Турист Наталья Молоткова (Everywhere)
Наталья Молоткова
был 3 апреля 2018 16:49

Иерусалим, Назарет — Израиль Сентябрь 2013

Дааа, вспоминая 2013 до сих пор поражаюсь каким незабываемым было суждено стать нашему отпуску! В прошлых постах я уже описывала Мальту и Сицилию с Турцией, теперь же руки дошли и до Израиля.

Побывав в Турции в первый раз муж не горел особым желанием поддаться моей авантюрной мысли о посещении 4 стран стразу (Турцию с Израилем и Мальту с Сицилией), а зря) Всё как всегда.)

В общем, когда мы прибыли в турецкий отель TopKapi близ «Кремля» первым делом как и все послушные «Руссо-туристо» мы посетили нашего гида, который умело стал презентовать нам туры в Израиль: там Вам и паломничество, там Вам и оздоровление, там Вам, как Вы понимаете и сама «Манна небесная» в общем) Мы остановились на однодневном туре, чтобы хоть как-то «отбить» уплоченный номер в отеле) Стоил тур около 200 $ на персону.

Разумеется, чтобы успеть «сбегать галопом по Европам» нужно встать пораньше, что мы и сделали около 4 утра, а может и 3х. Не помню, весь процесс просыпания, получения пайка и отправки в автобус до сих пор в тумане недосыпа и грёз о тёплой кроватке. Так или иначе автобус доставил нас в аэропорт, где крохотный самолётик уже поджидал пассажиров. Стюардесса снабдила нас конфетками и мы заняли места буквально в первом ряду! Да, пускай самолёт небольшой, но всё же!) Летели около полутора часов. Встретили нас радужно, гид был шикарным, всё как полагается — бородка, кипа, акцентик-таки.

Далее поехали первым делом в паломнический центр (куда же без этого), попутно наши уши сладострастно насыщали увлекательными историческими и библейскими повествованиями, предвосхищая места, где нам предстоит побывать.

Вот и паломнический центр. Разумеется гигантский выбор церковной продукции на любой вкус, разумеется, всё это нам просто «необходимо», разумеется, всё это уже освящено. Мы остановили свой выбор на паре икон — коих здесь в избытке на любой вкус и кошелёк. Здесь есть и маленькие распятья. Взяли также и набор свечей (которые после в Храме Гроба Господня нам и пригодились), несколько маленьких ликов святых для дома, а так же заприметили небольшие наборы: миро, ладан, свеча, земля из Иерусалима. Стоили они на тот момент по 1 $.

На выходе, у автобусной остановки, так же процветала торговля — местные предлагали местные сувениры — мужу приглянулась «арафатка», которую мы преобрели при фееричных торгах, уже на полпути, «плюнув» и сев в автобус. Купили, кстати, за рубли, что примечательно — многая валюта здесь в ходу.

Что ж, дальше — интересней, мы отправились через границу — в Палестину. На постоянные расспросы гида «А здесь не опасно?», «А по ТВ говорили — война…» Он по-житейски уверенно отвечал: «По телевизору много чего говорят, войны здесь нет». Тем не менее все туристы приникли к окнам в поисках… войны, что ли. Ну там — следы от пуль, клубящийся чёрный дым вдалеке, огороженные территории, военные с собаками — ничего этого не было. Мы мирно проехали границу, послушав истории как то и дело палестинцы пересекают её нелегально и двинулись практически по пустыне, невольно представляя как евреи ходили здесь те самые 40 лет. Вскоре нашему взору предстали плодоносные земли и мы с удивлением открыли для себя инфо, что именно здесь впервые были выведены помидоры-черри и здесь их выращивают в подавляющем большинстве, чем где бы то ни было ещё. Любопытный факт, настигший нас практически посреди пустыни.

Через несколько минут мы въехали в Палестину и стали дивиться бедному облику города и вдыхать ароматы его своеобразной кухни, которую так и не рискнули попробовать. Автобус высадил нас на подземной парковке какого-то торгового центра и мы двинулись к первому пункту нашего путешествия с предвкушением огромных открытий — нам предстояло увидеть место рождения Иисуса Христа!

Галопом по Израилю)

Вот мы и на месте — небольшая соборная площадь, но Вы сразу увидете место, которое так важно посетить — огромная очередь столпилась у входа (Врата Смирения).

Галопом по Израилю)

Как после выяснилось, скопилась она не только по причине большого количества желающих, но и из-за так сказать, технических сложностей — вход был слижком уж мал и узок для такого количества людей.

Как рассказывал нам после гид это было сделано, чтобы никто не смел въезжать сюда на лошади, а после, чтобы каждый вошедший слегка склонил голову. Храм Рождества Христова всё-таки.

Мы попали внутрь и нам открылась просторная и щедро одаряемая светом зала…

храм Рождества Христова

Посередине, между колоннами некоторые напольные плиты были отодвинуты в сторону и было видно, что ведутся раскопки. Гид пришёл на помощь и разъяснил, что буквально год назад при реставрационных работах что-то упало со строительных лесов и надломило плиту, позже в надломе строители нашли нишу, где виднелась византийская мозаика. Прямо как в фильмах про Индиану Джонса)

храм Рождества2

После мы проследовали в следующий зал в надежде найти то самое место, место вокруг которого и был построен весь этот Храм — Святую Святых — место рождения Христа!

Примечательно, что в следующем зале на одной из колонн виднелось изображение Христа. По преданиям, каждый видит здесь своё: кто-то открытые глаза Спасителя, кто-то закрытые. Любопытный оптический эффект!

храм Рождества3

Далее мы увидели залы нескольких конфессий, это ведь место международного масштаба и достояния. Здесь были и католические и православные священники, видели даже представителей церковных конфессий Африки.

Галопом по Израилю)

Проходя красивейший католический зал с начищенными до блеска органными трубами, мы наконец стали спускаться в катакомбы.

Галопом по Израилю)

Нас предупредили как гид так и вывески вокруг, что фото и видео съемка дальше запрещена. Разумеется, все навострили камеры.

Пещера в Храме Рождения Христа

Это был настоящий лабиринт в подземелье, где шёпотом переговаривались на всех языках мира и группками стояли туристы, пара неловких вспышек и мелодий звонка, пара закоулков и вот мы на месте.

Галопом по Израилю)

На фото виден символ (левый верхний угол) — буквенное обозначение Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа. Именно здесь по многим предположениям и был рождён Иисус.

Галопом по Израилю)

Это место действительно не может просто бесследно обойти Вас, оно приложит все усилия, чтобы Вы прочувствовали его хорошенько и подумали о своём.

После нас вывели во внутренний дворик, дали свободное время перед отправкой в следующую точку — Иерусалим.

Галопом по Израилю)

По пути в автобус снова разогревая любопытство местные торгаши предлагали хумус (Мы так и не попробовали его, а Вы?) и нечто, похожее на тефтельки)

Галопом по Израилю)

Кстати, здесь так же в избытке предложения церковной утвари.

Пара увлекательных историй, написание записок к Стене Плача (кстати, не забудьте бумагу и ручку!) и вот мы подъезжаем к Старому городу. Примечательно, что совсем рядом, в низине расположилась Долина Еннома, которая дала название Геене огненной.

Вот и стены великого города. Нам дали небольшой инструктаж о тех местах, которые посетит наш «караван» и мы тронулись в путь. Слава Богу, запретила мужу одеть новоприобретенную «арафатку».

Галопом по Израилю)

Мы шли по узким улочкам и жадно разглядывали всё вокруг, пытаясь хоть мысленно представить что происходило здесь около двух тысяч лет назад и тех людей, которые ходили здесь.

Галопом по Израилю)

Вокруг были надписи на многих языках мира, ходила абсолютно разношёрстная публика, ну, а мы следовали к Храму Гроба Господня.

По ходу всей экскурсии мы встречали разные части города, кварталы: и христианский, и мусульманский, и армянский, и еврейский — они действительно отличны друг от друга, будто пересекаешь незримую границу.

Галопом по Израилю)

Наконец мы подошли к Храму Гроба Господня и, присев на ступеньки на площади вокруг, стали дожидаться прибытия остальных членов нашей группы, попутно слушая разъяснения на тему того, что нас ждёт дальше.

Кстати, снаружи мы увидели и знаменитую Недвижимую лестницу, наличие которой символически означает необходимость согласования любых изменений в устройстве Храма всех 6 религиозных конфессий, имеющих к нему отношение.

Первое, что Вы увидите, когда наконец попадёте внутрь — это камень миропомазания, но к нему мы вернемся позже.

Далее мы увидели восхитительную архитектуру стен и колонн вокруг и окно высоко над нами, сквозь которое падал луч солнца, словно освещая кого-то «избранного» в огромной толпе.

храм Гроба

Сам Гроб Господень расположен в Кувуклие (до этого я и не осознавала, что это словно здание в здании), вокруг которой и выстраивается очередь желающих попасть внутрь. Великое место, особенно если знаешь Библию. Мы практически не заметили как медленно движется очередь — было на что посмотреть вокруг.

Галопом по Израилю)

Сам Храм был построен на месте горы Голгофы и пещеры, где захоронили Спасителя. А мы-то были уверены, что она расположена совсем в другой части города!

С противоположенной от входа стороны есть небольшая комнатка (Придел коптов), где также можно приобрести и поставить свечи. Там мы преобрели и чётки.

Всё ближе мы приближались к вожделенному входу и вот уже увидели отверстие в стене (через которое Патриарх передаёт Благодатный огонь правослаыным), где можно хоть что-то уже разглядеть любопытному взору!

Галопом по Израилю)

У самого входа бдительные священники тщательно отслеживают количество вошедших. Снимать, разумеется, также нельзя. Муж же отснял видео своего посещения этого места.

Внутри две маленькие комнаты (если их можно так назвать), одна за другой. В ближней (Придел Ангела) расположен камень, отваленный Ангелом от двери Гроба, а в дальней, под строгим контролем монахини и стоит сам Гроб.

Это неописуемое место, где, я считаю, нужно приложить все усилия, чтобы как следует прочувствовать его…

храм Гроба2

На выходе мы проследовали дальше, к Голгофе. Поднявшись по небольшой, но крутой лестнице (очень крутой!) мы увидели часть скалы, надежно спрятанную за стеклом и вот, наконец, мы увидели само место распятия.

Галопом по Израилю)

Спустившись, подгоняемые остальными группами туристов, мы вплотную подошли к камню миропомазания. Встав перед ним на колени мы приложили к нему наши крестики, все иконы и распятья, что преобрели и тщательно потёрли камень записочками, что писали в автобусе.

Когда мы вышли из Храма нас еще долго не покидало странное ощущение прикосновения к чему-то великому. Очевидно, это было вызвано тем, что мы так много читали и слышали об этом месте и вот, наконец, смогли побывать в нём и «примерить» всё, что знали ранее на действительность.

Пройдя еще немного по христианскому кварталу и обнаружив причудливые на наш взгляд постройки, мы двинулись в еврейскую часть города — к Стене Плача.

Галопом по Израилю)

Там мы обнаружили, что нам с мужем придётся разделиться, так как Стена также «делится» по половому признаку — отдельная часть для мужчин, отдельная для женщин. Так и поступили. Подошли к стене, крепко сжав в руках записочки, вложили их, помолились про себя и, не отрывая взгляда от стены, спиной вперёд стали медленно отходить обратно…

Позже муж рассказал, что сперва подумал, что его не пустят к стене, так как гид предупредил о необходимости подойти туда с покрытой головой, но на месте раздают бесплатно кипы. Муж снова отличился — набрал несколько кип на подарки и умудрился и там заснять видео…

Стена Плача

После нам дали немного свободного времени (кстати, недалеко находится и wc) и после мы отправились в долгое путешествие до Мёртвого Моря!

Да, дорога была не близкой и в пути мы побаловались с припасами — сухпайками, что нам выдали добрые турки.

Подъехав к морю, нас сперва отправили в местное кафе, которое больше напоминало рядовую столовую, где покормили (входило в стоимость). Кстати в том же здании расположен и большой магазин косметики. Разумеется, натуральной, с ингридиентами прямо отсюда! (Ну, нам так каждый продавец, по крайней мере говорил!)) Немного повздорив с супругом мы (он) пришли к выводу, что где, как не здесь зывашать цены. В общем ничего не купили…

Наконец, когда уже начало темнеть, мы подошли к самому морю. Многие знают особенности этого места — огромное содержание соли делает его нежилым ни для кого, отсюда и название. А с химической точки зрения — оно очень плотное и выталкивает Вас. Поэтому утонуть в нём почти невозможно, но нас всех предупредили, что ни в коем случае нельзя погружать под воду голову!

Многие (почти поголовно) тщательно натирались глиной, так что будьте аккуратны! Вход практически непригоден к прямошаганию из-за многочисленных ям, а кое-где и очень даже глубоких! Так что-либо навостряйте чувство эквилибристики, либо пробирайтесь вглубь на четвереньках!)

Галопом по Израилю)

Доступ в море огражден буйками, за которые, как водится, нельзя «заплывать». Муж прошёл достаточно далеко и всё равно вода была по колено. Разумеется, по пути сюда мы слышали предупреждения о том, что море иссыхает и нам практически повезло увидеть его, но интересно, конечно, какая же глубина дальше? Кто-нибудь проверял тайком?) Да, действительно «выпирает» вода и то тут то там люди с улыбками от удивления лежали на поверхности моря, а кто-то все равно планомерно мазался глиной, будто специально разрывая ловушки на пути к суше…

Стемнело, мы вышли на берег, проверили оставленное имущество и обрадовались, что рядом есть душ, омылись, оделись, набрали бутылку воды (очень хорошо пропаласкивать нос при насморке) и двинулись в обратный путь.

Прямо у пляжа, кстати, тоже есть магазин с сувенирами и кафе. Раздевалки здесь бесплатные.

Так и закончился этот сверх насыщенны день, в который мы успели и посетить две страны с морем и пройти по местам Иисуса и оказаться в местах, являющихся мировым достоянием и олицетворением религии вцелом.

Это незабываемо, даже несмотря на то, что мы выделили себе всего один день.

Всем быть!)

P. S.: Кстати, косметику (а именно крем, который я хотела, со специальным магнитом для очистки кожи + еще что-то по акции) муж действительно нашёл дешевле на обратном пути в duty free) Дома она до сих пор стоит, даже умудрились раздать на подарки. Срок годности — 3,5 лет. Сперва забыв про неё сейчас активно «намываемся» шампунями и «омолаживаемся» — пропадает ведь!)

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры