Турист Елена Самусева (Elena_Samuseva)
Елена Самусева
была 20 февраля 13:10

Средневековые крепости Эстонии

Нарва-Йыэсуу, Тарту, Хаапсалу — Эстония Май 2016

Путешествие по Эстонии было рассчитано всего на 5 дней и осмотреть все крепости конечно мы не могли. Но тем не менее несколько крепостей я включила в программу путешествия и постараюсь вам о них рассказать.

Крепость первая. Нарва.

Замку в Нарве уже более 700 лет. Историки спорят кто и когда начал его строить, но большинство соглашается, что замок на реке Нарове был заложен в 1256 году датчанами. Потом гремели войны и замок менял своих владельцев — немцы, шведы, русские и в настоящее время эстонцы. Больше всего замок пострадал во время второй мировой войны. Сразу после ее окончания СССР приступил к восстановлению замка. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. На нашем пути это был максимально восстановленный средневековый замок.

Сегодня в замке работает музей в котором собраны материалы по истории Эстонии. Каждый год осенью здесь устраивают музейный фестиваль на который привозят лучшие временные выставки из всех музеев Эстонии. Фестиваль продолжается до конца года. Есть в замке и художественная галерея. Летом в северном дворе открываются ремесленные мастерские — кузница, аптека, гончарная мастерская и тд. В западном дворе устраивают мероприятия с большим количеством участников. Кроме того здесь можно посмотреть Сад пряностей Линнея. Под крепостью вдоль реки Наровы благоустроена красивая набережная — любимое место горожан для прогулки или рыбной ловли. С набережной открывается красивый вид на Ивангородскую крепость.

Крепость вторая. Вакснарва.

Вакснарва современное название древнего русского городка Сыренец. Городок расположился на самом деле в низком болотистом месте там где река Нарова выбегает из Чудского озера. Сегодня в Вакснарве проживает менее 50 человек. А история у городка богатая на события. На русском берегу Наровы стоит аршинный каменный крест воздвигнутый здесь русской княгиней Ольгой. А на эстонском берегу руины древней крепости Нейшлосс. Крепость была построена Ливонским орденом в 1349 году. Но в том же году разрушена русским войском из Пскова.

В 1427 году немцы вновь отстроили свою крепость. Эта крепость имела стены толщиной 3.5 метра и была приспособлена к использованию огнестрельного оружия Но недолго покрасовалась эта цитадель — в 1558 году князь Федор Троекуров с Данилой Адашевым осадили и взяли эту крепость. В той войне русские войска захватили 23 города и замка — фактически всю восточную Эстонию. Иван Грозный владел этими землями 23 года, но в 1581 крепость перешла к шведам. Шведы крепость восстановили и укрепили, но в1656 году ее захватили войска царя Алексея Михайловича. В 1661 году крепость перешла в шведам. Узел разрубил Петр Первый, войска которого в 1699 году захватили крепость и полностью разрушили.

Сегодня остатки крепостных стен находятся на эстонской земле, практически на линии границы с Россией.

(Ох, и сложно разобраться кто и когда захватывал эту крепость!)

Монастырь цистерианцев в Падизе

Монахи монастыря владели угодьями в окрестностях Падизе уже с середины 13 века. А монастырь появился здесь в 1305 году. Строили монастырь долго, а сожгли в одну Юрьеву ночь в 1343 году. Восстанавливали монастырь уже в камне, используя известняк и мрамор. В 1448 году монастырь был освящен. Во время Ливонской войны монастырь переходил из рук в руки и наконец был просто разрушен В 1622 году король Щвеции Густав 2 Август даровал находящийся в руинах монастырь и прилегающие к нему земли рижскому бургомистру Томасу Рамму. И сейчас это поместье принадлежит семье фон Раммов.

Монастырь возник перед нами совершенно неожиданно. Каменные громады нависли над дорогой после крутого поворота . Мимо проехать было невозможно. Мы свернули с трассы и поставив машины на стоянке мызы Падизе устремились к огромным руинам монастыря. Деревянные подмости вели в огромные монастырские залы. Эти залы явно используются для проведения мероприятий . из свежих досок устроены аккуратные проходы с перилами, по которым мы легко поднялись на самый верх монастыря. Вид сверху открывался замечательный.

Средневековые крепости  Эстонии

Меня мучил вопрос — что за монахи цистерианцы? оказалось, что самое главное отличие этих монахов от других в том, что они вообще не едят мясо, а только рыбку и с большим удовольствием. Поэтому не удивительно, что вокруг монастыря сохранились пруды в которых монахи ее выращивали.

Крепость четвертая. Хаапсалу.

Средневековые крепости  Эстонии

Хаапсалу прелестный курортный городок на западном берегу Балтийского моря. И конечно огромная средневековая крепость Хаапсалу привлекает к себе большое внимание туристов.

Как и положено туристической достопримечательности у крепости есть своя легенда, впрочем раз в год, в августе, все желающие могут своими глазами увидеть — Привидение ! Да в окне крепости появляется Привидение — Белая Дама.

Желающих посмотреть на Привидение приезжает много и поэтому в августе в крепости проводят фестиваль Белой Дамы, на котором можно посмотреть спектакль о любви молодого монаха и прелестной крестьянки

Крепостной двор нравится музыкантам, поэтому большие музыкальные концерты в крепости проходят часто. С 1993 года здесь обосновался ежегодный фестиваль блюза.

Крепость занимает два гектара земли в самом центре города. История крепости началась в 1260 году и более 300 лет здесь был центр Епископства. Но дальше история крепости повторяет историю других средневековых замков. Католиков сменили лютеране, Ливонская война принесла победу и крепость шведам. А в 1625 году уже знакомый нам по щедрому подарку в Падизе, шведский король Густав Второй продал крепость графу де ла Горди. Графская семья с энтузиазмов взялась за восстановление крепости, но пожар 1688 года перечеркнул все их усилия.

И на сцену выходит наш Император Петр Первый — захватив Гапсалу (именно так назывался тогда этот городок и крепость) приказывает разрушить крепость. Крепость стояла в руинах до середины 19 века. В это время Гапсала становится модным русским курортом и романтические руины привлекают внимание нашей аристократии. 1886 год считается годом начала реставрации. В 2017 году она продолжается... Сегодня крепость используется не только как площадка для массовых мероприятий, но за небольшие деньги можно купить билетик и зайти во внутренние дворы, где вы найдете средневековые больницы, школы, аптеки, лабораторию алхимиков, непременную пыточную. К слову сказать Собор в крепости был освящен в 1980 году и там проводят церковные службы. Этот собор считается самым крупным в Прибалтике.

Средневековые крепости  Эстонии

И, как вишенка на торте, — великий русский композитор Петр Ильич Чайковский посвятил Гапсале цикл пьес —Воспоминания о Гапсале

среди которых чудесная пьеса

Развалины Старого замка.

Впрочем историю пребывания Чайковского в Гапсале я расскажу позже.

Крепость пятая. Раквеке.

Городок Раквере расположился в очень удачном месте — рядом автомобильная и железная дорога между Питером и Таллинном. Близость крупного русского города обеспечивает поток туристов и хозяева городка устроили в развалинах средневековой крепости туристический аттракцион средневековое городище.

Средневековые крепости  Эстонии

Дорогу к крепости мы долго не искали этот мощный бык виден с автомагистрали, вот на него мы и ехали. Вообще это не бык, а тур. Такие туры якобы жили здесь много веков назад. А скульптуру поставили в 2002 году к 700 летию Раквери.

Средневековый юмор можно оценить даже не входя в крепость. Впрочем туалет вполне современный.

Проходим через мощные ворота, там же касса и сувенирный магазин, где можно купить рыцарский плащ и меч.

Средневековые крепости  Эстонии

За воротами рыцарские плащи предлагают бесплатно всем гостям. С нами заходит стайка питерских мальчишек, мечи у них уже имеются, а накидки они весело натягивают на свои толстовки.

Внутри крепости кипит жизнь стреляют лучники, сражаются солдаты, палач тащит на плаху злодея, судачат средневековые хозяйки, забыв про покупки на рынке. Настоящие кони лижут кусочки сахара с рук туристок, красивый козел гордо взирает вокруг.

Мальчишки умчались на стену крепости, а с нее по узкой лестнице можно спуститься в подвал, там где средневековая пыточная.

Стреляет пушка. Затейливая вывеска приглашает в бордель. Бордель пока услуг не оказывает, но на табличках подробно описано, что и как (по-эстонски ). Ароматные запахи вьются над харчевней. Пенится свежее пиво и его грудастая продавщица покрикивает на работников, которых пиво явно интересует больше, чем работа.

В крепости есть музей истории ливонской войны и музей истории мечей. Каюсь, что нас тоже больше привлекло пиво и до музея мы не дошли. Но аттракцион нам понравился. Надеюсь этим летом привести сюда своих мальчишек.

Средневековые крепости  Эстонии

Итак, наше путешествие через столетия продолжалось всего 5 дней и закончится снова в Нарве. Посещение средневековых крепостей не было целью этой поездки. Просто в Эстонии так много крепостей! что куда не поедешь крепость у тебя на пути.

Когда мы готовили маршрут я использовала замечательный сайт Ренаты Римша о средневековых крепостях и очень его вам рекомендую.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия