Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 13:14

Непал Февраль 2017

О том, как я оказался в Непале можно прочитать здесь:

В Непал в одиночку. ч.1.

Вчерашнего дня вполне хватило, чтобы окончательно освоиться и обосноваться в Катманду. Впечатлений от первого дня было, наверное, больше, чем от года обычной повседневной жизни — за это я и люблю путешествия. Настрой и настроение было замечательным.

На этот день у меня был запланирован Патан. Сегодня это ближайший пригород Катманду носит название Лалитпур, а с XV по XVIII века, это была столица одного из Непальских королевств. Интересно, что гугл навигатор построил пешеходный маршрут продолжительностью 1 час, а на машине этот же путь занимал 30 минут. Примерно так и получилось на практике — таксист довёз меня до Патана примерно за полчаса. Продолжительность пешеходного маршрута я проверять не стал, уверен, что так бы оно и вышло. Такая небольшая разница между пешим и автомобильным передвижениями из-за плохого качества дорог и особенностями трафика в непальских городах. Кстати, в Катманду нет ни одного светофора, и это не из-за развитых многоуровневых развязок (которых здесь тоже нет ни одной), просто дорожные сети ещё не дошли до такого уровня, а может менталитет у местных такой. Наиболее оживлённые перекрёстки регулируются вручную.

В общем, как уже стало понятно, я благополучно добрался до Патана. Таксист остановил у билетной кассы, вместе с билетами мне вручили подробную карту города с указанием всех многочисленных храмов и важных мест и я не спеша побрёл в сторону исторического центра — площади Дюрбар.

Обычные улицы города:

На вид Патан больше, чем Катманду пострадал от последнего землетрясения:

Мне потребовалось некоторое время, чтобы сориентироваться, так как здесь, куда не глянь — повсюду интересные древности: ступы, дома, по узким улочкам совсем не трудно заблудиться, но в этом и главная прелесть древних городов Непала. Впрочем, местные на вопрос — «Дюрбар сквер?», всегда с удовольствием показывали верное направление.

По увеличению количества сувенирных лавок можно догадаться о приближении к главному туристическому центру:

В таком виде меня встретила главная городская площадь — Дюрбар Сквер:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

К сожалению, самая древняя и интересная часть города сильнее всего пострадала от землетрясения 2015 года.

На этом плакате хорошо видно как выглядел один из храмов до и после землетрясения.

Сейчас площадь активно реконструируется и, без сомнения, через несколько лет все храмы будут вновь воссозданы. Так происходит из века в век и неизвестно сколько ещё природных катаклизмов придётся пережить этой маленькой и бедной стране…

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Фух… Не хочу больше о грустном, тем более, что как посещение Патана, так и всё путешествие по Непалу проходило более чем позитивно.

Главная достопримечательность площади Дюрбар — Королевский дворец:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Сейчас главное здание дворца занимает Патанский музей, который непременно стоит посетить, тем более, что вход в него включён в стоимость посещения исторической части города.

Внутренний двор Королевского дворца:

В Патанском музее:

В музее около 900 интересных экспонатов, в основном это древние статуи индуистских божеств из храмов Патана и окрестностей. Всё кратко и понятно подписано на английском. Провёл здесь около часа, единственный раз за всё путешествие встретил здесь пожилую русскоязычную пару с гидом непальцем, который проводил экскурсию на русском. Честно говоря, слова гида я понимал через раз, а особенно меня порадовало, когда увесистый позолоченный царский скипетр он назвал «королевской палкой»…

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Я провёл в Патане целый день, бегая из одной части города в другую и площадь пересекал раз 6 точно, так вот, эти дедушки сидели на этой длинной лавочке у входа в музей целый день, не знаю, может они менялись, я не примечал. Мне это напомнило сцену из кинофильма «Белое солнце пустыни».

Эта часть Королевского дворца называется Мул Чуок:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Далее я отправился на поиски Золотого храма.

На улицах Патана жизнь идёт своим чередом. На туриста с фотоаппаратом никто не обращает внимания.

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Золотой храм, пожалуй, самый красивый и богатый храм Патана. Храм втиснулся между обычными домами из-за этого его тяжело сфотографировать полностью.

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Вход в храм платный, но совсем не дорогой (около 50 рублей), уверяю он того стоит:

Это одна из древнейших пагод Патана (XII век), здесь же находится буддийский монастырь Ква Бахал. При желании, за скромную оплату можно нанять англоговорящего гида, который расскажет много интересного о деталях храма. Так же за отдельную плату, служитель храма может провести маленькую экскурсию по монастырю, показать быт и условия жизни монахов.

Золотой храм — детали:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Недалеко от Золотого храма находится ещё один большой и интересный храм — Кумбешвар. Это шиваитский храм, но вход в него в отличие от аналогичного в Пашупатинатхе для иноверцев не запрещён.

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Храм был построен в 1392 году на месте более древнего храма, некоторым статуям здесь более полутаратысячи лет. Но это место произвело на меня большое впечатление не этим. Дело в том, что я оказался здесь в воскресенье и, по всей видимости, здесь проходил какой-то праздник. Несколько десятков детей были одеты в красивые ритуальные одежды, сидели в кружке со своими мамами такими же нарядными.

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Поначалу я немного стеснялся фотографировать девочек, старался делать это незаметно, так как не знал, как на это отреагируют их родители. Но, когда я понял, что они не только не возражают, но не прочь попозировать, я вошёл во вкус и пошёл фоткать всех подряд — от яркости и красоты рябило в глазах:

Не скажу, что мне были рады абсолютно все:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Но большинство детей светились счастьем:

А теперь постарайтесь представить этот момент в динамике. Во дворе жглись какие-то благовония, раздавались песнопения, периодически присутствующих обходил священник, посыпал девочек лепестками цветов:

В другом углу храмовой территории молились взрослые, скорее всего, эти молитвы были посвящены богине Кали, находящийся здесь её храм популярен не меньше шиваитского.

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

В общем, от Кумбешвара я остался в полном восторге! Это было одно из самых ярких впечатлений за всю поездку.

Как бы хорошо здесь не было, надо было осмотреть ещё несколько интересных храмов. На этот раз я снова пересёк площадь Дюрбар и направился в противоположную часть города.

Храм Миннатх:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Храм производит впечатление прекрасной и очень сложной резьбой по дереву:

Здесь тоже встречались дети, но не такие нарядные, как в Миннатхе:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Через дорогу от Миннатха находится схожий, но более крупный храм Красного Махендранатха (XVII век). Оба храма посвящены самому почетаемому в городе божеству в честь которого в апреле устраивается самый большой в Непале праздник.

Поужинав с видом на площадь Дюрбар, я ещё раз сбегал до Кумбешвара в надежде, что праздник ещё продолжается, но в храме уже почти никого не было:

В Непал в одиночку. Ч2. Патан

Кстати, Кумбешвар — один из немногих храмов Непала, имеющий 5 крыш.

Далее я вернулся на Дюрбар и там встречал закат, как ни крути, это самое колоритное место Патана, в вечернем свете получает очень красивые цвета.

А вот, искусственная подсветка храмов практически отсутствует, так что я не стал дожидаться полной темноты, взял такси и вернулся в Тамель уже в полной темноте. Вечерний трафик в Катманду, это полный мрак, жалею, что не сделал ни одной фотографии. Помню, как в студенческие годы утром добирался до универа на троллейбусе. Так вот, то что мы тогда называли давкой по меркам непальской столицы вполне комфортный способ добраться до места назначения. Здесь на подножках висели человек по 10 (я не преувеличиваю), как они удерживались друг за друга? И как в таких условиях выходит человек из центра салона автобуса, остаётся для меня большой загадкой.

На ресепшене заказал билеты, завтра рано утром я еду в Покхару. Уставший, но счастливый лёг спать…