Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Бали — Индонезия Май 2011

Мои рассказы о Бали:

Бали — остров для релакса души...

Бали — остров для релакса души. Окончание

Бали. Погружение...

Бали. Путешествие по Убуду...

Бали. Путь просветления...

Бали. Как избавиться от дурных мыслей...

Бали. Ах как хочется вернуться...

Мне не везет с водопадами… Страна, размеры и популярность среди туристов не имеют никакого значения — если я собираюсь побывать у водопада, в этот день начнется дождь. Стихии будут поливать все вокруг, включая меня, пока я не поверну назад, совершенно промокнув и отчаявшись. Примета эта верная, проверена всевозможными водопадами и работает без осечек. А началось все именно на Бали…

Водопад Мундук.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

На севере Бали есть деревушка Мундук. То ли водопад назван именем деревушки, то ли деревушка дала имя водопаду, выяснить мне так и не удалось. Но когда мы сказали нашему гиду, что хотим посмотреть водопады, Вайян не раздумывая назвал Мундук, пообещав показать настоящие балийские дебри и водопад без толпы туристов. Мундук не настолько популярен, как раскрученный Гит-Гит, а значит, можно любоваться им в полном одиночестве, не продираться сквозь толпу продавцов всякого-разного, не стоять в очереди ради единственного кадра, а девственный лес будет наградой тому, кто выберет именно этот водопад.

Мундук — один из красивейших водопадов Бали, высотой 25 метров. Спрятан он в тропических зарослях, но шум падающей воды слышен издалека.

Дорога к водопаду пешеходная, все время петляет вниз, указатели сомнительные, а машину придется оставить в самом начале тропы, ведущей к водопаду, за очень скромную плату.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

И все бы было ничего, но не пойми откуда вдруг налетела туча, немного посомневалась и разразилась добротным, качественным, смывающим все и вся ливнем. Трусливая мыслишка пропустить осмотр водопада мелькнула и пропала под напором угрызений совести. Пришлось распахнуть дверь навстречу стихиям и отправиться по узкой, запутанной тропинке вниз, под теплым балийским дождем…

Правда, этот дождь сослужил добрую службу, прогнав с поста билетера, продающего виды на красоту по сходной цене. Потоптавшись у опустевшего поста, мы с чистой совестью пошли смотреть водопад бесплатно — видят балийские боги, мы хотели отдать деньги!

Водопад не заметен до самого конца дороги. А дорога интересна и без водопада — кофейные заросли, ананасы-дички, растущие вдоль тропки, плоды какао, огромный бамбук. Дождь не мешал любоваться всей этой красотой и любопытство первооткрывателя толкало вперед и вперед.

Вода собиралась в ручейки — бурлящие, громкие, торопливые, пересекающие узкую тропинку. Но заботливые балийцы проложили где переправу, где лесенку, где бревнышко — вдруг кто забредет к Мундуку!

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Поливаемая дождем, скользящая по мокрой траве и время от времени плюхающаяся по самую щиколотку в ручейки, я все-таки дошла до водопада. И тут, словно чья-то заботливая рука распахнула зеленый занавес, за которым прятался он, Мундук!

Вода, подпитываемая регулярными дождями, ревела и грохотала, заглушая все звуки вокруг. Общаться можно было только знаками, все равно слов было не слышно. Воплей радости тоже, и я воспользовалась возможностью завопить от переполнявшего душу восторга. Дождь позволил подойти к водопаду близко-близко, туда, где висит густой туман от разбивающихся струй воды, все равно сильнее намокнуть было просто невозможно. Дождь был теплый, а водопад холодный, и это было очень необычно.

Самое приятное, что вокруг не было совершенно никого, только мы, водопад и деликатно отошедший в сторонку Вайян. Хотя наш гид скорее всего сбежал от моих воплей радости…

Нафотографировавшись вволю самого водопада, себя на его фоне, густого тумана вокруг, себя в тумане, мокрой листвы, замшелых ступенек и журчащей воды, мы вдруг осознали, что дальше мокнуть просто некуда и пора отправляться назад.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Дождь нудел что-то свое, то ли жалуясь, то ли рассказывая бесконечную историю, листва согласно покачивалась в такт падающим каплям и было во всей этой картине столько завораживающей и умиротворяющей красоты, что я даже решила простить разбушевавшиеся стихии и признать, что дождь не испортил впечатления от увиденного. В чем и призналась громко вслух, совершив роковую ошибку. Дождь, осознав свою значимость, решил закрепить свой успех и теперь материализуется, стоит мне подойти к водопадам чуть ближе, чем на сто метров. Как с этим бороться и что теперь делать, я совершенно не знаю, но для путешествия к водопадам я самая плохая компания, если вы, конечно, не являетесь фанатом дождей…

Но тогда я даже не догадывалась, что с этого дня все водопады мне суждено осматривать только под дождем.

