Турист Павел Великжанин (velikzhanin)
Павел Великжанин
был 14 декабря 2018 0:36

Мацеста, Хоста, Красная Поляна, Сочи — Россия Июнь 2017

В учебнике анатомии за 9 класс мне запомнилась картинка, на которой к различным участкам человеческого мозга схематично пририсованы ноги, руки, глаза, уши и прочие детали организма. Такая вот карта функциональных зон центральной нервной системы, из которой становится ясно, что мозг — это, в общем-то, весь человек в миниатюре.

Схожие мысли пришли мне на ум при рассматривании карты Краснодарского края, особенно морского побережья. Вот уж точно вся наша страна в миниатюре! Здесь каждому квадратному метру гальки и песка, обрызганных морем, соответствуют многие и многие квадратные километры болотистой тундры, заснеженной тайги, засушливых степей и городского асфальта. На которых живут все те, кто равномерным слоем подрумянивающейся плоти покрывает хлебные (для местных жителей) места черноморских пляжей. Неделя или две на обжарку белой пористой кожи — и тостер щелкает, выбрасывая очередную партию отдыхающих восвояси.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Но сначала нужно еще добраться до этой узкой полоски благодатной земли, стиснутой между морем и горами. Собственно, на юг ведет множество железных и воздушных дорог, однако ценовая политика РЖД и Аэрофлота неумолимо заталкивает нас с женой в продолговатую коробочку на колесах, именуемую легковым автомобилем.

Тут придется на некоторое время оставить возвышенный лирический тон повествования и перейти к суровой конкретике придорожной (а порой и бездорожной) России.

Нам предстояло ехать из Волгограда. В силу климатических особенностей, а именно резких перепадов летних и зимних температур, качество дорог Волгоградской области испытывает такие же резкие перепады от почти нормальных трасс до почти полного их отсутствия в реальности. Что может противоречить соответствующей странице атласа, но подтверждается жалобными звуками, издаваемыми подвеской авто.

Мы выбрали путь Котельниково — Сальск — Тихорецк — Краснодар — Джубга. Вволю попрыгав на асфальтовых батутах Волгоградчины, наша машина перевела дух и заскользила по битумной глади ростовских и кубанских магистралей.

Но сразу за Краснодаром многочасовая пробка наглухо заткнула бутылочное горлышко джубгинской трассы. Безумный (надеюсь хотя бы, что чисто безалкогольный) коктейль из легковушек, фур и тракторов непрерывно газовал, пытаясь выбраться из этой бутылки. Градусы с уверенностью полуденного солнца подползали к отметке 40. Закипали моторы и шоферы. Пару раз завистливым взглядом провожали полицейские автомобили, которые штопором крутящихся над крышей мигалок буравили пробку насквозь. Хотели было сесть гаишникам на хвост, однако моментально раскаялись в этом намерении, сочтя его более безрассудным, чем зацепинг Кая за сани Снежной Королевы.

Все когда-нибудь кончается, даже очереди и пробки. Вот уже серая нитка дороги начала плавным серпантином наматываться на катушку то одной, то другой горы. А между горами поблескивало море. Море.

Напоследок — автоквест по улицам Сочи. Они неимоверно узкие. И еще им забыли объяснить, что такое горизонталь. Поэтому каждый второй перекресток или светофор напоминает придуманное в ГИБДД экзаменационное упражнение под названием «Трогание на подъем» (в миру — «эстакада»).

Не всем иногородним это упражнение под силу. Мы наблюдали картину маслом (с озвучкой матом), когда какой-то равнинный водитель минут на десять перекрыл своим рыдваном сразу две оживленные магистрали. И порядком пожег при этом собственное сцепление, не говоря уже о нервах окружающих шоферов. В конце концов, один из них спрыгнул со своего Камаза, вытащил из-за руля незадачливого маунтин-драйвера и лихо воткнул упрямую машину на обочину, несколькими метрами выше нетерпеливо сигналящего затора.

Мы решили быть умными людьми и учиться на чужих ошибках: сразу по приезде в гостевой дом загнали стального коня в самое дальнее стойло. Все дальнейшие передвижения — только на двух ногах себя, любимого. Либо на двух рельсах любящей нас РЖД: электрички там ходят часто. Ну или на шести-восьми автобусных колесах общественного транспорта. А свои четыре — пусть отдохнут, им еще обратно ехать.

Жили мы с женой в пригороде Сочи, на карте железных дорог обозначенном как «73 км». Это в противоположную от Адлера сторону, между Мамайкой и Дагомысом.

Кстати, подкину идейку для тамошних властей. Местная топонимика, даже самая мельчайшая, отлично известна большинству населения нашей страны. И хочется, чтобы эти названия сочинских мест ласкали слух миллионов россиян. Дагомыс, Хоста, Вардане, Мацеста — это хорошо! Экзотично. А вот «Мамайка» и «73 км» (промолчу уж про «Совхоз» и «Глубокую щель») — это совсем не круто. Так может, переименуете их, а?

В отличие от названия местности расположенный в ней гостевой дом, который мы избрали заранее и заочно, а потому волновались перед встречей с ним как помолвленные родителями новобрачные Востока, не подкачал. С балкона нашего номера было видно море. Правда, его от нас отделяло несколько сотен крутых ступеней, обладающих невиданной анизотропностью: вниз они шли на ура, а вот вверх… Ну так и мы ведь не только ради пляжа (необорудованного, каменистого, зато немноголюдного и в целом приемлемого) сюда приехали.

Чем хорош отдых в Сочи, так это спектром возможностей. И первым делом мы с женой поехали в тисо-самшитовую рощу. Это заповедный кусок древней природы, живой памятник с реликтовыми растениями, сохранившимися тут чуть ли не со времен динозавров. Конечно, туда можно отправиться на организованную экскурсию. Но зачем? Интереснее самостоятельная вылазка.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Добирались на автобусе 105 от ж/д вокзала Сочи до остановки Мост (Хоста). А дальше — вверх по улице Самшитовой: примерно километр пешком до входа в рощу. Дорога шла вдоль реки Хоста, по большей части в тени деревьев, это плюс. Но почти все время в гору, это минус. Подбадриваем себя мыслью о том, что зато обратно шагать будет проще.

Вообще, ходьба по горам коварна тем, что непривычному к ней человеку трудно оценить продолжительность пути исходя из его километража. Ну что там, казалось бы, 5 км по Большому кольцу (это название одного из маршрутов по роще, есть еще и Малое кольцо), да еще 2 км до каньона и обратно, да еще небольшой крюк до развалин древней крепости? Вот только не учли мы, что немалая часть этих километров представляет собой подъем по прилепленным к скалам лестницам или по крутым и скользким от дождя серпантинным тропам.

Хорошо хоть на дне каньона, аккурат посреди маршрута, есть несколько кафешек, в одной из которых мы и приземлились на обед. Отогнав малодушные мысли: «А может, выйдем сейчас из ущелья на трассу да вернемся сразу в Сочи на маршрутке или автобусе», — мы пустились в обратный путь по каменистым уступам, подвесным мостам и прочим атрибутам горных дорог.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Торопиться нам с женой было некуда, а вот вперять алчущие природных красот взоры — было куда, причем в избытке. В этом первобытном лесу как будто прорастаешь корнями в землю, припадаешь к истокам. Между сплошных зеленых стен из мшистых древесных стволов -узкий изогнутый коридор, куда почти не проникают прямые солнечные лучи. Там как будто теряется ощущение времени. Так что когда мы замкнули Большое кольцо нашего маршрута, ворота тисо-самшитового природного парка тоже были замкнуты.

Впрочем, сторож с ключами отыскался довольно быстро. Он не только выпустил нас на волю, но и рассказал пару интересных историй. Например, про зловредную моль-огневку, которая обглодала все самшиты в роще. Так что теперь надо либо переименовывать ее в просто тисовую, либо изводить под корень пакостную бабочку (что, замечу, весьма непросто). Она, кстати, была завезена к нам с Запада. Тут-то мне бы и растечься конспирологической мыслью по самшитовому древу… Но это совсем другой жанр, простите.

Еще одну самостоятельную вылазку мы предприняли в заповедное Агурское ущелье, на водопады. Их три, но тетечка в кассе на входе в заповедник строго предупредила, что обустроенная тропа идет только до второго. А дальше — на свой страх и риск. Ладно, решили мы, там посмотрим, а пока надо еще дотуда дойти.

За плечами у нас была поездка все на том же автобусе 105 все от того же ж/д вокзала Сочи — но на этот раз до остановки «Спутник». Это между Хостой и Мацестой. Километра полтора пешком по берегу реки Агура — и мы у входа в природный парк.

По дороге увидели еще одну достопримечательность: поляну Высоцкого с памятником барду. Он любил здесь отдыхать. И недаром: красивейшие места в этом Агурском ущелье! С одной стороны — гора Ахун. С другой — Орлиные скалы. Тут хорошо понимаешь, почему «лучше гор могут быть только горы». Но это из песни о прощании с горами, а нам сначала надо на них подняться.

«Вперед и вверх, а там…». А там — прорубленная в скалах тропа. Зажатое между большими валунами озерцо под названием Чертова купель. Речка с шумом падает в него с каменных уступов, но это считается еще не водопад, а водоскат.

Кто-то из пешеходов уже поворачивает назад. Да, совсем маленьких детей на прогулку по горам лучше не брать: выбиваются из сил, капризничают. Можно, впрочем, посадить на плечи и продолжить путь. Один самоотверженный папа несет на обоих плечах сразу двоих детишек.

Народа здесь заметно больше, чем в тисо-самшитовой роще. Но чем дальше и выше, тем безлюдней становится горная тропа. Это чем-то напоминает перевернутую хроматографическую колонку: туристы расслаиваются на разных уровнях, не все в силах просочиться наверх по крутым подъемам.

А мы, подбадривая себя песней «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», идем и идем. Вот, наконец, второй водопад. Вместе с ним как будто второе дыхание открылось. Я решаю подняться еще и к третьему водопаду.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Кстати, вопреки утверждениям кассирши, не сказал бы, что тропа особо ухудшилась. Кое-где ограждение обрывов отсутствует, но ширина дорожки вполне позволяет идти без опаски.

Навстречу мне спускаются люди, по виду слишком свежие для обратного пути. Оказывается, они идут с вершины горы Ахун, куда можно добраться на экскурсионном автобусе или такси. Такой вот лайф-хак: и водопады Агурские посмотреть, и не слишком утомиться.

А вот и третий, последний, водопад. Отсюда можно еще подняться на Орлиные скалы к фигуре Прометея. Он, по легенде, был там прикован за непослушание древнегреческим богам. К нему каждый день прилетал посланный Зевсом орел и клевал печень. Может быть, тут есть какая-то алкогольная подоплека. Но я туда не иду, а поворачиваю обратно.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Третью большую вылазку мы предприняли все на том же родном 105-ом автобусе. Нет, конечно, на Красную поляну, куда мы нацелились, можно махнуть на электричке «Ласточка»: это будет быстрее, комфортнее. И дороже в два с лишним раза. Зато пока мы едем на автобусе, можно посмотреть из окна.

Дорога сначала идет между морем и горами, а от Адлера поворачивает вглубь, вдоль государственной границы. Форель, Кепша, Чвижепсе, Лаура — названия остановок ласкают слух.

Незадолго до Лауры в автобус подсаживается девушка-экскурсовод с портативным мегафоном. Она совершенно бесплатно рассказывает про местные достопримечательности, а между делом ненавязчиво распространяет билеты на канатную дорогу Горки Города, ведущую на самую высокую в окрестностях, по ее словам, горную вершину Черная пирамида.

Впрочем, другая девушка из Розы Хутор, вошедшая на следующей остановке, уверила нас, что самый высокий тут все же Роза Пик. И тоже стала продавать билеты на подъемники. Мы предпочли второй вариант, так как хотели посмотреть Олимпийскую деревню.

Она расположена на втором уровне этого горного курорта, туда ведет первая из каскада «канаток» — Олимпия. Погуляли мы меж аккуратных домиков и поехали дальше. Округлые восьмиместные прозрачные гондолы скользили по стальному канату, словно бусины четок. Иногда, над особенно глубокой пропастью, хотелось помолиться за спасение души.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Но все, конечно же, обошлось, и вот мы уже на самой вершине. Роза Пик, 2320 метров над уровнем моря. Самого моря мы, правда, оттуда не увидели из-за сплошных облаков. Они были под нами. Незабываемое ощущение! И это несмотря на довольно холодный прием: в самый разгар лета тут всего несколько градусов выше ноля. На некоторых беспечных туристов страшно смотреть: шорты, майки, посиневшая кожа. Они быстро прячутся в ресторане, за тепловой завесой. А мы стоим и любуемся высокой ледяной красавицей с именем цветка.

Впрочем, что это я говорю? Ведь на самом деле, как мы узнали от автобусного экскурсовода, название Роза Хутор произошло от фамилии эстонца Рооза, который жил тут в конце девятнадцатого века. От эстонских поселенцев же и название здешней железнодорожной станции Эсто-Садок.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

Правда, нынешний Роза Хутор больше напоминает какой-нибудь швейцарский городок. Такая вот альпийская стилизация: ратуша, башенки на зданиях. А чуть выше по течению реки Мзымта — культурно-этнографический комплекс «Моя Россия». Там представлены типичные примеры архитектуры различных регионов и периодов истории нашей страны: буддийская Бурятия, бажовский Урал, древнерусский Суздаль, казачья Кубань и т. д.

Портрет России кисти мариниста (О Сочи)

В миниатюрной Москве времен Ивана Грозного мое внимание привлек «Музей пыток». Он был уже закрыт, так что побывать внутри и осмотреть экспонаты не удалось. Может, оно и к лучшему? А то обещанная на вывеске «интерактивная экскурсия с полным погружением» как-то настораживает: вдруг на дыбу вздернут или кнутом бить начнут… Ушли мы оттуда, от греха подальше, и двинули на вечерний автобус.

Нам ведь и так вскоре предстояла пытка отъезда восвояси.

Сочи, Сочи, уезжать нам не хочется очень. Монетка сверкнула в лучах заходящего солнца и погрузилась в море. Рано утром — в обратный путь.

А пока что вдыхаем и вдыхаем до головокружения, чтобы увезти домой в глубине своих легких хоть немного здешнего воздуха.