Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 17:12

Лиссабон — Португалия Сентябрь 2010

В Португалию тогда я не собиралась, планы были на путешествие совсем в другом направлении. Был заказан тур по Норвегии, куда давно хотела поехать, но не сложилось: группа не собралась, и пришлось срочно решать, куда ехать. Выбор пал на Португалию, так в этой стране еще не была, и нашлась компания.

Отель заказали на побережье в Эшториле, чтобы по вечерам дышать океанским воздухом или, когда совсем устанешь от походов, полежать на пляже. Там и жили, а каждое утро отправлялись в путешествие.

Уехав из страны, я редко возвращаюсь снова на то же место: мир велик, а жизнь, к сожалению, коротка. Хочется успеть увидеть еще что-то новое. Но часто, когда думаю об очередной поездке, я снова на карте цепляюсь глазами за Португалию: сюда мне хочется вернуться!

Лиссабон — город узких улочек, зовущих на романтическую прогулку, роскошных дворцов и церквей, лестниц, фуникулеров и подъемников, город мореплавателей и печальных песен фаду. Те, кому посчастливилось побывать здесь, навсегда сохранят воспоминания об удивительном Лиссабоне, не похожем ни на одну другую столицу мира.

Город, куда хочется вернуться

К поездке были готовы, маршруты проложены, начать решили с Алфамы. В пределах исторической части передвигаться собирались пешком. Чтобы открыть для себя Алфаму, лучше всего пройтись по лабиринту её улочек и проулков, хотя можно легко затеряться, даже если пользоваться планом квартала.

Выйдя с пригородного вокзала Кайш-ду-Содре направляемся мимо площади Коммерции в Алфаму. Проходим мимо церкви Непорочного Зачатия Девы Марии, великолепное здание которой украшает улицу де Альфандега. Фасад здания считается одним из лучших творений в стиле мануэлино, сохранившимся после землетрясения. Это сказочно красивый стиль, в котором есть немного от готики, Ренессанса и мавританской архитектуры. Он получил свое название в честь короля Мануэля I, при котором Португалия пережила свой Золотой век. Это первый храм Португалии, в который мы зашли.

В XV веке вдовой короля Жоао II Леонор на месте старой синагоги была основана церковь Божией Матери Милосердия, которая была разрушена землетрясением 1755 года. Церковь была реконструирована после землетрясения с сохранением некоторых элементов старого здания, в основном декоративных элементов фасада. Как только восстановление было завершено, братство Милосердия переместилось в бывшую церковь иезуитов Святого Роха, а в этом здании разместилась Церковь Непорочного Зачатия.

Сохранившиеся элементы фасада Церкви Непорочного Зачатия датированы началом XVI века. Красивый главный вход церкви украшен ликом Милосердной Девы Марии: ее мантия, которую держат два ангела, укрывает Короля Мануэля Первого, Королеву Элеонору, Леонору Висеу (сестру Короля Мануэля и основательницу Ордена Милосердия), Папу Александра VI, Епископа Лиссабонского и других религиозных деятелей.

Выходим к улице Rua dos Bacalhoeiros, что переводится как улица Торговцев треской. Дома, фасады, которых облицованы кафелем, белье на балконах… Сверху, над домами виднеется уголок кафедрального собора.

В центре — одно из самых символичных зданий Лиссабона, дом «Душ Бикуш» — («Граненый дом»). Здание было построено в 1523 году для Браша ду Албукерке, незаконного сына Альфонсу, вице-короля Индии, завоевателя Гоа и Малакки. Браш провел несколько лет в Италии, где впервые столкнулся с архитектурой в стиле Ренессанса. Возможно именно там он увидел городские дворцы, такие как например Алмазный дворец в Ферраре, фасады которых украшены шпилями в форме алмазов. После возвращения в Португалию Брас построил «Граненый дом» с фасадом оформленным граненым рустом, но с окнами и главным входом, выполненными в стиле мануэлино.

Город, куда хочется вернуться

Землетрясение 1755 года разрушило два верхних этажа здания, но реставрацию не начинали до самого 1981 года. Муниципалитет города и Европейский Совет взяли на себя реставрационные работы, было принято решение использовать для реставрации новые строительные материалы, отличающиеся от оригинальных, сохраняя при этом гармонию всего ансамбля.

Алфама — это место, где в 1195 году родился Святой Антоний — покровитель Лиссабона. Мы его больше знаем, как Антония Падуанского. Дом, конечно, не сохранился, но на том месте, где считают он был, стоит католическая церковь Святого Антония. Та церковь в стиле барокко, которую мы видим сейчас, построена в 1767 году по проекту Матеуша Висенте де Оливейра, так как предыдущая была разрушена тем же землетрясением. Часть денег на строительство была собрана лиссабонскими детьми, которые ходили по улицам и просили у прохожих «одну монетку для святого Антониу». Эту церковь посещают молодожёны в день свадьбы и возлагают цветы к образу святого, согласно преданию, это обещает долгое счастливое супружество.

Город, куда хочется вернуться

Если обойти церковь справа, во всей красе откроется кафедральный собор Лиссабона или Се. Этот собор, больше похожий на средневековую крепость, построил в 1150 году на месте старой мечети первый король Португалии Афонсу Энрикеш после освобождения Лиссабона, как символ победы христиан над маврами. Лиссабонское землетрясение повредило собор, но он устоял и был реставрирован.

Живописный квартал Алфама со своими узкими извилистыми улочками, где ещё остались следы былых эпох, раскинулся к холмам от берегов Тежу. Этот бедный квартал во времена арабов был самым богатым в Лиссабоне. От той далёкой эпохи не осталось ни одного здания, хотя все дома, скрывая свои фасады за вывешенным на солнце бельём, тесно стоят на тех же самых узких улочках с крутыми подъёмами и лестницами.

Название квартала происходит от арабского слова «алхамма», обозначающего источники горячей воды. Это место было заселено ещё в эпоху вестготов. Остались следы и от времён римлян. Построенный на монолитной скале, этот средневековый квартал менее всего пострадал от землетрясения 1755 года.

Город, куда хочется вернуться

Лиссабон мне уже трудно представить без белья даже на современных фасадах. Я читала, что сушить белье на улицах — это португальская традиция. Считалось, что оно должно пахнуть океанским воздухом.

Город, куда хочется вернуться

Алфама — это плитках на фасадах домов, которая нигде не повторяется.

Алфама — это бесконечные лесенки.

Узкие живописные улочки и ресторанчики — это Алфама!

Город, куда хочется вернуться

И никогда не знаешь, что ты увидишь в следующий раз.

Город, куда хочется вернуться

Это вывеска таверны, на которой написано, что здесь исполняется фаду. Фаду — музыкальное направление, появившееся в Португалии примерно в XVII веке. Самые популярные рестораны с фаду Лиссабона находятся в Алфаме. В переводе фаду означает «судьба» и первоначально это была песнь рыбаков, которые уходили в море.

«Страстное и одновременно нежное, навивающее тоску и бередящее душу, песнь о любви — все это фаду. Она напоминает то тоску моряков, уходящих в дальнее плаванье, то рассказ о тяжелой жизни простого рабочего, то открывает всему миру сердечную тоску о неразделенной любви. Фаду смело можно назвать душой португальского народа, выраженной в стихах и положенной на музыку».
Город, куда хочется вернуться

Это трамвай № 28, который везет мимо всех достопримечательностей Алфамы. Есть и просто туристический трамвай. А мы идем пешком.

Город, куда хочется вернуться

Наша цель — один из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона. Монастырь Сан-Висенте-де-Фора был основан еще в 1147 году первым королем Португалии Афонсу I и посвящен святому покровителю Лиссабона Викентию Сарагосскому. Црковь монастыря построена в 1582–1627 годах. Её украшают изразцы XVIII века, на которых изображены герои басен Лафонтена и сцены завоевания Лиссабона маврами. В бывшей трапезной находится усыпальница династии Браганса. Над входом возвышаются статуи Святого Августина, Святого Себастьяна и Святого Висенте.

Проходим в арку слева от церкви и спускаемся к Национальному пантеону Португалии или церкви Святой Энграсии.

Город, куда хочется вернуться

Строительство этого храма в форме греческого креста, одного из самых величественных в городе, началось в 1682 году, а закончилось только к 1966 году, когда и состоялось его официальное открытие. По поводу затянувшихся строительных работ церкви родилась даже поговорка: «Как строительство Санта Энграсиа», которую лиссабонцы употребляют, когда говорят о нескончаемой работе. Этот архитектурный памятник представляет собой один из самых ярких образцов португальского барокко и необарокко. В 1966 году церковь стала Национальным Пантеоном. В её стенах покоятся останки знаменитых португальцев: писателей, президентов Португалии, а также великой исполнительницы фаду — Амалии Родригес.