Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 8:57

Бали — Индонезия Май 2011

Мои рассказы о Бали:

Бали — остров для релакса души. Окончание

Бали. Погружение...

Бали. Путешествие по Убуду...

Бали. Путь просветления...

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Бали. Как избавиться от дурных мыслей...

Бали. Ах как хочется вернуться...

Балийский отпуск закончился. Тяжелый лайнер нехотя взял разбег, оторвался от полосы и нырнул за облака. Самолет, полный счастливых людей, возвращался домой. Пристроившись у иллюминатора, я смотрела и смотрела вниз, пока земля окончательно не скрылась за облаками, и дала себе слово, что теперь я летаю только в эту сторону и только на этой авиакомпании. Великие и Могущественные Боги Путешествий нехорошо захихикали, ударили по рукам и… И с той поры я так ни разу и не полетела в направлении Юго-Восточной Азии. Все попытки отправиться в отпуск в те края удивительным образом срывались по не зависящим от меня причинам. Хочешь рассмешить Богов — расскажи им про свои планы. Теперь, наученная печальным опытом, я никогда не говорю вслух, куда я отправлюсь в следующий раз, да и вообще, предпочитаю помалкивать о своих планах…

Путешествие на Бали было чистой воды авантюрой — подросший ребенок заявил свои права на самостоятельность и отказался отправиться с нами в отпуск, мотивируя это своими важными планами на лето. Мы решили не настаивать, пересчитали средства в расчете на двух человек и неожиданно поняли, что можем замахнуться на совершенно экзотическое путешествие. Время было чудесное — доллар еще не задирал свой заносчивый нос, путешествия, даже очень далекие, не пугали суммами и мы подумали — а почему бы и не побывать на Бали? Одна мечта, почти готовая осуществиться, притащила с собой подружку — а не полетать ли на «Сингапурах»? Ну и памятуя, что Бог любит троицу, всплыл в памяти отель, давным-давно виденный то ли по телевизору, то ли в каком-то модном журнале и отчего-то запавший вместе с названием и месторасположением.

Самостоятельные путешествия в то время мы только начинали осваивать, но благополучно преодолев все препятствия с покупкой авиабилетов, бронью отеля и поиском информации о стране, экскурсиях, достопримечательностях и прочих вопросах, отправились отдыхать…

Сезоны на Бали.

Бали — остров для релакса души...

Климат на острове экваториальный, а значит, есть всего два времени года — сухой сезон (июнь—октябрь) и влажный(ноябрь—апрель). Температура почти всегда неизменная, около 27 градусов и днем, и ночью, без перепадов. Чуть прохладнее в горных районах, там частенько бывает туман и балийцы говорят, что горы — это холодно. Холодно для балийцев и холодно для нас — понятия диаметрально противоположные, нам ли бояться!

Самыми дождливыми месяцами считаются январь и февраль, дожди льют обильные, могучие и угадать, как повезет с погодой в эти два месяца, практически невозможно. Правда, случаются дожди чаще всего по ночам, но влажность в эти месяцы достигает своего максимума и может доставлять некий дискомфорт.

Мы были в мае. Было хорошо, хоть и случались иногда сильные ливни, проходили они быстро и настроения не портили совершенно. Влажность была огромная и я так толком и не привыкла передвигаться в этой хорошо натопленной парилке, спасаясь только под кондиционерами. Местное население к климату привыкло на генетическом уровне, от влажности не страдает, без кондиционеров обходится запросто, и такие понятия, как «снег» и «мороз» им неведомы — счастливые люди, что тут и говорить…

Самое приятное на Бали то, что температура воды в океане приблизительно такая же, как и температура воздуха, и это делает пляжное ничегонеделание особенно приятным и комфортным.

Выбрав месяц, можно бронировать билеты. Принцип все тот же — чем раньше, тем лучше. С дешевыми вариантами надо покрутиться, но повторюсь, мы летели в те чудесные времена, когда доллар вел себя прилично и рублю не досаждал.

Перелеты-самолеты.

Бали — остров для релакса души...

Вариантов добраться из Москвы в Денпасар великое множество! Решив не осложнять себе жизнь долгими метаниями, мы выбрали, может и не самый экономичный, но очень комфортный вариант — Сингапурские авиалинии, с пересадкой в Сингапуре. Движимые корыстными целями прихватить еще и Сингапур, город, достойный того, чтобы в нем задержаться и увидеть это чудо своими глазами, мы и забронировали перелет.

«Сингапуры» не подвели: есть авиакомпании, которые не экономят на комфорте, безопасности, питании, удовольствиях на борту, обслуживании пассажиров и прочем. С той поры ни одна авиакомпания так и не сумела дотянуть до уровня «Сингапуров», и они остаются для меня эталоном.

Ко всему прочему, перелет на «Сингапурах» получался самым коротким по времени — восемь с небольшим часов в удобном салоне, где колени не упираются в спинку впереди стоящего кресла, а стюардессы все время бегают по проходам, предлагая то мороженое, то шоколад, то выпить чего-нибудь радостного, а все это прекрасно настраивает на отпускную волну.

Перелет Сингапур — Денпасар был и вовсе небольшой, под крылом мелькал океан и долетели мы очень быстро. В полете снова поили, снова кормили и всячески ублажали — теперь есть, что вспомнить, правда не знаю, удастся ли когда-нибудь повторить…

По прибытию надо было получать визу, которую сейчас отменили, если вы прилетаете на срок до 30 дней. Процедура прошла быстро, я больше вертела головой по сторонам, рассматривая, куда же мы попали.

А попали мы в совершенно иной мир и это было понятно с первого шага по балийской земле! Горячий и влажный воздух, настоянный на невероятных ароматах и полный неслыханных звуков, расступился, принимая меня и окружил с головы до ног. Все было иное, все было не так — еще бы, я первый раз пересекла экватор! Тонкий аромат струился с невиданных деревьев, усеянных небольшими цветочками. Этот запах, первый встретивший меня на Бали, так и остался для меня символом этого острова. Я унюхаю его в любом, самом сложном и самом изысканном букете и начну улыбаться раньше, чем осознаю это. Так пахнет Бали. Так пахнет франжипан

Бали — остров для релакса души...

Потом, уже дома, я выяснила, что загадочный франжипан, это известная мне плюмерия, используемая для ароматизации мыла, косметических масел, кремов. СПА-процедуры на Бали тоже пахли плюмерией, а ее цветочки, засушенные между страничек путеводителя, сохранили свой нежный аромат до сих пор.

Франжипан я встречала потом много раз — Маврикий, Сейшелы, Гавайи, Мексика, Калифорния — все и не вспомнишь вот так вот сразу. Но этот аромат навсегда останется символом и запахом Бали, запахом полнейшего релакса и самым приятным ароматом для меня…

Как выбрать берег.

Бали — остров для релакса души...

Выбор берега, а значит и отеля — вопрос не праздный, и именно от него зависит, насколько понравится отдых. Помимо финансовой составляющей, нужно решить, хотите вы полного релакса и тихого расслабона на берегу или ждете шумных ночных тусовок и высокой серферской волны. А может, вам нужен экологический отдых среди зеленых рисовых террас или активные экскурсии по храмам и деревенькам, где можно посмотреть, что же такое настоящая балийская жизнь? Поэтому сначала надо решить все эти вопросы, а уж потом приступать к выбору отеля.

Молодые и активные выбирают как правило пляжи Куты. Здесь всегда много народа, полно местного населения, серферы и байкеры со всего мира, ночные клубы и тусовки до самого утра. Тихий и уединенный отдых на этом берегу найти сложно, да его никто и не ищет…

Респектабельная публика выбирает пляжи Нуса-Дуа. Чистые пляжи омывает Индийский океан, шикарные отели готовы принять не самых бедных туристов, прибавьте поля для гольфа, запрет заходить на территорию для самих балийцев, тишину, покой, релакс и негу. Оправдаться могу лишь тем, что цены тогда и цены сейчас — это совершенно разные истории.

Есть еще пляж Санур, Джимбаран, Легиан и прочие — выбор богат и каждый найдет что-то для себя.

Отель.

Бали — остров для релакса души...

С выбором пляжа мы особо не заморачивались. Отель, засевший в мечтах, решил все за нас и отправил на пляжи Нуса-Дуа, в отель «Вестин». Отель шикарный, ничего не скажешь! Тут и включенный трансфер аэропорт — отель — аэропорт, и приветственная тарелка с фруктами в номере, и ожерелье их франжипанов, и бесплатные бутылки с питьевой водой, обновляющиеся два раза в сутки, и халаты, и тапочки, и секьюрити на входе, и гамеланы со своим бесконечным мотивом, и вереница такси, готовых довезти куда прикажете…

Мы брали только завтраки — и не пожалели. На такой жаре днем есть совсем не хотелось, да и мотались мы по острову в поисках приключений — какие уж тут обеды. Ужинать ходили в соседнюю деревушку Буало, в полюбившийся ресторанчик, который и сегодня вспоминаю с приятной ностальгией.

Пляж чистили от водорослей круглосуточно, охрана с поста не уходила и на пляже можно было даже ночевать, если вам вдруг придет в голову такая идея. Торговцы разным хабаром типа «настоящих часов» и «натурального жемчуга» имели место быть, но особо не досаждали свои сервисом.

Бали — остров для релакса души...

Детей у бассейна не было вообще! Незамутненная голубая гладь была почти полностью в нашем распоряжении в те редкие дни, когда мы отдыхали от насыщенной экскурсионной программы и релаксировали то у океана, то у бассейна. Наглые белки прыгали вокруг шезлонгов, проверяли сумки на съестное, возмущенно чирикали о нашей безалаберности и отсутствия провианта для них, вечно голодных попрошаек. Цветы цвели, океан шумел, официанты носили коктейли пряные, солнце припекало — почему я сейчас не там???

Настроения не испортило даже кровавое происшествие, когда жадная до чужого добра белка разодрала мой палец, выцарапывая очередную порцию орешков. Виновата я сама, проигнорировавшая развешанные по всей территории отеля грозные запреты: не кормить белок с рук. Ну не могла я поверить, что шустрое хвостатое чудо может причинить мне вред. И прихватив с завтрака орехи, пошла кормить белок. Наглые хулиганки устроили драку и в пылу сражения перепутали орехи и мои пальцы… Никакой чумы я не подцепила, палец обработала океанской водицей, проигнорировав достижения медицины, а белок с той поры не кормлю вообще — ну их!

Время на Бали.

Балийский сдвиг часов оказался самым удобным и приятным для моего организма. Плюс 4 часа давали возможность без особой потери для отпускного отсыпания встречать рассветы, пропускать обеды и, как ни удивительно, полуночничать, любуясь звездами Южного полушария, луной с перевернутыми рожками и гигантскими улитками, норовящими выползти на дорогу прямо перед тобой. Стаи летучих мышей поначалу парализовывали меня, наполняя тихим ужасом — ужасаться громко было как-то неловко, все же ночь на дворе, и я умудрялась давить в себе вопли, переходя на летуче-мышиный ультразвук. К гекконам, истребляющим летучих и кусучих насекомых, я относилась крайне благосклонно, даже дружески и совсем их не боялась.

В общем, для меня перевод часов в плюс — самый приятный, в отличие от минуса, когда организм капризничает и требует таблеток для привыкания к новому часовому поясу.

Деньги и цены.

На Бали в ходу индонезийские рупии. Везли мы доллары, их и меняли, каждый раз распихивая по карманам миллионы рупий. Как оказалось, быть миллионером не более, чем занятно. Хотя, может быть дело в том, что миллионы были в очень незначительной валюте, допускаю и этот момент.

Менять деньги в официальных обменниках, отеле или аэропорту надежно, но не выгодно — курс не самый лучший. Где производить обмен — вопрос! Официальные обменники гарантируют честность, но немножечко обирают вас. Неофициальные обменники — тут может случиться всякое-разное, бывает и жульничают простодушные балийцы, причем так умело и ловко, что вы и не заметите их жульничанья, пока не пересчитаете у себя в отеле сумму. Но курс настолько выгоден, что мы решили рискнуть и не ошиблись. То ли просто повезло, то ли еще что — наколоть нас даже не пытались. Советовать ничего не буду, чтобы не брать грех на душу…

Цены на острове, в то время были сказочные! Вкуснейшие фрукты, дозревшие на веточке, а не после химической обработки на перевалочном складе, продаваемые за сущие копейки, откровенно радовали.

По супермаркетам мы не ходили, по магазинчикам с едой тоже. Мы покупали фрукты у крестьян, выставлявших свои нехитрые товары у дороги, в надежде, что авось кто купит. Мы и были этим «авосем» и умудрились перепробовать почти всю экзотику, какую только встречали. Столько фруктов, да еще таких вкусных, мне не довелось отведать больше нигде и на Бали я почти полностью перешла на рацион плодовой моли…

Еда на Бали.

Бали — остров для релакса души...

Где я только не бывала, что я только не едала… Но! Бали для меня навсегда останется гастрономическим раем. Все здесь мне нравилось — и свежайшая рыба, с запахом кокосового дымка, и вкуснейший наси горенг или наси чампур, в котором специй было не больше и не меньше того, что доставляло максимальное удовольствие рецепторам, не обжигая язык, и ледяные смузи, приготовленные при вас и для вас, и соусы на основе кокосового молока, острые, пряные и очень вкусные, и полюбившееся мне гадо-гадо, и… перечислять можно долго!

Но есть на Бали одно местечко, где побывать непременно надо, потому что этот берег и эти ресторанчики вспоминают все, отдыхавшие на Бали…

Это пляж Джимбаран.

Бали — остров для релакса души...

И дело тут не в пляже, а в том, что прямо на теплом песочке пляжа по вечерам расставляют столики, и начинают свою работу многочисленные ресторанчики, готовящие свежевыловленную рыбу на кокосовых скорлупках. Ничего вкуснее этой рыбы мне попробовать не довелось — признаюсь в этом сразу.

Прибавьте к изысканному ужину Индийский океан, норовящий убежать подальше от берега по причине отлива, горячее солнце, уходящее, нет, падающее с небес в океанские волны, а иногда еще наползающие тучи, создающие фантастические картины на небе и столики, столики, столики… И сидя за ужином с видом на закат, зарывая босые ноги в остывающий песок, слушая ворчание океана, любуясь, как ночь обрушивается на берег, пряча привычные картины и зажигая над головой яркие звезды Южного полушария, примиряешься со всем несовершенством нашего мира, а заодно снимаешь все свои претензии к этому самому несовершенству и каешься в своей предвзятости…

Бали — остров для релакса души...

Ох… Там фантастически красиво! И бог с ней, с рыбой…

Для тех, кто спокойно относится к закатам и интересуется гастрономической стороной вопроса, добавлю. Как правило, добраться в Джимбаран (это и пляж, и деревенька) лучше всего на такси — на Бали это стоит копейки. Водителю лучше назвать отель «Интерконтиненталь», что намного ближе к ресторанчикам или отель «Четыре сезона», тогда предстоит прогулка по пляжу. Если сказать, что вы собрались трапезничать в Джимбаране, хитрый водитель отвезет вас в ресторанчик, с которого имеет «откат» за каждого клиента, цены там будут дороже, как правило. Прибыв на место, прогуляйтесь по пляжу и присмотритесь — если столики активно занимает народ, значит, ресторан хорош по критерию цена-качество и нужно спешить занять себе место. Если народа мало — ищите дальше, что-то в ресторанчике явно не так.

Приходить лучше заранее, до заката, чтобы выбор мест был больше. К тому же, сначала вы долго и тщательно будете выбирать свежевыловленную рыбу, которую приготовят для вас. Кроме рыбы (традиционного снеппера, тунца), будут кальмары и креветки разного калибра. Лобстеры тоже будут, по несколько иной цене, это же лобстеры! Но и гигантские креветки получаются в Джимбаране не менее вкусными, уверяю вас!

Бали — остров для релакса души...

К рыбе можно взять вино, пиво, свежевыжатые (а на Бали других и нет) соки. Принесут огромную бамбуковую пароварку риса, мисочки с соусами (про самый жгучий обязательно предупредят), гору овощей и салатных листьев. В общем, выбирая рыбу, за которую собственно и нужно платить по ее живому весу, не забывайте, что столик вам закидают всем тем, что принято на Бали подавать к рыбе. Только алкоголь и сок пойдут по отдельному прайсу.

Для романтиков и возвышенных душ посоветую столики у самой кромки океана, с видом на закат. Если просто поужинать пришли — то столик не принципиален, думаю я. Но побывать в ресторанчиках Джимбарана нужно непременно!

Обычные наши ужины проходили в соседской деревушке Буало.

Бали — остров для релакса души...

Идти от отеля до деревушки было всего ничего и самое страшное, что встречалось нам ночами, были стаи летучих мышей. Еще дома, на просторах интернета, мы разыскали отзывы о ресторанчике «Тропикал», их в Буало два. Тот, что со стороны отеля «Вестин» — намного лучше по блюдам и гуманнее по ценам, а народа там всегда меньше — вот туда мы и отправлялись ужинать. Если непростая жизнь уберегла наш «Тропикал» от закрытия — очень вам его посоветую!

Свежевыловленная рыба, овощи гадо-гадо (на шпажках), рис (наси горенг и наси чампур), мясные блюда, вина, пиво, соки, салаты. Официантки-балийки на второй вечер запомнили нас по имени, на третий — знали наши кулинарные предпочтения, а в последний — вышли провожать всем рестораном и настойчиво звали прилетать на Бали еще не один раз. Такси до отеля можно заказать за счет ресторанчика, но воспользовались этим предложением мы всего один раз, вымотавшись на обширной экскурсии и совершенно устав от впечатлений и душной жары.

Каждый вечер в ресторанчике была музыкальная программа, талантливый балиец исполнял мировые хиты под акустическую гитару, и совершенно честно зарабатывал свои чаевые. Пел он, как бог!

Приливы-отливы.

Бали — остров для релакса души...

Океан живой. Он дышит. А значит, случаются ежедневные приливы и отливы. На нашем пляже они были очень сильные и очень громкие. Каждый день нам приносили график приливов-отливов, в котором сообщалось точное время начала отлива и время, океан вернется назад. Прилив был ночью и рокот надвигающейся волны не могли заглушить ни запертые окна, ни тихий шум кондиционера. Отлив начинался около полудня и после четырех часов вечера можно было гулять по дну океанскому, аки посуху.

В отлив обнажались подводные скалы и растерянные крабы тщетно пытались догнать убегающую воду. В какой-то момент крабы понимали бессмысленность своих усилий и замирали на черных камнях, дожидаясь, когда океан одумается и вернется восвояси.

Рыбацкие лодки, раскиданные по обмелевшему дну, скучали под жарким солнцем, грустя без волны, а рыбаки, накинув на плечи корзинки, отправлялись в ежедневный обход океанского дна, собирая что-то привычное и явно хорошо им знакомое. Я так и не смогла выяснить, что же такое их привлекает?

Бали — остров для релакса души...

Магия отливов меня завораживала и я могла часами наблюдать, как неспешно, но неизбежно, океан отступал и отступал, открывая то, что невозможно увидеть без отливов. А рано утром, выбежав на берег поздороваться с океаном и встретить очередной рассвет, я обнаруживала океан на месте и только рокот волн далеко за рифами, напоминал о его грозном нраве.

В эти предрассветные часы, когда никто не мешал смотреть и слушать, я и полюбила Индийский океан. Он и сегодня остается в моих любимчиках и признавая достоинства остальных — невероятную синеву Атлантики, могучесть и великий размах Тихого, я все равно повторю, что самый добрый, самый теплый, самый ласковый — это Индийский океан…