Дорога вверх была сложнее, мокрее и длиннее, дождь принялся поливать все вокруг с новыми силами, а мрачные небеса норовили опуститься на дорогу, укутав все серыми непроглядными сумерками. Наш путь лежал еще выше в горы, в самое сердце черной тучи. Мы отправились к озеру Буян, благо ехать было всего-ничего, около трех километров.

Озеро Буян.

Озеро Буян расположено высоко в горах, неподалеку (7 км) от озера Баратан (или Братан, если вам так больше нравится). К пресной воде у балийцев священное отношение. Вода — это жизнь. Она наполняет, очищает и обещает хороший урожай риса.

В кратере вулкана Чатур (1200 метров над уровнем моря) расположены три озера-близнеца: Баратан, Буян, Тамблинган. О том, что их вода творит чудеса, знает любой балиец. Вода может перевоплощаться в высшее существо, чтобы помочь, позаботиться, выполнить просьбу и совершить чудо. На храмовых праздниках именно водой из озер окропляют балийцев. И говорят, сама богиня Дэви Дану контролирует качество воды в священных озерах.

Вот на эту красоту мы и мечтали посмотреть, решив сначала остановиться у озера Буян, а потом подняться к Тамблингану. Но погода внесла свои коррективы. Дождь не унимался, а казалось принимался поливать с новой силой. Туча улеглась на дорогу, закрыв все вокруг плотным, серым и лениво шевелящимся покрывалом. Вокруг все вымерло, словно эти места были необитаемыми. Что пряталось за этой тучей — было неизвестно, но казалось именно так открываются порталы перемещения. И все же мы рискнули выбраться из машины, чтобы попытаться рассмотреть озеро Буян. Разглядеть прячущийся в плотном сером мареве храм у озера, было нереально, как мы не старались…

Озеро слилось с тучей, перемешалось с облаками и проглядывало в редкие прорехи, мелькая миражом. Уговоры на дождь не подействовали, мы помокли еще немножко, попытались хоть что-то поймать в кадр и сдались без боя. Озеро Буян окончательно спряталось в тучи, спектакль закончился…

Стало понятно, что забираться выше, к Тамблингану, не имеет смысла, там лило еще сильнее. Пришлось сворачивать нашу экспедицию по осмотру священных озер и опускаться с небес на грешную землю. Вайян утешал нас, как мог, рассказывая, что здесь чаще можно встретить низкие тучи и дождь, нежели яркое солнце и голубые небеса. Утешение было так себе и помогало слабо.

По дороге вниз, по обочинам мелькали промокшие балийцы с подрагивающими от холода питонами — в хорошую погоду с аспидом можно сфотографироваться за небольшие деньги. В дождь никто не польстился на крепко спящие огромные кольца пресмыкающегося, и печальные балийцы провожали нашу машину взглядом, полным отчаянья и безнадеги.

Земля вокруг озера занята под плантации клубники. Порядок на грядках был идеальнейший, ягода весело розовела и поблескивала под дождем, иногда скрываясь в парниках. У клубники был не сезон и нам досталось только посмотреть процесс ее выращивания, оставляя дегустацию тем, кто прилетит попозже, угадав с сезоном. Правда, можно было купить ананасы, папайи и ароматизирующие неаппетитно дурианы, которые я так и не рискнула отведать. Фрукты стоили копейки, гид подвозил нас к крестьянам, переговаривался о чем-то на своем языке и в результате мы получали вкусности за смешные деньги. Если даже предположить, что наш Вайян советовал продавцам ободрать нас как липку, задрав цену до несуразной, все равно выходило очень и очень дешево. Так и остался в памяти Бали фруктовым раем за сущие гроши…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

По дороге мы проезжали деревушки, разделенные друг от друга только воротами, защищающими от всех сверхъестественных напастей. Где-то был праздник и балийцы, одетые в белое, нарядные и аккуратненькие с неизменными рисинками на лбу, спешили с корзинами даров в храм. Им не было никакого дела до нас и не пугал непрекращающийся дождь. Тоненькие, невысокие фигурки растворялись в серой мгле, словно миражи — то ли были, то ли нет…

Иногда на дороге показывалась стайка школьников, укрывавшаяся огромным листом от дождя. Все попытки сфотографировать их так ни к чему и не привели — серые размытые силуэты словно растекались в густом ливне…

Жизнь шла своим чередом, несмотря на непогоду.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

А между тем, мы приближались к самом главному. Еще дома, готовясь к путешествию, я засматривалась на очень красивый храм. То он парил над водой, а бессильные волны разбивались о скалы вокруг, отчаявшись дотянуться до стен. То выступал из воды, открывая дорогу и посверкивал закатными лучами, отраженными от мокрых скал и не менее мокрого песка. Этот храм заворожил, засел в памяти и звал к себе, обещая открыть что-то неведомое, но интересное, нужное, важное. Название храма запомнилось само, короткое, словно вздох и красивое, как балийский закат… Танах Лот…

Пура Танах Лот.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Танах Лот — «Земля в море», так переводится название с балийского, отражая самую суть. Храм один из самых знаменитых на Бали, к тому же к нему можно подходить не надевая саронг, вольность не допустимая ни в каком храме.

Танах Лот входит в семерку морских храмов, построенных вокруг Бали, на побережье, для того, чтобы защищать остров от злых духов океана. Каждый из этих храмов построен так, что от него можно увидеть два соседних. Цепочка храмов не оставляет злым духам ни единого шанса!

Если хочется увидеть, как храм выступает из волн, не имея возможности подойти ближе, ехать надо в прилив, с утра. Если хочется погулять вокруг, подойти к самому пляжу и увидеть, как красив он во время заката, то приезжать нужно в отлив, вечером. Я хотела увидеть храм на закате. Я полюбила отливы, не уставала любоваться ими и запавший в душу храм мечтала увидеть именно среди обнажившегося морского дна…

К тому времени дождь отстал, заплутав в дороге и потеряв нас из вида. Небо потихоньку расчищалось, просыпалась надежда увидеть хоть какой-то закат и погулять вокруг храма, откинув надоевший зонтик.

То, что место туристическое, было понятно сразу: народ клубился на местном рыночке, громко торгуясь, вкушая яства и дополняя коллекцию удовольствий рыбьим педикюром. Цены были завышены пропорционально популярности храма, но это не останавливало никого в порыве накупить всякой всячины и побольше. Здесь мне встретилась самая полная коллекция балийских сувениров: саронги, футболки, деревянные фигурки, шляпки, сумки, кокосовые и прочие маски, веера, ожерелья из цветов франжипана, масло с ароматом все того же франжипана, магнитики, брелоки и прочее, прочее, прочее…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Храм начинается с ворот, впрочем, как и все на Бали. Но к Танах Лоту ведут двое врат — первые, нарядные, торжественные, испещренные символами, знаками, лицами, письменами.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Вторые — открывают дорогу к храму и океану.

Для балийца священный долг побывать в этом храме, хотя бы один раз в жизни. Если учесть размеры острова, что сложного в том, чтобы бывать в храме даже несколько раз в году? Но Вайян рассказывал, что балийцы редко покидают свою деревню и для них поездка к храму — огромное событие, которое планируют долгие годы, а потом рассказывают о своих впечатления всю оставшуюся жизнь. Да… Другая жизнь, другие нравы…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

У входа в храм несут свою службу статуи в саронгах.

Полиции тоже много, именно здесь я их увидела в первый и последний раз, но сфотографировать поскромничала.

И здесь же, в Танах Лот, я встретила настоящую балийскую собаку, то ли охраняющую храм, то ли ожидающую угощения, то ли просто релаксирующую в глубокой тени. Собака игнорировала все попытки установить контакт, угощения у меня не унюхала и всем своим видом продемонстрировала, что беседовать нам не о чем, раз я такая незапасливая. Уговоры на тему «хорошая собачка» тоже закончились безрезультатно — балийские собаки на редкость ленивы и лишены всякого собачьего энтузиазма, я даже не слышала их лая.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Если кому-то очень хочется посмотреть ежедневную церемонию, ради которой балийцы и едут в этот храм, то приезжать нужно утром. Вечером можно посмотреть только на опустевшие столы с остатками украшений.

Но мне хотелось погулять по дну океанскому, аки посуху, церемонии меня не интересовали, и я поспешила осуществить мечту. Не одна я была такая!

Каменистый берег, изрезанный приливами и отливами, иссеченный крутой волной, выглядел так, словно гигантский художник вырезал на нем таинственные узоры.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

В глубоких ямках задержалась океанская вода и купались облака. Пахло солью, крепкий ветер разбивал волны, влюбленные парочки спешили написать свои имена на мокром песке, а те, кто посмелее, спешили забраться на скалы дабы увековечить неистребимое «Здесь были Киса и Ося».

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Кто-то позировал, кто-то фотографировал, кто-то мельтешил, мешая всем. Толпа бурлила приливной волной, грозя затопить все вокруг покруче любого океанского прилива. Какое уж тут единение с природой и храмом…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Сам храм высится на скале, у входа сидят балийцы. И здесь начинается великое разводилово, о котором нам поведал наш гид, непонятно почему решивший уберечь нас от разочарования и «развода».

Понятно, что всем хочется подняться наверх, по ступенькам, и полюбоваться красотой с высоты храма. Не тут-то было! Но, если вы пройдете обряд очищения, то Дэви Дану ничего не будет иметь против. С самой Дэви никто не хочет портить отношений, и на обряд все соглашаются практически сразу. К тому же проводят его совершенно бесплатно! В чем «развод» спросите вы? Но ведь богам надо что-то пожертвовать, так, самую мелочь, от вас не убудет, а Дэви приятно…

Щедрые туристы с готовностью выкладывают деньги, жертвуя сколько не жалко. Балийские мафиози быстро брызгают водой, засовывают за ухо цветок и объявляют, что обряд совершен, добро пожаловать наверх.

Воспрявшая духом толпа очищенных резво устремляется вперед и вверх, намереваясь преодолеть энное количество ступенек ради прекрасного вида. Где-то на пятой, а может и шестой ступеньке, сидит еще одни балиец, суровый и неприступный, как скалы Гибралтара. Его суровость подкреплена табличкой, из которой явствует, что «Посторонним вход воспрещен!».

— Даже очищенным?- вопрошает самый коммуникабельный.

— Даже!

— И никак не договориться?- настаивает парламентер.

Ответом служит суровое лицо, больше подходящее ацтекскому воину, нежели услужливому балийцу.

— Ну нет, так нет… Билет не покупали, денег не тратили, чего упрямиться-то…

Про пожертвование как-то забывается, оно же добровольное…

Счастливые балийцы считают прибыль, очищенные туристы не сильно печалятся — когда не знаешь, что тебя откровенно «развели», то и обиды нет…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Очередь «добровольных пожертвователей» у входа в храм впечатляла размерами. Не сильно огорченные «очищенные» проходили мимо, в обратную сторону, впрочем ни словом не обмолвясь о «разводе»… Все люди братья!

Есть у храма и своя легенда. В скале напротив, куда можно зайти во время отлива, живут коралловые змеи. Они защищают храм от злых духов, а в свободное от основного занятия время демонстрируют себя за умеренное, «чисто символическое» пожертвование. Посмотреть на змей, чей яд раза в три смертельнее яда кобры, стремятся многие. За такое зрелище денег не жалко! Ну, вам же тоже не жалко, да? Во время прилива скалу затапливает, змей тоже заливает волной. Слез не надо, змеям ничего не угрожает, они морские…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Очень извиняясь, краснея лицом, заикаясь и путаясь в словах, наш Вайян все-таки признался, что глазам своим надо верить на половину. А точнее, на треть. Дело в том, что с 15 века регулярные приливы и отливы подточили скалу. Сверху давил всей своей тяжестью храм, океан вымывал в скале пещеры и в 80-х годах прошлого века все начало потихоньку обрушаться. Для Бали это была катастрофа!

Не знаю, отчего и почему правительство Японии решило спасти Танах Лот. Но были выделены огромные средства (понятно, что в кредит и с возвратом), и начались спасательные работы. Скалу укрепили, сделав ее на треть искусственной, храм спасли от обрушения в океан, а туристам подарили возможность любоваться настоящим чудом — храмом, восстающим из океана и парящим над водой.

После такой откровенности Вайян решился открыть еще один секрет Танах Лота. В пещере есть источник, вода в котором обладает совершенно удивительными, целебными свойствами, почти волшебными. Правда, пройти к источнику могут только индуисты и вынести воды для нас он не может никак… Шанс обрести вечную молодость просвистел мимо, не зацепив ни одной моей морщинки. И не то, чтобы я пожалела, но какая женщина откажется попробовать проверенное средство, гарантирующее молодость и свежесть на долгие годы?

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Рассказав все секреты, а может и утаив что, Вайян дал еще один совет:

— Забудь, что здесь полно народа. Не замечай никого. Есть океан, которому так хочется вернуться в привычные берега, и он только ждет своего часа. Есть вольный ветер, запутавшийся в скале. Есть небо, с которого совсем скоро начнет уходить солнце. Есть храм — величайшее из чудес Бали. Такого нет больше нигде, потому что он появился по воле Богов, служит Богам и прекрасен, как Боги. Почувствуй силу этого места. Впитай душой красоту. Открой глаза шире. Ты сама поймешь, когда произойдет чудо.

И ушел, оставив нас среди толпы ожидающих закат…

Прыгая по скользким скалам, я забралась повыше, туда, где не было людей и не долетал шум разноязыких разговоров. Там жил ветер, там было видно, как волнуется океан и как возвышается над землей храм, чем-то неуловимо напоминающий корабль. И неожиданно для самой себя я поняла, о чем говорил Вайян… Есть на нашей Земле такие места, которые надо смотреть душой. Неземная красота храма звучала музыкой, напеваемой ветром. Робкие закатные лучи пробивались сквозь тучи, спеша дотянуться до скалы и бросали нежные золотистые блики. Храм парил в воздухе, не касаясь земли, словно ждал чего-то. Или кого-то… Маленькое чудо, приготовленное специально для меня, совершалось здесь и сейчас. Многое, привычное и обыденное, увиделось вдруг совершенно иначе, обрело иное значение и смысл… Но то, что происходило в моей душе в эти мгновения, останется только моим.

Я бы стояла и стояла на скале, любуясь открывшимся мне видом, но вовремя вспомнила о страшных змеях, прячущихся среди расщелин в скалах и засобиралась с насиженного места. Ну, а вдруг я не понравилась хранительницам храма или у них перерыв на обед? Лучше отправиться туда, где люди…

Погулять было где и посмотреть было на что. Пейзажи после отлива выглядят совершенно инопланетно — наверное такую красоту можно встретить на Марсе или еще где подальше. Изрезанные скалы, поросшие мягкими и пушистыми водорослями, озерки океанской воды, отважные крабы, отчаянно барахтающиеся, чтобы забраться повыше, но соскальзывающие вниз и снова принимающиеся за свой сизифов труд, да взлетающие брызги сильной волны, рассыпавшейся в бессильном гневе — все это словно фон для инопланетной картины…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Художники, расставив мольберты и вооружившись кистями, старательно творили, пытаясь мазок за мазком передать силу и мощь битвы океанской волны и скалистой суши. И кажется, еще одна волна, еще один всплеск и победит океан, выиграет вечную схватку, зальет все беснующимися водами. А храм убегает от океана, теснясь на самой вершине скалы…

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Закатный час собирает больше всего зрителей. Прислушаешься к разговорам — весь мир здесь собрался посмотреть на великое чудо Танах Лот — красоту заката. Не повезло нам… Серая мгла украла солнце, стерла с небес все краски, скрыла солнце от любопытных глаз. Не показал мне Танах Лот самого главного.

— Бывает и так! — утешал Вайян окончательно павшую духом меня.

— Я вернусь! — пообещала я Вайяну, Танах Лоту, балийскому закату и самой себе. Я не увидела самого главного…

Самое главное чудо Бали осталось поджидать прилива и нового дня. Мы возвращались назад, обсуждая по дороге планы на новый день.

Бали. Дорога к маленькому чуду...

Я пыталась рассказать Вайяну, как выглядят наши сугробы и что такое мороз. Он смеялся и немножко не верил, что так бывает. А я никак не могла понять, как можно прожить всю свою жизнь в одной маленькой деревушке, не мечтая отправиться в путешествия и не стремясь увидеть мир своими глазами.

И я снова и снова обещала вернуться…