Турист Данил Примеров (Daniel_Primerov)
Данил Примеров
был 6 ноября 2023 17:39

Сухумский район, Ткуарчал, Гулрыпш, Очамчира + 1 город — Абхазия Апрель 2017

Абхазия (или по-абхазски Апсны — «страна души»)

Многим знакомы еще из советских времен курорты Абхазии — Гагры, Пицунда, Сухум и другие. Тогдашняя популярность этих курортов Черноморского побережья ярко подтверждается коронной фразой из фильма Иван Васильевич меняет профессию: «Алло, Анюта, ты себе не представляешь, — я сейчас улетаю в Гагры! С самим Якиным!».

Но эти курорты бывшего наследия СССР нас интересовали в последнюю очередь, поскольку мы решили изведать дальние уголки непризнанной (или частично признанной) республики Абхазия и совершить индустриально-сталкерский трип. Что нам, собственно, и удалось.

Итак, затерянная Абхазия.

Маршрут наш пролегал по следующим объектам: Эшер-Сухум-Ткуарчал-родоновый источник Тцыутхара-Акармара-Джантуха-Поляны-источник Кындыг (Киндги)-Гульрипш (дворец князя Свицкого)-Агудзера. Время на программу — 2 дня.

На подступах к столице — городу Сухум

Кромлех. Древний мегалит. В данном случае — выложенные кольцами камни. Самое интересное то, что этот мегалит располагается на территории бывшей школы, буквально в 20 метрах от ее стен.

Эшерская средняя школа (развалины, памятник битвы за Сухум, 1993 г. (Грузино-абхазский конфликт подробно описан здесь)

Ткуарчал.

Бывшее грузинское название — Ткварчели, самый молодой город, построенный во времена ВОВ, в основном пленными немцами. В советское время тут добывался высокого качества коксующийся низкозольный уголь. Город, расположенный в горах, был действительно красив в свое время — широкие проспекты, сталинские дома с высокими потолками, дворцы культуры, аллеи. Но эпоха расцвета продлилась совсем недолго. С развалом Союза, грянула война, и город оказался в блокаде. Осада продолжалась 413 дней, унесла много жизней. (Подробнее об осаде Ткуарчала можно почитать в Википедии). В 2008 году Ткуарчалу присвоили звание города-героя. Здесь не было боевых действий, но бомбежки и массовый отток жителей сделали свое дело — город и окрестности пришли в полное запустение. Но, к счастью, в отличие от ближайших поселков, здесь еще теплится жизнь и город медленно, но оживает.

Затерянная Абхазия или индустриально-сталкерский трип

Постамент шахтеру при въезде в город

Железнодорожный вокзал

А-мобайл, А-гастроном, А-птека

Мост через реку Галидзга

Дома на проспекте Свободы

Останцы угольной промышленности

Смотрится все это абсолютно нереалистично — почти нет людей, нет рекламы, нет торгово-развлекательных центров, городского шума. Ощущение, что ты попал в какой-то параллельный мир, во времена СССР, но другого, фантастического. А в чистом горном воздухе витает запах безысходности, отчаяния, пьянства и безделья. В городе раньше проживало 35–40 тыс.человек, сейчас около 5 тысяч.

Акармара. Джантуха. Поляна.

Это близлежащие шахтерские поселки, входящие сейчас в состав Ткуарчала.

В них ситуация просто катастрофическая, которую можно охарактеризовать словами трэш, сталкер, постапокалипсис.

Акармара, когда здесь была жизнь

Акармара сегодня

Акармара. Здания постепенно обрушаются. Но в них продолжают жить люди. Сейчас в поселке живет около 15 человек

Джантуха. Когда-то здесь были гастрономы, детские сады, школы, больницы и жили люди

В подвале дома

Поляны

Источник Кындыг (Киндги)

Совсем недалеко от трассы М27 и почти на берегу моря располагается сероводородный источник. Вход платный, но не большой — 150 рублей с человека, время неограниченно. Место облагораживают и тут становится все более комфортно. Забавно, что температура в ваннах регулируется вручную путем перекидывания трубы из одной ванны в другую.

ПТГ Гульрипш (дворец князя Смецкого)

Апофеозом нашего путешествия стало посещение дворцов в Гульрипш-ском и Агудзер-ском — районах, они не имеют статуса города, но примечательны тем, что здесь находятся остатки некогда величественного и самого большого здания на территории Советской Социалистической Республики Абхазии — дворца князя Смецкого.

Н. Н. Смецкий, жена которого болела туберкулезом (чахоткой), построил санаторий в 1901 году, но не только для нее, но и для малоимущих. Содержание больных меценату Смецкому обходилось в полтора раза дороже, чем они платили за лечение. Более свежий, «красный корпус» был построен в 1910—1911 гг., оборудован лифтом, отоплением и вмещал 200 туберкулезников. В 1914 году этот корпус был передан в безвозмездное пользование Красному Кресту для лечения раненых в Первой мировой войне, после революции — в безвозмездное пользование Советской власти, а в 1921 году получил имя, разумеется, Ленина, который ни к Гульрипшу, ни к туберкулезу, ни к Смицкому не имел никакого отношения. Кое-какая информация о местности есть здесь

Все что осталось от былого величия

Пальма не территории санатория (ей наверное больше 200 лет)

Хозяйственная постройка

«Красный» корпус (Гульрипш-2) построенный князем Смицким в честь дочери

А вот как это выглядело во второй половине 20 века

Самый высокий человек в Абхазии — дядя Коля — 2,17 м

Внутри «красного» корпуса

Галлерея

Сухум.

Самое интересное в Сухуме — Ботанический сад, Обезьяний питомник, Центральный рынок, печальный памятник прошедшей войне — здание Совета Министров, набережная, и, пожалуй что, все.

Маяк в Сухум

Маяк был привезен и изготовлен во Франции, в Париже в 1861 году

памятник грустному пингвину. Набережная города Сухум

Сухумское пиво и фирменная лодочка. Нямство

Пляж возле Сухума Ассир

Местечко Ассир находится вблизи деревни Черниговка. Интересное место с приятным рестораном. Здесь любят отдыхать на выходных местные. Можно рекомендовать к посещению.Затерянная Абхазия или индустриально-сталкерский трип

Местечко Ассир

деревья в Кодорском ущелье

Ольгинские водопады

Закат. Черное море

До новых встреч, Абхазия!

Очень противоречивая информация об Абхазии заставляет думать об этом крае как о зоне повышенного риска. Конечно, еще присутствуют отголоски недавней войны в виде разрушенных зданий, расстрелянных фасадов домов. Но, самое главное, война закончилась много лет назад, и в целом, Абхазия с удовольствием и кавказским гостеприимством встречает туристов и гостей своей земли.

Тех, кто заинтересовался этой контрастной краем, приглашаю совершить ознакомительные экскурсии, которые я периодически организую самостоятельно по мере набора группы 4–10 человек. Могу предложить как однодневные туры с посещением самых популярных мест Абхазии — Гагры, Пицунда, Новый Афон, Сухум; так и многодневные программы (2–3 дня) с посещением не туристических мест, самых дальних и самых интересных уголков республики. С заявками обращайтесь, пожалуйста, на почту 23prim@gmail.com или звоните по телефону 89298400315, с удовольствием побуду для вас местным чичероне.

P. S. Буквально сегодня узнал что 10—12 октября 2017 года в городе Сухум компания Титан будет проводить гонку по триатлону — titan-race.ru Это значит, несколько сотен гостей — спортсменов и болельщиков, примут участие в спортивном празднике, на одном из самых известных и привлекательных курортов на берегу Черного моря. А значит, у Диоскурии еще все впереди!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры