Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Сараево — Босния и Герцеговина Июль 2016

Цикл «Балканская звезда»:

Обзорка о поездке по Балканам

Черногория: Будва, Котор, Пераст и Святой Стефан, Колашин и Биоградский заповедник, Жабляк, Дурмитор, Шавник

Албания

Босния и Герцеговина: Сутьеска и рафтинг

Время на рафтинге и в национальном парке Сутьеска прошло также незаметно, как и декабрь со своими предновогодними хлопотами. Оно уже намекало, что пора ехать дальше, ведь сейчас только самый разгар программы путешествия, а впереди меня ждала столица Боснии и Герцеговины — Сараево.

Шрамы войны за югославское наследство

В плане транспорта мне в этот раз крайне повезло. До автовокзала города Фоча меня совершенно бесплатно подкинули рафтеры, которые после ночной смены отправлялись домой. В Фоче я купил билет уже на отправляющуюся маршрутку до Сараево. Всё происходило уж больно гладко и даже приятно. Билет стоил 8 евро, в пути почти 2 часа по живописной дороге.

Чем больше мы отдалялись от Фочи, тем всё хуже и хуже становилась погода. Термометр в маршрутке, как бы намекал, что температура падает, а за окном становилось уж очень серо, а затем вообще черно. И вот из солнечной Фочи мы уже подъезжаем к хмурому и плачущему городу Сараево.

Шрамы войны за югославское наследство

Что мы знаем о столице Боснии и Герцеговины? В Сараево был убит Франц-Фердинанд. Кто-то, наверное, вспомнит про зимнюю Олимпиаду-1984. Другие припомнят осаду Сараево, которая продолжалась почти четыре года. Вот, наверное, и всё. На самом деле, Сараево, без сомнения, является одним из самых интересных городов бывшей Югославии, который очень несправедливо обделен вниманием туристов. Поэтому постараюсь показать, насколько там интересно и даже иногда жутковато.

Маршрутка приехала на автовокзал и первое, что я прочувствовал — собачий холод. На улице всего + 15, идёт дождь, и я нахожусь непонятно где. «Это разве Сараево? Где я?». Даже перепросил у водителя: «Это точно Сараево?». И его ответ меня поверг в окончательный ступор. Слабо верилось в то, что я на нахожусь в столице хоть и небольшого государства. Я даже не понимал куда идти дальше, пришлось обратиться к услугам такси, которые уже подкарауливали, словно бандиты в подворотне. Первому попавшемуся сказал название своего хостела. Таксист включил счётчик (!), а за окном стали мелькать грустные мотивы: следы былых бомбёжек, некая запущенность и разруха.

Шрамы войны за югославское наследство

Итак, что же получилось с автовокзалом. Дело всё в том, что в Сараево два автовокзала. Центральный расположен в трёх километрах от исторического центра. Он обслуживает в основном внутренние рейсы и некоторые международные (Тиват, например). Второй вокзал — восточный. Источно Сараево расположен в 10 километрах от центра города. Этот вокзал обслуживает преимущественно международные рейсы и некоторые внутренние. Главный минус — сложно добраться.

Многое в истории города можно было прочитать, глядя на его улицы, которые мелькали из окон такси. Столица Боснии и Герцеговины «прославилась» так, что не приведи господь: первые выстрелы Первой Мировой войны прозвучали как раз в Сараево. Ещё раз босняки прогремели на весь мир в 1990-е годы, когда осада города стала одной из самых запоминающихся страниц войн за югославское наследство. Теперь Сараево выглядит вполне мирным городом, хотя тем утром мне так не казалось: пасмурная погода, повсеместные следы бомбёжек, военные, патрулирующие город, полупустынные улицы и бесконечные кладбища.

Шрамы войны за югославское наследство

И это впечатление особенно усиливается, когда въезжаешь в центр города. Казалось, что все жители попрятались по подвалам. И даже мне новоиспеченному туристу подсознательно захотелось быстренько куда-нибудь спрятаться, пока не начался воображаемый комендантский час.

Шрамы войны за югославское наследство

К этой поездке я изучил множество мнений ученых, политологов и простых людей, но логику поступков той или иной враждующей стороны, я так и не уразумел. Чего боснийцы не поделили друг с другом? Мнения тоже были противоречивы и отнюдь неоднозначны, стало быть, носили субъективный характер. Понятно было одно: умирали и боролись за право жить мирные люди. Многочисленные следы обстрелов до сих пор видны на зданиях, как напоминание о событиях, которые происходили не так уж давно..., которые принесли немало горя и слёз невинным людям.

Тайны и причины кровавых событий, разыгравшихся на территории Боснии в 90-х годах, так и остаются для меня в большей степени неизведанными. Стоит отметить, что республика была не из последних в Югославии по уровню жизни, и зачем населяющие её народы устроили кровавую баню, мне не до конца понятно. Случилось это на фоне распада Югославии и падения коммунизма в Старом Свете. Основными противоборствующими сторонами стали боснийцы-мусульмане, православные сербы и хорваты-католики. Конфликт был многогранным: политическим, этническим и конфессиональным.

Шрамы войны за югославское наследство

Война между различными общинами реально шла не жизнь, а на смерть, и следы этой войны до сих пор видны в том же Сараево. Пусть здания центра смотрятся как новые, и пусть рядом с центром воздвигнуты несколько современных офисных небоскрёбов, многие дома по-прежнему носят следы пуль и осколков. Это только на фотографиях окружающие горы смотрятся очень живописно, но во время боснийского конфликта, как я думаю, горожане проклинали такое положение вещей, потому как осаждавшие Сараево сербы вели с возвышенностей плотный огонь по домам снизу.

Захоронения людей в городе повсюду. В городских парках, дворах и на горных склонах. Однажды гуляя по центру, обнаружил небольшой городской парк, в центре которого расположен необычный фонтан и несколько памятников, посвященных детям. И каков был мой шок, когда я понял, что рядом захоронены дети, а фонтан и памятник посвящены погибшим малышам и подросткам во время военных конфликтов. Здесь постоянно лежат цветы и сладости, которых эти дети уже никогда не получат. Места, пронимающие до костей.

Шрамы войны за югославское наследство

Все эти мысли и первые немного жесткие впечатления меня сопровождали вплоть до хостела. Это совершенно не типичная европейская столица. К знакомству с Сараево нужно быть готовым. Судьбу, положение дел и колорит этого города невозможно сравнить с помпезным Римом, лощёным Амстердамом или романтичным Парижем. Город пропитан кровью, скорбью и ненадуманным трагизмом. Сейчас столица активно восстанавливается, но экономическое положение страны значительно сдерживает эти процессы.

Шрамы войны за югославское наследство

Я остановился в хостеле Pansion Sebilj. Койка в общем номере стоила 8 евро, а сингл всего на 1,5 евро дороже. Естественно я взял собственный номер с удобствами на этаже. И бежал из этого отеля на следующий день. Во-первых, окна номера выходят в ресторан, где народ шумно гулял до утра, а потом шёл в наши туалетные комнаты сами знаете зачем. Во-вторых, в хостеле было полно индусов, которые оставляли после себя грязь во всех общественных местах. Зайти в душ после них было невозможно. Кстати, про существование горячей воды администрация хостела, конечно, слышала, но решила, что это чрезмерная роскошь для номеров нижнего ценового коридора. В-третьих, клопы и комментарии будут излишни. На следующий день я забронировал комнату в трёхкомнатной квартире At Mejdan Rooms, буквально в 100 метрах от этого хостела. За всё те же 10 евро — изумительный сервис, тишина и прекрасный хозяин. Главный плюс первого варианта размещения — расположение (практически напротив, легендарного латинского моста).

Латинский мост — визитная карточка Сараево. Считается старейшим мостом в Боснии и Герцеговине, снискавшем мрачную славу во всем мире. Именно рядом с этой переправой через реку Миляцку член экстремисткой организации «Млада Босна» Гаврило Принцип застрелил австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда. После рокового выстрела весь мир погрузился в четыре затяжных года Первой Мировой войны.

Шрамы войны за югославское наследство

Правда, история моста началась задолго до событий Первой мировой. Ещё в XVI веке для соединения частей города, расположенных на берегах реки Миляцки, был возведен первый мост. Но строптивая Миляцка неоднократно повреждала опоры, а во время весеннего разлива — разрушала переправу. В последующие столетия мост не единожды перестраивали и восстанавливали. Последняя масштабная реконструкция случилась в конце XIX века. С того времени ни события Мировых войн первой половины XX века, ни Балканский кризис 90-х годов не смогли разрушить этот старинный мост.

А вообще река Миляцка — капризная девушка. Стоило лишь дождю зарядить на полдня (а это было каждый день), как её воды принимали чрезмерную активность, а уровень поднимался в разы. Как только дождь прекращался, Миляцка медленно, но верно превращалась в тихую, скромную и порядочную девушку. Порой изменения уровня воды происходит на глазах или в течении небольшого промежутка времени.

Интересная судьба и история у местных денег. Валютой Боснии и Герцеговины является боснийская конвертируемая марка (BAM). 1 BAM ~ 0.49 EURO. Однако валюта здесь не простая. Во-первых, она не имеет сокращенного названия. Во-вторых, конвертируемые марки каждого номинала выпускаются двух видов — для Боснийской Федерации и Сербской Республики (не путайте с Сербией). Их отличие заключается в изображениях и языке, на котором сделаны надписи. На всех банкнотах присутствует обязательный водяной знак — монограмма Центрального банка. На лицевой стороне купюры красуются политические и культурные деятели Боснии или Республики Сербской. Тем не менее, этими деньгами можно расплатиться на всей территории страны. В магазинах можно расплачиваться и в евро.

Шрамы войны за югославское наследство

После заселения я бросил вещи и отправился в исторический центр города, который, иногда, в шутку, называют маленьким Стамбулом. Моё состояние было каким-то покомканным и всё окружающее казалось не лишенным некой дикости. Огромный шумный базар, толпы людей, все куда-то идут, что-то кричат. А у меня сонное состояние и полное отсутствие желания фотографировать. Да, и такое бывает. Куда я попёрся в таком состоянии? В конце концов, пришлось вернуться в хостел и уснуть. Проснулся ближе к вечеру. Солнце еле-еле пробивалось сквозь тучи, адаптация сознания прошла успешно, и я без каких-либо препятствий мог гулять и фотографировать. Ну что ж, стари град, дубль второй.

Уникальность старого града, действительно, феноменальная. Пара небольших кварталов приятно удивляют и неевропейской архитектурой, и не совсем европейскими порядками. Например, где еще в центральной Европе можно найти старую православную церковь, которая соседствует с католическим собором и множеством мечетей с минаретами? Наверное, Сараево если не самый, то один из самых мультикультурных и полирелигиозных городов Европы.

Шрамы войны за югославское наследство

Неформально старый град начинается с площади Башчаршия.

На площади всегда находятся сотни, голубей, которые… не гадят! Я не знаю, как устроена кормежка и процесс переваривания у этих птиц, но они, действительно, никак не пачкают улицы.

Шрамы войны за югославское наследство

Башчаршия, по сути, большой рынок, который тянется почти целый квартал. Продают здесь всё: от химического мыла до кальянов, разнообразных сортов кофе и украшений.

Шрамы войны за югославское наследство

Очень много различных едален. Но везде подают практически одно и тоже. Сараевский кебаб, Баня-Лучка кебаб… ну, пожалуй, и всё. В одном из таких заведений я решил сделать привал и попробовать местную кухню.

Такой гадости я не ел уж очень давно. Сырая лепёшка внутри и сухая снаружи, жирнющие колбаски из непонятного фарша и горка белого лука. Моментальная изжога и куча денег на питьевую воду и платные туалеты:-). Кстати, о напитках. Удивило меня, что одним из любимых напитков боснийцев является кофе. Босния и Герцеговина по потреблению кофе на душу населения занимает десятое место в мире.

Шрамы войны за югославское наследство

Ближе к вечеру людей в старом граде было меньше. На этот раз мне удалось влиться в эту размеренную волну прогулок и глазения витрин местных заведений. В воздухе витали ароматы востока, чувствовались отдельные турецкие, азербайджанские и марокканские нотки. Люди неспешно гуляли, курили дымные кальяны, громко смеялись и казались самыми счастливыми людьми на этой планете.

Шрамы войны за югославское наследство

Стари град плавно перетекает в местный Арбат — центральную пешеходную улицу которая мне запомнилась не только своей прекрасной архитектурой, но и городскими сумасшедшими. А если быть точнее, мужчина с розовыми рогами оленя, который был разодет как новогодняя ёлка, отплясывал какие-то демонические танцы. Уж не знаю употребляющий образ жизни, военные последствия или ещё что, но это было жалким зрелищем. Даже рука не поднялась заснять этот театр одного актера.

Шрамы войны за югославское наследство

Пешеходная улица приведет к кафедральному неоготическому собору Святейшего Сердца Иисуса. Считается главным католическим собором страны. Во время балканского конфликта храм пострадал от артобстрелов, но, к счастью, был восстановлен. Если коротко выразить свои впечатления, то мощно и грандиозно!

Здание Собора является символом города и используется на флаге и печати Сараево.

Шрамы войны за югославское наследство

Но стоит только немного свернуть с Арбата, местами погружаешься в наши 90ые, только без малиновых пиджаков и уличных перестрелок.

Шрамы войны за югославское наследство

В глубине дворов, среди ветхих построек дедки играют в шахматы, правда масштаб совсем не тот, который мы привыкли видеть в наших дворах :-)

Так незаметно, неспешно наблюдая за жизнью местных, я оказался в современной части города, которая, кстати, немногим отличается от исторического центра.

Шрамы войны за югославское наследство

Прогулявшись по современному Сараеву, я вернулся на набережную, чтобы направиться в сторону дома, т. к. время уже было позднее. Примечательно то, чтобы хоть как-то наполнить город яркими красками дома раскрашивают в яркие цвета.

Шрамы войны за югославское наследство

Можно было добраться и на общественном транспорте, который представлен трамваями. В основном они гоняют по кольцевым маршрутам. Ездил я на них бесплатно, т. к. кондукторов и турникетов нет. Да и вообще, мало кто пользовался компостером, все пассажиры ездили бесплатно. Проехать три остановки в конце «рабочего» дня было всегда весьма актуально:-). Кстати, в стране существует легенда, что именно в Сараево пошел первый трамвай в Европе. Хотя это и не совсем так, но люди верят.

Шрамы войны за югославское наследство

На следующий день я проснулся в пять утра, чтобы успеть сделать снимки пустых улиц. Часть фотографий уже была представлена выше. С утра уже был дождь и всего +9. Первым делом я отправился в жилые кварталы, которые расположены в пяти минутах ходьбы от Башчаршии. Моментальный разительный контраст. Вы такими себе представляли узкие европейские улочки? :-)

К сожалению, вынужден признать, что несмотря на мирное время, в городе прослеживается некоторая напряжённая обстановка, что бы там не говорили путеводители. Буквально перед отъездом в Тиват, я решил прогуляться до католической церкви, которая была в 5 километрах от исторического центра. Её заприметил, когда возвращался из Сребреницы, поэтому оставшиеся часы до отъезда решил потратить именно на неё. По дороге проходил мимо военного кампуса и в это время в моих руках была камера. Причем она была обращена объективов к земле, а сама была выключена. Недалеко стоял китайский турист, который фотографировал деловую высотку напротив этого кампуса. Вскоре нас взяли под белы рученьки двое военных, каждый из которых напоминал шкаф-купе. Без каких-либо объяснений ведут в какую-то часть, силой отбирают паспорта, делают их копии и начинают допрос: кто мы, откуда, с какой целью в Боснии, почему в руках камера?! Допрос велся на ломанном английском, ответы были соответствующими. Меня попросили очистить карту памяти, но я показал, что ничего нет. Военных это не устраивало, в итоге пришлось ради шоу удалить пару фоток из Сребреницы. Может они их волновали?! Уж не знаю. После двадцатиминутной бессмысленной трёпки меня отпустили. А вот китайца оставили на более долгий разговор.

Шрамы войны за югославское наследство

В целом столица Боснии и Герцеговины мне очень понравилась. Напрасно она лишена внимания туристов. Тем не менее, авторитетный путеводитель Lonely Planet в 2010 году включил Сараево в десяток городов, которые стоит посетить. И это неудивительно, поскольку здесь характер востока перемежается с европейскими устоями. Порой кажется, что город сочетает в себе невозможное. Тем он интересен и самобытен. Я каждому желаю побывать в этом городе. Ведь это мировая история… Место, пронизанное ненаигранным трагизмом и политическими событиями современной истории.