Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 30 апреля 10:24
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Санкти-Спиритус, Варадеро — Куба Июль 2016

Кубы много не бывает, и рассказывать о ней можно бесконечно — настолько это богатый разнообразием и колоритом уголок планеты.

Из всех стран земного шара и даже из любимой Латинской Америки Куба давно заняла прочное место в моем сердце, задолго до путешествия туда. Я хранила верность этой любви, и никакие манящие страны и красоты не могли увести воображение от маленького острова на другом краю света. Даже когда встал выбор между Мексикой и Кубой, я чисто интуитивно выбрала любимую страну. И не зря: 2016-й стал последним годом правления Фиделя Кастро, да и жизни его тоже… И я успела увидеть Кубу такой, как о ней писали песни и слагали стихи… Уже через год, будучи проездом там на обратном пути из Перу, я была шокирована переменами: их, может быть, не видно туристу-новичку — не с чем сравнивать, но когда 2 года подряд попадаешь туда, это очень бросается в глаза… Но не будем уходить от темы!

Что я знала о Кубе? Многое интересное из перечитанных до дыр книг, заметок и всего, что попадалось на глаза, и многое устоявшееся из серии «там очень любят ром», «все танцуют сальсу и курят сигары».

Танцевала сальсу и я. Любительскими шажками, плавно и не спеша учила базовые движения, точно зная, что рано или поздно там буду. Хотя в сальсе, как в жизни, — немного правил, а остальное — импровизация.

Мысли о поездке жили в сознании так давно, что когда пришел момент ее осуществлять, страстное желание сменилось неверием в происходящее и страхом, но приятным от ожидания исполнения мечты.

В таком состоянии я и летела все 12 часов. Хоть на первый раз решила взять тур (потом благополучно оставив его и уехав изучать остров), испытания начались сразу: чартер переносили несколько раз, в результате чего в аэропорту я прожила почти 18 часов +12 часов в воздухе… Это сейчас эти перелеты у меня не вызывают особых эмоций, привыкаешь уже и к сидению, и к затекшим ногам и всему прочему. Но тогда это стало настоящим испытанием на прочность: приземлилась я на Кубе, выжатая, как лимон.

Очень вдохновили виды за бортом! Их было настолько много, что в пору создавать отдельный фотоальбом. Приземляясь уже, увидела кусочек радуги: так странно было смотреть на нее сверху! Настроение сложилось!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Почему чартер и тур? Во-первых, летом путевок и билетов со скидками очень мало, сезон все же зимой и весной, да и курс в июле 2016-го был, мягко скажем, не очень… 74–75 рублей за 1 евро. Цены на отели не то что кусались, они съедали. Про касы партикуляр была я наслышана, но в них имело смысл жить в городах, а на море все же хотелось туристического отдыха. А пакет предлагал хороший отель и недорогой чартер в комплекте, что отдельно стоило раза в 1,5 дороже. Ну, а во-вторых, было еще страшновато лететь одной на другой конец света (а именно после Кубы я устремилась, осмелев, в Перу), да и хотелось после сложного рабочего года просто релакса… Но Куба в итоге сумела сделать из туриста путешественника! Но об этом чуть ниже.

Кубу я посетила в июле, это разгар так называемого «сезона дождей», когда туристов не так много именно из-за переменчивой погоды и аномальной жары. Но мне повезло изначально — все время путешествия дожди шли примерно раз в 2 дня и то в ночное время: проснувшись, я видела залитый водой балкон отеля и перила, а уже через час все было сухим — испарялось. Шторм я видела лишь однажды там: в предпоследний вечер на Кубе, заказав (интуитивно именно на этот вечер) столик в отельном ресторане. Шторм был сильный — со шквальным ветром, громом и дождем, а молния ударила прямиком в океан, да так четко и ярко, что я сняла это на видео… Страшновато было. Но в целом погода очень радовала, не считая жары.

Остров Свободы встретил по-настоящему тропической жарой в + 37 градусов и влажностью: сауна по сравнению с полуднем на солнце просто отдыхает! До сих пор помню запах жары и сырости аэропорта Варадеро — что-то настолько желанное и манящее, несмотря на непривычный климат! Ностальгия…

С первых минут Варадеро влюбляет в себя: каждая пальма, травинка, кусочек земли говорит о том, что ты в тропиках, более того, на океане!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Что и говорить, Рай я представляла именно таким!

Не успев заселиться в отель (ожидая готовность номера), я побежала осматривать окрестности. Один огромный корпус в форме раскрытой книги утопает в буйстве тропической зелени, перемежаясь с 5 барами и не менее огромным бассейном. Это отель Tuxpan 4*, в котором понимаешь, что рай есть!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Можно полдня только бродить по затененным дорожкам в буйстве зелени!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Номера в отеле очень колоритные. Две почти двуспальные кровати, туалет, ванна с душем, а полотенца скручены в красивые фигурки — все в стиле тропического курорта. Есть еще большой балкон со столиком и стульчиками, откуда открывается поразительный вид!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Единственное неудобство (не номера, а страны в целом) — это напряжение в розетках, оно ровно в 2 раза меньше нашего, всего 110 В, поэтому техника заряжается в 2 раза медленнее… К розеткам нужен переходник американского типа с плоскими вилками, его можно купить в России в любом крупном гипермаркете.

В отеле я и напробовалась многих местных блюд и напитков, хотя цены в кафе немаленькие, сравнимы с Европой в целом. Из радостей «Все включено» можно выделить многочисленные коктейли, которые спасали в жару, а ром в них не имел никаких последствий) Здесь же впервые попробовала кубинский кофе и подсела на него окончательно. Крепче не пила пока нигде! Подается он, как и положено, в малюсеньких чашечках. И никакой пошлости типа молока и сахара! Только кофе! Одним словом, релакс…

Здесь же, в день перед выездом в путешествие по острову,случилось то, о чем не мечталось - был выигран танцевальный марафон среди туристов отеля! Танец - конечно же, сальса! И приз - настоящая кубинская конга, о которой мечтала. Даже перед выездом домочадцам сказала, что вернусь с барабаном, куплю, но вернулась с выигранным!

Одно дело, когда любимая музыка играет в наушниках, холодной зимой где-нибудь в метро и совсем другое, когда - на ее родине. Киловатты звука доносятся из каждого кафе или отеля, с пляжей и просто улиц. На марафоне заиграла моя любимая из всех любимых песня! Изначально и участвовать-то стеснялась... но когда услышала ее, душа унеслась в пляс! Так Варадеро стал еще и родиной исполнения мечты, самой заветной, которую даже писала в Новый год на бумажечке - станцевать сальсу на Кубе!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Но вернемся к городу и стране.

При путешествии на Кубу большинство туристов рано или поздно оказываются на Варадеро, который просто создан для беззаботного отдыха и неги. Это городок, известный еще с начала 20 века как самый презентабельный курорт Острова Свободы. Его название переводится как «смолильня», что говорит о гораздо более древнем его прошлом: в незапамятные времена на его берегах смолили свои корабли испанцы.

Варадеро является олицетворением мечты о кубинском отдыхе: чего бы вы ни ожидали от него, он вам это предоставит, всегда добавляя к этому белоснежные пляжи, лазурный океан и нескончаемую латину.

Из развлечений здесь очень много опций: экскурсии, джип-сафари, каяки, круизы на острова, дайвинг, бурная ночная жизнь.

Но главной визитной карточкой курорта по праву является искрящаяся волнами и оттенками Атлантика: выйдя первым делом по прилету на берег, я не могла поверить, что это не фотошоп — настолько бирюзовая и прозрачная вода! Она единым взмахом смыла всю усталость от долгого перелета, жары и волнений.

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Эти пальмовые зонтики служат не только яркой атрибутикой знаменитых пляжей Варадеро, но и спасают от палящих лучей щедрого тропического солнышка — всего за 10 минут на нем в полдень можно неслабо обгореть. А вот песок ни капли не нагревается: после итальянской Террачины, где даже коврики лежали на песке, кубинский песок стал открытием: настолько мелкий, как мука, и прохладный, ну, а цвет…сами видите!

Продолжая тему пляжей, хочется отметить их малолюдность, что также видно по фото: это Рай для туриста! Были случаи, когда мне было даже некого попросить помочь сделать фото! Но как приятно: ощущаешь себя сродни Робинзону, хотя в еде в коктейлях нужды никакой нет)) Все включено!

Зареклась, что не буду больше брать эту опцию! Хоть летом, да еще в такую жару есть не хочется вообще, устоять невозможно! Фрукты всех видов, морепродукты, рыба, круассаны… Вот уж не ожидала, что после Италии Варадеро сможет удивить ими… Но это-таки получилось!

По вечерам сразу стало традицией встречать закат на берегу океана. Он каждый вечер был разным, таких живописных пейзажей я не видела нигде! Да и вряд ли увижу, ведь первые впечатления — самые яркие и наиболее крепко врезаются в память. Последующие можно лишь сравнивать…

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Варадеро сам по себе очень милый и уютный, расположен на полуострове Икакос, он врезается полоской суши в океан, которая имеет длину около 20 км, а ширину иногда всего 500 метров!

В городке всего 1 главная улица — самая длинная — Avenida primera, которую пересекают более мелкие улочки. Заблудиться там практически невозможно. Все развлечения и туристические аттракции располагаются на главной улице — магазины, кафе, парки, торговые центры и т. п. Отели же стоят сплошь на берегу океана: понятия «2-3я линия» здесь практически не существует — каждый отель имеет выход к воде, даже 2-звездочный, а некоторые стоят на самом берегу, а в окна к отдыхающим в ветреную погоду долетают брызги океана.

Вдоль главной улицы расположены десятки кафе с различным диапазоном цен, но т.к. в отеле было "все включено", то в кафе я была всего один раз - в знаменитом "Casa de Al", усадьбе Аль Капоне, в которой он никогда не жил. Но колорит остался, и теперь это - самый, наверно, пафосный ресторан Варадеро.

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Но и с самым красивым видом на океан!

Кроме кафе есть множество баров, но опять же, коктейли были в избытке в отеле, а отдельно я хотела попробовать еще одну изюминку кубинской роскоши - это пина коллада в настоящем кокосе. Очень вкусное и бодрящее лакомство за 5 кук.

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Общественного транспорта на Кубе нет, есть только для местных и отдельно туристический. На Варадеро это двухэтажные автобусы с панорамным 2 этажом. Они курсируют по кругу, объезжая примерно за час-полтора весь полуостров. Остановки их есть везде, можно садиться в любой, билет стоит 5 кук и действует весь день, что очень удобно — можно входить и выходить в любом месте, да и экономия приличная. Кроме автобусов есть многочисленные ретро-авто — кадиллаки, шевроле и прочие. Они стоят уже от 10 кук и до 20. Еще есть милые коко-такси, а по сути — тук-туки, но ярко-желтого манящего цвета. Каждый турист считает своим долгом прокатиться на них с ветерком, ведь ни окон, ни поручней в них нет — романтика и экстрим!

Главное правило, применимое ко всем сферам туристической жизни на Кубе, будь то рынок сувениров, такси или что-то еще — торговаться. Это, конечно, не обязательно)) Но очень выручает, если, например, денег уже мало осталось, или очень понравилась какая-то вещь, а цену явно заломили. Куба живет за счет туристов, поэтому и цены ориентированы на них… Но самая главная заповедь, на этот раз действующая вообще везде — улыбка! Кубинцы — невероятно жизнерадостный и дружелюбный народ, и когда они видят таких же туристов, это очень помогает в общении и во всем!

На Кубе в целом около 400 видов пальм! И, кажется, все они представлены на Варадеро! А под ногами часто находишь не березовые почки или каштаны, а кокосы — зачастую их просто не успевают сорвать, изобилие!

Тротуары Варадеро зачастую укрыты от солнца увесистыми листьями пальм, что очень спасает от зноя. К тому же вдоль таких дорожек частенько можно встретить местных обитателей — милых ящериц с причудливо загнутыми хвостиками, они очень любят позировать!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Я не поклонница лениво-пляжного отдыха, скорее даже противница, но там время остановилось! Почти 5 дней я нежилась в отеле, не в силах сорваться в поездку, и даже на какое-то мгновение стала понимать людей, отзывы которых читала: не были там-то и там-то, пролежали в отеле и поездили по близлежащим экскурсиям.

Но как бы ни был прекрасен Варадеро, это не Куба! То есть географически, конечно, она, но в остальном это просто туристическая резервация, где живет персонал отелей и сами постояльцы. Кроме природы и музыки, там нет ничего от той Кубы, которую мы видим от открытках и в журналах — нет колорита и шарма.

Чтобы узнать Кубу, нужно ехать в глубинку. Даже не в Гавану, а, скорее, в Тринидад, Баракоа и Сантьяго де Куба… Иначе слова «Я был на Кубе превратятся в «Я был на Варадеро, а Кубы и не видел».

С этими мыслями, успевшими растолкать дух приключений, мирно уснувший под шум океана, я решила действовать. Но как? Тур-то включает только курорт. Экскурсий масса, но опять же — дорого неоправданно. Но выход есть — знаменитые автобусы Viazul, которые курсируют между большинством городов острова и стоят в 10 раз дешевле экскурсий. Да, без гида, но я уже столько начиталась об этой стране, что сама могла бы провести экскурсию!

Останавливало одно: задолго до поездки я безумно захотела побывать на водопаде El Nicho в горах Эскамбрай. Это самое сердце Кубы, спрятанное в национальном парке Гуанаяра, по пути в Тринидад. Проблема лишь в том, что автобусы туда не ходят, а от ближайшей станции добираться на такси или попутках достаточно сложно. К тому же, идти в тропический лес, который представляет собой большую часть этого заповедника, нужно с проводником или группой. Можно было, конечно, рискнуть, но по цене навскидку все ранво было дороже, чем экскурсия.

В итоге я взяла-таки тур, но только как трансфер до Гуанаяры и прогулку там. Далее группа ехала в Тринидад, туда тоже меня бы завезли и на этом все.

На словах и в мыслях — красиво, а что с этим всем делать? Где ночевать в Тринидаде, как добираться обратно… Дух приключений проснулся окончательно и порешил: будь как будет. Переночевать в доме у кубинцев было моей мечтой, вот ее и решила осуществить там. Оставались билеты на автобус обратно. Уже стоя у кассы, я решила добавить в маршрут еще 2 городка, находящихся не так далеко от Тринидада, но по праву считающихся самыми известными в центральной Кубе — это французский Сьенфуэгос и патриотическая Санта-Клара. Первый город основан французами-переселенцами в 19 веке, прозванный Маленьким Парижем, а второй, прогремевший на весь мир, именно в Санта-Кларе находятся многие революционные объекты, музей и мемориал Че Гевары, где похоронен команданте и его боевые товарищи… Обойти эти 2 города просто непростительно!

Билеты на автобусы стоят 10–20 евро, например, в ту же Гавану 10, при том, что самая дешевая 5-часовая (всего-то!) экскурсия стоит от 50–60! Автобусы очень комфортные, с кондиционерами, да такими, что иногда даже хотелось набросить кофточку, сидения мягкие, не до конца забитые салоны… Приятно одним словом!

Уже на следующее утро, с рассветом, на небольшом автобусе мы выехали из Варадеро. В отеле я сказала, что уезжаю на несколько дней, оставила там же багаж, номер-то закреплен. Это удобно, но безумно жалко этих оплаченных дней… Но кто же знал, что Куба окончательно сделает из туриста путешественницу!

Как только выезжаешь за пределы курорта, сразу начинается настоящая страна — природа, поселки, плантации фруктов и сахарного тростника. Сразу вспоминаются многочисленные фильмы и сериалы о такой колониально-сельской жизни, время останавливается…

По приезду еще на Варадеро я не могла долго понять, что в городе не так. Вот вроде все отлично, но что-то все же было странным. И уже по прошествии дней четырех я, наконец, поняла: в городе нет рекламы! Ни баннеров, ни афиш и плакатов — ничего. Но эта особенность присуща не только Варадеро, но и всему Острову Свободы! Мне она очень понравилась: ничего лишнего для любования роскошной природой и колониальной архитектурой!

Но в провинциях все же есть один вид «двигателя прогресса» — такие вот революционные и патриотические самодельные вывески. На них обычно изображен кто-то из деятелей прошлого, либо лозунг, либо символика революции. Эти вывески очень колоритно смотрятся! И если бы был такой всемирный сканворд, то по этим картинкам страну угадали бы сразу!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Вместе с удалением от туристических мест изменился и городской пейзаж: на смену шикарным и не очень отелям пришли дома простых кубинцев — без окон, зачастую из шифера и дерева… Стекла на Кубе слишком дороги, поэтому есть зачастую лишь в отелях и магазинах для туристов. В жилых же домах вместо них — ставни и подобие жалюзи. Но для Кубы это не критично, ведь температура на острове круглый год теплая, и такая естественная вентиляция даже в пору. А для туристов это еще одна кубинская изюминка.

Люди живут очень скромно, каждый выживает, как может. Те, кто работает в туристической сфере, живут получше. В Гаване и в Тринидаде мне довелось видеть огромные бочки на крышах и стенах домов. Оказалось, что это резервуары с водой для душа, кипячения и т. п. Есть газ и электричество, а вот водопровод — редкость… Поэтому в душе даже в отеле было неловко долго намываться, хоть там и все подведено.

Интернет на Кубе пока еще в дефиците, но уже имеется. Можно сразу вычислить место, где раздают бесплатный wi-fi — обычно это площадь или сквер, где сидит множество людей. Они покупают карточки (наподобие наших для пополнения счета) с лимитом выхода в сеть на час-два. Стоит такая tarjeta 2 кука. Я не покупала, не хотелось в такой стране и природе зависать в сети, но те, кто пользовался, говорили, что очень медленный интернет, а то и невозможно было подключиться. Но кубинцы сидят активно, зачастую это позволяет забронировать касу партикуляр напрямую или просто пообщаться с новыми знакомыми потом, из дома.

Национальный парк Гуанаяра находится в горах Эскамбрай, отчего погода там несколько иная, чем на равнине, хотя горы и невысокие — до 1000 м над уровнем моря.

Уже на подъезде к горам погода резко испортилась, небо стало пасмурным, почти все время лил дождь. Но, наверное, для джунглей это даже хорошо — более атмосферными кажутся. И хотя это не амазонские дебри, они произвели на меня неизгладимое впечатление, к тому же, это была первая встреча с сельвой.

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

До поездки сюда я просто зачиталась книгой испанца Фернандо Гамбоа «Последний тайник», где он описывает увлекательнейшую историю с приключениями в Испании, Африке, Мексике и Гватемале. Были там и джунгли. Именно от их описания я по-настоящему захотела когда-то увидеть сельву воочию! По сути, ради них, а не только ради водопада я стремилась в Гуанаяру, и она открыла мне их, пусть даже в объеме национального парка, но эти впечатления останутся в памяти, как самые первые и самые яркие!

В той же книге были строки, которые я впоследствии повторяла, как мантру, в амазонских джунглях, пробираясь по ним с мачете наперевес: «Сельва может поглотить такой город, скажем, как Нью-Йорк, за считанные месяцы». Я поначалу недоумевала, как это возможно, но потом поняла: вполне себе можно. Ведь до сих пор в джунглях скрыты в целые города индейцев майя и, может, вообще каких-то невиданных племен и народностей.

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Даже в кубинской версии сельва была настолько непролазной и атмосферной, что казалось, что ты находишься на съемках фильма о доколумбовом периоде! В парке Гуанаяра есть высокая точка, где расположена смотровая площадка, откуда виден масштаб природы! Той природы, которую увидели, высадившись здесь 500 лет назад, испанцы — нетронутой, космически красивой!

На входе в парк есть небольшое кафе для туристов, которое предлагает обеды после прогулки по заповеднику. Пища здесь та, которую едят сами кубинцы — тушеная тыква, бобы, рис, курица, а на десерт — кофе и манговый сок! Такой обед мы и получили в итоге. Все по-домашнему очень вкусное, а учитывая, ГДЕ ты это ешь, то… это все равно, если бы позавтракать на вершине гор Мачу Пикчу или в Помпеях! Более атмосферного обеда сложно представить. К тому же, столики стоят не в помещении, а под навесом в окружении огромных лиан и какофонии звуков.

Путь по парку чередуется от сложного к простому и наоборот, не давая скучать: есть целые широкие тропы, вымощенные брусчаткой, по которым все время идешь вверх, а есть совсем уж самобытные и несколько экстремальные тропки, нависающие над рекой, водопадами, или выдолбленные в земле высокие ступени, образующие винтовую лестницу… В общем, при жаре и влажности, да с такими тропами скучать не пришлось точно! Сейчас вспоминаю эти дорожки с умилением, после гор и джунглей Перу, но тогда это стало ярким приключением, которое не забывать никогда! Эти виды невозможно забыть…

Но главное чудо ждало впереди — водопад El Nicho открылся так неожиданно, что не сразу осознали, что дошли до него: в этих местах рекордное количество маленьких и совсем крошечных водопадиков, которые, как ручейки, просто сочатся из земли, и к ним настолько привыкаешь, что когда видишь перед собой 20-метровую водную стихию, обрушивающуюся вниз, не сразу находишь слова для выражения эмоций. Водопад сначала слышишь, а потом видишь…

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Он многоуровневый, и уже на следующим поворотом предстает совершенно иной вид, на первый взгляд, более спокойный и таинственный.

А на последующий взгляд понимаешь, что здесь можно искупаться… Но не просто искупаться, а нырнуть с разбега в ледяную воду с головой. На самом деле, вода +14 градусов, что, конечно, прохладно, но когда воздух переваливает за отметку в +40, да еще стоячий лесной воздух, это кажется еще более экстремальным перепадом температур. К тому же, это не бассейн, спуска с лесенкой природа не придумала)) Есть лишь огромный камень, который служит трамплином, а дальше — 6-7 метровая глубина и подводные камни.

Некоторые члены нашей группы наотрез отказались сигать в воду. Ну, превращение из туриста в путешественника прошло не зря, я прыгнула, причем так быстро, что не догадалась дать фотоаппарат людям и попросить сделать фото… Пришлось сигать во второй раз, желание сделать фото — страшная вещь))

Когда ныряешь в воду, кажется, что тысячи игл вонзаются во все части тела, дыхание резко перехватывает, и чтобы вдохнуть, нужно потерпеть несколько секунд, пока организм адаптируется к разнице температур… Кажется, что это вечность… И, пожалуй, узнаешь в этот момент, что такое инфаркт, ощущение, наверное, близкие.

Но от адреналина не чувствуешь ни холода, ни тем более страха — они остались на берегу, а впереди — только радость и созерцание прекрасных каскадов воды и природы вокруг! И незаметно подвернувшийся подводный камень, оставивший на память огромный синяк… Ну, что ж…это того стоит!

Вспоминая Кубу... Часть 1: Варадеро — Гуанаяра

Этот прыжок, наверно, и стал отправной точкой для трансформации в путешественницу: ушел какой-то страх и сомнения, появилось непреодолимое желание подобного, страстное, как сама сальса!

Возвращалась я по тропкам уже другой — воодушевленной и с четким планом действий: искать, бороться и побеждать. Гуанаяра стала первым пунктом нетуристической, не курортной Кубы, которая проникла в душу сразу и без остатка! Я так отчетливо вспомнила дни, проведенные на пляже, и попытки скорее вытащить себя с курорта навстречу настоящим приключениям…

Конечно, отдых всем нам необходим, тем более тропический — это целая райская жизнь, полная удовольствия и неги, но все же путешествия — это именно такие поездки, это не столько отдых (разве что моральный), сколько преодоление себя, чтобы в итоге и достичь этой неги и радости, но уже не просто от природных красот, а и от исполнения задуманного…

Уходить из парка не хотелось, но время неумолимо бежало, впереди меня ждала встреча с великолепной четверкой городов Кубы, но главное — с вожделенным колониальным и застывшим в веках Тринидаде…

Но это уже следующая история, которую можно прочитать тут: Вспоминая Кубу... Часть 2: Тринидад — Сьенфуэгос — Санта-Клара

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм