Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Болгария Сентябрь 2017

Лето у моря пролетает быстрее, чем лето в городе, странно, что физики этого до сих пор не заметили и не внесли поправки в Теорию Относительности. Подсчет 90 разрешенных шенгенских дней (включают день въезда/выезда) показал, что выехать из зоны Ш необходимо 20-го сентября до полуночи. Значит, из Греции надо выехать числа 16-го, имея несколько дней на дорогу. Маршрут я прокладывал с учетом следующих соображений:

а) У меня машина была куплена в начале года, пробег, необходимый для прохождения первого ТО, набирается как раз в пути, до России точно не дотяну. Поэтому пройти его нужно будет в пути, лучше это сделать в славянской стране, чтоб был более-менее понятен язык (у меня есть опыт прохождения ТО в Греции, общались по-английски, в целом все было ОК, но лучше в этих делах понимать все нюансы полностью).

б) Нешенгенские балканские страны разрешают безвизовое транзитное пребывание на своей территории обладателям шенгенских виз на весьма долгий срок. Выбор был между Софией и Белградом, в обоих городах мы неоднократно бывали, поэтому осматривать их не планировали, только ТО и немного шоппинга. Отели Белграда при равном качестве почему-то более дорогие, чем такие же в Софии, что склонило чашу весов в пользу Софии. Ну, а после Болгарии естественнен путь в Румынию, там есть что посмотреть Поэтому решено — едем через Болгарию и Румынию, сначала посетим Рильские озера, в Софии делаем ТО, в Румынии заедем в какой-нибудь трансильванский городок. Затем стандартный путь — Венгрия, Польша, Беларусь, Россия. Но обо всем по порядку.

Получившийся в итоге маршрут выглядит так:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Путь через Болгарию-Румынию практически не увеличивает общий километраж в сравнении с более привычным (Македония-Сербия), но если через Македонию-Сербию мы едем по основным трассам этих стран, то в Румынии и частично Болгарии дороги будут второстепенными. Маршрут наш не был окончательно проработан даже в день выезда. Определили только первую и вторую точки для ночевки — Рильские озера и София, далее бронируем отели по ходу передвижения. Обычно все транзитные точки и интересные места определяю я, иногда сюрпризом для жены, однако в этот раз она где-то нарыла инфу про Рильские озера, я про них даже, кажется, ранее не слышал. Посмотрел карты — отличный вариант, практически по пути, примерно сотня километров до Софии.

И вот настал день выезда, 16 сентября. Утром загружаем машину, прощаемся с греками-соседями (всегда трогательно — желаем друг другу Кало химона (хорошей зимы), обнимаемся, женщины порой проливают слезу). Едем. Границу с Болгарией, как обычно, проходим сравнительно быстро, досмотра нет. После границы движемся в сторону Софии. За несколько десятков километров до Рильских озер сворачиваю с трассы. Дело в том, что перед выездом я обнаружил еще одно интересное место практически на нашем пути — Стобские пирамиды. Это природное образование — осыпавшиеся и выветренные породы создали что-то вроде Каппадокии-лайт. Понятно, что очень уж лайт, но отчего бы не посмотреть?

Небольшая трудность (первая) в том, сам по себе сайт не обнаруживается навигатором. Я вбиваю деревню Стоб и надеюсь, что на месте легко разберемся. Разобрался легко, но не очень, дело в том, что там много разных дорог, а указатели на Стобские пирамиды начинаются лишь в самой деревне. Тем не менее, особых сложностей не возникло, приехали на стоянку «Стобские пирамиды», далее пешком. Здесь вторая трудность — вход платный, а у нас нет болгарских денег, поменять негде, карточки не принимают, как и наличные евро. Штожеделать-штожеделать? Тут добросердечная тетушка-билетер машет — идите так. Я низко кланяюсь, благодарю. Идем, в пути обнаруживаем третью, последнюю, трудность — пешком идти довольно долго, причем в гору, хотя подъем не крут. С неба нас поджаривает ослепительное солнце (+35 гр). Я жару люблю, а вот жена нет. Туристов не очень много, я бы сказал, весьма мало. Все встречные вежливо здороваются (нам очень по душе эта привычка). Минут через 20 пошли уже собственно сами пирамиды. Это, конечно, совсем не Каппадокия, причудливые нагромождения здесь состоят не из скальной породы, а из спрессованной земли, но, безусловно, место примечательное. Путь наверх проходит таким образом, что сначала становятся видны менее впечатляющие пирамиды, по мере продвижения наверх виды становятся все более красивыми.

1. Первый участок «пирамид» по пути наверх:

2. Склоны, лежащие дальше, уже в большей степени похожи на пирамиды:

3. Некоторые пирамидки как две капли воды похожи на грибочки из Каппадокии:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

4. Перед последним участком дорожка становится узкой и с одной стороны ничем не отгорожена от обрыва:

Я вопросительно смотрю на жену, ее раскрасневшееся от солнца и утомительного подъема лицо выражает ужас и неприятие. Конечно, она дальше не пойдет. Нашла скамейку в тени села отдыхать. А я, бодрый и полный сил, карабкаюсь дальше.

5. Такова панорама всего склона, вдали — деревня Стоб, внизу чуть справа — стоянка, на ближнем плане — тропа с предыдущего снимка:

6. Чуть дальше и левее — еще один склон с участками эррозии:

7. Там вдали видны довольно большие «грибочки»:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Интересно, что склоны имеют разные цветовые оттенки, от светло желтого до серо-коричневого.

10. А это последний склон на нашей стороне:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Пора назад, ничего нового я уже тут не увижу. На обратном пути надо бы поснимать отдельные пирамидки.

11. Некоторые настолько сливаются в фоном, что лишь тень помогает заметить торчащий отдельно грибочек:

12.

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Некоторые образования похожи на различных животных, некоторые — на предметы.

13. Лягушка?

14. Голова змеи? (вариант — цурикат):

15. Лично мне больше всего понравилось вот это ювелирное изделие:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Вышел к месту, где оставил жену — упс, ее нет. Пришлось поискать, нашел спящей на другой скамеечке в тени. Спустились к машине, поблагодарили еще раз билетершу, пора ехать. Следующая наша остановка — село (вернее, не село, а скопление нескольких отелей) Паничище. С основной трассы на Софию после городка Дупница сворачиваем к городку Сапарева Баня, дорога там обновленная, многие туристы, чья цель Рильские озера, останавливаются именно в этом городке, ведь тут есть магазины, рестораны и даже что-то вроде аквапарка. Но мы специально забронировали отель в Паничище, там по отзывам отличный ресторан, свежайщий горный воздух и до подъемника к озерам всего 6 км.

После Сапаревой Бани дорога превращается в крутой серпантин, но качество покрытия хорошее, ехать приятно. На автомобильном термометре видно, как буквально с каждым километром падает температура, если внизу было +35 градусов, то в Паничище — всего +18. Вселились, отель отличный, есть СПА с сауной. Немного побродили по девственному лесу вокруг отеля, начало темнеть, вернулись и пошли в СПА. Здесь всё оккупировно толпой молодежи, приехавшей сюда на выходные отмечать какой-то юбилей. Все были слегка пьяные, веселились по полной, но при этом никак не мешая другим. Жена сауну не любит, джакузи занято, хамам тоже ей не покатил, ушла. Я попарился от души, вернулся, пошли в ресторан. Блюда превзошли наши ожидания по качеству. Пожалуй, более вкусной свиной ноги я не ел нигде, включая Германию (ну, может, сравнимо). Порции большие, мясо честное, соус оригинальный. Еще шопский салат и пиво. За долгий опыт поездок по различным европейским странам, не входящим в зону евро, выработалось правило — перед выездом подкопить евровых монет на чаевые, ведь часто расплачиваемся картой, совсем не меняя деньги на местные, обычно от трех до пяти евро на раз хватает (исходя из 10% к счету). Кстати, в этом отеле хозяин немного знает русский, проблем в общении не было. Вот что можно было отнести к минусам — это кровати, они круглые, что само по себе не плохо и не хорошо, но вот именно в нашем номере в середине кровать имела весьма сильную вогнутость, спать было неудобно, но я среди ночи нашел выход — подложил под матрас в центре диванную подушку. Матрас сразу выровнялся, я обрел желанный комфорт (жена, похоже, ничего и не заметила). Утром завтрак с хорошим кофе, выселение, едем к подъемнику.

Уже стоя в очереди на посадку в кабинки, вдруг четко вспоминаю, как я обувался в отеле, мне мешали документы (права и техпаспорт) в кармане джинс, я их на время вынул и положил на кровать, а вот назад (хлопаю себя по карманам) — забыл. Очередь уже подходит, поделился с женой своим открытием, что делать? Долгий выразительный взгляд на меня (можно подумать, сама никогда ничего не забывала). Решаем подняться, а уж на обратном пути заехать в отель, спросить документы. И только уже находясь в кабинке, вспоминаю, что среди документов была и банковская карта. Билеты на подъемник я покупал за болгарские левы, которыми меня снабдил хозяин при расчетах за отель (он не был уверен, что на подъемнике примут оплату картой). Вот тут уже стало совсем тревожно. Время в пути на подъемнике, между прочим, примерно 30 минут. Предвижу, что настроение не даст насладиться осмотром озер, поэтому надо наверху поискать кафе с интернетом и попробовать как-то решить проблему. Кафе нашлось, интернет тоже, но тут новая напасть — наши мобильники остались в машине внизу. Я заказал кофе и обратился за помощью к барменше, объяснил суть (сказал, что я Альцхаймер), дама позвонила в тот отель, в отеле девушка сбегала в номер (еще не убрали, слава богу), нашла документы и пластик, сказала, что можем заехать и забрать в любое время. Уффф. Теперь можно с легким сердцем отдаться беспечному осмотру горных пейзажей.

Озера имеют ледниковое происхождение и расположены на высоте 2100 — 2500 метров. всего их тут семь. Каждое озеро имеет названия, а именно: Почка, Глаз, Слеза, Близнецы, Рыбное, Трилистник и Нижнее. После выхода с подъемника оказалось, что надо еще идти пешком в гору часа полтора. Там вдали возвышается так называемый Озерный пик, с которого открываетя вид на все озера, поток туристов идет именно к нему. 16. Пройдено процентов 20 пути.

Внизу видна хижина (Хижа) возле верхней точки подъемника, кафе с интернетом было там:

17. Еще чуть дальше в поле зрения появляются первые два озера:

18. Пара гнедых:

19. Выходим к первому озеру — Почка:

20. Вода в озере чистая, прозрачная:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Жена поначалу была полна решимости, однако примерно спустя час увяла и спасовала перед очередным подъемом. Я ее оставил у озера Почка, договорились встретиться у хижины, где кафе, дальше я пошел один. Народу вокруг весьма много, погода отличная, солнце яркое, температура градусов 12–13, но разгоряченный подъемом организм ощущает это лишь как легкую и желанную прохладу.

21. По пути встречается вот такой кривой водопадик:

Надо сказать, в этом месте есть более выразительный и известный водопад — Скакавицкий. Но к нему надо довольно долго идти, причем в другую сторону с самого начала. Я бы, может, и сбегал, но нам еще надо заехать в отель за документами (все же давит на подсознание), потом путь в Софию… в следующий раз. Кстати, есть в этих краях еще и очень значимый монастырь — Рильский. Находится в горах примерно посредине между Стобскими пирамидами и Рильскими озерами. Посетить его мы не планировали, чем вызвали удивление зозяина отеля. Видимо, как-нибуль потом можно будет захеать. А пока поднялся до озера Глаз. С него уже открывается хороший вид на окружающее пространство.

22. На переднем плане — рукотворная пирамидка, коих здесь немеряно, позади озеро Почка:

23. Озеро Глаз:

24. Озеро Глаз:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Остался последний рывок до верхней точки пути — Озерного пика. Он не самый высокий в здешних местах, просто самый доступный и массовый. На соседних вершинах можно увидеть более подкованных туристов, да и альпинистов тут тоже достаточно. По пути наверх открывается вид на самое высокое и скрытое от наблюдателей озеро — Слеза. Его видно далеко не из всех панорамных точек.

25. Озеро Слеза:

26. На Озерном пике многолюдно. Кучи каменных пирамидок и флаг:

27.

С этого пика одновременно видны шесть озер. Если есть в запасе сверхширокоугольник, то, возможно, все шесть влезут в кадр (маловероятно). Вид на седьмое, Слезу, все равно открывается несколько с другой точки, придется немного перейти (сзади справа, если стоять лицом к шести озерам).

28. Пять озер:

29. Почка:

30. Глаз:

31. Близнецы, Рыбное, Трилистник и Нижнее:

32. Кустик можжевельника:

33. Глаз и Почка:

34. Соседний пик Харамнята (что бы это ни значило), наверху видны точечные фигурки людей:

35. Поснимал еще немного пирамидок:

36.

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

37. Камней для таких пирамидок здесь предостаточно, вот, например, целый склон покрыт ими:

38. Начинаю спускаться. Навстречу движется восходящий поток туристов:

39. И туристок:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Назад можно идти тем же путем, что и наверх. Но это скучно. Решаю пойти другим маршрутом, через группу нижних озер.

40. Здесь видно, почему это озеро называется Близнецы:

41. Некоторые нижние озера соединены ручьем:

42. Озерная растительность:

43. На берегу (против солнца):

44. Озеро Нижнее, оно находится ниже верхней точки подъемника (но с него озеро не видно):

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Чем ниже по склону, тем более высокая растительность, если наверху на деревья нет даже намека, то в районе нижних озер уже обильно растет ельник.

45. При взгляде вдаль ельник неоднороден, изредка торчат полноценные елки, похоже на то, что кто-то здесь чрезмерно поработал филировочными ножницами:

46. Местная флора:

Я читал, что весной здесь активно цветут эдельвейсы (и видел фотки). Бродя по удаленным тропкам, всматривался в растительность — вдруг какой-нибудь нетрадиционный эдельвейс где-то затерялся… Увы.

47. «Нижний» пейзаж:

Из Греции в Москву на автомобиле. Часть 1. Болгария

Добрел до хижины, нашел жену, оживленно болтающую с болгарскими женщинами. Отведали в кафе местный пищевой продукт, более всего напоминающий молочный кисель из далекого советского детства. Однако, вкусно. Что еще необходимо отметить — и на Стобских пирамидах, и на Рильских озерах весьма чисто. При таком наплыве туристов нет никаких куч мусора, ветер не носит пустые пакеты и бумажки. Если кто-то останавливается перекусить, после трапезы все остатки и упаковки тщательно собирают и уносят.

Билеты на подъемник можно купить как в одну сторону, так и туда-обратно. Если только наверх, то спуститься можно пешком. У нас второй вариант, садимся и спускаемся, мерно покачиваясь среди еловых вершин, обильно усыпанных шишками.

48. Кресельный подъемник:

49. Шишки:

И в заключение — сверхкороткий видеоролик, дающий более пространственное представление об этом месте:

Внизу быстрым шагом дошли до машины, затем, визжа резиной в поворотах, домчали по серпантину до отеля. Дочь хозяина на ресепшн отдала мне забытые документы и пластиковую карту… Облегчение.

Приехали в Софию, вселились в апарт-отель, очень приличный, просторный и недорогой. Жена предложила съездить на метро в торговый центр. Шоппинг у нас в планах был, на обратном пути из Греции обычно немного этим грешим. Время есть, отчего б не съездить. Поехали, походили, но нам не понравилось (собственно, мне вообще никогда не нравится бывать в торговых центрах, но тут и жене не покатило). На следующий день наметили для посещения другой ТЦ, в котором бывали в предыдущие визиты. Но сначала автосервис.

Утром прибыли в автоцентр, быстро прошли ТО (ровно час вместе с оформлением). Следующий отель у нас не был забронирован, т. к. по программе-максимум надо бы доехать до румынского Сибиу, но это весьма далеко, по пути еще и граница, очень верятно, что не успеем к вечеру. В зависимости от времени, потраченного на ТО, решили выбрать для ночевки городок по пути, варьируя расстояния в зависимости от времени выезда из Софии. Оптимальным оказался Крайова, в котором мы уже бывали, осматривали и ели чорбу. На этот раз забронировали хороший по отзывам отель на окраине города, а в центр даже не планировали заезжать. Но об этом уже в следующей, «румынской» части. Сразу после ТО едем в ТЦ, этот поход был более результативен, чем вечерний.

Конец первой части. Следующая часть здесь.