Турист Валентина Эймина (Valentina_Ermoshkina)
Валентина Эймина
была 2 марта 2023 10:32

Часть 2: столица Пном Пень и Сиануквиль (Новый Год, остров Кох Ронг, Пном Бокор)

Пномпень, Сиануквиль, Кох Ронг Самлоем, Кампот — Камбоджа Апрель 2016

Приехала я в столицу Королевства Камбоджа около 6 утра, в раннем заселении в отеле мне, к сожалению, отказали, что было очень нежелательным после ночного переезда на автобусе. В общем, приведя себя в порядок в туалетной комнате отеля и оставив чемоданы, я отправилась исследовать Пном Пень.

Мне удалось посмотреть почти все главные достопримечательности столицы еще до заселения в отель: центральная набережная с традиционными утренними зарядками кхмеров, важнейший древний храм Ват Пном (с ним связана легенда основания города бабушкой Пень, утром вход внутрь самого храма может быть закрыт из-за проведения обрядов, вход $1), удивительной красоты архитектура и ландшафт внутреннего двора Национального музея (вход $5), величественный Монумент независимости, устрашающий и гнетущий музей геноцида Туол Сленг (вход без аудиогида $3, этого музея мне хватило, поэтому на удаленные от центра города Поля Смерти решила не ехать, сэкономив время и деньги,).

Центральная набережная Пном Пеня - место для прогулок и утренних спортивных занятий, на которые выходит каждый уважающий себя кхмер.

В течение дня запланированный маршрут пришлось немного поменять, так как график работы самой красивой достопримечательности столицы — Королевского дворца — очень неудобный. Будьте особо внимательны, если у вас в Пном Пене всего 1 день: открыт с 7:30 до 11:00 и с 14:30 до 17:00, причем фактически в 16:30 охранники уже выгоняют всех туристов с территории дворца (вход $6,5).

Дворец кхмерского короля - это официальная резиденция Его Величества Короля Нородома Сиамони.

Вечером у меня было запланировано посещение Национального танцевального шоу Апсара от театра Plae Pakaa Theater (http://www.cambodianlivingarts.org). Это одна из лучших программ от профессиональных танцоров (не сравнимо с программами, которые часто предлагают туристам в ресторанах со шведским столом, особенно в Сием Рипе, откуда люди часто уходят разочарованными). Шоу мне очень понравилось, оно проходит ежедневно в 19:00 во дворе Национального музея под небольшим шатром (график уточняйте в зависимости от сезона, билет можно купить на месте, стандартный билет $15, VIP билет $25 — места отличаются только наличием подушек на скамейках и пакетом с сувенирами).

Национальное танцевальное шоу Апсара, которое проходит каждый вечер на небольшой сцене во дворе Национального музея (в программе десяток танцев различных жанров).

Вечером также можно прогуляться по набережной, поужинать в каком-нибудь ресторанчике (их тут большое разнообразие), прогуляться до площади возле Королевского дворца (тут разворачиваются необычные кхмерские «кафе»: прямо на асфальте стелют коврики, усаживают «клиентов» большими компаниями и почивают их «чнянями»).

Следующим утром у меня был долгожданный переезд в Сиануквиль на побережье Сиамского залив, где я смогла немного расслабиться после предшествующей «гонки» между достопримечательностями и городами (путь занял около 5 часов, билет стоимостью $12 с комиссией был куплен заранее онлайн). Хотя здесь меня тоже ждали активные прогулки (пляжи Сиануквиля) и поездки (в ближайшую провинцию Кампот и на остров Кох Ронг).

Камбоджа далеко не курортная страна, да тут есть курортные города и пляжи (Сиануквиль, Кампот, Кеп и др.), но если кто-то поедет в Камбоджу только ради отдыха на пляже, то будет сильно разочарован.

Тот же Сиамский залив уже при свете дня немного дальше от отеля. Далеко не лучшее в мире место для купания: вблизи берега (100-200 м) в сухой сезон довольно мелко, очень соленая и горячая вода, а также изредка попадаются ядовитые медузы.

Инфраструктура пляжей как таковая практически отсутствует, так как первая пляжная линия чаще всего заселена открытыми деревянными бараками-террасами, где местные кхмеры просто живут (готовят, стирают, спят, едят, что-то продают, валяются в гамаках целыми днями). Местные власти только этим летом начали бороться: на моих глазах местами сносили эти бараки и сжигали там же возле пляжа остатки мусора. Может быть эти земли выкупят коммерсанты и застроят все дорогостоящими отеля, но это будет не очень скоро.

Вот он Сиамский залив на закате в Сиануквиле, пляж Очетул.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Перелет в Камбоджу из Москвы только ради отдыха на пляже выйдет нерентабельно дорогим и неоправданно долгим, прямых рейсов из России (ни регулярных, ни чартерных) не существует, поэтому перелеты все с пересадкой. Я летела через Хошимин с минимальным временем на стыковку от 1 до 4 часов, авиабилет Vietnam Airlines (оптимально по цене и времени как у меня: туда — в Сием Рип, обратно — из Пном Пеня) обошелся в 45.000 рублей. Есть более дешевый вариант: перелет до Бангкока, а оттуда 12 часов на автобусе через границу до столицы Пном Пень с трансфером до Сианкувиля (или из Бангкока перелет местными авиалиниями).

Пляжный берег Сиамского залива в свободных от отелей и кафешек зонах преимущественно завален горами мусора, в котором бултыхается возле берега кхмерская малышня. Достаточная глубина для купания в Сиамском заливе в сухой сезон только на островах (Кох Ронг, Кох Ронг Санлоем и др.), а добираться до них не очень быстро (скоростной катер до самого большого острова идет около 2-х часов), не дешево (билет стоит $20 туда-обратно) и не очень удобно (есть не плотный график отправления катеров, а также желательно билеты покупать заранее, мест может не быть). А удовольствие от проживания на этих островах очень сомнительное, т. к. на самих островах делать особо нечего, много туристов, отели очень простые, а также по ночам мучают комары и др. мошкара. Но разочек съездить нужно, если вы уже добрались до Сианкувиля: кроме пляжей на острове туристов привлекает особенность ночного купания — светящийся в воде планктон в определенные месяцы в году. А мне удалось днем только увидеть большую морскую звезду, на ночь мне на острове в безлюдном хостеле не захотелось, а отель получше искать времени не было (катер обратно по расписанию), да и на материке у меня уже был оплачен неплохой отель между пляжами Очетул и Отрес.

Райский остров Кох Ронг расположен в паре часов от Сиануквиля, куда можно добраться на скоростном катере. На территории острова есть множестве отелей и кафе. А в ночное время в некоторое время года можно искупаться со светящимся планктоном.

В самом Сиануквиле тоже есть интересные места. Передвигаться одинокому путешественнику по городу быстрее и дешевле на такси-мотобайках (не забывайте активно торговаться, местные уже нагрели руку на туристах и часто наглеют, заламывая цены). Рекомендую, конечно же, съездить в Snake House — отель, ресторан и зоопарк, основанный Николаем Дорошенко (ранее простой российский биолог, основавший бесплатные клиники в Камбодже от укусов змей, а ныне успешный бизнесмен, член правящий партии и гражданин Камбоджи).

Ядовитая змея крайт (пама). Об этой змее мало кто слышал, но она намного опаснее для человека, чем кобра.

Исследуйте различные пляжи Сиануквиля: центральный пляж Серендипити, Индепенденс, Виктори, Соха, Отрес, Очетул — и выберите тот, который подойдет именно вам. Самое лучшее и недорогое место, где можно вкусно покушать в Сианкувиле — улица барбкекю, где очень много BBQ Restaurants (ориентир: Apple Guest House): тут можно заказать рыбку на гриле, краба, королевские креветки, которые подают с салатом колслоу (капустный салат с соусом) и картофельными половинками, приготовленными на гриле. Такое блюдо обойдется от $3,5 до $8, вкуснее и дешевле еда в Сиануквиле мне не встречалась (особенно на пляжах Отрес и Очетул). Все супермаркеты в Сиануке очень и очень дорогие, можете сходить и убедиться, сувенирные магазины в городе также найти очень трудно, местный рынок представляет собой интерес только с точки зрения небольшой «культурный шок».

В момент моего пребывания в Сиануквиле в Камбодже отмечался главный праздник года — Камбоджийский Новый год, ранее этот праздник в основном носил религиозный характер (кхмеры в течение 3-х дней празднования должны посещать храмы), а теперь это большие семейные выездные пикники на пляжи и пьянки (очень много кхмеров в дни празднования от безмерно выпитого количества алкоголя на жаре просто тонули, с утра полицейские катера вытаскивали из воды немало тел). Также местами возможно традиционное обсыпание цветными порошками, тальком и обливание водой (обычаи частично пришли из соседних стран: Таиланда, Индии, и теперь уже непонятно, в чем отличие этого праздника). Обратите внимание, что на Камбоджийский Новый год практически ничего не работает: закрываются многие отели, магазины, кафе, музеи, турагентства и др. (даты каждый год разные, примерно с 13 по 17 апреля).

Меня Камбоджийский Новый год обошел стороной, так как в эти дни мне удалось с большим трудом купить себе тур в Пном Кулен: вынуждена была брать тур (цена $29), так как на общественном транспорте туда не добраться (маршрутка + такси) и поездка заняла бы два дня вместо одного. Организация самого тура была просто «никакая»: вначале меня отвезли на регулярной маршрутке вместе с обычными пассажирами до подножия горы, далее меня пересадили в мини-вен с группой туристов, где наш очень агрессивный водитель был одновременно и гидом, на водопады нас не повезли из-за сухого сезона (об этом естественно в турагентстве не предупреждали), включенный обед в поездку это был пластиковый бокс с острым жаренным рисом (любимый кхмерами fried rice с овощами и кусочками омлета) и бутылка воды, обратно меня просто отвезли на вокзал в Кампот, где запоздалая маршрутка меня добросила до центра Сиануквиля, а не в отель. И все эти неудобства в турагентстве оправдали Камбоджийским Новым годом: такие вот они, кхмеры. Но мне поездка все равно очень понравилась: изумительная природа и виды с вершины горы Пном Кулен даже в туманную погоду. Будете в Кампоте, обязательно купите черный перец, он здесь не дешевый, но считается лучшим в мире (немного острее привычного).

Памятник Лок Йеай Мао, сидящий в позе медитации, высотой в 29 метров. Она считается защитником туристов, рыбаков и охотников.

Вот это и все, что я успела посмотреть за 2 недели: к сожалению, не поела вкусных крабов в Кепе, не намочила ножки в водопаде Попоквиль, не погуляла в национальном парке Рим, но увидела достаточно, чтобы по-своему очароваться этой страной. Камбоджа — изумительная, удивительная и интересная страна: не для «пакетников» (туристы, покупающие готовые пакетные туры), не для «тюленей» (кто предпочитает валяться весь день на пляже) и даже не для «толстых кошельков» (кто ищет только роскошь и дорогие развлечения). Камбоджа — для странников, исследователей, мечтателей, бекпекеров (от англ. «backpack» — рюкзак, туристы, которые путешествуют с минимальным бюджетом и большим рюкзаком) и немного, совсем чуть-чуть, для китайских пенсионеров…

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм