Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 19:41

Республика Сербская — Босния и Герцеговина, Сербия Октябрь 2015

Как было справедливо замечено в одной из недавних дискуссий о Балканах, когда речь заходит о местных национальных парках, в первую очередь все вспоминают только черногорский Дурмитор и Биоградскую гору. Редкий турист вернется из поездки по Черногории без фото каньона Тары и Црна йезера. Однако в соседних с Монтенегро странах — БиГ (РС) и Сербии есть не менее впечатляющие природные красоты, от которых захватывает дух. Восполним пробелы. Конечно, в рамках пресс-тура по РС нам не удалось составить о них полное впечатление, но мы с вами хотя бы обозначим ориентиры. Вдруг кому-то это поможет открыть для себя природу Балкан.

Итак, начнем с круиза по реке Дрина и плавно перейдём к Таре — нацпарку, а не реке (кстати, река Тара, сливаясь с Пивой, как раз и образует Дрину — вот такие сложные у них родственные связи), а затем ещё к одному национальному парку — Сутьеска.

Каньон реки Дрина

Дрина — «зелёная слеза» Балкан, символ Республики Сербской и один из европейских рекордсменов: её каньон — второй по глубине в Европе после каньона реки Тары в Черногории, его обрамляют скалы высотой 700 — 1000 м, и третий по глубине в мире. Именно по живописной Дрине проходит граница нынешней Сербии и Республики Сербской, энтитета в составе Боснии и Герцеговины.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Круизы по Дрине организуют местные турагентства, их есть и в Сербии и в РС. Ассортимент туров широк — прогулки с угощением и живой музыкой и без, рафтинг, фото-туры. (Пример такого агентства: https://taratours.rs/ru/programi/krstarenje-perucac-visegrad-perucac-rus/), не сочтите за рекламу, сама искала и теперь делюсь. Круизы обычно совершаются из города Байина-Башта в Западной Сербии (там же находится погранпереход между РС и Сербией, по которому мы и проехали из РС) в Вышеград, о котором я вам уже немного рассказывала.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Наши хозяева из ТОРС принимали нас на кораблике «Соня», капитан которого Ненад — довольно известная в этих краях личность, собственными руками построил своё плавсредство, и сам лично катает дорогих гостей по Дрине.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Нас ждал обед — по-сербски вкусный и обильный, под аккомпанемент живой музыки — у рояля аккордеона был сын капитана, и мы наелись, напились и напелись русских и сербских песен от души.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Ненад — прекрасный рассказчик, и человек, увлеченный не только судоходством, но и археологией — он показывал нам собственные археологические находки (фрагменты старинного водопровода, например), обнаруженные в этих местах. Некогда Дрина разделяла Западную и Восточную Римскую империю.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Главным же достоинством прогулки остаются природные красоты — отвесные скалы, зелёные луга, ущелья, живописные островки в русле реки.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Туристам на заметку: каждый год летом на Дрине проводится Дринская регата, устраиваемая в память о ловких и храбрых сплавщиках леса, гнавших в 19–20 веках по извилистой и коварной реке 200 — 300 плотов одновременно. Сегодняшняя регата — соревнование плавсредств любых видов, в котором могут принять участие все желающие, их цель — участие, а не выигрыш.

фото из инета

Национальный парк Тара

На одном из участков Дрина омывает скалы Национального парка Тара на сербской стороне. И хотя сербы и любят говорить, мол, «Тара — без коментара», имея в виду местные красоты, от которых туристы теряют дар речи и способность комментировать, мы всё-таки комментарий оставим:)

Слева - Сербия, справа - Республика Сербская

Тара — национальный парк на западе Сербии, в Златиборском округе, он назван по имени горы Тара (а не реки). Парк, утопающий в хвойных и лиственных лесах, однозначно достоин посещения. Если для вас что-то значит мнение директора Европейской Федерации защиты природы и национальных парков Эткина Кларка (а он на своем веку повидал достаточно природных красот), то он сказал о парке Тара — «именно так я и представлял себе рай». Этот парк был создан четверть века назад не только для сохранения произрастающих здесь уникальных растительных видов (в частности, реликтовой сербской ели) и видов животных, но и как местность, в которой располагаются древние памятники архитектуры (монастырь Рача и крепость Солотник, например) и археологические объекты, начиная от неолита.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Небольшой коллаж, иллюстрирующий природные красоты парка Тара. Фото не мои, из сети, я туда только мечтаю попасть, поэтому небольшая инфа ниже — скорее для себя, ну и может кому-то ещё пригодится.

фото из инета

Полезности: Добраться до нацпарка Тара можно на машине из Белграда (180 км), Нови Сада (245 км), Ужице (45 км). Есть регулярные автобусные рейсы из Белграда, Нови Сада, Ужице, Бьеловара. Организованным туристам можно обратиться за трансфером в офис нацпарка (контакты есть у нас на сайте, там же и видео).

Останавливаться рекомендуют в отелях «Озеро», «Вилла Дрина» в Перучах, «Белый Бор» 2* в Радмиловцу, «Оморика» 3* возле Калуджерских прудов, в охотничьем домике «Предов Крст». В Байина-Баште советуют отель «Дрина». Кстати, те, кто желает съездить с туром по парку Тара, будут жить как раз в отеле «Дрина». В этот тур входит и круиз по Дрине с нашим капитаном Ненадом. Вот, например, турагентство — сдаю пароли-явки и плАчу:)

Национальный парк Сутьеска

Если двигаться далее вдоль реки Дрина, можно попасть в Национальный парк Сутьеска (Сутјеска, Sutjeska National Park), старейший парк в РС, считающийся жемчужиной Балкан. Он входит в федерацию европейских национальных парков EUROPARC.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Реки Дрина и Пива текут по границам парка, а над истоком Неретвы (в которую — помните? — в Мостаре с моста прыгают бесстрашные ныряльщики) высятся горы Маглич, Биоча, Волуяк, Зеленгора, Вучево, Лебршник. Наиболее живописен район Зеленгоры, где располагаются горные ледниковые озёра, глубокие речные ущелья, по которым протекают кристально чистые ледяные форелевые потоки.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Сутьеска — самый старый национальный парк в республике, он был основан неподалёку от города Фоча в 1962 г.оду. Парк хотя и небольшой (площадью 17 000 га), но на его территории находится один из четырёх реликтовых лесов Европы — Перучица, и наиболее высокая гора в стране — Маглич (2386 м). И, наконец, именно здесь расположен знаменитый мемориальный комплекс «Долина героев», построенный в 1974 году в Тьентиште в память о знаменитой битве на Сутьеске 1943 года, с 2011 года — памятник ЮНЕСКО.

Красота Балкан или Ещё раз о природе

Гора Маглич высится на самой границе с Черногорией, и к нацпарку Сутьеска относится её восточный склон. С черногорской стороны Маглича, на западном её склоне на высоте более 1500 м находится ледниковое озеро Трновацко, популярное у туристов.

Чтобы попасть на территорию парка, нужно сперва добраться до города Фоча, а оттуда до деревни Тьентиште (28 км на юг по шоссе).

Река Врбас, водохранилище Бочац

Хребет Маглич представляет собой часть Динарского нагорья, одной из крупнейших горных систем Балкан, к которому также относится гора Враница, на склоне которой берет начало река Врбас, правый приток Савы. Неподалёку от Баня Луки, столицы РС, стоящей на её берегу, в 1982 году была построена гидроэлектростанция Бочац, в связи с чем на реке образовалось водохранилище (Jezero Bočac) длиной около 20 километров. Вот оно. Это, конечно, не меандры реки Увац, но не менее впечатляюще: