Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:31

Лиссабон — Португалия Сентябрь 2010

Санта-Мария-ди-Белен (порт. Santa Maria de Belém) — район (фрегезия) в Португалии, входит в округ Лиссабон. Является составной частью муниципалитета Лиссабон. Находится в составе крупной городской агломерации Большой Лиссабон. (Википедия)

В Белен мы приехали на электричке из Эшторила, где жили. Программа была насыщенная, так как в этом районе большое количество достопримечательностей на сравнительно небольшой территории. Решили посмотреть то, на что хватит сил: несмотря на конец сентября день был очень жаркий, а я жару не люблю. Осмотр достопримечательностей Белена решили начать с его символа — Беленской башни, туда и направились.

На пути встретили Монумент участникам боевых действий в Колониальных войнах Португалии. Так называют вооружённые конфликты, вызванные национально-освободительным движением в африканских колониях Португалии (Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау) в 1960–1970-х годах. Это не смена караула, солдатики просто поменялись местами в своих будках.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

За памятником располагается форт конца XVIII века, защищавший подступы к Лиссабону со стороны устья реки Тежу. В нём сейчас находится музей — Museu do Combatente, как я поняла военный музей, посвященный в том числе и этим самым колониальным войнам Португалии.

Шедевр стиля мануэлино — Беленская башня — не разочаровала! Башня так названа из-за своего расположения в районе Белен, но сначала называлась башней Святого Винсента в честь покровителя Лиссабона. Ее строительство, как оборонительного сооружения прибрежной части города, началось в 1514 и закончилось в 1520 году.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Башня в течение 500 лет служила таможней, тюрьмой, телеграфным постом. В XIX веке она была реставрирована, а в 1983 году объявлена памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри башни несколько мрачновато, а снаружи её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под балдахином.

Со смотровой площадки башни открываются отличные виды на Лиссабон, реку Тежу и мост 25 апреля. Кстати, до 1966 года через Тежу в Лиссабоне не было ни одного моста. Столица связывалась с южными провинциями и с промышленным районом левого берега реки только водным транспортом. Вантовый мост был открыт в августе 1966 года и назван именем Салазара. После мирной революции 25 апреля 1974 года, в ходе которой в Португалии была установлена демократия, мост был переименован и получил название 25 Апреля.

На втором снимке в центре на горке — Дворец Ажуда, мы и туда доберемся.

В сквере у Беленской башни стоит гидроплан Fairy 17, на котором в 1922 году португальские летчики совершили первый в истории перелёт через Атлантику из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, с промежуточными посадками на островах.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Дорога дальше идет мимо Культурного центра Белена, построенного в 1988 году. Проект этого комплекса получил престижную премию в области архитектуры. Это большой комплекс, включающий выставочный и театральный центры и конференц-центр, где проходили важные мероприятия, такие, как встречи на высшем уровне глав государств членов ОБСЕ.

Тогда во дворе центра стояло сооружение, выполненное из пробки. Португалия занимает первое место в мире по производству пробки, а почти в каждой португальской провинции есть плантации пробкового дуба. На юге Португалии есть даже Музей винной пробки! Но не только винные пробки делают в Португалии, а сумки, фартуки, зонтики, спасательные средства из коры пробкового дерева — пробковое производство практически безотходно.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Площадь Империи, мы приближаемся к самому красивому сооружению Лиссабона — монастырю Жеронимуш. Когда-то на месте этой площади плескались воды гавани Рештелу, из которой уходили корабли Васко да Гама в далекое плавание открывать Индию. На месте монастыря была часовня Генриха Мореплавателя, в ней перед отплытием молился Васко да Гама, у этой часовни его встречал король Мануэль I после успешного возвращения.

В XVI веке король Мануэль I приказал построить монастырь Жеронимуш, чтобы отблагодарить Деву Марию за успешное морское путешествие Васко да Гама в Индию. Первый камень был заложен в 1501 году. Церковь, галереи, монастырь строились в течение 100 лет на золото и пряности, вывезенные из колоний.

Справа с куполом — церковь Святой Марии; в левой части, где раньше были спальные помещения монахов, с 1903 года размещается Национальный археологический музей. В музее — богатые коллекции ювелирных изделий и античных предметов древнего Египта.

В западной части монастыря — Морской музей, наиболее связанный с историей города и страны мореплавателей. В нем собраны всевозможные предметы, связанные с мореплаванием, национальным флотом и эпохой первооткрывателей. Коллекция музея включает морские карты, оружие, форменную одежду, навигационные приборы, модели кораблей эпохи великих географических открытий, а также королевских, торговых, рыбацких кораблей и частных яхт.

В музеи мы не ходили, но сходили в церковь Святой Марии.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Наиболее примечательная часть церкви Святой Марии — её южный портал с прорезным орнаментом, созданный мастерами Боитаком и Жуаном ди Каштилью. Статуя на средней опоре изображает португальского принца Генриха (Энрике) Мореплавателя, в период правления которого были организованы многие португальские морские экспедиции.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Мы вошли в церковь через западный портал. Скульптуры этого портала, созданные Никола Шантереном, изображают Марию Кастильскую, вторую жену Мануэла I, и Иоанна Крестителя. На левой стороне увековечен сам монарх со своим святым покровителем Иеронимом.

Неизвестно, что в интерьере церкви Святой Марии поражает больше — мощь свода, выдержавшего удары землетрясения 1755 года или легкость несущих колонн.

В пределах церкви, около западной двери, находятся каменные надгробия Васко да Гамы (1468—1523 гг.) и историка его открытий и великого поэта Луиса де Камоенса (1527—1570 гг.). Оба надгробия ваялись скульптором девятнадцатого столетия Коста Мота, который выполнил их в стиле неомануелино.

Здесь похоронен Васко да Гама, великий мореплаватель, открывший путь в Индию.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

А это надгробие Луиса де Камоэнса, он умер от чумы и здесь находятся его предполагаемые останки.

Большое впечатление произвел шедевр искусства эпохи короля Мануэла — монастырский клуатр, сооруженный в 1544 году. В плане клуатр представляет собой двухэтажный квадрат со сторонами 55 метров. Крытые галереи — царство резного камня! Они поражают удивительным разнообразием и богатством декоративных элементов. Внутренняя галерея от дворика отделена огромными ажурными арками, которые опираются на тонкие витые колонны, напоминающие морские канаты. Внутри церкви удивительным образом смешались самые разные стили: барокко, классика, неомануэлино.

Здесь находятся Зал Капитула, могила писателя Алешандре Эркулано и скромное надгробие поэта Фернандо Пессоа. Интересна бывшая монастырская трапезная с великолепными ромбовидными сводами и изразцами на стенах, запечатлевшими библейские истории.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Мы не могли пройти мимо самой знаменитой кондитерской Белена, открытой в 1837 году. Здесь подают знаменитые пирожные, известные как Паштейш де Белен. Легенда гласит, что этот монастырский десерт впервые был изготовлен монахами монастыря Жеронимуш. У кафе всегда стоит очередь из любознательных туристов, мы тоже поучаствовали.

Хочу сказать, что пирожные впечатления не произвели. Больше понравились интерьеры, оформленные в традиционном португальском традиционном стиле — плиткой азулежу, и кассовый аппарат уже позапрошлого века.

Неподалеку на этой же улице находится Беленский дворец, в котором располагается официальная резиденция Президента страны. Здание было построено рядом с Монастырем иеронимитов в XVI веке. Оно окружено обширным садом с видом на реку Тежу, а также граничит с нынешним Беленским ботаническим садом. В XVIII веке португальский король Жуан V купил дворец у графа Авейраша и потратил часть своих привезенных из Нового Света богатств, украсив его поистине роскошно, устроив там школу верховой езды и проведя модернизацию интерьеров, чтобы поселять там своих многочисленных фавориток.
В 1911 году дворец стал официальной резиденцией президента. С 2004 года часть дворца была открыта для посещений и превратилась в небольшой музей, называемый «Музеем президента республики», где демонстрируются памятные вещи, связанные с бывшими президентами страны.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Старый конный центр дворца превратился в Музей карет, который мы с удовольствием посмотрели. Сейчас неподалеку на противоположной стороне улицы построено новое здание этого музея.

А мы свернули в улицу за Музеем карет и направились в гору ко дворцу Ажуда (примерно 1,5 километра пути). Это не парадный район, с обыкновенными типично португальскими зданиями, облицованными плиткой фасадами.

В этом районе видимо размещаются воинские части. Танки над входом, а за ним — охранник в воинской форме. На стене у этих ворот написано «Уланский полк № 2». Почему уланский?

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Вскоре дошли до дворца Ажуда. Это — королевский дворец, строительство которого началось в стиле позднего барокко вскоре после землетрясения 1755 года, разрушившего стоявший на этом месте королевский дворец XV–XVI веков. Плачевное состояние казны заставило короля пересмотреть первоначальный проект в сторону уменьшения размеров дворца, строительство затянулось, а к 1802 году дворец был достроен уже в стиле классицизма. Постоянным местом проживания королевской фамилии дворец Ажуда стал с 1861 года.

С 1968 года большая часть парадных помещений дворца открыта для публики. Для осмотра доступны зал Указов, музыкальная комната, спальня королевы Марии Пиа, художественная мастерская, зимний сад и Тронный зал. Особенно интересны такие необычные залы, как Китайский и Саксонский. В этом последнем всё украшено дорогим мейсенским фарфором, который в ту пору был в моде при всех княжеских и королевских дворах Европы. Мы не были внутри, не хватило времени и сил. Посмотрев интерьеры дворца в интернете, я до сих пор об этом жалею.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Перед дворцом стоит памятник королю Карлушу I, который взошел на престол 10 октября 1889 г. Образованный, но крайне расточительный человек, своей политикой расходов и заморских дел, он окончательно подписал смертный приговор португальской монархии. Португалия дважды объявлялась банкротом — 14 июня 1892 года и 10 мая 1902 года. Это вызвало сбои в промышленности, антагонизм политических партий и критику монархии в прессе. Карлуш ответил назначением генерала Жуана Франко военным диктатором. 1 февраля 1908 года король и его старший сын, крон-принц Луиш Фелипе, были застрелены на улице Лиссабона.

Колокольня рядом с дворцом. Сверху петух — национальный герой и символ Португалии. По одной легенде он спас португальцев от нашествия иноземцев, по другой — жареный петух, прокукарекав, спас невинно осужденного на смерть.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

На этом снимке все обращают внимание на развалины зданий внизу. А я вообще-то снимала встречу двух кораблей на реке Тежу — огромного океанского круизного лайнера и маленького парусника.

В районе Ажуда раскинулся первый лиссабонский Ботанический сад, основанный в 1768 году маркизом де Помбалом, который первым начал выращивать и распространять сотни видов растений, привезенных со всего мира португальскими экспедициями. У домик, в котором продают билеты на посещение сада, нас встретил местный павлин.

После землетрясения 1755 года маркиз де Помбал, который был тогда премьер-министром, перевел в Ажуду, где было много устоявших перед стихией дворцов, королевский двор и различные министерства. В это же время король Жозе I купил участок земли рядом с королевской резиденцией с намерением выращивать фрукты и овощи для дворца, вот на нем-то Домингуш Ванделли и разбил этот сад в 1760-х годах.

Сад отличался идеальной симметрией, навеянной французскими и итальянскими образцами того периода. Он состоял из верхней террасы, с клумбами для ботанической коллекции, и нижней, с большим озером в центре, скульптурными фонтанами, водоплавающими животными и экзотическими водными растениями. Вокруг цветочных клумб кусты самшита, которым придают разные геометрические формы.

Здесь есть большой фонтан XVIII века, дерево-беседка, громадная драцена, которую удержаиваю подпорки, а по аллеям, как простые куры, разгуливают экзотическик птицы и с удовольствием клюют булку.

Возвращались другим путем, увидели еще один интересный объект: Церковь Памяти, где покоятся останки Маркиза де Помбал. Того самого, что фактически правил Португалией при короле Жозе I (с 1750 по 1777 годы) и руководил восстановлением страны после разрушительного Лиссабонского землетрясения. Эта неоклассическая церковь, облицованная внутри мрамором, была построена по приказу короля Жозе I в. 1760 году.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Прошли через парк герцога Афонсу д’Албукерке (1453 — 1515), прозванного Великим Альбукерком. Это — главный архитектор Португальской империи, первой европейской колониальной империи. Он создал по берегам Индийского океана укреплённые пункты с постоянным португальским гарнизоном — Гоа в Индии (1510) и Малакка в Малайзии (1511) и сумел перехватить у арабов контроль над основными путями евроазиатской морской торговли.

К набережной перешли через виадук у вокзала Белена, оттуда открывается удачный вид на Музей электричества. Когда работавшая на угле электростанция устарела и стала невыгодной, её не разрушили, а превратили в уникальный Музей электричества. Почти всё оборудование электростанции было сохранено, но добавились всякие относящиеся к электричеству экспонаты.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Остался последний памятник района Белен — Памятник первооткрывателям. Он построен в наши дни и является данью современников своему великому прошлому: этот монумент из местного известняка и железобетона посвящен Великим Географическим Открытиям Португалии.

Монумент открыт 9 августа 1960 года, в год 500-летия со дня смерти принца Энрике Мореплавателя. Памятник исполнен в виде каравеллы, украшенной португальским гербом и мечом, символом королевской династии Авизов. Впереди фигура принца Энрике Мореплавателя, держащего в руках каравеллу, за ним расположены 32 фигуры личностей, связанных с Великими Открытиями, по 16 фигур с каждой стороны: Васко да Гама, Педру Алвареш Кабрал (известный тем, что открыл Бразилию), Фернандо Магеллан (известен тем, что в 1520 году пересек Тихий океан), поэт Камоэнс и многие другие исторические личности Португалии. Единственная женская фигура — это королева Филипа Ланкастерская, мать Энрике.

Лиссабон: Белен и его достопримечательности

Внутри монумента имеется аудитория, видеозал, выставочные залы и лифт, поднимающийся до смотровой площадки на высоте 52 метра. К сожалению, на площадку мы не поднимались, но я это сделаю в следующий раз обязательно.

Только издалека мы посмотрели также на статую Христа высотой 38 метров на другом берегу Тежу. С самой верхней ее точки, говорят, открывается панорамный вид на весь город. Статуя была сооружена по инициативе архиепископа Лиссабонского, задавшегося в 1934 году целью воспроизвести в меньшем масштабе статую Христа Искупителя из Рио-де-Жанейро. Она открылась для посетителей в 1959 году.