Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Эльбрус — Россия Август 2016
Горы, которые держат небо...

Приэльбрусье в августе Здесь начало

И всё-таки: удалось нам увидеть Эльбрус или не удалось? Его величество смилостивилось над путешественниками и приоткрыло нам своё личико… Хотя это оказалось задачей не из простых. «Погоня за Эльбрусом» длилась не один день. В каждом ущелье, где мы бывали, пытались найти точку, с которой удастся его разглядеть. Вот таким увидели исполина с Девичьих кос.

Его двуглавое величество Эльбрус

Таким — из ущелья Терскол.

Его двуглавое величество Эльбрус

А это вид с канатки Чегет. Думали, вот-вот, вот сейчас. Но…

Его двуглавое величество Эльбрус

Постоянно что-то мешало в полной мере насладиться этой громадиной. То соседние горы загораживают обзор, наверное от зависти. То облака крутятся прямо над шапками. Причем, на всем небе могло не быть больше ни одного, даже крошечного облачка. В чём загадка?

Cлово «Эльбрус» тюркского происхождения и трактуется как «гора, вокруг которой крутятся облака». Как известно, местные названия просто так не даются. Это итог долгих наблюдений, порою — отпечаток тех катаклизмов, которые принесла гора людям. Если учесть, что ледники, расположенные вокруг Эльбруса, составляют площадь порядка 140 кв. км, то станет понятным: во многом этот гигантский «хладокомбинат» формирует климат большей части Кавказа. Бытует примета, что если за вершину «зацепилось» облако, то жди перемен в погоде не в лучшую сторону. Отсюда и заложилась основа тюркского толкования магического слова «Эльбрус».

Его двуглавое величество Эльбрус

А наш путь к подножию Эльбруса начался от Терскола, доехали на машине очень быстро. Платная парковка, беглый осмотр поляны Азау, покупка билетов. Сели в кабинку, едем, солнце палит, настроение супер.

Видите, на фото две маленькие точечки внизу. Это рисковые люди идут пешком. Набор высоты сразу очень большой, плюс жара, плюс рюкзаки! Зачем так себя мучить? На прочность проверяют? «Безумству храбрых поём мы песню».

Его двуглавое величество Эльбрус

Постепенно зеленая травка исчезает со склонов, уступая место «марсианским пейзажам».

Делаем первую пересадку, немного погуляв по станции «Кругозор» (2940 м.)

Его двуглавое величество Эльбрус

Ещё достаточно тепло, хотя ветровки припасены. Как вы уже поняли, Эльбрус сделал нам подарок, на небе почти не было облаков. И мы бросились фотографировать. Не могу объяснить почему, но тут впадаешь в какую-то эйфорию, сумасшедшую радость просто от того, что ты здесь, ты это видишь. А может быть это горянка начинается?

Вагончик уносит нас выше, к станции «Мир» (3450 м). Помня о палящем горном солнце, надо заранее подготовиться. Ну как-то так…

Его двуглавое величество Эльбрус

На второй станции открываются прекрасные виды на сам Кавказский хребет. Впечатляющие панорамы.

Его двуглавое величество Эльбрус

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности происходящего вокруг. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. И кажется — до облаков можно дотронуться рукой.

Его двуглавое величество Эльбрус

Здесь же на станции «Мир» установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны. Посмотрите, сколько фамилий! И это только часть мемориала.

Его двуглавое величество Эльбрус

В предвкушении главного блюда и в нетерпении доезжаем до последней станции «Гара-баши» (3847 м). Кстати, на «Мире» мы с подружкой хотели пересесть не в вагончик, а в кресла, чтобы хлебнуть по-полной испытать экстрим максимально. На такой высоте кресла раскачиваются ужасно, да и есть вероятность отморозить себе что-нибудь замерзнуть. Но надо опять покупать билеты (300 р.). Стало жалко, ведь мы уже заплатили сразу за максимальный подъём (что-то около 1000). В-общем, поехали опять в вагончике. Жадины.

И вот Его Величество, как на ладони. Эмоции бьют через край!!! Не заорать бы во всё горло! Не поймут! Ещё вызову сход лавины! Тьфу-тьфу!

Его двуглавое величество Эльбрус

Немного о самой вершине (из общедоступного). Эльбрус представляет собой двуглавый конус потухшего стратовулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная — 5621 м. Они разделены седловиной — 5200 м. По оценкам ученых последнее извержение Эльбруса было в 50 году нашей эры. Читала, что до сих пор на высотах около 5000 метров иногда можно почувствовать запах газов, исходящих из глубин Эльбруса.

Другие названия Эльбруса: Минги-тау — вечная гора (карачаево-балкарское); Ошхамахо — гора счастья (кабардинское); Ельбурус — направляющий ветра (ногайское); Асхар-тау — снежная гора асов (кумыкское); Джин-падишах — царь горных духов (тюркское); Альбар — высокая гора (иранское); Ялбуз — грива снега (турецкое); Шат-гора — гора с ложбиной (старорусское); Къусхьэмаху (Кусхамаф) — гора, приносящая счастье (адыгейское). Впрочем, последнее название я бы даже под угрозой пытки не смогла выговорить.

Его двуглавое величество Эльбрус

От ледовой шапки Эльбруса расходятся 77 ледников. Мощность льда достигает в отдельных местах 400 м!!! Площадь оледенения Эльбруса составляет около 140 кв.км. Наиболее известные из ледников: Большой и Малый Азау, Терскол.

Его двуглавое величество Эльбрус

Когда смотрю на следующее фото, всегда в голове вертится «Одиночество на краю Вселенной».

Народ на Гара-баши развлекается по-всякому, кто во что горазд.

Его двуглавое величество Эльбрус

Больше всего удивили лыжники и сноубордисты. Ведь на дворе август, а лыжный сезон у них в разгаре. Эльбрус — это популярный горнолыжный курорт с развитой инфраструктурой, в основном сосредоточенной на южных склонах.

Его двуглавое величество Эльбрус

При виде огромного плаката гордость за страну и её достопримечательности подступает комком к горлу.

После распада СССР высокие горы остались в ближнем зарубежье. И стали для нас далёкими. Так получилось, что первой величиной России стал Эльбрус.

Его двуглавое величество Эльбрус

Эльбрус — гора известная не только у нас. Эльбрус почитаем иностранцами. Не в меньшей степени Эльбрус почитаем и любим соотечественниками. Он притягивает людей, как магнит тянет гвоздь. Почему? Причина не только в красоте горы и его округи. В первую очередь, это связано с достаточно внушительной высотой и относительной доступностью даже для тех, чья горная техника и волевая подготовка оставляют желать лучшего. Ведь потом можно будет с гордостью бросить в компании: «Да, я бывал на его вершине!»

Но Эльбрус достоин уважения большего, чем эта бравада. Это внушительная гора. О нём можно с восхищением сказать: «Красавец-мужчина». Хотя не только с мужчиной можно найти его сравнения. И с женской грудью тоже. Всё это так. Однако у него есть и вторая сторона, сторона горы-хищника. Не раз на её склонах попадали в самые сложные ситуации горовосходители. Зачастую без элементарной подготовки выходят «штурмовать» Эльбрус целые группы самодеятельных визитёров. Имидж, созданный горе-людьми, и растрезвоненный средствами массовой информации, губит бесшабашных восходителей всех возрастов. Но, похоже, мало учит.

Его двуглавое величество Эльбрус

Порою Эльбрус — само очарование. Он спокоен. На склонах тепло. Ни ветерка. Пока идёшь — сопреешь, как в парнике. А на вершинах можно «впитывать в себя» ультрафиолетовые лучи большими дозами..

Но … имидж горы формируется во многом бездарными рассказами о том, как просты его склоны и как там хорошо. Всё делается под деньги. Ах, какие просторы! Ох, какая панорама! Ах, как близки и величественны его вершины! Ведь, действительно, происходит обман зрения, и кажется, будто гора «ложится», а до вершин — рукой подать. Давайте сбегаем туда! Маршрут всего-то двоешный!…

Его двуглавое величество Эльбрус

Между тем, на склонах горы гибли и будут гибнуть люди. Нередко их находят замурованными в лёд. Статистика здесь неутешительна. Как часто приходится «снимать» некоторых из них. Причём не самых слабых и по-альпинистски бестолковых. С практикой восхождений в жизненном багаже. На тех самых просторных склонах горы можно бродить и бродить в снежную пургу, пока не попадёшь в трещину. Их хватит на всех заблудших.

Исторические факты свидетельствуют, что в июле1829 г. впервые было осуществлено восхождение на восточную вершину двуглавого Эльбруса. Экспедицию Российской Академии наук возглавил генерал Георгий Емануель. Помимо известных учёных в качестве проводников в экспедицию пригласили кабардинца Килара Хаширова и балкарца Ахию Соттаева. Перед её составом ставилось несколько целей: подняться на вершину седого гигантского исполина, произвести топографию округи, выполнить научные эксперименты. Состав участников и саму экспедицию нельзя отнести к числу рядовых. Экспедицию сопровождали 650 солдат охраны с артиллерией и отряд линейных казаков из 30 человек. Внушительный, как видите, состав. К примеру, в её состав входил выдающийся физик-экспериментатор XIX века Эмилий Христофорович Ленц, известный своими работами по электромагнетизму и физической географии, совершивший в своё время кругосветное путешествие. В официальных источниках тщательно скрывается военная направленность этого похода, хотя именно она и была главной целью.

Его двуглавое величество Эльбрус

Но вернемся в день сегодняшний. Мы на высоте 3850 над уровнем моря. Хочется ещё выше, туда, куда я ручкой показываю.

Сделать это можно без проблем, как говорится «платите деньги, господа». Можно пройтись пешочком, но далеко не уйдёте. Можно нанять снегокат, но дороговато и по-одиночке. А можно арендовать ратрак (трактор для утрамбовывания горных склонов). Мы так и поступили. Достали кошелёчки (по 1000), и покатили. Кстати, этот же ратрак привезёт вас обратно. Постарайтесь не поддаваться на уговоры водителя и пробыть наверху подольше, улыбайтесь, но без фанатизма!

Его двуглавое величество Эльбрус

Веселуха, скажу я вам. Потрясывает, подбрасывает, но всё не страшно, а даже весело. Насмеялись от души.

Проехали знаменитые «Бочки» и «Приют одиннадцати» (перевалочные базы альпинистов для последней акклиматизации перед восхождением, типа гостиницы).

Его двуглавое величество Эльбрус

Солнце палит нещадно, холода совсем не чувствуется, даже жарко! Да ещё от ратрака жаром обдаёт!

И вот мы на 4600!!! Круто! Завидуем сами себе! Наша с Ленкой мечта осуществилась!

Его двуглавое величество Эльбрус

Мимо нас «муравьиной» дорожкой идут и идут десятки людей. Никогда бы не подумала, что восходителей столько!

Его двуглавое величество Эльбрус

Горы, которые держат небо…

В кафе на станции «Гара-баши» висит портрет человека, который в свой 110-й день рождения поднялся на Эльбрус в 209-й раз! Слов нет…

Его двуглавое величество Эльбрус

Замечаем среди альпинистов людей в военной форме, причем с нашивками не только российской армии. Потом расспросили у русских военных, что это за мероприятие. Оказывается, в рамках Армейских международных игр-2016 проходил этап «Эльбрусское кольцо». Из 121 стран-участников игр на кольцо вышли только 4 горных подразделения России, Ирана, Китая и Казахстана. В общей сложности военнослужащие со штатным оружием и в полной экипировке, вес которой составляет не менее 30 кг, за 6 суток преодолели маршрут в горных условиях протяженностью около 100 км., выполнили 8 спецзаданий, а закончили восхождением на Эльбрус с ночевкой.

Без сомнения победила Россия! Недаром я писала выше, что ещё в 19 веке стала понятна военная значимость Эльбруса.

Его двуглавое величество Эльбрус

Вот так мы провели тот прекрасный день, вспоминаем с удовольствием и мечтаем повторить. Как выводы: это стоит увидеть! Не пожалейте денег и времени, и поднимитесь, как можно выше. Там всё видится иначе, там белый-пребелый снег, там воздух свободы, он пьянит без вина. Рекомендую отложить прогулки по промежуточным станциям до обратной дороги — наверх подниматься надо по возможности раньше, чтобы Эльбрус не успело закрыть облаками. Не забываем про очки, ветровку, крем от солнца (больше всего обгорают губы)! Кстати, признаки горянки ни у кого не проявились, дышалось легко, голова не болела.

И обязательно возьмите камушек на память! Во-первых, примета. Во-вторых, они там такие прикольные, в белую крапинку. Смотрятся классно!

Его двуглавое величество Эльбрус

Ну, и какой же Кавказ без легенды!

Согласно легенде, девушка по имени Машук полюбила парня Бештау. Однако отец её, Эльбрус, согласия на брак не дал. Убежали Машук и Бештау, но разгневался суровый Эльбрус, догнал их и разрубил жениха на 5 частей. И сам погиб — умирающий юноша разрубил его надвое. Машук окаменела от горя. Так появились горы — темнеют пять вершин Бештау, сияет вечными снегами Эльбрус и все еще льёт слезы Машук, оплакивая потерю отца и любимого, наполняя источники минеральной водой.

Словно ангельские крылья шапки белые лежат,

И с орлами в поднебесье мысли светлые кружат,

Горный воздух опьяняет, и простор к себе манит,

И от счастья сердце тает, и душа поёт, звенит! (И.Тараскина)