Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 21:28

Белград — Сербия Апрель 2015

Этот отчет — не экскурсия в прямом смысле, и я не буду направлять вас — «сейчас направо», а «теперь налево». Белград — не тот город, в котором стоит ходить с путеводителем, если вы хотите его узнать. Понять этот город можно лишь «торопясь медленно», ну или как говорят местные — polako (не спеша), натыкаясь на достопримечательности, лишь случайно свернув на очередную улочку. Нужно просто бродить по улицам — не спеша, пить кафу в кафанах — не спеша, заходить в местные храмы, где, поставив свечу, думать о жизни, — не спеша. А вот фотографировать нужно быстро, ибо погода в апреле переменчива, и то, что только что сияло в лучах слепящего солнца, уже подернулось серой дымкой и влажной вуалью дождя.

По Белграду

По сути, все эти достопримечательности можно увидеть и за один день, наметив себе на карте маршрут и отработав его быстро и четко, однако я думаю, что Белград не потерпит спешки, и заставит таки туристов-торопыг приостановить темп — зазовет ароматом кофе в кафану, заманит цветами магнолий в парк, заставит замереть над водами Дуная или Савы.

По Белграду

Я тоже хотела совершить этот пробег в турбо-режиме, ан нет — не удалось. Моё фиаско было таково, что лишь на крепость Калемегдан у меня ушло 3 дня. Крепость настолько велика и интересна, что достойна отдельного отчета, как уже есть отдельный отчет об одном интересном мероприятии, проводимом в крепости каждую весну — Рыцарском фестивале Vitez Fest.

По Белграду

Ну что, други, хајде бродить по Белграду?

По Белграду

Сердце Белграда, место, «откуда есть пошла» столица Сербии, —  Белградская крепость в парке Калемегдан, стоящая на холме высотой 125 м напротив Великого Ратного Острова в месте слияния рек Савы и Дуная. История, древние развалины, потрясающие виды — всё что нужно нашему брату-туристу. На территории крепости имеются церкви, музеи, зоопарк и т. д.

По Белграду

Улица Князя Михаила (Кнез Михаилова улица), названная в честь князя Михаила III Обреновича, — живописная пешеходная улица в центре города, застроенная в 1870-х годах. Она соединяет крепость Калемегдан на северо-западе с площадью Республики на юго-востоке. Считается, что здесь располагался центр древнеримского города Сингидунума, а в османские времена район был застроен частными домами с садами, фонтанами и мечетями.

По Белграду

Собор святого Савы — главный храм Сербской Православной церкви, и самая большая церковь на Балканах, а по совместительству — второй православный собор в мире после московского Храма Христа Спасителя. Храм находится в историческом районе Врачаре, он построен в византийском стиле в 1894 — 1986 годах на месте, где, согласно хроникам, турками были сожжены мощи святого Савы — первого архиепископа Сербии и покровителя страны, жившего в 12–13 веках. Храм был официально открыт в 2004 году, сегодня в нем проводятся внутренние реставрационные работы, планируется украсить всю внутреннюю поверхность строения фресками.

По Белграду

Отель «Москва» на площади Теразие, сама площадь — излюбленное место встреч и свиданий.

По Белграду

Квартал Скадарлие, расположенный северо-восточнее площади Республики, тянется вдоль Скадарской улицы, имеющей длину 590 м. Район называют «Монмартром Белграда», здесь разрешено только пешеходное движение по выложенным брусчаткой мостовым, имеется множество магазинов, кафан, клубов и т. д.

По Белграду

Классические бонтонные особняки, которыми застроена Скадарская улица, чередуются со зданиями, расписанными граффити.

По Белграду

Местом обитания богемы квартал стал в последние десятилетия 19 века. В квартале до сих пор сохранились исторические кафаны — «Три шешира» («Три шляпы»), «Два елена» («Два оленя»), «Златни бокал» («Золотой кубок»), «Бандист», «Восток», «Гильдия», «Эх, были деньки…», «Вук Караджич» и «Два сержанта».

По Белграду

Кстати о граффити. Многие туристы негодуют, что этого уличного явления в Белграде как-то слишком много. Хочу сразу заметить, что в данном случае граффити имеет в городе глубокие исторические корни (см. фото Скадарской улицы выше), и часто результатом творчества местных граффити-художников являются не традиционные маловразумительные надписи характерным шрифтом, но вполне понятные сюжеты или портреты исторических личностей. Я сказала бы, что это целая субкультура, формирующая облик города. В любом случае, нравится нам это или нет, граффити в Белграде были, есть и будут.

По Белграду

Город находится на берегах двух рек - Савы и Дуная. Так, на Саве располагаются не только ключевые достопримечательности Белграда, на ней также сосредоточены и самые главные местные точки общественного питания — так называемые сплавы, рестораны и кафе на воде, находящиеся или на специальных платформах или на дебаркадерах.

По Белграду

В них хорошо, наверное, спасаться от сумасшедшей летней жары, однако в начале апреля они все ещё были закрыты.

По Белграду

Ботанический сад «Евремовац» (Botanička bašta «Jevremovac») — сад биологического факультета Университета Белграда, земля, на которой он находится была передана этому вузу сербским королем Миланом Обреновичем, в честь дедушки этого монарха и был назван сад. На территории сада произрастает 250 видов растений, а местной оранжерее с тропическими и субтропическими растениями, скоро исполнится 120 лет — некогда она была одной из крупнейших и роскошнейших в центральной Европе.

По Белграду

Мы случайно на сад набрели. Не то чтобы я была в восторге (да чё уж греха таить — я вообще была не в восторге), но «из песни слов не выкинешь», поэтому посмотрите и вы.

По Белграду

Церковь святого Марка (Црква Светог Марка) — построена в 1940 году в неовизанстийском стиле на месте более ранней церкви 19 века. В церкви покоятся останки сербского властителя Стефана Душана, короля Александра Обреновича и его жены Драги. В церкви имеется одно из крупнейших в стране собраний икон 13 — 19 веков.

По Белграду

Рядом с ней — маленькая неприметная церковь Святой Троицы (Црква «Свете Тројице», Руска црква), построенная в 1924 году русскими эмигрантами. В этом православном храме в 1929 году были перезахоронены останки генерала Врангеля, умершего годом ранее в Брюсселе. В 1999 году во время бомбардировки Белграда силами НАТО, храм был поврежден, и восстановлен в 2007 году.

По Белграду

О новейшей истории Белграда, а именно о временах недавней войны, повествуют также полуразрушенные здания бывшего Министерства обороны. Пока нет окончательного решения, будут ли их сносить, поэтому сейчас руины — напоминание о тех днях. Всем нам.

Ада Циганлия (Ада Циганлија) — зона отдыха, устроенная на бывшем острове в водах реки Сава. Остров был соединён с берегом, превратившись в полуостров, огибающий образовавшееся искусственное озеро. В летний период Ада Циганлия — самое популярное место у жителей города: 7 км пляжей на которых в жаркие летние дни отдыхает 200 000 — 300 000 человек ежедневно, площадки для баскетбола, волейбола, регби, бейсбола, тенниса, гольфа, футбола. Работают кафе, рестораны, клубы, проводятся концерты. Ранней весной на пляже было очень холодно, но кафе работали, и множество людей отдыхали или занимались спортом.

По Белграду

С Ады Циганлии хорошо виден известный символ Белграда — Мост над Адой (Most na Adi). Этот вантовый мост — второе по высоте сооружение в городе после телебашни Авала.

По Белграду

Кроме того, достоин посещения и пригород Белграда Земун, бывший некогда отдельным городом, откуда открываются потрясающие панорамы столицы,

По Белграду

и центр Воеводины — Нови Сад, с которым познакомлю моих дорогих читателей в своё время.

По Белграду

Мои друзья знают, что все города и страны я «примеряю» на себя, сводя с ума попутчиков и задаваясь бесконечными вопросами — «моё или не моё», «смогла бы я тут жить» и «если бы смогла, то как, зачем и на что» и пр. пр. До этой поездки итог всегда был одинаков — не смогла бы. По разным причинам. Здесь же я могла бы жить. На все вопросы нашлись ответы.

По Белграду

Сербия вообще сыграла со мной шутку (не могу определиться с качественным прилагательным — я не знаю, хорошо это или плохо), но совершенно точно, что впредь я не буду искать «погружений» в города и страны, ибо в этой стране я оставила, наверное, самую бОльшую часть своего сердца, слишком большУю. Что ж, Сербия, храни её бережно.
Теперь только туризм, только хардкор.