Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Эльбрус — Россия Август 2016
Приэльбрусье. Кыртык

Маршрут начинается из Баксанского ущелья в селении Верхний Баксан. Примерно в центре поселка мы съехали с асфальта на грунтовку. Если ехать, как мы, из Терскола, то поворот будет налево.

О Кыртыке лично я узнала только накануне вечером, когда мы обговаривали варианты маршрутов с проводником. Он уже возил нас на своей машине в АдыР-Су. И мы доверились ему, когда он посоветовал провести один день в Кыртыке. Ущелье не совсем обычное, очень красивое и добавляет хорошую изюминку в общую картинку Приэльбрусья. Ну, это я так красиво написала, а проводник сказал коротко, по-мужски, с кавказским акцентом: «Надо ехать!» Едем.

Приэльбрусье. Кыртык

Очень важный момент: накануне ночью был сильнейший дождь… О том, что представляет из себя ущелье и дорога в него, мы не имели ни малейшего понятия. Итак, мы свернули на грунтовку. Водитель что-то переключил в машине, после чего она начала истошно реветь. В ту же секунду мы начали набирать высоту. С первых метров! Если бы это была не машина, а конь, уместно было бы сказать — «встала на дыбы». От непонимания, что происходит, у меня началась паника. Рёв мотора, в салоне у всех пятки выше головы, справа — стена, слева — обрыв, камни летят во все стороны. И плюс постоянные резкие повороты. Машина юзит по глине после дождя. В-общем, минут 20 это продолжалось. Набрали высоты метров 500, если не больше!!! Полный кирдык!!! В итоге, инфаркт со мной, слава богу, не случился, а вот истерика… Но, чтоб мне не очень стыдно было в этом сознаваться, скажу, что из нас пятерых плакали двое. Взрослые тётки, как нам не совестно! Распустили нюни! Но, что есть, то есть.

Я думала, что это «испытание красотами Кавказа» не кончится никогда! Водитель решил добавить экстрима. Идиот! После крутого серпантина, выехав на плато, разогнался по направлению к обрыву. И резко-резко затормозил только на самом его краю. Из нашей «буханки» я выбегала бегом, если так можно выразиться.

Приэльбрусье. Кыртык

Если бы не адское приключение в начале пути, а главное — полная неготовность к этому, я бы назвала следующий кадр «Кыртыкская пастораль». Хотя ладно, всё-равно так назову. Ведь красиво же! Походили уже, успокоились. Видите, на краю плато стоит наш угорелый автомобиль?

15-ти минут хватило на эмоциональный выплеск в адрес проводника за его шуточки на виражах, приведение в порядок нервишек. Двигаемся дальше… Правда, уже минус один турист. Нет, не потерялся и не выпал из машины. Просто — хватило на сегодня!

Приэльбрусье. Кыртык

А вокруг есть на что полюбоваться! «Кыртык» — с балкарского переводится, как «кыр» — трава, «тык» — полный.

Долина оправдывает свое название «большая, буйная трава». Эта та самая трава, которой здесь питаются барашки, кони и коровы. Поэтому в ущелье много кошар. И видимо поэтому, местный козий сыр и вяленая говядина безумно вкусные!

Дорога становится относительно ровной и так на протяжении нескольких километров.

Река Кыртык на дне ущелья извивается лентой, погромыхивая валунами. Она начинается там, где сливаются три речки: Мкяра, Мукал и Субаши. Длина всего 20 км. Местами скопились завалы из деревьев. В период дождей речушка позволяет себе порезвиться.

Приэльбрусье. Кыртык

Несколько раз приходится останавливаться, ибо окружающие пейзажи не позволяют долго ехать. Да и куда нам спешить…

Остановились на кошаре. Поздоровались, поговорили. Кроме этого красавца других животных в округе не наблюдалось. Не ахалтекинец, конечно, но тоже хорош.

Приэльбрусье. Кыртык

Примерно в 8 км от места первой остановки на плато находится интересная скала Уллу-Кая (2856 м) — вершина в южном отроге хребта Кыртык. Переводится как Большая скала.

В стародавние времена возле этой скалы было большое поселение, а люди жившие там хоронили своих умерших в гротах скалы.

Приэльбрусье. Кыртык

Проводник рассказал, что тут до сих пор можно отыскать кости, черепа. Но это для любителей мистики, у нас иная цель.

Мы поглазеть-полазить-повосторгаться. Подышать воздухом горным полной грудью.

Приэльбрусье. Кыртык

Уллу-кая — это гора кошка. Я так понимаю, ушки-носик. Что-то есть! А в-целом, гора должна напоминать лежащего кота.

На всем пространстве возле горы Уллу-Кая встречаются русла старых арыков, очищенные поливные участки, выложенные камнем тропы, остатки древних сооружений. Это указывает на то, что человек обжил эту долину давно.

Приэльбрусье. Кыртык

Частенько про это место говорят: «стоянка древнего человека».

Пещерок много. Древняя коммуналочка! Прикольно!

И везде же надо полазить, в каждую щёлочку залезть!

По ручью вверх — выход нарзана. На фото — справа течет ручей. Можно подняться повыше, где не ходят животные, и набрать воды.

По осыпному каньону пытаемся забраться выше, заглянуть в каждый уголок.

Приэльбрусье. Кыртык

Местами приходится трудновато, просто скатываешься вниз. Тропы очень-очень крутые.

Камни выскальзывают из-под ног

В некоторые пещеры сложно подняться по крутым (до 35 градусов) осыпям.

Приэльбрусье. Кыртык

Хотя, какие тут 35, тут все 60 градусов! Удержаться на ногах невозможно!

Жалею, что мы не долезли до самого верха. Честно, как-то не пришло в голову в тот момент. По идее, оттуда открываются верховья Кыртыка и белый конус Эльбруса над изумрудными пастбищами. Зрелище, наверное было бы шикарное! Но…

Приэльбрусье. Кыртык

Уж, куда смогли — туда смогли! Вид сверху отличный. Долина и глубокий каньон, как на ладони.

Приэльбрусье. Кыртык

В пещеры, честно говоря, залезать немножко боязно после рассказов про кости и черепа. Но умом же понимаем, что всё уже давно откопали и в музей увезли. Но как-то тут сыровато, темновато, холодновато.

Приэльбрусье. Кыртык

Под потолком птички гнездо свили.

Не твой ли домик, хохлатый красавчик? Хотя нет, у тебя должен быть посимпатичнее. Ты же — удод!

Приэльбрусье. Кыртык

Пора спускаться. Ещё пару пещерок…

Приэльбрусье. Кыртык
Многие камни здесь, кстати, имеют какой-то яркий налёт.

Буквально в километре от Уллу-Каи ущелье поворачивает на восток, и открывается вид на Эльбрус. Тут заканчивается относительно лёгкая дорога, и начинается ещё один сложный участок. Так как начинает сказываться высота на уровне дороги около 2500 м или выше. Это стало второй причиной того, что мы не поехали дальше. Первая причина — на плато нас ждал оставленный боец. Мы и так уже изрядно подзадержались в пещерах, полдня провели в Кыртыке. Уже хочется хычин.

Нагулялись, кое-как на полусогнутых «катимся» вниз к машине. Присели передохнуть, воды попить. Цветочками-колючками любуемся.

Проводник возьми-да скажи: «А вот справа есть ещё одна большая пещера, туда редко ходят». В-общем, у меня, наверное, проявилась горная болезнь. Я молчком встала и почти бегом рванула в ту самую пещеру. Жара, угол неимоверный, усталость, коленки уже не слушаются, уцепиться не за что вообще. Только те самые колючки. Пока забралась, чуть богу душу не отдала (второй раз за день!). Да ещё вода осталась внизу в рюкзаке! В принципе, зря я это сделала. Ничего нового я здесь на нашла и не увидела.

Только перевела дыхание, пот со лба вытерла, язык с плеча сняла… Слышу жалобно-зовущие звуки. Прислушалась, меня зовут. Выхожу на край. Батюшки святы! Из-за зарослей крапивы торчит голова моей лучшей подруги Ленки.

— Ты зачем сюда прилезла?

— А ты зачем? Ты полезла, и я полезла!

Ленка, знаю, что ты это прочитаешь. Следующие слова тебе: без дружбы и без друзей нет смысла в путешествиях. Даже созерцать великую красоту гор интереснее и полноценнее, когда рядом с тобой друг. Спасибо за дружбу! С любовью!

Приэльбрусье. Кыртык

P. S. Ущелье Кыртык, на мой взгляд, однозначно должно представлять интерес для туристов. Наш поход по этому ущелью, начавшийся так экстремально, в итоге оказался очень красивым и интересным. Чего и вам желаю!