Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 20:35

Земун — Сербия Апрель 2015

«…И вот он Земун — земля и часть Дуная, которая хранит свое тепло прохладными осенними вечерами и порождает обильные туманы. Гуляя по улочкам города, можно увидеть, как стремительно проносится туман — „магла“ — над крышами домов…»

Когда-то Земун был отдельным от Белграда городом, расположенным на правом берегу Дуная, в том месте, где в него впадает река Сава. Собственно, я и услышала о нем впервые, как о городе, в котором жила моя двоюродная бабушка. Сейчас он — обособленный белградский район со своей историей, традициями и неспешным, размеренным укладом жизни.

Земун. Я знаю обитель покоя

Находясь в Земуне, осознаешь, что перенестись в прошлое ничего не стоит. Здесь гостя встречают затейливые изгибы узких мощеных улочек, обрамлённых плотными рядами «игрушечных» домиков, старинные церкви, двухсотлетние особняки.

Земун. Я знаю обитель покоя

Гуляя вдоль Земунской набережной, понимаешь, что если бы об неё вместо Дуная билось бы море или какое-нибудь большое альпийское озеро, Земун был бы шикарным курортом, ничуть не уступающим европейским.
Легко представить, каким был Земун двести лет назад, ведь кажется, что время здесь остановилось, и мало что изменилось.

Земун. Я знаю обитель покоя

Земун — стар, очень стар. Первое поселение в этой местности появились во времена Римской империи. Давайте уж не будем касаться неолита, хотя и тогда люди предпочитали селиться в этих местах. Римское поселение называлось Таврун (Taurunum). Франки же, хроникёры крестовых походов, упоминали его как «Малевилла» (Mallevila). В османскую эпоху Земун в силу своего стратегического положения имел большой вес, и входил в состав Будинского вилайята. Позже им попеременно владели сербы и австро-венгры, он принадлежал и Габсбургам, и Шёнборнам, пока, наконец, в 1918 году город окончательно не стал сербским. Считается, что Земун тесно связан с именем Карагеоргия — предводителя первого Сербского восстания против Османской империи и основателя династии Карагеоргиевичей.

Земун. Я знаю обитель покоя

Историческим центром Земуна является холм Гардош с высящейся на его вершине 36-метровой башней Миллениум, построенной в 1896 году. Башня была возведена в честь тысячелетия переселения венгров в Паннонию — во время её постройки Земун считался крайней южной точкой Венгрии. Говорят, что подобных башен было четыре — на границах королевства по четырём сторонам света. Башня в Земуне — единственная сохранившаяся из четырёх. С верхней точки неоготичнеской башни открывается обширная панорама Белграда и излучины Савы и Дуная. На вершине сейчас работает ресторан, а на первом этаже — небольшая художественная экспозиция.

Земун. Я знаю обитель покоя

Рядом с башней на холме Гардош можно увидеть остатки древней Земунской крепости, упоминаемой с 9 века. Видимые сегодня руины датируются 15 веком. Крепостная стена служила границей города до 1841 года.

Кирпичные винтовые лесенки, спускающиеся от старой башни к подножью холма Гардош, вьются меж домов жителей Земуна причудливыми серпантинами:

Земун. Я знаю обитель покоя

В городе имеется несколько уникальных церквей 17 века, при этом большинство белградских храмов датируется всё-таки 19 веком. Так, тут находится католическая церковь Вознесения Богородицы, расположенная на центральной площади — Рыночной (Велики Трг), построенная в 1785 году.

Церковь святого Димитрия Солунского, явно нуждающаяся в реставрации, — одна из немногих на этом берегу Савы в сербском стиле.

Земун. Я знаю обитель покоя

Вывеска одной из кафан на улице Синђелићева — здесь написано «Три толстых кума», а не то что вы подумали :P

Но самое главное в Земуне — атмосфера абсолютного спокойствия, умиротворения. Этот город в городе — лучшее место в Белграде, чтобы постичь сербский дзен — «мерак», искусство, которым сербы владеют в совершенстве. «Мерак» — это получение удовольствия и радости от простых будничных вещей. Я в полной мере отдалась этому процессу, сидя на террасе земунского кафе за чашкой кафы и наслаждаясь первым за неделю солнечным весенним днём.

Земун. Я знаю обитель покоя

Попробуйте «мерак» — вам понравится:)