Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Мышкин, Углич — Россия Июль 2017

Центральный регион России богат на интересные города, достопримечательности и памятные места. Если окунуться в краеведение, то куда ни глянь на карту — найдется повод заскочить на часок-другой. Поэтому мы с женой недолго думали, как провести свободные в отпуске дни, чтобы и нам отдохнуть и малышке дочери было не тяжело в долгой дороге на автомобиле. Недалеко от нашего родного Клина находятся два знаменитых городка — Углич и Мышкин. Эти названия не раз мелькали в путеводителях, новостных лентах туристических групп и репортажах программ. Городки разделяет всего порядка 25 километров, что делает их привлекательными для посещения в одну поездку. Свой шарм добавляет интересный факт — Углич и Мышкин располагаются по разные берега могучей Волги. Углич, как и большинство городов на правом берегу реки, а Мышкин отличается своим левобережным расположением. Правый берег всегда выше, это было удобно и в защитном плане в неспокойные времена, и эстетически красиво наблюдать бескрайние просторы с высокого берега.

От Клина наш путь в 300 километров проходил через Московскую, Тверскую и Ярославскую области. По пути были только технические остановки (покормить дочь, пополнить бензин). В самом углу Талдомского района, на границе с Тверской и Ярославской областями, притормозили у памятника Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, что находится в деревушке Спас-Угол. Одна из легенд о названии села указывает как раз на соседство трех областей. Но логичнее предположить, что крутой поворот дороги скорее подходит названию. В деревне всё пропитано памятью великого писателя, даже церковь и та была построена с легкой руки бабушки Михаила Евграфовича — Надежды Ивановны Салтыковой. В церкви сейчас, помимо службы, находится музей писателю.

По оба берега Волги

Отъехав недолго от Спас-Угла, зацепляя уголок Тверской Губернии, можно заехать в Калязин, которому пытливый путешественник легко сможет посвятить небольшую брошюрку. А наш путь уводил правее городка, открыв шикарный вид на дорогие яхт-клубы и Калязинскую Радиоастрономическую Обсерваторию, словно исполин возвышающуюся над тёмными лесами. И наша дорога уходила вглубь лесов, поэтому мы оставили гигантскую чашу обсерватории исследовать галактические и внегалактические объекты, а сами в скором времени подъехали к Угличу.

По плану, мы оставляли себе вторую половину дня на прогулки по Угличу, чтобы первую половину следующего погулять по Мышкину и уже к вечеру вернуться домой. Поэтому первым делом в Угличе мы заселились в гостиницу. Из огромного количества гостиниц на 32-тысячный город, мы выбрали «Вознесенскую». Нам требовался некоторый комфорт, необходимый для семьи с малышом и эта гостиница подходила по всем параметрам. Стояла она на берегу Волги, открыв свои ворота на набережную. Практически напротив ворот причаливали пароходы в три и четыре палубы. В общем, мы оказались в самом центре туристической жизни Углича. Как жители столичного региона оказались приятно удивлены ценами и обстановкой. Сама гостиница была построена в память церкви Вознесения Господня. Эта церковь, возникшая в Угличе в 18 веке, за свою историю оказалась разграбленной поляками, горела при царе и в итоге разрушена как ветхий объект уже в Советском Союзе. В гостинице много картин и фотографий церкви, все стены выполнены в рисунках площади с церковью. Из-за этого создается этакий деревенский колорит тех времен, когда ямщик с удалью гонял лошадь с телегой по грязным брусчатым улочкам.

Углич — небольшой городок. По карте мы рассматривали достопримечательности и подмечали в перекрестках себе дорогу. А на деле, можно было поднять глаза и увидеть цель прогулки, следуя по визуальному ориентиру. Стоит прогуляться по маршруту Церковь иконы Корсунской Божьей матери — ансамбль из Церквей усекновения главы Иоанна Предтечи и Успенской церкви — Храм Федоровской иконы Божьей матери — Собор Воскресения Христова. Маршрут окажется широким кругом, по пути которого мы успели заглянуть во все интересующие нас места, ознакомиться с тихими улочками Углича и оказаться в центре города у кремля. Во дворах церквей мы отдыхали, наслаждаясь тишиой внутри каменных стен монастырей. В этом испокон веков сила священных храмов. Сейчас ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успенской церкви утопает в зелени спального района. Рядом небольшая землистая дорога, уводящая вниз, к Кремлю. Внутри трудятся прихожане и вокруг тихо. А зажатые среди городских дорог Храм Федоровской иконы Божией матери, Богоявленский Собор и Храм Смоленской иконы Божией Матери возвышаются над домишками синими куполами и окружены городской суетой. Ворота ансамбля теперь выходят на оживленный перекресток, а внутри работает общеобразовательная школа № 2.

По оба берега Волги

Между церквями по пути нам попадались и другие достопримечательности. Один из многочисленных частных музеев города — музей истории Углича, находится в жилом деревянном доме. Директор расскажет о собранных экспонатах и фактах из жизни городка. Правда, добираться до музея неудобно, по деревенской дороге среди частного сектора. По пути находится и стадион «Чайка» местного клуба ФК «Чайка», выступающего на чемпионат Ярославской Области. По традиции я стараюсь оказаться на футбольном матче в городе, куда приехал. Но удается не всегда, да и не каждая жена оценить такой досуг во время совместного отдыха. А ведь футбольный матч — это своеобразный срез, лакмусовая бумажка городского быта. Как болеют, с огоньком ли, популярен ли футбол в городе — всё это создает впечатление о горожанах. Стадион, ухоженный, имеющий резиновые дорожки для бега и аккуратные атлетические уголки рядом с полем, оставили приятное впечатление. Директор стадиона, Андрей Вячеславович, рассказал о том, какими силами они держат сооружение, ведь поддержка спорта сейчас далеко не на первом месте. Стадион больше с напускным лоском, а внутри все валится. Подпитка силам — дети, приходящие играть в футбол, заполняющие места в немногочисленных оставшихся спортивных секциях. Признаться, стадион выглядел аккуратным и уютным, что не хватает многим аренам и более богатых регионов.

По оба берега Волги

Встретившие нас у стадиона дети, только что окончившие занятия по футболу с интересом наблюдали за мной и женой с коляской. Фотоаппарат у меня на шее сбил их с толку и переубедить детвору, что я не журналист оказалось сложно. Маленькие спортсмены вежливо и открыто интересовались мной. В Угличе я встречал много открытых и добрых людей. К сожалению это действительно становится необычно для обывателя. Во время нашей прогулки нам улыбались и здоровались в церквях и магазинах, с удовольствием подсказывали дорогу школьницы, возвращающиеся с банкета по поводу выпускного вечера. Из одной палатки с вывеской «Фермерские Продукты» вышел мужчина и вывалил перед бродячей собакой ворох купленных костей из супового набора. Собака схватила сочную кость и убежала за палатку грызть. А мужчина ушел, улыбаясь. Женщины, велосипедисты и бабушки терпеливо ждали на тротуаре, пока я выискивал удачный кадр очередного домишки «из прошлого», и никто не спешил, не толкал с бурчаньем «некогда, я спешу». Только толпы туристов, слепо семенящих за табличкой с циферкой своего туротряда, выбивались из общей умиротворенности. У них были автобусы и теплоходы, им некогда было ловить тишину тенистых улочек и затаившийся момент когда Волга играет солнечными зайчиками на закате.

По оба берега Волги

Страшно подумать, но входящий в Золотое Кольцо Углич датируется 937 годом основания. Разница с официальной датой моего родного Клина почти в 400 лет, а когда Углич праздновал свое 1000-летие еще не познакомились мои бабушка и дедушка. Только такими сравнениями я хоть как-то пытаюсь оценить древность городка, его груз, оседающий в пыли дорог тех древних веков, и покосившихся домиков, чью архитектуру применяли много веков назад, и камни на брусчатке, помнящие звон копыт лошадей из свиты Ивана Грозного. И позднее помнящие переполох, возникший в 1591 году, когда нашли тело восьмилетнего царевича Дмитрия с перерезанным горлом. Царские игры стали поводом для возникновения Угличского дела — первого зарегистрированного следственного дела. Тогда много голов полетело с плеч, все согласно крутым нравам тех времен. Еще больше людей лишились покоя, чинов, Мария Нагая приняла постриг и оказалась в монастыре, а следствием убийства стал появление Лжедмитрия. Эта история — ключевой момент, обыгрываемый в угличском кремле для туристов. Там же расположен памятник убитому (или жертве случая?) царевичу. Кремль небольшой, на расположен так живописно (царевы палаты всё-таки), что не задержаться там на минуту другую на берегу невозможно. Недалеко от кремля располагаются два музея — гидроэнергетики и суеверий русского народа.

По оба берега Волги

Мы с женой к окончанию нашей городской прогулки уже устали и решили посетить только один из названных музеев. Музей гидроэнергетики впечатлял собой — он располагался на волжской плотине, внутри было красочно и наглядно, он по праву считается одним из основных мест для посещения. Но среди нас троих, включая полугодовалую дочурку, нет ни одного инженера. Зато все сплошь и рядом романтики. Конечно же, мы отправились в гости к бабе Яге. Кстати, родина Бабы Яги находится также в Ярославской области, но по другую сторону столицы края — в деревне Кукобой. А здесь, в Угличе, внутри избы несколько экспозиций и накиданный хлам из коллекции суеверий. Изба давно стала тесной для всех собранных вещей. Но хлам очень органично вписывается в создаваемую атмосферу. Экскурсовод отлично рассказывает о суевериях, ведьмах и домовых. Словно сказку читает, изредка обращаясь к слушателям. Собственно, сказки и есть — тот сохранившийся материал, который донес до наших времен домовых, Бабу Ягу и прочих полевых. Среди всего прочего можно узнать не просто о том, как и что говорили люди, но и увидеть на деле реконструкцию останков ведьмака с осиновым колом в груди, узнать где и когда были эти останки найдены. Музей суеверий из числа тех, что разрывают шаблоны об экспонатах и скучном рассматривании за стеклом. Посетить стоит, а после можно разжиться свистулькой, или фигуркой домового, или магнитиком, чтобы поддержать частный музей в Угличе.

По оба берега Волги

Утром следующего дня, предварительно перебравшись по угличской гидроэлектростанции на другой берег, мы двинулись на Мышкин. Всего путей из Углича в Мышкин два — по разным берегам реки. На машине удобно попробовать оба пути. Расстояние между городами укладывается в сорок минут езды и скоро мы оказались на пристани городка.

Мышкин называется городом исключительно из-за своего туристического статуса. Правильнее говорить — городское поселение. Одним из факторов является численность Мышкина — около 6000 человек, а еще одним подтверждением — участие футбольной команды в чемпионате футбольных команд среди сельских районов Ярославской области. Хотя, в нашем футболе сложно искать структуру…

По оба берега Волги

А мы всё еще стоим на пристани. Раннее июльское солнышко только-только окрашивает в теплые тона торговые ларьки, за некоторыми из них уже суетятся торговцы. Скоро пристанет первый теплоход. Проходимость туристов через пристань Мышкина значительно меньше, чем в Угличе. Отдельные туристические группы прибывают на автобусах, оставляя огромные речные машины в Угличе. Да и пристань в Мышкине поменьше. Зато набережная красивее и интереснее. Обустроенная часть набережной длиной в два километра, находится в нижней части холма. От того прогулки по ней принимают интимный характер. Тихо, рядом только могучая широкая Волга, играющая солнышком на волнах, изредка тишину нарушает проплывающая лодка и крики вездесущих чаек. С другой стороны поднимается холм, ограждая зеленым экраном травы от улочек наверху. Набережная уводит от города к частному сектору. За ней продолжается уже стихийная тропа, ничуть не хуже, а может и живописнее своей облагороженной сестры. Дойдя до конца набережной и поднявшись наверх, мы оказались у стадиона Мышкина. Небольшое, можно сказать — скромное, сооружение ухожено и носит название имени братьев Бутусовых. Мышкинская земля подарила России «колумбов российского футбола» — шестерых братьев, стоящих у истоков развития отечественного футбола. Все они добились выдающихся результатов в спорте. Их предки — крестьяне Ново-Николаевской волости Мышкинского уезда. Братья осели в больших футбольных школах городов России, а одним из самых знаменательных фактов для меня — первый олимпийский русский гол принадлежит Василию Павловичу Бутусову в Стокгольме в 1912 году.

От стадиона за десять минут можно дойти исторического центра. Асфальт частного сектора сменяется брусчаткой, домики приобретают именные таблички. Практически в каждом доме жил выдающийся человек или происходило памятное событие, как например в избе купцов Свешников, где еще до революции горел свет (об этом обязательно напомнит табличка). Рядом указатели в виде мышей не дадут заблудиться и выбрать правильный путь к нужному музею.

По оба берега Волги

Музеев в Мышкине еще больше, чем в Угличе. Мышкины палаты — огромный сказочный комплекс, чуть далее Успенский собор и торговые палаты, предлагающие уже новый товар, но в еще своих древних стенах. По другую сторону от мышкиных палат целый музейный городок. Тут и музей мыши, единственный в мире, с интересной подборкой серо-хвостато-зубастых артефактов. Здесь обязательно расскажут легенду, как один из князей Мстиславских был спасен мышью от укуса змеи и тем самым подарил поселению название. Рядом типография местной газеты и музей малого издательского дела, через двор музей водочника Смирнова. Недалеко находится музей валенка. Всё в шаговой доступности. Но самым интересным во время нашей прогулки стал музей деревенской архитектуры. Большое пространство отдано под настоящую деревню, наполненную получившими вторую жизнь реконструированными зданиями ранних времен. Конечно, все они — экспонаты, и не все из них открыты. Но там, где двери распахнуты, откроется мир быта бакенщика, мельника, кузнеца. Хочется остановится, присесть и погрузиться в мир русской деревни. В скором времени из мира вас выдернут шум дороги или стройки, окружающих музей. Но он стоит своих посетителей и дарит незабываемые впечатления. Начинаясь с идолов дохристианской Руси, угро-финнами, населяющими в первом тысячелетии эти берега, музей приведет к часовенкам поздних веков и первым славянам в девятом веке.

По оба берега Волги

Наше путешествие подходило к концу. Между пристанью и Успенским собором крутой подъем, наверху которого находится книжная лавка. Вполне обычный магазинчик с канцелярскими и школьными товарами. Единственный антураж — это месторасположение. Однако напоследок и туда стоит заглянуть — среди детективов и романов нашего времени там лежат книжки местных писателей. На память о Мышкине я купил себе книгу уроженца здешних мест Николая Смирнова «На поле Романове». Пишут в Мышкине романы, повести, литературу сказочную и поучительную для детей старшего возраста. Но лучшей памятной частички городка, чем творчество местных мастеров, и не придумаешь.

Обратно решили попробовать паром, перебравшись на другой берег Волги теперь в Мышкине. Как сказала моя жена — это тебе не на тросах через канал им. Москвы перебираться. И действительно — навигация не позволяет. Зато небольшое пятнадцатиминутное путешествие по Волге украшено речным ветерком, кружащимися чайками, которых дети с удовольствием подкармливают и особым, нежным, прощанием с маленьким уютным городком. Наверное, ни один турист, медленно удаляющийся под пароходный клёкот баржи, не пообещал вернуться к этим берегам. Дорога до Углича после парома заметно короче. Увеличение трафика паромным путем придерживает только цена переправы в 250 рублей. Для туристов это еще кусочек приключения на волжских берегах, а для жителей — заметные издержки. Зато на обратном пути по правому берегу можно попасть в еще один музей, который числиться за Угличем — частный музей рабочей лошади. Мы заезжать уже не стали — двухдневный марафон сказывался на нашей троице во главе с пятимесячной дочуркой, мы заметно устали. Нам предстояло триста верст домой.

В наше небольшое путешествие хватило времени, чтобы познакомиться с городками, погулять в них и в то же время оставить что-то неизведанное для поездки во второй раз. Волжские города богаты историей, своим бытом и обязательным Русским колоритом — они стоят того, чтобы оставить теплый диван, приветливый телевизор и окунуться в шум речных волн и вечерний свет фонарей на набережных.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия