Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Эльбрус — Россия Август 2016

На носу лето, а значит и пора отпусков. Снова строим планы, снова мечтаем сначала о сплаве, потом — о горах и о море. Каким получится нынешний отпуск, поживём-увидим. А пока хочется повспоминать, каким был прошлый август, потравить себе душу, так сказать.

Уже не первый год в августе мы катим сначала по горам Кавказа, а потом перебираемся на море. Три недели пролетают, как ласточки, быстро, но весело и беззаботно! Наши ласточки уже покружили над Адыгеей, потом с щебетом пропорхали меж гор Домбая. А в этот раз облетели почти все ущелья Приэльбрусья.

Эльбрус давно манил и звал. Даже на Домбайских макушках мы стояли и пытались разглядеть среди облаков знакомый по картинкам двуглавый профиль. Но не судьба! Облака плотно и надежно прикрывали его, смеясь и приговаривая: «Приезжайте, может быть тогда вам повезёт. А может быть и нет! Время покажет!»

Приэльбрусье в августе

И вот мы на пути к цели. Едем в поселок Терскол, это самое удобное место для проживания в Приэльбрусье летом. До канатки Чегет пешком совсем рядом. Два ущелья берут свое начало прямо у поселка. До Эльбруса и большинства ущелий несколько километров, добраться можно на любом транспорте. Из Терскола удобно совершать ежедневные «радиальные» походы налегке, чтобы утром уйти, а вечером вернуться. Конечно, если вы не фанат спальников, палаток и ледорубов. Поначалу дорога равнинная, напоминающая кубанскую, гор не видно. Удивили сады, заботливо спрятанные под сетку, хотя площади очень внушительные.

Проезжаем пос. Баксан, дорога постоянно идёт вдоль реки Баксан, река длинная — 173 км. Истоки Баксана находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и грязная от таяния снегов и льда. Начинаются сначала предгорья, а потом за очередным поворотом показываются наконец-то настоящие заснеженные горы.

Приэльбрусье в августе

А вокруг вас обступает с обеих сторон шикарное по своей красоте ущелье… Уверена, вы уже догадались, что называется оно Баксанское. Постепенно начинается набор высоты. Причем, быстро так! Хотя сразу отмечу, что я испытала самый неприятный дискомфорт, когда мы ехали уже домой, то есть резко теряли высоту. А на подъёме пришлось пару-тройку раз «продуть ушки» и всё.

Приэльбрусье в августе

Терскол выстроен на высоте около 2100 метров над уровнем моря. Чуть ниже, на высоте 2000 метров — поляна Чегет у подножия горы Чегет. Выше — поляна Азау, от которой идут подъемники на Эльбрус.

Приэльбрусье в августе

Дорога вполне хорошая, только что узкая. Да ещё местные лихачи, для которых понятие «двойная сплошная» вообще не существует. Ну и конечно, традиционное «украшение» кавказских дорог — коровы и их товарищи ослики-барашки. Эти идут по обочинам без пастухов утром в одну сторону, вечером в обратную. Бывает, устраивают перекур прямо посреди трассы, но лично нас это не раздражало, ведь это же местный колорит.

Почти везде встречаются интересно построенные дома — окнами во двор, а на улицу выходит лишь глухая стена. Местный гид прокомментировал так: «Кавказские женщины красивы, кавказские мужчины ревнивы»…

Приэльбрусье в августе

Меж тем, мы уже в Терсколе. Мой вам совет, если вы решите ехать на Эльбрус, заранее прочитайте про путь по Баксанскому ущелью. Очень интересно. Каждый поселок имеет удивительную историю, каждая гора свою легенду. Ещё советую почитать про военные тайны Эльбруса, про секретный проект Гитлера, про загадки Эльбруса, про пауков-людоедов, про находки, возраст которых датируется каменным веком.

Терскол — поселок маленький, но всё, что нужно для отдыха, вы там найдете. Много гостиниц на любой бюджет, магазины, кафе, спасательная служба и т. д. Мы по любимой нами традиции жили в большущей квартире «для туристов» со всем необходимым для комфорта. 500 рэ с человека.

Приэльбрусье в августе

Мы готовили сами, любим это дело! Уговорили местных продать нам парную говядину и баранину, в очередной раз удивившись, что найти свежее мясо в продаже — дело не из легких! Кругом стада пасутся, а мясо всё идет на собственные нужды или в кафе. Но не на рынок… Ещё пару слов о еде, даже одно слово — хычины!!! Окончательно в них влюбились, трескали «за обе щеки».

Коль уж перешла сразу на тему «что да как, почем и где», ещё несколько моментов, о которых стоит упомянуть.

Приэльбрусье в августе

Пропуска как всегда заказывали заранее на сайте, получали письмом на домашний адрес. Удобно, бесплатно, на душе спокойно. В отличие от Домбая, где пропуска нам совсем не пригодились, в Приэльбрусье без них нам пришлось бы хлопотно. Проверяли несколько раз на КПП при входе в ущелья, заносили все-все данные в журнал посещений, причем и на обратном пути тоже. Однажды проверили все документы прямо в горах. Пограничники появились словно из-под земли, перепугав нас своими автоматами до икоты. Проверили все документы, расспросили про всех, кто встречался нам по пути со всеми подробностями.

Потом двинулись вглубь ущелья, а мы ещё долго гадали, случилось ли что-нибудь или это нормальная, штатная ситуЁвина...

Приэльбрусье в августе

Местные жители очень спокойные и доброжелательные. Ненавязчивые, но отзывчивые. На улицах практически нет пьяных. Может быть, это особый мусульманский менталитет, а может быть причина в том, что практически все магазины не торгуют алкоголем и сигаретами. Туристов не обязывают носить строгие одежды — все одеваются как им удобно.

Прогноз погоды изучали и заранее, и уже на месте на трех разных сайтах. Это мероприятие только добавляло нам переживаний: нам постоянно обещали дожди в районе обеда, хмурое небо и прочие бяки. Естественно, дождевики были заготовлены, одежда соответствующая тоже, но вот до некоторых объектов в дождливую погоду не дойдешь. По мокрым камням на довольно крутом склоне идти просто опасно.

Приэльбрусье в августе

Как показала практика, не стоит заранее портить себе ожидания всякими там прогнозами. За все дни нашего пребывания днем дождь не намочил нас ни разу. Причем, возвращаясь из ущелий, мы видели в поселке лужи. А в горах нам везло, абсолютно сухая погода. Вечерами моросило. Как-то была гроза, один раскат так бабахнул, что даже местный гид присел с испугу. Прогнозы обещали днем +17. Но в первый же день все обгорели безбожно!!! Напоминание: крем от загара, бутылка с водой, очки и шляпа — всегда с собой!

Сувениры покупали, в-основном, на Чегете. Рынок там большой и подешевле, чем на Азау. Как водится на Кавказе, местные женщины вяжут вещи из пуха коз и овец. Сейчас многие перешли к машинной вязке, и качество изделий ухудшилось. Но можно найти изделия ручной вязки — от носков и шапок до объёмных, тёплых, как шуба, свитеров и тончайших ажурных платков. Вязаные вещи могут немного пахнуть козой, но смущаться не надо — этот запах очень быстро выветривается, особенно после стирки. Продают также национальные фетровые шапочки и сапоги, чуни, папахи из козьей и бараньей шкур.

Приэльбрусье в августе

Можно купить рога тура, подкову лошади, чеканку и керамические изделия, сушеную баранину (понравилась!), копченый кабардинский сыр (на любителя), халву местного производства, мёд (будьте внимательны!), варенье. Я накупила шерстяных носков-варежек, цены 150–250. Тоже повнимательнее, не всё продают из шерсти. Я вроде разбираюсь, в-общем, грели меня мои покупки осень-зиму честно.

Ну, и шкуры — моя любовь ещё с Домбая. Цены дороже, чем домбайские (в среднем 1300, в прошлом году покупали за 1000). Но качество в разы лучше, чем у домбайских. Выделка местных шкур гораздо мягче, сам мех нежнее. Но разнообразия нет. Только овчина. И один раз видела ангорку (3000 маленькая). На Домбае покупали себе архара, тура, серну.

Приэльбрусье в августе

Оплата за вход в ущелья совсем не как на Домбае, где почти везде своя такса (в сумме набежало на человека рублей по 600–700). В Приэльбрусье мы заплатили в первый же день какому-то дядечке из будки по 50 рублей. Квитанции он рекомендовал не выкидывать. И действительно, везде показывали их, и этого было достаточно. Уже приятно, экономия!

Сэкономив на входных билетах, пожалуйста, на радостях не заработайте себе штраф, например, за сбор рододендронов! Их сорванные цветочки стоят, к примеру, почти как четыре с половиной лисы или как один заяц!!! Странно, почему заяц в 5 раз дороже лисы???

Приэльбрусье в августе

Маршруты чередуйте: дни походов и дни прогулок. Городскому «планктону» всё-таки не привычно по горам бегать. У нас получилось так: Девичьи косы и Обсерватория

Канатка Чегет и Долина нарзанов

Ущелье Адыр-Су

Ущелье Кыртык

Ущелье Шхельда и Адыл-Су

Чегемские водопады

Канатка Эльбрус

Ущелье Терскол

Приэльбрусье в августе

Очень хотели ещё сходить в ущелье Тютюсу, Юсеньги и Ирик. Но, видимо, сделаем это в другой раз.

Приэльбрусье в августе

Приэльбрусье — это суперудобное для горных однодневных походов место. Здесь в пределах 15–20 км (при хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших, недлинных (4–8 км) боковых ущелий с ледниками, отвесными скалами, водопадами и вершинами.

Приэльбрусье в августе

При этом везде есть тропы, а организовать проживание и походы легко и бюджетно. Когда тропа начиналась с отдаленного места, мы доезжали на машине. В Шхельду, Адыл-Су, на Чегемские водопады и на канатку Эльбрус — на своей машине. В Адыр-Су и Кыртык нанимали гида с авто, так как на городской машине проехать там трудно, да и машину жалко!

Вот таким закатом поприветствовал нас Кавказ в первый вечер! Что принесёт нам рассвет? Увидим ли мы Эльбрус? Об этом дальше…