Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 17:53

Непал Февраль 2017

Начало здесь:

В Непал в одиночку ч.1.

В Непал в одиночку ч.2. Патан.

Ранним утром я начал собираться в дорогу. Вчера вечером на ресепшене своего отеля в центре Тамеля, я попросил забронировать для меня билеты в Покхару. В непальцах, в отличии от индусов, можно быть уверенным — если пообещали, что билеты будут вовремя, можно не беспокоиться. По опыту моего путешествия по Индии, их обещания и уверения, это 50/50. Правда, без недопонимания всё же не обошлось, вечером девушка обещала мне трансфер до автовокзала, а утром оказалось, что никакого трансфера не предусмотрено и до вокзала надо добираться самостоятельно. Возможно, я и сам чего-то недопонял, с английским у меня проблемы. Благо, до автовокзала пешком идти минут пять.

Ранний утренний Тамель не был пустынным, было ещё темно, но люди всех возрастов уже куда-то спешили. Быстро добрался до автовокзала, но тут ждала засада. Автовокзал мало того, что не маленький, так ещё и специфика Азии в полном расцвете — полный хаос, кто был тот знает, словами это не передать. Время уже поджимает, до отправления минут 10 остаётся (я вообще-то на трансфер до вокзала рассчитывал).

Начал бегать и показывать свой билет контролёрам и водителям автобусов. Поначалу меня отправляли в Тамель, но я объяснял, что я только что от туда пришёл и мне надо ехать в Покхару. Наконец, один водитель позвонил по номеру, указанному в билете, оказалось, автобусы стоят в паре минут ходьбы от автовокзала. Дело оставалось за малым — ноги в руки, не забыть прихватить чемодан и вперёд!

Прибежал вовремя, правда и после назначенного времени автобус не торопился отправляться — можно было так не нервничать. Большой автобус, у нас такие в глубинке доживают свой ресурс, здесь считается повышенного комфорта, туристическим. Помимо меня пассажиров было человек десять, все местные. Ещё с полчаса кружили по Катманду, подбирая пассажиров, в основном аборигенов, но и туристов набралось с десяток.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Стояночного тормоза у автобусов нет, вместо него используется кирпич. Перед отправлением водитель сдаёт назад, а помощник отбрасывает кирпич в сторону, при этом стучит ладонью по кузову. По тону удара водитель знает сдавать ещё назад или можно отправляться в путь.

Совсем не многие автомобили в Непале имеют поворотники, водители часто дудят, причём, фантазии на звуки клаксона непальцам не занимать, как и в оформлении большегрузов. В общем, не смотря на красивые пейзажи вокруг, водителю постоянно надо быть в тонусе, справедливости ради, отмечу, что со своей работой они справляются вполне достойно.

Не смотря на относительно небольшое расстояние между Катманду и Покхарой (особенно по российским меркам) в 200 км, автобус идёт 6 часов. Средняя скорость передвижения между городами около 60 км/ч, два раза автобус делал технические остановки, один из них с полчаса на ланч. Придорожные кафешки, на мой взгляд, вполне приличные для азиатской глубинки, но я брал перекус с собой. Даже, если воздержаться от местной кухни, голодным всё равно не останешься — различные интернациональные снеки в местных кафешках продаются в большом ассортименте.

Ближе к четырём часам дня я благополучно добрался до Покхары. От автовокзала всего за пять минут на такси добрался до отеля. На этот день я ничего особенного не планировал, главная цель — добраться до Покхары была выполнена, необходимо было сориентироваться в городе и подкорректировать планы на завтра. Но, световой день давал ещё пару-тройку часов, которые можно было провести с пользой, а главное для этого были и силы и желание.

Покхара. Население 300 тыс.чел.(3-й по численности город Непала).

По большому счёту, Покхара — типичный непальский город с бедными малоэтажными бетонными коробками, пылью и шумом. За одним исключением, находящееся здесь озеро Пхева — настоящий бриллиант в жемчужном ожерелье гималайских вершин, окружающих его.

Озеро ещё с 70-х годов прошлого столетия облюбовали сначала хиппи-интернационалисты, а позже туристы с разных уголков мира. Сейчас район, окружающий озеро — Лейксайд, является развитым туристическим местом, с огромным количеством отелей с достойным обслуживанием по вполне приемлемой цене. Здесь можно найти всё, что может потребоваться туристу: полное обмундирование для треккинга, гиды-проводники, портеры, можно приобрести любой тур от группового до индивидуального, от полудневной прогулки по окрестностям Покхары до двухнедельных серьезных треков к Аннапурне, Дхаулагири или Манаслу.

Итак, у меня было несколько часов свободного времени и в голове зародилась немного сумасшедшая идея пешком сбегать до ступы Мира, находящейся на вершине склона на противоположной от Лейксайда стороне. Гугл-навигатор проложил мне маршрут, обещавший справиться за час небольшим. Так что я решил не терять времени и отправился в путь. Быстренько пробежав вдоль озера:

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

я оказался на городских задворках, попутно немного понаблюдал за местной свадьбой. Далее тропинка уходила в большой парк, больше похожий на обычный лес, окруженный высоким забором — парк Мира. Где-то на окраине Покхары ко мне пристал какой-то местный, узнав, что я иду к ступе Мира, начал набиваться в проводники, говоря, что через парк я не пройду и что там вообще опасно гулять одному. Но я сказал, что я профессиональный треккер и бояться мне не чего.

В общем, парк как парк с вымощенными тропинками, которые вывели меня на полянку с красивым видом на Покхару.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Правда, помимо красивых видов, на полянке я обнаружил человек десять местных подростков-наркоманов, которые, особо не обращая на меня внимания, продолжали колоться. Потом, правда, поинтересовавшись куда я иду, наперебой стали отговаривать меня, дескать, я так не пройду и вообще, находиться здесь опасно! Впрочем, это я и сам уже понял…

Быстренько ретировавшись из парка Мира, я решил полагаться не на гугл-навигатор, а на собственную интуицию и опыт, побрел к ступе Мира по более обжитой территории.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Солнце уже садилось и я планировал свернуть обратно, что бы успеть вернуться в город завидно, но тут один из местных указал на тропинку. Ура!!! Оказывается, к ступе ведёт хотя и тяжёлая, но вполне приятная тропинка.

До ступы в этот вечер я так и не добрался, зато в голове нарисовался точный план на завтра. Тем более, что тропинка к ступе стартует недалеко от водопада Дэвис, который я планировал посетить завтра.

В Покхару вернулся уже затемно. Завтра меня ждал интересный насыщенный день.

Подавляющее большинство гостиниц в Покхаре расположено вдоль озера, почти во всех на крышах расположены террасы с ресторанами с видом на Пхеву. В большинстве отелей в проживание включён вполне приличный завтрак. Так что с самого утра можно зарядиться позитивом:

Вид на озеро с террасы моего отеля.

Как я указывал выше, на сегодняшний день у меня был сформирован точный план и, хотя, некоторые путешественники, говорят, что в Покхаре, кроме озера нет ничего интересного, я с этим категорически не согласен.

Озеро Пхева.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Как ни крути, а Пхева, является самым большим, красивым и популярным местом в Покхаре. Это второе по величине озеро Непала, площадью 4,5 квадратных километров. Здесь приятно прогуляться в любое время дня. Можно взять на прокат одну из красочных лодок как с лодочником, так и самостоятельно поплавать по озеру.

В центре озера на небольшом островке находится самый знаменитый храм Покхары — Варахи. Место очень популярное среди туристов, из-за чего на маленьком пятачке суши людей очень много. По этой причине храм я решил не посещать, ограничился взглядом со стороны.

Для осмотра других достопримечательностей надо было договариваться с таксистом, так как находились они за городом. Здесь сделаю небольшое отступление и расскажу о непальских таксистах. Находясь в Непале с таксистами приходится договариваться постоянно, так как зачастую это единственный вменяемый способ добраться из пункта, А в пункт Б. Практически все путешественники, побывавшие в разных странах, на разных континентах подметили, что это особая каста со своими внутренними законами. Договариваться с таксистом зачастую особое искусство. По поводу непальских скажу следующее. Практически все сносно говорят на английском, быстро соображают чего вы от него хотите, помогут, подскажут как лучше построить маршрут, шарлатаны ни разу не встречались. Самое главное — вопрос оплаты. Непальские таксисты отказываются возить иностранцев по счётчику, соответственно о цене надо договариваться заранее. Цену всегда называли завышенную ровно в два раза. При этом легко торгуются, но строго до суммы на 50% выше нормальной цены для местных. То есть если дорога стоит 100 рупий, они называют 200, а сторговать можно до 150. При этом работу свою выполняют достойно, сверх оговоренной суммы не просят.

Итак, договорившись с таксистом на несколько точек за 1000 рупий, я отправился на осмотр нескольких пещер.

Bat Cave (пещера летучих мышей).

Находится в шести километрах к северу от Лейксайда. Вход в пещеру:

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Собственно пещера полностью оправдывает своё название летучих мышей здесь тьма тьмущая.

Я в подобной пещере оказался впервые.

Поскольку к этим божьим тварям отношусь вполне нормально, в пещере понравилось. Со свода периодически падают капельки воды, но из-за того, что весь потолок усеян летучими мышами, падающие капли можно принять за их выделения. Так что лучше с собой взять толстовку и накинуть капюшон, тем более что в пещере прохладно. Вход платный (что-то около 50 рублей), на входе дают фонарь, хотя у меня всегда свой имеется. Очень интересно непальцы спланировали выход из пещеры, он практически отсутствует, есть только небольшая узкая дырка наверх. И надо проявить изрядную сноровку, что бы выбраться на поверхность. Поскольку сделать это не испачкавшись практически невозможно, я рекомендую выходить через вход.

Mahendra cave.

Находится недалеко от предыдущей пещеры.

Вход в пещеру:

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

На территории расположен приятный парк.

Как и многие пещеры в Непале Махендра является местом поклонения индуистским божествам. Пещера гораздо больше чем Bat cave, с большим входом, высокими сводами, правда, с выходом та же засада.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Не скажу, что пещеры, прямо супер, но я побывал здесь с удовольствием. Далее я отправился в противоположный пригород Покхары — к водопаду Девис. Здесь я попрощался с таксистом, так как после осмотра водопада и находящейся рядом пещеры я планировал пешую прогулку к ступе Мира по разведанной вчера тропе.

А прежде всего надо было подкрепиться порцией чикен мо-мо в одной из придорожных кафешек.

Водопад Девис.

Небольшой водопад, находится в паре километрах от туристического центра города. Место для индуистов священное. Вход на территорию платный, но, как и во все достопримечательности Покхары сумма скорее символическая (около 50 рублей).

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Водопад небольшой, гораздо бОльшее впечатление производит в период дождей.

Местные для чего-то жёстко огородили водопад высоченным забором. Чтобы сделать предыдущие фотографии пришлось протискивать объектив между прутьями, так что особо рассмотреть водопад не удаётся, как не старайся.

За неимением лучшего местные фотографируются на фоне решётки (водопада):

Женщины пришли помолиться:

Сразу можно определить, что это место поклонения Шивы — по лингаму в центре и бычку — Нанду на втором плане. На камне слева узнаются силуэты Ганеши.

Пещера Махадев.

Ещё одна пещера находится через дорогу от водопада. В пещере находится огромный сталагмит, почитаемый с древнейших времён как лингам Шивы. Фотографировать его категорически запрещено, на столько, что рядом постоянно бдит охранник.

За вход снова пришлось платить. Правда, комплекс действительно солидный.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Невысокий коридор приводит в огромную (метров десять высотой) полость, вдалеке которой шумит водопад Девис.

Пещера Махадев, безусловно самая интересная пещера в Покхаре.

Далее моей целью была ступа Мира. Ступа находится на вершине холма и её видно практически из любой точки Покхары. К подножью ступы можно добраться на такси, но я не ищу лёгких путей, тем более, что в Непал я приехал за треком в который я отправлюсь завтра, а сейчас неплохо бы и размяться. Так что к ступе Мира я отправляюсь пешком по разведанной вчера тропе.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Если вы окажетесь в Покхаре и у вас будет в наличии несколько свободных часов и здоровые ноги, очень советую поступить так же. Этот город откроется вас с совершенно другой стороны — тихий спокойный с размеренной сельской жизнью.

Если же вы не располагаете свободным временем, я советую съездить до ступы Мира на такси. Дело в том, что виды с неё открываются фантастические!

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Да и сама ступа очень симпатичная.

Это одна из нескольких ступ Мира, построенная на средства японских буддистов, символизирующая стремление к миру во всё мире.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Отдохнув здесь душой и телом около часа, я повернул обратно в город.

Немного местных жителей:

«Король дорог»

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Сегодняшний день удался на славу. От Покхары в частности и от всего Непала в целом продолжаю пребывать в восторге! Весь вечер провёл на берегу Пхевы.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Завтра ухожу в свой первый небольшой трек в Гималаях…