Турист Александр Смирнов (Sanych)
Александр Смирнов
был 6 сентября 2023 13:02

Миссия выполнима или Поволжье-2017.

Тетюши, Сызрань, Маркс, Энгельс, Эльтон, Астрахань + 15 городов — Россия Август 2017
Волга.

В прошлой своей экспедиции по Поволжью, мы исследовали только часть Средней Волги, теперь же отправляемся не только на Среднюю, но и на Нижнюю Волгу. Уже несколько лет мы состоим в спецназе ПАВ (Путешествующих Автомобильных Войск) и с успехом выполняем сложные, ответственные и секретные задания ГУАПа (Главного Управления Автомобильных Путешествий) по выявлению и фиксации НСО (Непознанных Секретных Объектов), расположенных по всей нашей стране. Но на этот раз наша команда была заметно усилена разведывательной ротой, в составе которой находились кошки-разведчицы Муся (мама) и Люся (дочка).

Маршрут вниз по Волге был проложен следующим образом: Москва – Чебоксары – Свияжск – Казань – Чистополь – Болгар – Ульяновск – Димитровград – Тольятти – Жигулевск – Ширяево – Самара – Чапаевск – Пугачев – Балаково – Саратов – Камышин – Волгоград – Сарай-Бату – Астрахань.

Обратный маршрут пролегал по другой стороне Волги там, где экспедиция не проезжала, или проезжала частично: Астрахань – Волгоград – Эльтон – Энгельс – Маркс – Балаково – Сызрань – Ульяновск – Тетюши – Чебоксары – Москва.

Старт

В назначенное время 6 августа мы были на старте. Быстро проехав до Владимира и по его объездной дороге, нас неожиданно затормозила огромная пробка в Вязниках. Движения нет практически никакого. В этой ситуации мы принимаем абсолютно правильное и смелое решение – съезжаем на заправку и по грунтовой дороге попадаем на берег большого пруда. Разведрота доложила, что здесь можно остановиться на ночевку.

Утром недолгие сборы, крепкий кофе, и спецназ ПАВ уже снова в пути. От вчерашней пробки не осталось и следа, но на трассе встречается еще немало ремонтируемых участков. Настроение прекрасное и песня напрашивается сама собой:

Наш экипаж вперед лети,

На Волге остановки.

Иного нет у нас пути,

По силам нам грунтовки.

По объездной дороге «пролетаем» на нашей Ласточке Нижний Новгород, а затем и Чебоксары, но помним, что особо превышать скорость не следует, везде развешены камеры. К обеду выезжаем к Волге напротив Зеленодольска в надежде найти стоянку для ночлега. Но здесь берег Волги очень крутой, палатку поставить у реки очень сложно. Неподалеку установлен весьма своеобразный памятник.

Уже во второй половине дня пребываем к славному острову-граду Свияжску, к которому дорога проходит по дамбе. Справа и слева от дороги видны съезды к воде, к рыбачьим стоянкам. Совсем немного не доезжая до Свияжска, мы видим на берегу удобную площадку для стоянки и ночевки. Недолго думая, съезжаем туда и располагаемся. Осматривать остров-град поедем завтра, а пока можно неплохо отдохнуть. Наши разведчицы тоже решили перевести дух в палатке после успешно выполненного задания.

Если стоянка у воды, то таких соседей как комары, не избежать. Но у нас есть эффективные средства против них, да и разведение костра тоже хорошо помогает. Купание, хороший ужин у палатки с костром — что может быть лучше такого отдыха на природе.

Свияжск

Утром пытаемся встать пораньше, ведь на день у нас планов громадье. Для начала надо «взять» Свияжск, недалеко от которого мы и ночевали. Парковка и вход в город совершенно бесплатно, что просто благодать для туристов, приезжающих на автотранспорте. Свою роту разведчиц мы оставляем в «засаде» — в машине, а сами незаметно по высокой и крутой лестнице проникаем в славный город Свияжск, который так и «кишит» различными НСО.

Остров-град производит на нас неизгладимое впечатление, наш фотоаппарат просто неумолкаемо щелкает, фиксируя как старые, так и новые достопримечательности. Здесь и величавые монастыри — белоснежный Богородице-Успенский и краснокирпичный Иоанно-Предтеченский, и церкви — небольшая уютная церковь Святых Константина и Елены. За несколько часов, проведенных здесь, мы исходили остров-град вдоль и поперек, наслаждаясь видами острова-града и волжских просторов. Интересно было посмотреть «Ленивый торжок», а в конце посидеть и отдохнуть в понравившемся нам кафе «Елки».

Время пролетело незаметно, спецназ ПАВ свое задание на острове выполнил, пора ехать дальше. По пути в Казань наметили для себя заехать в татарскую деревню, расположенную практически рядом с трассой. Это своеобразный этнографический музей под открытым небом, показывающий, как жили татарские семьи. Особых отличий от таких же русских или чувашских деревень мы не заметили.

Казань

Мы не единожды «брали» Казань раньше, теперь же решили сосредоточиться на объектах, расположенных по окраинам города. Первый такой объект — это Храм Всех Религий или Вселенский храм. Создатели этого своеобразного музея попытались все религии поместить в одном месте. Из этой затеи получилось что-то яркое, интересное, но люди по разному отнеслись к созданию такого храма, о чем свидетельствует недавний пожар, случившийся здесь. Одна смотрительница сказала нам, что это был, скорее всего, поджог. Но, тем не менее, сюда стоит приехать и посмотреть это творение.

Следующий объект, который нас заинтересовал, это Астрономическая Обсерватория, основанная российскими учеными В. П. Энгельгардтом и Д. И. Дубяго. Обсерватория входит в состав Казанского университета. Когда мы приехали, сотрудники Обсерватории активно облагораживали обширную территорию. В наши планы входило посещение Планетария, но сегодня вторник, и именно в этот день недели Планетарий не работает. Пришлось довольствоваться только внешним осмотром.

Еще один, теперь природный объект, находится недалеко от Казанской объездной дороги. Это так называемые Голубые озера. Мы решили заехать и посмотреть Малое Голубое озеро, но подъезд к нему нам преградил шлагбаум. Но для спецназа ПАВ нет непреодолимых препятствий. Не проедем на машине, значит пройдем пешком.

Оставляем машину на обочине и примерно полтора километра идем пешком по хорошей асфальтовой дороге. Сама тропа к озеру проходит среди леса и в настоящее время на ремонте. Вдоль тропы установлены сделанные из дерева сказочные персонажи. Берег оборудован деревянным настилом и спуском к воде. Цвет воды в озере действительно голубой от расположенных на дне иловых солевых грязей. Только вот само озеро не помешало бы почистить, на дне видны стволы упавших деревьев.

Миссия выполнима или Поволжье-2017.

На сегодня мы полностью выполнили намеченную программу осмотра достопримечательностей. Теперь можно спокойно ехать по проложенному маршруту в Чистополь, а по пути постараться найти хорошее место для ночевки на речном берегу. Переехав Каму, в Алексеевском решаем обследовать песчаный берег. Здесь находится довольно большой пляж, и он отделен от поселка широкой зеленой полосой из деревьев, что очень хорошо для стоянки. Недалеко находим неплохо защищенное от ветра место. Теперь установка палатки, приготовление ужина и отдых до утра. Ветрено, поэтому на пляже в это вечернее время уже практически никого нет.

Утро выдалось солнечным ярким, теплым. После завтрака идем купаться. У берега глубина совсем небольшая, поэтому чтобы хорошо поплавать и понырять, приходиться подальше заходить. После такого купания спецназ готов к новым свершениям.

Чистополь

Надо сразу сказать, что Чистополь нам очень понравился. Это тот город, который полностью оправдывает свое название — чистый, красивый, уютный. Никольский собор стоит весь такой нарядный, белоснежный, да еще на фоне бело-голубого неба. А какая замечательная Набережная «Кама» построена на берегу Камы, после прогулки с которой совсем не хочется уходить.

Недалеко находится Краеведческий музей, а еще дальше по улице К. Маркса — Воинский мемориал и Вечный огонь. В сквере «Умиление» стоит церковь Иконы Божьей матери, редко где можно увидеть церковь такой красоты. В Скарятинском саду установлен памятник Б. Пастернаку.

Через дорогу, на улице Ленина находится Мемориальный музей Б. Пастернака. Это тот самый дом, в котором жил писатель в 1941–1943 годах, находясь в эвакуации. Музей производит благоприятное впечатление, а во внутреннем дворике хорошо посидеть и отдохнуть после прогулки по городу.

