Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:08

Порт-Артур — Австралия Январь 2009

Прилетев с австралийского материка на остров Тасмания, мы взяли трехдневный автобусный тур по Восточному побережью острова и посетили самые интересные места Северо-Восточного побережья — бухту Binalong Bay ее знаменитыми заливами и красными скалами Bay of Fires. Затем, побывав в Национальном парке Фрейцинет, забрались на гору Амос, покормили кенгуру и поехали дальше на юг — на полуостров Тасман.

Вид на залив Винный бокал с вершины горы Амос
Вид на залив "Винный бокал" с вершины горы Амос

Здесь находится Порт Артур (43°08’S, 147°51’E) — самое мрачное место в истории Австралии и Тасмании. Когда-то здесь была каторга для особо опасных преступников. И такое место было выбрано не зря.

Погода здесь редко бывает хорошая — нет никаких преград для ветров с Антарктиды, до которой «всего» 3000 км. А ведь это широта Сочи или Ниццы в северном полушарии. Но из-за отсутствия дальше на юг каких-либо земель и полностью открытого водного пространства до Антарктиды — здесь сибирский климат.

Английская Сибирь…

Сначала на этом месте в 1830 г. была открыта деревообрабатывающая фабрика. А в 1832 году ее под руководством Jeremy Bentham, английского тюремного реформатора, перепрофилировали в тюрьму для преступников-мужчин, и она быстро получила репутацию «ада на земле».

В непогоду здесь мерзко и студено

Он описывал пенитенциарную систему, как «машину, перемалывающую преступников в честных людей». В этой тюрьме впервые были испытаны новые принципы исправления преступников, разработанные и основанные на дисциплине и наказании, религии и соблюдении морали, классификации и разделении заключенных и обучению их профессиям.

Позже, в 1852 г., в ней была построена т. н. Образцовая тюрьма, в которой заключенные, испытывая «сенсорный» голод, содержались в камерах-одиночках без окон (1,2×2,5 м). На часовую прогулку их выводили, накинув на голову мешки, в кандалах. Главный корпус тюрьмы долгое время был самым большим каменным зданием в Австралии.

Условия содержания заключенных по сравнению с другими такими же заведениями Австралии, было более-менее сносными: относительно свободные камеры, нормальное питание, право пользования библиотекой. Заключенные трудились на тюремной ферме, шили одежду и обувь, делали мебель. Их же стараниями Порт-Артур превратился в большой тюремный комплекс, в котором содержалось до двух тысяч заключенных одновременно.

Одиночная камера

Здесь же были свой тюремный госпиталь, почта, казармы для охраны и дома для руководящего состава, живших с семьями. Помимо этого были мастерские, доки для судов и единый храм, в котором молились и католики, и протестанты.

Это был честолюбивый эксперимент. Его методы кажутся сейчас ужасными и бесчеловечными. Но некоторые из принципов, разработанные Jeremy Bentham, легли в основу современной системы велфера и приютов.

В Порт-Артуре всегда много туристов

В Порт-Артуре было все так отлажено, что, казалось, он будет работать вечно. Но наступило время, когда Австралии надоело принимать у себя английских преступников и, после долгих переговоров, она добилась того, что последний корабль с каторжниками прибыл на Тасманию в 1853 году. Однако тюрьма исправно функционировала еще больше 20 лет. И только в 1877 году, в связи с отсутствием большого количества преступников, тюремный комплекс был закрыт, а колония переименована, чтобы забылись прежние ассоциации, связанные с ней.

Однако, в 1927 году, название Порт-Артур было возвращено этому месту и сегодня тюрьма открыта для экскурсий. В ней имеется музей, где можно узнать информацию о тех преступниках, которые сидели здесь.

Английская Сибирь на острове Тасмания

Каждому посетителю вместе с билетом выдается игральная карта. В музее есть множество фигур бывших заключенных, и каждый из них помечен соответствующей картой. В одной из комнат находятся десятки окошек с дверцами, на которых тоже приклеены карты. Открыв дверцу, можно прочесть судьбу конкретного человека, которому была присвоена эта карта.

Прототипы реальных пацанов

В этих окошках — судьбы реальных людей. Например: 9 треф — Vincento Baccheri, 30 лет, моряк с Сицилии — Приговор: пожизненная каторга за кражу во время военных действий у британской короны 612 фунтов ячменя стоимостью 30 шиллингов.

Спальные места заключенных

Для нас было шоком, что многие из заключенных были детьми 12–15 лет. И они попадали сюда на долгие годы за мелкие, по нашим сегодняшним меркам, преступления. Например — 3 червы — Walter Paisley, мальчик 14 лет — 7 лет заключения за попытку ограбления дома; 3 бубны — Peter Bannon, мальчик 13 лет — за кражу женского платка — 7 лет заключения.

И таким мальчишкам здесь находилось место

Законы Англии были суровыми… Но это были Законы, благодаря которым Англия и стала Великобританией! А Австралия стала такой, какой она сейчас есть — развитой и процветающей.

Этот аттракцион позволяет персонифицировать происходившие здесь события и увидеть на месте развалин людей и множество вещей, связанных с их жизнедеятельностью. Были здесь, конечно, и взрослые рецидивисты, совершившие десятки преступлений — грабители, убийцы и пираты.

Уголок повара-рецидивиста

В музее представлено много экспонатов из быта заключенных и средств их наказания — дыба, гильотина, кандалы. Все китае-японские туристы с удовольствием фотографировались в кандалах и на дыбе. А все европейцы с удовольствием фотографировали их, но сами туда не лезли. Только некоторые дети, с ужасом узнав о том, что их сверстники томились здесь в заключении, все же решались примерять на себя кандалы.

Да, оказывается было не очень удобно ходить в кандалах!

Как попадали в это заведение граждане Британии? Долгим, почти полугодовым путем в трюмах кораблей, следовавших в Австралию с разными грузами и свободными переселенцами. Каждый из вас, наверно, может с трудом себе представить даже пару ночей в такой "каюте", набитой закованными в цепи заключенными. А тут - полгода в раскачивающемся от волн трюме корабля ...

Ночью при свете фонарика любители мистики могут отправиться на полуторачасовую экскурсию «в поисках призраков», истории появления которых собраны с момента основания тюрьмы до наших дней. И, надо сказать, что после захода солнца, территория каторги становится какой-то таинственно опасной и бродить по ней, а особенно по ее развалинам, могут только отчаянные фанаты приключений ...

С этой трибуны выносились приговоры

Тюрьма просуществовала сорок пять лет и через нее прошло около 12.000 человек. Две тысячи из них навсегда остались лежать в этой земле…

Для них существовал остров смерти — небольшой клочок земли посреди залива. На нем постоянно проживал один из заключенных, который и хоронил умерших. А питался он только тем, что вылавливал из морского залива.

Английская Сибирь на острове Тасмания

Несмотря на то, что на прогулку заключенных выводили в цепях, случались и побеги. Но бежать с полуострова было некуда… Здесь красивые, но суровые берега.

На Юге Тасмании красивые и суровые берега

Часто штормит и температура воды не очень комфортна для долгого плавания. Впрочем, даже если удавалось бежать за пределы тюрьмы — с полуострова Тасмана все равно деваться было некуда, поэтому беглецы либо гибли от голода, либо сдавались властям, получая более усиленные приговоры. Бежали от отчаяния, даже зная что береговая линия полуострова патрулировалась на всем его протяжении охранниками с собаками.

Заключенные носили вот такую форму

Перешеек Eaglehawk Neck, соединяющий полуостров Тасман с остальной частью острова Тасмания, очень узкий — где-то около ста метров и во времена каторги он хорошо охранялся. В этом месте хорошие песчаные пляжи. А сейчас на месте охраны перешейка стоит памятник сторожевой собаке…

Английская Сибирь на острове Тасмания

Все же, несмотря на все это — случались и редкие побеги. И тогда наиболее удачливые, захватив суда, становились пиратами.

Везде английский порядок — хорошо подстриженные поля и лужайки
Везде "английский порядок" — хорошо подстриженные поля и лужайки
Английская Сибирь на острове Тасмания

Сейчас на месте бывшей каторги сохранились полуразрушенные стены двух зданий бывшей тюрьмы. В целости сохранились дома, в которых жили комендант и охранники. Все это окружают красивые подстриженные поля и лужайки. И, если не знать, что здесь было почти 150 лет тому назад и не видеть полуразрушенных зданий, то глядя на синее море и холмистые зеленые лужайки с лесами можно подумать и воскликнуть — какое райское место!

Попрощавшись с ним, возвращаемся, немного взяв на Север, чтобы попасть в конечную точку нашего путешествия — город Хобарт. Дорога миновала узкий перешеек с памятником сторожевой собаке и повела вдоль суровых и неприступных тасманийских берегов.

Ну, вот и все…

Завтра покидаем Австралию, в которой мы пробыли почти три недели и улетаем в Новую Зеландию. Следующие сутки будем в трех перелетах по маршруту: Хобарт — Мельбурн — Кристчерч — Квинстаун. Там мы планируем пересечь оба новозеландских острова с Юга на Север до Окленда и оттуда улететь на архипелаг Фиджи…

-------

Документальный ТВ-фильм автора: «Австралия — страна Down Under (наоборот)» — 53'