Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:00

Лиссабон — Португалия Сентябрь 2010

Рассказывать о Лиссабоне я начала еще прошлым летом. Просто вспомнила Город, куда хочется вернуться. Это был рассказ о живописном лиссабонском квартале Алфама с узкими извилистыми улочками, где ещё остались следы былых эпох.

Потом был рассказ о лиссабонском метро, которое обязательно нужно увидеть, так как там не менее интересно, чем в знаменитом стокгольмском: Метрополитен Лиссабона.

А потом по какой-то акции осенью были куплены дешевые билеты в Лиссабон, и воспоминания приобрели смысл: я стала оценивать свои впечатления и решать, что хочу видеть еще раз, на что не буду тратить время, а буду искать что-то новое. Так появился рассказ «Белен и его достопримечательности», а затем «Лиссабонские бродилки».

Конечно, бродили мы и по самым туристическим местам Лиссабона, а не только вокруг, об этом и будет рассказ.

1 ноября 1755 года в праздник, День Всех Святых, произошло землетрясение, почти полностью разрушившее Лиссабон. В 9–45 утра мощный толчок потряс город, в мгновение начали рушиться здания и многие жители оказались погребенными под руинами церквей, в которых проводилась служба. Воды Тежу двинулись на город… Из 250 тысяч жителей Лиссабона погибло 90 тысяч, 900 человек только в результате цунами. Премьер-министр страны маркиз де Помбал приступил к восстановлению города.

Сегодня мы посмотрим район Байша Помбалина, центр города, наиболее сильно пострадавший от землетрясения и восстановленный под руководством маркиза Помбала. Здесь возникли первые в мире здания, спроектированные с учетом сейсмологии зоны. Средневековый хаотический лабиринт улиц здесь был заменён сетью прямых и широких улиц строгой прямоугольной планировки, что стало одним из первых в Европе примеров градостроительной планировки.

Начнем с маленькой, но исключительно красивой Муниципальной площади (Praça do Município), вымощенной черно-белым треугольным узором. Фасадом на площадь обращен Лиссабонский муниципалитет, здание которого построено в 1865 году. Здесь в 1910 году была провозглашена республика. Площадь перед Ратушей украшает витая каменная колонна Пелоринью, символ городского правосудия, которую в прежние времена использовали в качестве позорного столба. С него были сняты железные крюки, на которых приговорённые висели для всеобщего осуждения.

Лиссабонские бродилки — 2

Рядом — Торговая площадь (Praça do Comércio), которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Эта площадь появилась после того, как королем Мануэлом I в. 1511 году был построен дворец Рибейра, ставший его новой резиденцией. Тогда площадь называлась Дворцовой. После землетрясения, во время правления короля Жозе I, дворец Рибейра был разрушен и не восстановлен. Площадь после этого была полностью реконструирована.

Главное на площади — Триумфальная арка (Arco da Rua Augusta), построенная в 1875 году. Здания по обе стороны от нее — Министерство юстиции и Верховный Трибунал Португалии.

В центре площади на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Автор этого памятника, установленного на площади в 1775 году, Жоаким Мачадо де Кастро, известный португальский скульптор того времени.

Лиссабонские бродилки — 2

За Триумфальной аркой начинается улица Аугушта (Rua Augusta) — это широкий бульвар, созданный в XVIII веке как основная пешеходная торговая улица Лиссабона. Он соединяет триумфальную арку с площадью Россиу. Тротуары (здесь их называют «кальсада») тщательно вымощены вручную черными и белыми булыжниками, которые составляют узорчатую мозаику. Рядом с Руа-Аугушта изобилие обувных и ювелирных магазинов на соответственно названных улицах, например, Руа-до-Сапатейро (улица башмачника), Руа-да-Прата (улица серебра) и Руа-ду-Оуру (улица золота).

Рядом с церковью Святого Николая (Paróquia de São Nicolau), построенной в XVIII веке на месте разрушенной землетрясением церкви XIII века, установлен памятник рабочим, укладывающим ту самую знаменитую португальскую плитку — Monumento ao Calceiteiro. А я, когда увидела, не поняла, думала, что играют в какую-то игру. Прочитала, уже вернувшись домой.

Лиссабонские бродилки — 2

В старинном автомобиле продают диски с национальной португальской музыкой — фадо, а еще можно увидеть забавный автомобильчик лиссабонской полиции.

Лиссабонские бродилки — 2

Выходим на площадь Фигейра (Praca da Figueira)- место сбора лиссабонцев всех рас и вероисповеданий. Во многих из окружающих площадь четырехэтажных зданий, облицованных цветной плиткой, расположены отели, хостелы, магазины и кафе, включая популярную Confeitaria Nacional, которая была создана в 1829 году и когда-то считалась одной из самых изысканных кондитерских Европы. На площади возвышается бронзовая конная статуя короля Жуана I, которая была установлена на месте большого крытого рынка, снесенного в 1949 году. С тех пор площадь представляет собой открытые пространство. Сегодня здесь часто проводятся временные выставки и книжные ярмарки.

Рядом площадь Россиу — это более популярное название площади Педру IV (Praca de D. Pedro IV). Педру IV — король Португалии и первый император независимой Бразилии (как Педру I). Его бронзовая статуя в 1870 году установлена на колонне в центре площади. Памятник украшен четырьмя женскими фигурами, олицетворяющими Справедливость, Мудрость, Силу и Сдержанность — качества, приписываемые королю Педру IV.

Лиссабонские бродилки — 2

Площадь Россиу — одна из основных площадей центрального района Лиссабона со времен средневековья. Именно на этой площади устраивались мятежи, бои быков, казни и знаменательные празднования, а сегодня она стала местом встречи горожан и туристов. Вверху видны развалины кармелитского монастыря Божьей Матери Кармской (Convento do Carmo) — остов из стрельчатых арок — все, что осталось после разрушительного землетрясения 1755 года.

Большая часть зданий вокруг площади Россиу восстановлены во время реконструкции центра Помбалино после землетрясения, практически сравнявшего с землей весь район. В 19-м веке площадь выложили типичной португальской мозаикой и установили бронзовые фонтаны привезенные из Франции.

На площади находится здание Национального театра королевы Марии II, построенного в 1840 году на месте Дворца инквизиции.

Лиссабонские бродилки — 2

Если пойти по улице Rua Áurea, которая выходит на площадь Россиу, совсем рядом главная достопримечательность района Байша — подъемник Санта Жуста (Elevador de Santa Justa). Он был сооружен в 1912 году французским архитектором Раулем Менье де Понсаром, учеником Гюстава Эйфеля. На этом лифте можно подняться в квартал Байрру-Алту на высоту 32 метра. Построенная из стали и украшенная филигранным орнаментом башня, в которой две шахты, предназначенные для не менее изящно оформленных деревянных лифтовых кабин.

Лиссабонские бродилки — 2

Слева от Национального театра еще одна, но небольшая площадь — Largo São Domingos. Церковь (Igreja De São Domingos) принадлежала одноименному монастырю, построенному в XII веке. Первый камень церкви был заложен в 1241 году. Страшное землетрясение 1755 года полностью разрушило церковь и монастырь, но спустя несколько лет она была восстановлена. В 1954 году в церкви Сан-Домингуш произошел большой пожар, уничтоживший полностью старинные гобелены на стенах и часть интерьера. Реставрационные работы проводились почти 40 лет и в 1994 году, церковь была снова открыта публике.

Знак на площади — память о евреях, погибших в 1506 году от рук религиозных фанатиков во время «лиссабонского погрома». Народ, подстрекаемый монахами-доминиканцами, которые обещали отпустить все грехи, совершенные за последние 100 дней, всем, кто убьет еретиков, признал еврейское население города виновными в эпидемии чумы, голоде и засухе.

Лиссабонские бродилки — 2

Еще на площади стоит Дворец Независимости. Строительство его началось в 1466 году в стиле мануэлино, а закончилось уже в строгом стиле маньеризма. Именно здесь в 1640 году Португалия была объявлена независимым от Испании государством. Его еще называют Дворцом Альмаде, потому что он долгое время принадлежал семье Альмаде.

Мне очень нравится это здание — вокзал Россиу. Сейчас он играет уже почти декоративную роль, а раньше он был главным транспортным узлом Лиссабона. Сейчас отсюда каждые 20 минут бегают пригородные электрички в Синтру — самый красивый городок Лиссабонской Ривьеры. Основными отличительными чертами вокзала являются два связанных портала в виде подков, часы на маленькой башенке и разнообразные скульптурные декорации.

Лиссабонские бродилки — 2

Praça Restauradores (площадь Реставраторов), которая посвящена восстановлению независимости Португалии после 60-ти лет испанского господства. Обелиск в центре площади был торжественно открыт в 1886 году, на нем можно обнаружить даты и названия основных битв войны за восстановление независимости 1640 года. На монументе, спроектированном Антониу Томашем да Фосека, установлены статуи, символизирующие «Независимость» и «Победу», созданные скульпторами Симоэшем де Алмейда и Алберту Нуньесом.

Лиссабонские бродилки — 2

Прямоугольную площадь окружают здания XIX и XX веков. Самые запоминающие из них — бывший кинотеатр Эден (ныне отель) с красивым фасадом, который Кассиану Бранку построил в 30-х годах прошлого века и дворец Фош, где сейчас располагаются министерство культуры и главный туристический офис. Это была первая резиденция аристократов, построенная в Лиссабоне после землетрясения. Потом в XIX веке дворец приобрел маркиз да-Фош, говорят, что там великолепные интерьеры.

Лиссабонские бродилки — 2

Справа от дворца Фош находится нижняя станция фуникулера «Глория», который с 1885 года поднимает пассажиров с площади в район Байру-Алту.

Лиссабонские бродилки — 2

От площади Рештаурадореш начинается центральная магистраль столицы — обрамленная каштановыми аллеями и застроенная богатыми особняками, ресторанами, отелями и шикарными магазинами Avenida da Liberdade (проспект Свободы). Это скорее бульвар с массой интересного: фонтанчиками, скульптурами, памятниками известным личностям, да и на зданиях много интересных деталей.

Заканчивается Авенида площадью Маркиза Помбала (Praça Marquês de Pombal), где мы уже были, повторяться не буду.

Лиссабонские бродилки — 2

Отправимся в Парк Наций (Parque das Nações), который протянулся вдоль берега реки Тежу на 5 км на северо-востоке Лиссабона. Этот огромный комплекс был построен к проведению последней Всемирной выставки-ярмарки XX столетия — ЭКСПО-98. После закрытия выставки территория была названа Парком Наций и стала не только достопримечательностью Лиссабона, но и самым популярным местом отдыха лиссабонцев и гостей города — кроме тематических павильонов здесь есть рестораны и бары, концертные залы. Сам район перестроили, создали престижную жилую и коммерческую зону и даже перенесли туда многие государственные и музейные учреждения.

Gare do Oriente — Восточный железнодорожный вокзал — проект известного испанского архитектора Сантьяго Калатравы, соединяющий Лиссабон с севером Португалии и остальной Европой. Здесь находится также станция метро и автостанция.

Лиссабонские бродилки — 2

Парк Наций — это динамичное, оживленное место, одна из основных достопримечательностей современного Лиссабона. Жители города приходят сюда, чтобы отдохнуть, развлечься, прогуляться, заняться спортом и сделать покупки. Это переход из вокзала в большой торговый центр «Васко да Гама».

Очень красивый торговый центр. Сверху по стеклянной кровле течет вода.

Но у нас другая цель, мы направляемся в Океанариум (Oceanário de Lisboa), который был построен в 1998 году на побережье реки Тежу и открыт в рамках проведения Всемирной Выставки «ЭКСПО-98». Автор проекта Питер Чермайефф, который спроектировал многие океанариумы по всему миру, в том числе и самый большой в мире океанариум в Осаке.

Океанариум нам очень понравился. На тот момент он был самым большим в Европе. Центральный резервуар океанариума имеет размеры 32 метра высоты и 23 метра ширины, и может вместить более 5 000 000 литров воды! Вокруг центрального резервуара расположены 4 зала с экспозициями Тихого, Атлантического, Индийского и Антарктического океанов. Всего в океанариуме содержится более 8 000 представителей морской и океанской фауны со всего мира — тысячи рыб, крабы и морские звезды, моллюски и медузы, пингвины и чайки, морские выдры, акулы, барракуды, мурены и много других…

Лиссабонские бродилки — 2

Поскольку аквариум высотой 32 метра, наблюдать за обитателями можно с двух ярусов, двигаясь по кругу. Зрелище завораживающее: мимо проплывали самые разные обитатели аквариума, в том числе известные хищники — акулы и барракуды. Все живут в добром соседстве. Очень понравилась манта — самый крупный из скатов, которую очень трудно было поймать в кадр: она плавала высоко и очень быстро, грациозно махая «крылями».

Хорош был лиственный морской дракон или морской пегас — морская рыба, родственница морского конька. Примечателен дракон тем, что всё это тело покрыто листьями. Похожи они на плавники, но в плавании участия не принимают. Это имитация именно листьев, которая помогает рыбе подстерегать жертв и скрываться от врагов.

От океанариума до башни «Васко да Гама» мы проехали на фуникулере. Башня «Васко да Гама» высотой 140 м с панорамным рестораном, откуда, говорят, открывается восхитительный вид на Парк Наций, Лиссабон и реку Тежу. Попасть не удалось, так как тогда к башне пристраивали шикарный отель с таким же названием.

Лиссабонские бродилки — 2

Мост Васко да Гама — гордость Лиссабона. На данный момент это самый длинный мост в Европе, его общая протяженность составляет 17,185 км. Мост был открыт для движения 29 марта 1998, в год 500-лети открытия Васко да Гамой морского пути из Европы в Индию. Мост состоит он из пяти объектов: Северный виадук, виадук Экспо, основной мост, центральный виадук и южный виадук. Основной мост — это вантовый мост длиной 829 метров, высота пилонов которого доходит до 150 м.

Лиссабонские бродилки — 2

Построенный в продолжение основного моста центральный виадук, имеющий длину 6631 метр, — самый длинный из всех объектов. Автором проекта был Мишель Верложе, его основной задачей была построить мост, который бы смог выдерживать все землетрясения, которые в Португалии не редкость. Поэтому запас прочности у моста таков, что он способен выдержать землетрясение в четыре раза сильнее того, что произошло в Лиссабоне в 1755 году.

Все выставочные павильоны сейчас используются. Вот это, например, павильон, который назывался во время Всемирной выставки «Утопия», затем долгое время это был павильон «Атлантико», а теперь это многоцелевой комплекс МЕО-арена, который вмещает 20 тысяч зрителей и используется для спортивных мероприятий, концертов и выставок.

Лиссабонские бродилки — 2

В Парке наций очень приятно гулять, если будет время, рекомендую! Нам понравились вот эти фонтаны, похожие на вулканы или гейзеры, за ними было интересно наблюдать.

Ну, и заглянем еще в один уголок города. Это торговый центр «Коломбо» на станции метро Colégio Militar. Должны же мы были посетить хоть один торговый центр. Внутри было очень симпатично.

А рядом знаменитый стадион «Эштадиу да Луш» (Estádio da Luz), что в переводе «Стадион света» — футбольный стадион вместимостью 65 647 мест, домашняя арена самого титулованного футбольного клуба Португалии «Бенфика». Открыт в 2003 году для проведения матчей Чемпионата Европы по футболу 2004.