Святой ключ

С некоторым сожалением покидаем Чистополь, но впереди нас ждут не менее интересные места. И вскоре, одно из таких мест показывается. В Билярске стоит указатель поворота на «Святой ключ», и мы едем туда. Надо пополнить запасы воды и посмотреть местные достопримечательности. Здесь место у подножия горы очень красивое и хорошо обустроенное. Плиткой выложены дорожки, сделаны беседки для приема пищи, сам родник отлично оборудован.

Почти все приезжающие сюда поднимаются на вершину Девичьей горы, куда ведут ровно 444 ступени лестницы. Там установлен памятник-монумент в виде трех огромных черных камней-валунов. Легенда гласит, что именно с вершины этой горы в небо взлетели и превратились в звезды сорок девушек, которые не покорились захватчикам. Место, действительно, замечательное, и мы, набравшись новых сил и хорошо отдохнув, продолжили свой путь.

Болгар

Хорошая и малозагруженная дорога, отличная погода, полный бак бензина, замечательные попутчики — только и всего нужно в автопутешествии для прекрасного настроения. Тем временем мы незаметно для себя подъехали к Болгару, где расположено древнее городище Булгар. Теперь машину надо оставить на стоянке, а дальше можно пройти пешком или проехать на электромобиле. На месте городища располагается Музей-заповедник, в центральной части которого находятся Большой минарет, Соборная мечеть, Успенская церковь, Восточный и Северный мавзолеи, руины Ханского дворца. Рядом с пристанью построен Музей Болгарской цивилизации.

Мы начинаем свою прогулку с главных центральных памятников, восхищаясь красоте архитектурного комплекса, а главное — гармоничному соседству разных культур и религий. С крутого берега открываются отличные виды на бескрайние волжские просторы, которыми можно долго любоваться и отдыхать, сидя на скамейке в тени под развесистым деревом. Отличное место, сюда можно приезжать еще не один раз.

Теперь наша задача состоит в том, чтобы найти хорошее место для ночевки. По совету местных жителей мы едем к источнику Святого Авраама, а затем по разбитой грунтовке выезжаем на пологий волжский берег. Здесь расположены рыбацкие причалы, а в самом конце есть туристические стоянки. Место нам понравилось, и мы решаем остановиться здесь на два дня. Для таких случаев у нас есть большая кемпинговая палатка, которую дольше ставить, но в которой гораздо удобнее ночевать. Располагаемся, готовим ужин и разводим костер, непременный атрибут наших вечерних посиделок. Наши кошки, Муся и Люся, проведя целый день в машине, теперь с удовольствием обследуют новую территорию.

Ульяновск

Хорошо отдохнув и набравшись новых сил, спецназ ПАВ продолжает выполнение своей секретной миссии. Теперь наш путь лежит в Ульяновск, родину вождя мирового пролетариата. Удачно припарковавшись в центре, мы отправляемся на ознакомительную прогулку по городу, который расположился на высоком берегу Волги. Начинаем осмотр с огромной центральной площади, на которой находится ленинский Мемориальный центр, а напротив педагогический университет. Недавно на площади был установлен памятник основателю города Богдану Хитрово. За мемориальным центром были сохранены домики, в которых жили Ульяновы.

В центральном сквере можно полюбоваться памятником Карамзину, центральное место на котором занимает муза истории Клио. Большое здание гимназии № 1 расположено на противоположной стороне улицы. Сделав круг по центральной части города, мы возвращаемся обратно, посмотрев по пути еще много красивых старинных зданий. Знакомство с Ульяновском подошло к концу, главные объекты зафиксированы, пора ехать дальше.

Димитровград

В обратном направлении переезжаем мост через Волгу и едем в сторону Димитровграда. Когда стали проезжать Мулловку, то увидели интригующую надпись «Мулловка — пирожковая столица». Остановились, попробовали, действительно пирожки вкусные, прикупили еще с собой в дорогу.

Димитровград назван в честь пламенного болгарского революционера Георгия Димитрова, памятник которому возвышается на одной из площадей. Еще в городе есть памятник рублю, который установлен напротив здания Сбербанка на Центральной площади. Здесь мы немного и отдохнули.

Хрящевка

Далее по маршруту у нас на сегодня было запланировано посещение одного интересного объекта в Хрящевке. Называется этот объект замок Гарибальди. Но добирались мы туда с приключениями. Из Димитровграда до села Чувашский Сускан идет вполне нормальная дорога. А вот дальше с этой дорогой через Сусканский заказник твориться что-то невообразимое — на грунтовке сплошные ямы и ухабы. Но медленно и осторожно наша «Ласточка» с успехом преодолела это испытание, и по дамбе во второй половине дня мы добрались до Хрящевки.

Замок Гарибальди поражает своей архитектурой. Построен он в неоготическом стиле одним самарским бизнесменом и назван именем его отца. Но замок еще достроен не до конца, поэтому вовнутрь пока не зайти, можно только полюбоваться им снаружи, да и то не со всех сторон. Не часто можно увидеть такие дворцы в русской глубинке.

Миссия выполнима или Поволжье-2017.

По совету наших самарских друзей искать место для ночевки мы поехали в Ягодное. Здесь берег Волги высокий, вокруг лес, и отсюда открываются замечательные виды. Очередной день нашей экспедиции подошел к концу и теперь можно хорошо отдохнуть.

Тольятти

На следующий день у нас был Тольятти. С самого раннего утра мы подъехали к Музею техники. Чего здесь только нет — настоящий рай для любителей техники. Даже подводная лодка невероятным образом «приплыла» в приволжские степи. Территория музея большая, можно несколько часов бродить между машинами, танками, самолетами, вертолетами, ракетами, поездами. В специальном здании есть своя экспозиция планетоходов. Экспонаты музея были тщательно нами зафиксированы и пополнили нашу базу данных НСО.

Быть в Тольятти и не посетить Музей АвтоВАЗа — это не в наших правилах, да к тому же это совсем бесплатно. Здесь наряду с «классикой» стоят модели, которые так и не встали на конвейер. А по дизайну они ничуть не хуже импортных образцов. Нам бы качество наших машин поднять — что этому мешает, совершенно не понятно.

Миссия выполнима или Поволжье-2017.

В Тольятти недавно построен Спасо-Преображенский собор, золотые купола которого видны издалека. А в зоне отдыха на берегу Волги возвышается огромный памятник основателю города Василию Татищеву. Интересно, что до своего переименования Тольятти назывался Ставрополем.

Грушинский фестиваль

До этого времени мы никогда не были на Грушинском фестивале авторской песни, поэтому сейчас решили поехать туда, и посмотреть хотя бы то место, где он проводится. А заодно устроиться там на ночевку. По приезду туда, видим, что в этот субботний день там проводится Фестиваль семейной рыбалки — народу и машин очень много. Все семьями приехали поудить рыбу. Мы с интересом погуляли и осмотрели столь популярное место, но оставаться на ночлег не стали, так как слишком людно и шумно, да и машину рядом с палаткой не поставить. Решаем ехать дальше по маршруту, в Жигули, которые расположены на противоположной стороне Волги.

Жигулевск

Дорога через плотину ГЭС ремонтируется, а движение интенсивное, поэтому образовалась приличная пробка, которую мы с успехом преодолеваем. В Жигулевске посмотрели только центральную часть города — площадь, памятники в сквере, которые находятся в некотором запущенном состоянии.

Бахилова Поляна

Теперь впереди у нас Жигулевские горы, одна из основных целей нашей экспедиции, где мы давно хотели побывать. Первый населенный пункт, где у нас остановка, это Бахилова Поляна. Здесь есть небольшой пляж, где мы решили искупаться и отдохнуть. Время вечернее, ехать дальше совсем уже не хотелось, поэтому мы прямо на пляже расположились на ночевку. Поставили палатку, приготовили ужин и погуляли с нашими кисками. Рядом с пляжем находится родник «Графский», где можно было набрать питьевой воды.

Утром пришлось вставать рано, так как на пляж стали приезжать рыбаки и заводить свои моторные лодки. Да и мы сами не прочь подняться пораньше — завтрак, купание, недолгие сборы и спецназовцы автомобильных войск снова в пути.

На выезде из Бахиловой Поляны находится здание Жигулевского государственного заповедника и Музей, а напротив установлен памятник первооткрывателям Жигулей.

Стрельная гора

В Жигулях имеется несколько гор, к которым есть дороги, и они наиболее часто посещаются туристами. Наиболее интересной в этом плане является Стрельная гора, путь на которую начинается в поселке Зольное. Чтобы добраться до горы надо сначала на въезде оплатить билет на машину за 500 рублей, а потом около 8 километров ехать по очень разбитой дороге. В конце оборудована парковка для машин, а далее за шлагбаумом нужно идти уже пешком. Асфальтированная тропа переходит в металлический настил с перилами, а на подъеме настил превращается в лестницу. Виды со смотровой площадки на Волгу в хорошую погоду просто изумительные.

Каменная чаша

Одним из интересных маршрутов является пешая прогулка в урочище «Каменная чаша», которая начинается в Солнечной поляне. Здесь уже нужно оплатить по 150 рублей с человека и по лесной необорудованной тропе отправиться в путь. Причем тропа довольно рельефная, есть подъемы и спуски, так что хорошая физическая подготовка лишней совсем не будет. В самом урочище есть часовня и источник с купелью, где в жаркую погоду очень хорошо ополоснуться.

Мы узнали, что в Солнечной поляне есть кемпинг, и поехали его посмотреть. Кемпинг хороший, нам понравился — есть домики и возможность поставить палатку на поляне. Но останавливаться мы здесь не стали, потому что в кафе шли приготовления к свадьбе, а значит вечером в кемпинге будет очень шумно.

Ширяево

Ширяево, наверное, самое известное село в национальном парке «Самарская Лука». На въезде находятся информационный центр, кафе, небольшой пляж, есть причал. Отсюда можно поехать на экскурсионных УАЗах в урочище «Каменная чаша».

Мы в информационном центре приобретаем по 50 рублей билеты и отправляемся на Попову гору. Путь туда совсем не далекий, подъем не сложный, но со смотровой площадки открывается хороший вид на Волгу и Ширяево.

С другой стороны села Ширяево возвышается Монастырская гора, на которую мы тоже поднимаемся. Здесь подъем покруче, чем на Попову гору, а на вершине монастырская братия установила крест, который виден издалека. Именно с этой горы мы приметили в Ширяево на берегу Волги место, где можно поставить палатку и остановиться на ночлег.

Спустившись с Монастырской горы, садимся в машину и едем на выбранное место, которое оказалось очень удачным. Не надо было никуда далеко ехать и место на берегу Волги. После ужина любуемся речными пейзажами и корабликами, неспешно проплывающими по реке.

На следующий день погода продолжает нас радовать — тепло и солнечно, поэтому можно искупаться. После завтрака выгуливаем наших кошек, собираемся, и снова в дорогу.

Прежде чем покинуть Ширяево, находим неподалеку расположенный дом-музей Репина. Знаменитый художник жил здесь несколько месяцев, делая наброски к своей картине «Бурлаки на Волге».

Царев курган

На пути в Самару стоит заехать и подняться на Царев курган, который находится как раз напротив Ширяево на другой стороне Волги. У подножия горы расположена Рождественская церковь и источник.

Самара

В Самаре первым делом мы заезжаем на так называемую «Вертолетку». Это популярное и красивое место, откуда можно полюбоваться видами на Волгу и Жигулевскими горами, откуда мы только что приехали.

Тем временем самарские друзья уже ждут нас. Нам предоставляется однокомнатная квартира, где мы располагаемся, обедаем и отдыхаем. А во второй половине дня отправляемся на увлекательную экскурсию по Самаре на автомобиле. Побывали во всех интересных местах, практически все узнали и посмотрели. Замечательный город Самара, который сейчас готовится к проведению Чемпионата мира по футболу. Вечером душевные посиделки в кафе за «чашкой горячего чая». Спасибо, друзья, за прекрасный вечер в Самаре!

Балаково

Утром благодарим наших самарских друзей за гостеприимство и отправляемся дальше в путь. Дорога хорошая, настроение отличное, погода прекрасная — как в этот момент хочется остановить время, чтобы путешествие продолжалось бесконечно долго! В Чапаевск заехали посмотреть памятник Чапаеву, а Пугачев проезжаем, практически не останавливаясь. А вот в Балаково задержались подольше. Здесь сохранился дом-музей В. И. Чапаева с памятником во дворе.

Саратов

В Балаково мы по плотине переезжаем на другой берег Волги и едем в Саратов. Здесь мы допустили небольшую оплошность, так как надо было вставать на ночлег до Саратова. А мы незаметно для себя приехали в город и на въезде уперлись в большую пробку. С трудом ее проехав, прокатились по вечернему городу, но в пределах городской черты найти место под палатку на берегу не представляется возможным. Спецназ ПАВ в таких случаях никогда не унывает. Рядом с мини-гостиницей «Волжанка» находим хостел с громким названием «Пять звезд» и без проблем заселяемся в двухместный номер. Осматривать Саратов будем завтра, а теперь ужинать и отдыхать.

Утром прогулку по Саратову начинаем с Музейной площади, где расположены Троицкий собор и Краеведческий музей. Интересно пройтись по Московской улице до памятника Первой учительнице. В Саратове красивая Набережная, на которой есть интересные памятники и скульптурные композиции. Привлекает внимание красивая Ротонда. Здесь мы стали свидетелями отплыва одного австрийского путешественника, который плывет самостоятельно один на доске вниз по Волге. Конечно, обязательно нужно посетить в Саратове музеи Н. Г. Чернышевского и К. А. Федина, которые расположены недалеко друг от друга.

Камышин

Выезжаем из Саратова и продолжаем свое неспешное путешествие по правой стороне Волги. В некоторых местах трассу ремонтируют, а мы тем временем сворачиваем в Камышин. Прокатившись по городу, посмотрели некоторые в центре некоторые памятники и достопримечательности.

Дубовка

Подъезжая к Волгограду, мы не стали совершать той ошибки, которую совершили перед Саратовом, а заблаговременно свернули с трассы для остановки на ночлег. Наиболее приемлемым вариантом нам показалась Дубовка, где заодно решено было посмотреть вековые дубы. На территории санатория «Дубовка» растет дуб-патриарх, которому уже около 240 лет.

Недалеко от санатория, на высоком берегу Волги, мы нашли отличное место для ночевки. Рядом есть спуск, по которому можно пройти к воде и искупаться. После ужина наслаждаемся отличными видами на волжские просторы.

Волгоград

По приезду в Волгоград первым делом, конечно же, едем на Мамаев курган. Скульптура «Родина-мать» поражает свое грандиозностью, да и весь Мемориальный комплекс очень впечатляет. Здесь хочется спокойно походить и помолчать.

Волгоград, как и Самара, готовится к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, в городе ведутся большие строительные и ремонтные работы, поэтому проезд в некоторых местах затруднен. А мы тем временем едем к площади Ленина, в районе которой сосредоточены основные достопримечательности Волгограда — Панорама, Дом Павлова, фонтан «Детский хоровод», Воинский эшелон, военная техника.

Музей-панорама «Сталинградская битва» является крупнейшей экспозицией, посвященной этой битве. В музее находится мемориальный зал, семь залов об истории Сталинградской битвы, триумфальный зал, который окружают четыре диорамы о разных эпизодах битвы. А в верхнем зале находится сама панорама размером 16×120 метров. Мы покидали панораму под большим впечатлением.

Сразу уезжать из Волгограда совсем не хочется, поэтому решаем остаться здесь еще на один день. Заселяемся в двухместный номер гостиницы «Турист», а во второй половине дня едем отдыхать и загорать на городской пляж, так как погода установилась жаркая.

Сарай-Бату

Утром покидаем Волгоград и едем в Астрахань. Но по пути у нас запланировано посещение Сарай-Бату, древней столицы Золотой Орды. Конечно, это только реконструкция города, но все равно интересно посмотреть.

Астрахань

В Астрахани у нас живут родственники, и по приезду нас ждал теплый прием. Несколько дней живем как в раю — отдыхаем, загораем, купаемся, едим рыбу и икру, арбузы и дыни. Конечно, не забываем посмотреть город — гуляем по Кремлю и Набережной. После этого можно с полным основанием сказать — поездка удалась! И жизнь тоже!

Волго-Донской канал

Но время пролетает очень быстро и пора отправляться в обратный путь. После такого отдыха спецназовцы снова готовы к дальней дороге. Когда мы снова подъехали к Волгограду по другой стороне Волги, то остановились посмотреть прохождение судна по Волго-Донскому каналу.

Эльтон

Следующее место назначения нашей экспедиции, это соленое озеро Эльтон, расположенное почти на границе с Казахстаном. Чтобы доехать до него, надо сделать большой крюк, да и еще качество дорожного покрытия совсем неважное. Приехали мы туда только поздно вечером. Написано, что палатки ставить запрещается, но у нас выбора нет — отъехали недалеко от парковки в сторону и поставили палатку.

Утром пешком по длинной косе отправляемся исследовать озеро. В самом конце косы есть оборудованные места для переодевания и душевые кабины, но неизвестно, работают ли они. Озеро заполнено насыщенным солевым раствором (рапой), которая очень маслянистая на ощупь. Под слоем соли находится целебная грязь, несколько ванн которой раскопано. До жидкой части озера надо пройти приличное расстояние. Мы прошлись туда и обратно, дышится легко и свободно. Возвратившись на стоянку, устроились на завтрак.

Место приземления Гагарина

Сегодня мы почти весь день в дороге. Очень интересно было заехать и посмотреть то место в Саратовской области, где после полета в космос приземлился Юрий Гагарин. Туда проложена отличная дорога и есть большая парковка. На самом месте приземления установлена большая стела с памятником, а рядом расположена капсула. С удовольствием здесь прогулялись и отдохнули.

Проезжаем города Саратовской области — Энгельс и Маркс, в которых останавливаемся только на отдых и заправку автомобиля. В Балаково снова переезжаем по плотине теперь на правую сторону Волги и едем в поисках удобного места для ночлега. Хорошего съезда на берег найти не удалось, поэтому расположились практически на открытой местности, но с видом на Волгу. Наши разведчицы доложили, что место пригодно для ночлега.

Утром отправляемся пешком с нашими неустанными помощницами-разведчицами на смотровую площадку, которая расположена недалеко от нашей стоянки. Внизу находится поселок «Энергетик», а с горы можно полюбоваться красотой волжских пейзажей.

Дорога в районе Хвалынска проходит в красивом лесу, а на обочинах много мест, где продают мед. Мы остановились и купили небольшую баночку. Мед оказался очень хорошим и вкусным.

Сызрань

Еще один город, который мы посещаем на обратном пути, это Сызрань. Основные достопримечательности расположены в историческом центре в районе небольшого Кремля, в котором сохранилась белокаменная Спасская башня. Рядом стоит Рождественская церковь. В Кремле есть несколько воинских памятников и отличная смотровая площадка на реку Сызранка. Совсем рядом на улице Советской возвышается красивый Казанский собор. Вот только находящийся по соседству шумный рынок здесь явно лишний.

Тетюши

Проехав Ульяновск, решаем продолжить путь по дороге, идущей поближе к Волге, и попадаем в городок с интересным названием — Тетюши. Наверное, это потому, здесь пекут вкусные беляши, решили мы. Что-то созвучное в этом есть. А город действительно интересный, с богатой историей. Сначала мы остановились у Мемориального комплекса, затем у красивого Троицкого собора, а потом припарковались у главной достопримечательности Тетюшей — горе Вшихе. Легенда гласит о том, что здесь останавливались волжские бурлаки, варили себе щи и устраивали баню, очищаясь от вшей. Здесь возведена Смотровая башня в знак того, что тут проходила северная граница города Тетюши. Когда мы были на горе, от причала внизу отплыл теплоход, что придало еще более красивый вид на Волгу.

Прокатившись по городу, который нам очень понравился, спустились вниз к причалу. Здесь есть большая парковка, а от нее построена длинная лестница на ту самую Вшиху, на которой мы только что были. Сам причал Тетюшей такой уютный, но пустой, так как теплоход уже ушел. Жаль покидать такие милые Тетюши, но пора ехать дальше.

После Тетюшей нам по дороге встречается еще один интересный объект. В деревне Долгая поляна находится усадьба Молостовых. Сохранился усадебный дом, дворовые постройки и великолепная ель, под которой очень приятно посидеть, отдохнуть и полюбоваться прекрасными видами на Волгу.

Хорошо проведя время в усадьбе Молостовых, и набравшись новых сил, двигаемся дальше. Дорога хорошая, местами даже отличная после недавнего ремонта. Проезжаем «Камское устье» и в скором времени оказываемся на основной трассе М7. Плотность движения возрастает в разы, встречаются ремонтируемые участки, а в районе Чебоксар встали в огромную пробку из-за большого ремонта. Совсем стемнело, и самое верное решение в таких случаях — свернуть с трассы к ближайшему мотелю и остановиться на ночлег. Мы так и поступили. Двухместный номер в мотеле «Афродита» за одну тысячу рублей вполне нас устроил, а утром от былой пробки не осталось и следа, и мы благополучно поехали дальше.

Предпринятая нами миссия по городам Поволжья оказалась вполне выполнимой. Отдых в Астрахани был незабываемым. Спецназ ПАВ полностью справился с поставленной задачей и благополучно возвратился домой.

Всем приятных путешествий!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия