первоначальное убранство.

В женской половине дворца Чандра-Махал всеми знаемый и уважаемый Джиту попросил открыть для нас самое великолепное помещение в форте, полное позолоченных изображений богов и живописи, инкрустированной драгоценными камнями. Это была комната матери одного из правителей.

И снова в путь.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Очередной трехсоткилометровый переезд разбавил национальный обед,

заезд на верблюжью ферму, где примерили чудные черевички местного производства,

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

и скрытое от посторонних глаз «секретное» озеро Джиту, куда каждый год прилетают зимовать серые журавли, занесенные в Красную книгу.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Уже затемно добрались в Джайсалмер — вон он, знаменитый форт, величаво сияет на холме.

Ранним утром, осторожно обходя всяческую животину и их лепешки в густом тумане, мы двинулись в единственный обитаемый в Индии форт Джайсалмер по мощеной дороге через четверо входных ворот.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Форт расположен на высоком холме Трикута, в нем сегодня проживает 2 тыс. человек, в основном брамины и раджпуты.

Джайсалмер представляет собой переплетение узких переулков и площадей, дворцов, индуистских храмов, изящных особняков, фасады которых покрыты изумительной резьбой по желтому песчанику. При строительстве жилья местные жители продолжают сохранять традиции древних мастеров И вся эта красота стоит среди вонючих потоков жижи и вековых гор мусора.

Джиту приглашает заглянуть в небольшой храм, и, предварительно разувшись, мы ныряем за маленькую входную дверь и …столбенеем. Где мы, что за творения перед нами, и неужели человеческих рук?. Джайнский храм!!!

Вглядываясь в каждую скульптуру, в каждую колонну, украшенную изумительной резьбой, Джиду с трудом оттащил нас от этого волшебства, пообещав заглянуть еще в один джайнский храм.

Только ради них и то уже стоит ехать в Индию.

Путаясь в узких и грязных улочках форта, заглядывая в попадающиеся на пути сувенирные лавки, одновременно слушая нескончаемую «трескотню» Джиту, мы оказались перед уникальным Патвон-ки-Хавели. Построенное пятью братьями джайнами в начале XIX века, его фасады и сегодня завораживают кружевной резьбой по камню, а некоторые внутренние помещения доступны для посетителей, сохранив интерьеры прошлых лет.

Джайсалмер славится потрясающей вышивкой, покрывалами, зеркальной аппликацией, гобеленами, масляными лампами, изделиями из камня и антиквариатом.

Да разве уйдешь без покупки от таких профи? Ярких впечатлений завершающегося дня добавила балансирующая на канате девочка.

По фортам Раджастана с Джиту. Часть 1. Дели, Мандава, Джунагарх, Джайсалмер.

Направляясь к озеру Гади Сагар, мы в последний раз обернулись на форт, стены которого садящееся солнце окрашивало в золотисто-медовый оттенок. Прощай Джайсалмер «Золотой город».