Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Будва — Черногория Июнь 2016

Обзорка о поездке по Балканам

Бесконечные мытарства с авиакомпанией Air Serbia и две бессонные ночи (так вышло) подкосили моё былое настроение и общее самочувствие. Едем в душном законсервированном автобусе, который видал, наверно, самого дедушку Ленина. Я одним глазом сплю, а другим «соображаю» дальнейший план действий, ведь всё моё приключение, из-за потери багажной сумки, зарубалось на корню. Неизвестно когда и куда её привезут, сколько составят незапланированные траты на одежду, средства личной гигиены и медикаменты.

Еле слышная мелодия в наушниках, недостаток кислорода и горные серпантины медленно уводили за собой, заставляя хоть ненадолго забыться и уснуть. Пока нет какого-то волнительного, предвкушающего и долгожданного ощущения, свойственного перед началом приключения. И это самое страшное. Сам того не понимая, я уснул. «Пусть тебе приснится Пальма-де-Воронеж…».

Разбудили меня пассажиры. Каждый норовил задеть меня (или любого сидящего у прохода) своей громоздкой ручной кладью. Картошку что ль везут? В автобусе началась суматоха, а вскоре стало понятно, с чем она связана. По общему требованию водитель сделал остановку в Будве, которая была центром назначения почти всего автобуса. Не без радости засобирался и я.

На улице с завистью посмотрел, как всем раздают багажные сумки. Люди радовались начинающемуся отдыху. Громко смеялись, много говорили и охали от полуденного зноя. Я же охал, как сольный артист. Толстовка «Туристер», джинсы, китайские кроссовки и +38 градусов… Такой приветственный коктейль предложили мне сложившиеся обстоятельства.

Вдохновение Будвой

Будва — туристический центр Черногории, но по размерам даже меньше, чем Псков. К слову сказать, в стране почти все маленькое, кроме порций в ресторанах и местных мужиков (особенности национальной генетики). Но мы же, как правило, не едем отдыхать в мегаполисы?

Я пошёл бродить по немноголюдным улицам, с надеждой на то, что с кондачка отыщу свой адрес. В Черногории существует забавная традиция называть гостиницы по фамилии их хозяев. Все фамилии заканчиваются, как правило, на «…ВИЧ». Идёшь по улице, а тебе в лоб рекламные вывески: «Сарович», «Лалович», «Недович», «Петрович» и, конечно же, «Абрамович» — куда же без него.

Вдохновение Будвой

Город понравился с первой минуты. Современная малоэтажная застройка, ухоженные газоны, цветочные ковры, а вокруг горы и чистый воздух. А ещё мне понравился климат. Он не был таким влажным и душным, как на Кипре или в Испании. Эх, давно я не был в Европе.

Порой я забывал, что ищу свою гостиницу. Ноги шли, куда глазам хочется, а нос так и норовил зайти в какую-нибудь ароматную пекару, хозяйки которых приветливо улыбались новоиспеченному белому туристу. Стоило лишь только подойти к витрине, как начиналась стрельба глазами, причем сразу же на поражение. В Черногории очень красивые и обаятельные девушки. Это факт.

Вдохновение Будвой

Так я и не нашёл свою улицу с красивым названием Попа Жола Зеца. Местные вставали в ступор и вообще не могли понять, где же она может быть расположена. «Мой адрес, — не дом и не улица, мой адрес, — Попа Жола Зеца».

Пришлось обратиться к приветливым ребятам, работающим в русском экскурсионном агентстве. По телефону, указанному в брони, мы дозвонились до хозяев гостиницы. Буквально, через 3 минуты была подана бесплатная машина. Был очень тронут отзывчивостью и тех, и других. Хоть и на моей улице перевернулась фура с пряниками. К слову сказать, не дошёл я совсем немного. Метров восемьсот.

Вдохновение Будвой

Разместился я в апартаментах Sobe Nedovic. Подробное описание, а также мой отзыв и оценку, Вы всегда можете прочитать на Booking. Кратко скажу, что цена 20 евро / ночь + 1 евро / ночь — регистрация в полиции. Цена для Будвы хорошая. Сервис для такой цены — отличный.

После моментального заселения, меня поджидали два варианта дальнейшего развития событий: оставаться в гостинице и мотать сопли на кулак, сожалея о случившемся или закатать джинсы до колена и отправиться за вдохновением в новую и старую Будву. Так как соплей я ещё не успел тут заработать, то единственным верным оставался второй вариант.

Я выбежал из своего гостевого дома и уже знакомыми тропками, так сказать, по горячим следам, направился обратно в сторону набережной. Нравилось мне здесь всё, начиная отличными дорогами и заканчивая полным отсутствием попрошаек. Я ожидал увидеть типичный Адлер, но напоминаний о нём здесь было немного. Единственное, что маленько смущало — огромное количество некрологов, которые были расклеены на зданиях, стендах и деревьях. По этическим причинам фотографии не прикладываю.

Вдохновение Будвой

За 10 минут добрался до набережной, где сосредоточена вся основная жизнь гламурной, но совершенно не пафосной Будвы. Небольшой порт, закусочные, кафе и рестораны, сувенирные магазины, ночные клубы и небольшой лунапарк для всей семьи. Всё как мы любим, приезжая заграницу. Инфраструктура здесь развита и сможет порадовать отдыхающих. Тем более здесь все понимают русский язык. Однако в этом году число туристов из России побило все рекорды по малочисленности отдыхаюших. Как ни странно, но не все черногорцы (работающие в сфере сервиса) в курсе об экономической ситуации в России.

Вдохновение Будвой

Я побродил вдоль порта и успел немного разочароваться. Портовая зона, конечно, загажена. Керосиновая плёнка, плавающий хлеб, который не ест даже рыба, и пакеты. Удивительно, но это никак не смущает туристов. Кому лень идти до Могрен, Яза или любого другого пляжа, плавают, веселятся, хохочут посреди этой мусорки. Такое ощущение, что их тут подкармливают тем самым хлебом, который даже рыба не ест. Вот они и не отплывают.

От порта впечатлений осталось немного. Это место будет интересно тем, кто интересуются лодками. Здесь их очень много, и все они мастей самых разных. По пирсам можно подойти к каждой, никто слова не скажет.

Вдохновение Будвой

Вернёмся же к нашей главной героине. Будва — один из самых древних городов Адриатики, ему более 2 500 лет. И как положено всем древним поселениям, Будва имеет свой старый град, обнесенный высокими крепостными стенами. Так выглядит старый город со стороны пляжа Могрен.

А так со стороны острова Святого Николы (Гавайи).

Вдохновение Будвой

Дорожка в порту вела меня к крепостной стене, а это значит, что мы на верном пути к старой Будве… К такому крошечному, старенькому, но милому городку. Правда, цены в нём покажут свой злобный оскал. И чтобы не портить впечатления, гуляйте, не заглядывая на ценники в магазинах и кафе.

Внутри городка царит уют и покой. Людей было немного. Я гулял по узким мощённым каменным улочкам, поедая мороженое и погружаясь в атмосферу средневековья. Уж больно давно я хотел окунуться в такое пространство, а то всё Азия, Азия… Это были самые счастливые минуты последнего месяца. Я гулял, я отдыхал, я ни куда спешил и ни о чём не думал… Много ли для счастья надо?

Вдохновение Будвой

Каменные улочки — самая главная ценность и очарование этого места. Здесь присутствует положительная энергетика, достаточно видеть счастливые лица прохожих. А ещё тут была приятная культурная обстановка. Музыканты и художники крайне удачно вписывались в общую картину и атмосферу романтичного городка.

Здесь какая-то своя обособленная жизнь. Ещё более размеренная и спокойная, чем та современная Будва, которая «через дорогу».

Вдохновение Будвой

Разгадать загадку и попробовать изюминку старой Будвы не так уж и сложно. Даже особого желания не потребуется. Как уже отмечалось, город слишком мал. Неожиданно закончившаяся прогулка может обернуться легким разочарованием. В Черногории всё маленькое, кроме быков и цен в старой Будве.

Старая Будва имеет непростую, а порой и трагичную историю. В 1979 году, после мощнейшего землетрясения, весь город был разрушен практически до основания. Потребовались годы, большие деньги и откуда надо растущие руки, для дальнейшего восстановления исторического и туристического объекта. Именно Old town привлекает значительные потоки туристов в Будву. Не просчитались черногорцы в своё время.

Вдохновение Будвой

Центральной достопримечательностью старого города является цитадель. Будванская цитадель — крепость неправильной (неклассической?) формы. Её ширина составляет 25 метров, а длина около 100. По форме крепость напоминает неправильный многоугольник, а по сути является замком с внутренним двором. Вход в цитадель стоит 2,5 евро, персонал говорит на русском.

Вдохновение Будвой

Сегодня Цитадель не только памятник архитектуры и главная достопримечательность Будвы, но и площадка для выступлений участников фестивалей, которые проходят тут каждый год. Для этих целей здесь оборудованы сцена и трибуны. Да и вообще здесь запросто можно встретить романтиков с гитарой или c кистью и холстом. Вдохновляющее место.

Вдохновение Будвой

На территории действует Морской музей, а также библиотека, в которой хранятся экземпляры старинных книг об истории Балкан. Можно запросто упасть в чрезвычайно мягкие диваны и почитать книгу с полки. Так делают многие туристы.

Вдохновение Будвой

Фотографии с вьюпойнтов крепости являются самыми распространенными в рунете. Достаточно отправить запрос: «Будва» в поисковой системе, чтобы результатом запроса были схожие фотографии. Ударить по хит параду, решил и я.

Вдохновение Будвой

Правда, для этого пришлось немного поработать ногами. Лениться здесь вряд ли получится, в виду множества лестниц, по каждой из которых нужно обязательно подняться. Зачем? Чтобы полюбоваться красными черепичными крышами, посмотреть как разбиваются волны и почувствовать вкус свободы и легкости. Здесь черногорский дух, здесь «монтенегрой» пахнет.

Вдохновение Будвой

Недалеко от цитадели обязательно стоит посетить две церкви. Церковь Святого Иоанна — удивительно красивый храм в готическом стиле. Построена эта католическая церковь в VII веке, позднее несколько раз перестраивалась. Здесь хранится Будванская Богородица. Икона написана самим Святым Лукой и считается чудотворной. Почитают ее как католики, так и православные.

Церковь Святой Марии «ин Пунта» совсем небольшая и ничем не примечательная на первый взгляд. Построена в 840 году. Раньше в Будве был довольно большой бенедиктинский монастырь, но сохранилась лишь небольшая церковь. Если во время прогулки увидите, что двери в церковь открыты, заходите не откладывая на потом. К сожалению, чаще всего эта церковь заперта, и посетить её нельзя.

Вдохновение Будвой

Обе церкви расположены в шаговой доступности и пределах видимости друг от друга, а также от цитадели.

За стенами старого города расположен красивый галечный пляж, который на фоне старинных построек смотрится достаточно необычно. Пляж можно назвать платным, ибо почти вся его площадь занята платными лежаками. Для дикарей, которые могут отдыхать и без комфорта, выделена бетонная плита с правой стороны пляжа.

Вдохновение Будвой

Купающихся было очень много. Я с некоторой долей зависти наблюдал за ними, ведь на мне уже не оставалось сухого места. Черногория — жаркая женщина, к ней подход нужен. Желательно без штанов и в бейсболке.

За безопасностью и порядком на этом пляже следит одинокая танцовщица (мне хочется называть её балериной). Бедная женщина… Кто только не пытался на неё забраться, пародировать, уронить… Балерина давно стала символом Черногории.

Вдохновение Будвой

В Черногории существует легенда, которая объясняет появление этой статуи неподалеку от морского побережья. Трогательная романтическая история рассказывает о том, как юная девушка, будучи невестой моряка, всегда встречала его из плавания у берега. Все точно также было и на этот раз: суженый отправился в далекое морское путешествие, а девушка каждое утро выходила на побережье, ожидая возвращения, но так проходили день за днем, месяц за месяцем, а ее жених так и не вернулся. Скульптор Градимир Алексич в этом бронзовом изваянии воплотил преданность юной девушки.

Из порта Будвы отправляются пассажирские судна на остров Святого Николы, известного как «Гавайи». Ну как же тут устоять?

Вдохновение Будвой

Билет «туда-обратно» обойдётся всего в 3 евро. За эти деньги Вы получите небольшую освежающую морскую прогулку на двухпалубном судне. В Черногории всё маленькое, кроме каньонов и градусов в местных спиртных напитках.

Вдохновение Будвой

От именитых Гавайев на острове нет ничего. Небольшие галечные пляжи, кафешка и массажный салон. Народ спешит на пляж занять места с красивыми видами на скалы. Теснота здесь никого не смущает, никто не в обиде.

Вдохновение Будвой

На острове есть очень скромная церковь, которая, как мне показалось, давно не функционирует. Хотя туристы умудрялись «дёрнуть» за колокол, нарушая спокойствие здешних мест.

Остров мне понравился. Интересные снимки и наблюдения здесь можно разыскать. Однако помните о том, что тут пропагандируется только пляжный отдых. И, да, кстати, берите свою воду и вкусные ништячки, чтобы не разориться в местной кафешке.

Вдохновение Будвой

Первый день в Будве уже подходил к концу. Сколько всего удалось захватить в начале путешествия! Вот это я понимаю старт, а не распускание нюней. Настроение выплёскивалось через край, я наконец-то вкусил плод приключений. Начался процесс его переваривания, который подогревал мои улыбки и радость.

На улице уже стемнело. Я хотел плюхнуться в кровать, но жажда новых открытий повела меня гулять по ночной тусовочной Будве. На улицах было свежо, весело и оживленно. В этом городе жизнь начинала закипать.

Вдохновение Будвой

Вкуснейшие ароматы, которые доносились из местных киосков, неистово провоцировали мой аппетит.

Вдохновение Будвой

Впереди меня ждала неожиданная встреча. Мой любимый аттракцион BOOSTER. Первое знакомство с этой шайтан-машиной у меня было в кипрской Айя Напе. Тогда у меня чуть не отпала голова. Будванский BOOSTER был скромней. Высота всего 30 метров (вместо 45), 8 волных оборотов в обе стороны. Правда, и билет стоил всего 5 евро. На кассе стояли очереди желающих. Я радовался, как ребёнок. Совершенно забыв о набитом желудке, я занял своё кресло.

BOOSTER, Кипр, Айя-Напа

Рядом сидела немолодая иностранка. Друзья её насильно усадили испытать этот круговорот. Ей было страшно. Сначала полетели против часовой стрелки. Всё было нормально: захватывало дух, раздувало щеки и вспоминался мой достаточно плотный ужин. Неповторимое ощущение падения, сопровождающееся опасением, что страховка тебя не выдержит. Самое интересное началось, когда машина стала крутить в обратную сторону. Наше сидение болталось на все 360 градусов. Моя соседка орала и проклинала всю будванскую ривьеру. После остановки её еле оторвали от поручней. Она сидела и молчала, смотря в одну точку. Вот так вот по-разному люди переносят этот аттракцион.

По дороге домой вместо покемонов поймал пару красивых фотографий и решил, что пора сегодня закругляться. Надо спать, ведь вставать уже через 9 часов, а не спал я почти две ночи. «Пусть тебе приснится Пальма-де-Майорка…»

Вдохновение Будвой

Вот таким выдался первый день в Будве. Надеюсь, что я смог передать атмосферу и настроение этого города. Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм