Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был сегодня 17:53

Непал Февраль 2017

Я давно мечтал побывать в Непале и ставил эту страну в приоритет. Но всё как-то не складывалось, то боялся, что опыта мало для такой страны, то компании не было, то времени, то землетрясение… Так я откладывал поездку, но осенью прошлого года я сказал себе, что терпения ждать больше нет. Ещё были некоторые проблемы с банком, в котором у меня был вклад и мои путешествия в 2017 году вообще были под вопросом. Но, как только они разрешились, в тот же самый день я первым делом взял билеты Москва — Катманду у «Турецких авиалиний» по стандартной цене, что для меня большая редкость — в 90% я летаю по разного рода акциям. Вот такой показатель того, как мне хотелось в Непал.

Ещё одной характерной чертой было то, что впервые за последние несколько лет я отправился в путешествие в одиночку. У меня был точный план: что посмотреть, каким способом и каким темпом. Не хотел ни под кого подстраиваться и не хотел, что бы кто-то подстраивался под меня. Захотел побыть в Непале — взял билеты и полетел!

Стамбул.

Моё путешествие в Непал началось со Стамбула. Поскольку летел я а/к Turkish Airlines, соответственно пересадка была в Стамбуле, я специально выбрал длинную дневную стыковку, что бы погулять по городу. Тем более, что в Москве зарегистрировали багаж сразу до Катманду и лишних проблем куда пристроить свой чемодан не было. В 7–45 я прилетел в Стамбул, после паспортного контроля ещё немного посидел в аэропорту — ждал пока город немного прогреется, хоть и зимним, но ярким утренним Солнцем.

Собственно, ничего нового в Стамбуле я не увидел, да и цель перед собой такую не ставил. Просто хотелось погулять по давно известным мне местам. Из аэропорта на метро я отправился в Султанахмет, от туда пешком прогулялся до Галатского моста. Перекусив свежепойманными сардинами, вернулся обратно, вдоль дворца Топкапы спустился к набережной Босфора. Февральский Стамбул порадовал теплом (+7) и безоблачным небом. К вечеру стала сказываться накопленная усталость — ночь добирался до аэропорта плюс перелёт, да и за 2 дня до этого я так же ездил в Москву по работе и на отдых после командировки времени не было. А впереди был ещё один ночной перелёт в Катманду. Часов в шесть вечера я вернулся в аэропорт и стал коротать время до вылета.

Утром следующего дня в окно иллюминатора я наблюдал за самым могущественным горным массивом планеты — Гималаи! Впечатляет! Приземление в аэропорту Катманду, заполняю пару анкет, оплачиваю визу на 15 дней, паспортный контроль — всё не спеша, но и без задержек. Привет, Непал! Я счастлив!

Из аэропорта в туристический центр города — Тамель на такси, цена 700 рупий. Хотя аэропорт и находится в пяти километрах от города, ехать пришлось час — такой здесь трафик, часто идти пешком быстрее, чем на авто. Пока доползли до отеля, усталость накатила так, что было уже не до чего. Быстро вселился в номер, выпил обезболивающего, отзвонился домой и лёг поспать часок, потом ещё часок. Поднялся в 16–00, вроде восстановился, надо было вкатываться в ритм.

Отправился в разведку по Тамелю, надо было освежить тело и мысли и найти чего-нибудь перекусить.

В Непал в одиночку. ч.1

Осмотрел, попавшуюся по пути ступу Катесимбху.

Это было моё первое знакомство с непальской храмовой архитектурой. Даже не смотря на усталость, впечатление произвело очень положительное — необычно, колоритно и непоказушно, очень натурально и самобытно.

Не спеша доплёлся до площади Дурбар, смеркалось, платить за вход на площадь не было смысла.

В Непал в одиночку. ч.1

Поужинав с видом на древние храмы порцией непальских пельменей — мо-мо и бутылочкой пива «Эверест», я был полон сил и вдохновения познавать новую страну, но уже завтра…

Утренний субботний Тамель радовал свежестью и спокойствием. Это был мой первый полноценный день путешествия, как и полагается он был заранее распланировал осмотром разных достопримечательностей.

В Непал в одиночку. ч.1

Но первым делом я отправился в ближайший TIMS-центр, расположенный в Тамеле. Необходимо было оформить карту трекера, так как одной из главных моих целей в Непале был первый небольшой ознакомительный трек. До самого трека дело дойдёт позже, а пока надо было оформить все необходимые для этого документы. Немного поплутав по узким переулкам Тамеля, я нашёл нужное мне агентство, но оказалось, что в выходные дни работать оно начинает с 10–00. Пришлось убивать час, что я с удовольствием сделал, погуляв по окрестным улочкам, наблюдая за местными.

Вернувшись к TIMS-центру, меня ждали новые трудности. Оказалось, что в этом агентстве оформляют только групповые разрешения. Индивидуальные карты надо было оформить в офисе агентства по туризму, подсказав адресок и маршрут, колоритный сотрудник занялся своими делами. А я, не теряя лишнего время, взял такси и отправился на поиски нужного агентства.

В Непал в одиночку. ч.1

Приехав на место, пришлось ещё немного поплутать, но нужный офис я всё же нашёл. Оказалось здесь же можно сразу оформить и пермит на посещение нужного природного парка, в моём случае это был горный массив Аннапурны. На оформление всех документов ушло не более получаса и теперь на руках у меня были все необходимые для треккинга документы.

Эта фотка сделана уже во время трека, здесь просто к месту пришлась. Зелёная книжечка — это карта трекера, её необходимо оформить при посещении любого нац.парка Непала, стоимость 2000 рупий (1200 рублей). Плюс ещё билет-разрешение (пермит) на посещение уже конкретного нац.парка стоит ещё столько же.

Теперь можно было приступать непосредственно к программе. На сегодня у меня было запланировано 3 объекта.

Ступа Сваямбунатх.

От TIMS-агентства на такси я добрался до одной из известнейших ступ Катмаду — Сваямбунатх, имеющей второе туристическое название monkey-temple. Собственно, это не только и не столько ступа, а целый храмовый комплекс.

В Непал в одиночку. ч.1

Обычно таксисты подвозят туристов с западной стороны, непосредственно к самой ступе. Но я попросил остановить пораньше, перед главной центральной лестницей, ведущей к ступе.

Немного поснимав здесь, я по 365 ступеням поднялся к самой ступе.

В Непал в одиночку. ч.1

Это было круто! Большая ступа смотрела на все четыре стороны, вокруг её окружали десятки маленьких и больших храмов, толпы верующих совершали какие-то свои ритуалы.

В Непал в одиночку. ч.1

Различные маски, культовые и религиозные предметы, это вообще отдельная тема:

В Непал в одиночку. ч.1

Ступа практически не пострадала во время землетрясения 2015 года, однако некоторые строения на территории комплекса были полностью или частично разрушены. На следующей фотографии в правом нижнем углу видно как ведутся работы по их восстановлению:

В Непал в одиночку. ч.1

Как я уже упоминал выше, Сваямбунатх — это не только ступа, но целый храмовый комплекс, на территории которого есть несколько важных храмов, музей, тибетский монастырь и ещё множество различных маленьких, но интересных строений.

Есть и небольшая статуя Будды, к подножию которой, местные бросают монетки.

В Непал в одиночку. ч.1

Необходимо попасть именно на цветок лотоса, на котором стоит Будда, видимо тогда верующих ожидает удача или ещё чего-нибудь хорошее. Если с собой нет мелочи, а обычно её нет, так как монеты из-за низкой стоимости практически не в ходу, здесь же можно наменять мелочи.

Чем я и воспользовался, правда эта мелочь предназначалась не для Будды, а для моей коллекции монет разных стран. Наменял вволю, так что ещё и знакомым хватило.

Собственно, комплекс супер!!! Я уже не помню сколько времени я там провёл, где-то часа два, можно было и больше, но не Сваямбунатхом одним живет Катманду, а ещё много чем. Так что я отправился дальше.

Пашупатинатх.

От Сваямбунатха на такси поехал к Пашупатинатху. Минут 15 торговался с таксистами, просили от 1000 до 1500 рупий, а я хотел сначала за 500, потом готов был и за 800. Но таксисты, они и в Непале таксисты, а особенно в таком туристически раскрученном месте, пришлось ехать за 1000.

Пашупатинатх ещё один древнейший и известнейший храмовый комплекс Катманду, как и Сваямбунатх является объектом под охраной ЮНЕСКО.

В Непал в одиночку. ч.1

Самый большой храм здесь — храм Шивы, это главный храм этого индуистского божества не только Катманду, но и всего Непала. Так же почитается среди индуистов всего мира. Вход в храмовый двор, как и в сам храм, разрешён только для индуистов.

Но это не проблема, вокруг масса всего интересного.

В Непал в одиночку. ч.1

Положительный момент, характерный для всех храмов Непала, можно свободно гулять и фотографировать всё что хочешь и кого хочешь, никто не возражает, в лучшем случае ещё и попозируют.

Всего в одном случае за фотографию попросили денежку. А говорят, священные мужи — садху, только святым духом (или как он там у индуистов называется) питаются. Наверное — ряженные, хотя, по-виду и не скажешь.

В Непал в одиночку. ч.1

Среди туристов Пашупатинатх известен в первую очередь своими гхатами для кремации. Не скажу, что я ехал сюда специально для этого, но побывать в Пашупатинатхе и не пройти вдоль священной реки Багмати, дело непростительное.

В Непал в одиночку. ч.1

Днём и ночью, не переставая, дымятся погребальные костры, запах «жареного поросёнка» нет — нет, да и ударит резко в нос. Приятного в этом конечно мало. Так от Пашупатинатха осталось двоякое ощущение — всё эти религиозные обряды с кучей разных красивых посудин, яркие одежды и улыбающиеся верующие и всего в нескольких метрах от этого праздника уход человека в небытие…

Погулять по противоположному берегу реки Багмати тоже интересно, склон усеян, наверное, с сотню маленьких лингамов и храмов. Здесь же находится ещё один древнейший индуистский храм Гухджешвари, очень похожий своей архитектурой на большой и яркий храм Лакшми-Нараян в Дели.

Вообще, ни одно другое, посещённое мной место в Непале, так не напоминало мне Индию, как Пашупатинатх. Через небольшой парк я вышел в противоположную от храма сторону и вдали уже виднелась последняя на сегодня цель — ступа Буднатх. Сначала я попытался дойти до неё пешком, но поплутав немного по узким тупиковым переулкам пригорода Катманду, оставил эту затею и минут за 10 то ли за 200, то ли за 300 рупий на такси добрался до заведомой цели.

Ступа Буднатх.

Буднатх — это великолепно! Посмотрите сами:

В Непал в одиночку. ч.1

Буднатх — это самая большая ступа Непала, это чисто буддийская ступа, можно даже сказать чисто тибетская. Как же мне после этого захотелось в Тибет! (Ещё и в Бутан, и это помимо того, что ещё много куда хочется).

Помимо того, что она огромная и очень красивая, ещё и непрерывная река людей, постоянно кружащая вокруг неё, создаёт потрясающее чувство праздника жизни. В общем, энергетика этого места пришлась мне даже очень по душе.

Территорию вокруг ступы окружают небольшие отельчики, многие крыши используются под терассы различных ресторанчиков. Ценник в них до двух раз выше, хотя качество еды ничем не отличается, однако поужинать с таким видом — бесценно.

Так же территория богата разного рода сувенирно-религиозных атрибутов. Кстати, здесь можно наменять мелких непальских купюр хорошего качества на сувениры (так как обычно они изношенные и очень затёртые) и одно- и пятирупиевых монеток новеньких в упаковках: 80 однорупиевых монеток за 100 рупий (всего 60 рублей!).

Есть здесь и пара интересных храмов.

В Непал в одиночку. ч.1

К вечеру, служители храмов заготавливали тысячи свечей, расставленных на подносах, а затем разносили и расставляли вокруг ступы.

В Непал в одиночку. ч.1

К сожалению, так и не дождался, чем это всё закончилось, думаю было красиво.

В общем, здесь я и встретил закат. Ступа Буднатх стала для меня самым интересным религиозным объектом всего Непала. Верю, что ещё вернусь в Непал, надеюсь, что не раз и обязательно снова посещу это замечательное место!

В Непал в одиночку. ч.1

Всем спасибо за внимание! Надеюсь, продолжение не заставит долго ждать…