Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 9:29

Тобольск — Россия Июнь 2015

Начало здесь: Тобольск — бывшая столица Сибири.

В первый день мы просто гуляли по Тобольску, заглядывая в интересные места. А во второй день было запланировано посещение основных достопримечательностей: Кремля, Тюремного замка и музеев. Все это объединено в Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, детали можно узнать на их официальном сайте. День был пасмурный, обещали дождь. Утром мы пошли к Красной площади, где находится всё самое интересное.

Первый в Сибири музей был основан в 1870 году в Тобольске секретарем Губернского статистического комитета И. Н. Юшковым. В 1887 г. в честь трехсотлетия Тобольска на средства горожан начали строить здание музея. Через три года Тобольский музей получает статус Губернского. Он находился под личным покровительством императора Николая II и был научным и культурным центром Сибири. Мы, к сожалению, в этот музей мы не попали, хотя в планах он стоял, хотели увидеть залы «Палеонтология» со скелетом мамонта и «Этнография». Но за день не успели, а следующий день — понедельник, в музеях выходной.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Тобольск — один из основных российских центров резьбы по кости. Рядом с музеем стоит недавно отреставрированное здание, известное как «Дом мастеров». В находится мастерская известного тобольского мастера-костореза Минсалима Тимергазеева и художественный салон, где можно купить изделия, а еще мастер хочет устроить в этом доме музей истории кости.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

На площади есть водонапорная башня, построенная в 1902 году. Она по своему исходному назначению давно не используется, но вид не портит и прекрасно исполняет роль флагштока. На снимке за нею бывшее мужское духовное училище, здание конца XIX века.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Экскурсию по Кремлю я заказала заранее; можно было этого и не делать, но я звонила в музей еще из дома для уточнения экскурсий, решила заказать сразу, чтобы знать время и планировать день. Экскурсия в Кремль для группы до 20 человек стоит 500 рублей, билеты продают в кассе во Дворце наместника.

Тобольский белокаменный Кремль, расположенный на Троицком мысу — единственный в Сибири. Уникальный исторический комплекс Кремля включает в себя архиерейский двор (духовная власть), воеводский двор (административная власть), гостиный двор (торговый центр) и тюремный замок. Главная достопримечательность тобольского Кремля — Софийско-Успенский собор, построенный в 1686 г.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

В 1920 году собор был закрыт, соборные драгоценности конфискованы, здание до Великой Отечественной войны использовалось как зерновой склад, а потом пустовало, пока в 1961 году его не передали Тобольскому музею-заповеднику. Реставрацию собора начали в 1980-е годы, она продолжалась долго, в 1989 года собор передали Тобольско-Тюменской епархии. Окончательно реставрацию закончили только в 2012 году. Роспись собора, конечно, новая, что могло сохраниться в таких условиях. Мне разрешили сделать несколько снимков, как сказали: «Батюшка благословил!».

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Родился в 1642 году в Тобольске Семён Ульянович Ремезов — русский энциклопедист Сибири — картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель. Очень интересный человек, можете почитать о нем, его деятельность очень обширна и разнообразна. В Тобольске на площади у Кремля установлен ему памятник.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

В конце XVII века С. Ремезов строил Кремль по своему проекту, утвержденному в Москве. Сразу после окончания строительства собора и колокольни стали возводить каменные стены. За десять лет к началу XVIII века были возведены стены высотой 4,3 метра и протяженностью 620 метров с семью круглыми и двумя квадратными башнями. Для целей обороны с внутренней стороны стен шел обход шириной около метра, устроенный на каменной аркаде, а завершались стены боевыми зубцами типа «ласточкин хвост».

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Можете представить, что к началу 1960-х годов вся линия крепостных стен Тобольского кремля, в том числе семь башен, была практически разрушена. До нас дошли только две башни почти сохранившие свой первоначальный облик. Одна из них круглая Павлинская башня.

Первым кремлевским зданием была возведенная Приказная плата, затем в 1702–1706 годах был выстроен Гостиный двор, а позднее рентерея. На строительных работах были заняты пленные шведы, которые находились в Тобольске в ссылке.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

В Гостином дворе сейчас на втором этаже постоянная экспозиция «Русский этнографический костюм», а на первом торговые павильоны. Видели, что во дворе проводят свадьбы. Кстати, в Гостином дворе есть интересная гостиница, можно пожить в стенах XVII века без телевизора и Wi-Fi, но в комфортных условиях. Цена 3000 за двухместный номер, заказ по телефону на сайте музея. Я хотела заказать там номер, но места были заняты, так как проводилось мероприятие, посвященное П. П. Ершову, на которое приехали его потомки.

Еще одно из сохранившихся зданий, построенных по проекту С.Ремезова — это рентерея или «Шведская палата». Так ее называют, потому что документально подтверждено, что ее строили шведы. Здание построено в 1714 — 1717 годах и, благодаря своей уникальной конструкции, связывало два холма Троицкого мыса.

Это изначально — Дмитровские ворота, которые должны были служить парадным въездом на территорию Кремля, сверху планировалась надвратная часовня в честь Дмитрия Солунского. К воротным аркам в свое время вела широкая деревянная мостовая, которая начиналась у Базарной площади нижнего города. Но из-за запрета каменного строительства в 1717 году ворота не были достроены. Здание сначала использовали как рентерею — казнохранилище, где хранился ясак — пушнина, а с конца XVIII и до середины XX века — как архивохранилище. В последнее время здесь находится значительная часть фондов Тобольского музея-заповедника.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Зайдем в архиерейский двор Кремля и посмотрим, что там находится:

Храм Сергия Радонежского

Справа налево: за Софийско-Успенским собором идет небольшое здание соборной ризницы, затем Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Этот небольшой храм со Святыми воротами был построен в 1688 году, но к середине XVIII из-за ветхости был снесен и не восстанавливался. Он отстроен заново во время реставрации архиерейского комплекса Кремля, начавшейся в 2007 году.

Соборная колокольня

Первая каменная колокольня была выстроена одновременно с Софийским собором в 1683–1685 годах, но к концу XVIII века она стала ветхой и развалилась. Существующая колокольня высотой около 75 метров была построена в 1792 году. Самый большой колоко весит 25 тонн, его установли в 2007 году.

Покровский собор

Собор в честь Покрова Божией Матери построен в 1746 году и первоначально освящен во имя Антония и Феодосия Печерских. Это изначально был теплый собор, так как Софийский собор был холодный, службы в нем шли не более трех месяцев в году. Был закрыт в 1937 году и приспособлен под общественную столовую. В 1945 году был вновь открыт, начался капитальный ремонт и регулярные службы. Теперь это главный храм для Тобольской православной духовной семинарии.

Северные (Святые) ворота

Ворота построили в 1748 году. «Святыми» эти ворота Софийского двора были названы потому, что через них каждый год проносилась чудотворная икона Абалакской Божией Матери «Знамение».

Архиерейский дом

Здесь была резиденция тобольских архиереев, это здание, пятое по счету, заложено в 1773 году. Последним хозяином этого дома был архиепископ Гермоген, которого в 1918 году обвинили в симпатиях к находившемуся в Тобольске Николаю II, отправили в тюрьму в Екатеринбург, а в июне 1918 года утопили в Туре. В 1920 году в здании разместили приют, позже Тобольский губернский музей.

В 2014 году в отреставрированном здании Архиерейского дома Кремля открыта постоянная экспозиция «История православия в Сибири» от Ермака до наших дней.

Духовная консистория

В центре Софийского двора находится здание консистории, построенное в 1787 году. Консистория ведала всеми делами приказа духовных дел, а также миссионерской деятельностью в Сибири. Она перестала существовать после установления советской власти в Сибири. После возрождения Тобольской епархии и духовной семинарии это здание отреставрировали, и с 2011 года в этом здании разместилась Тобольская православная духовная семинария.

Это старейшее учебное заведение Сибири. Еще в 1703 году в Тобольске по указу Петра I митрополитом Филофеем было открыто первое за Уралом учебное заведение — славяно-русская школа, которая в 1743 году была преобразована в Тобольскую духовную семинарию.

Звонница Угличского колокола

Первым ссыльным в Тобольске был Угличский колокол. 5 мая 1591 года в Угличе был убит малолетний царевич Димитрий, младший сын царя Ивана Грозного, наследник российского престола. Пономарь соборной церкви Федор Огурец поднялся на звонницу, начал бить в набат. С этого в Угличе начался бунт, который был подавлен, а участники казнены или отправлены в Сибирь. Колокол тоже был наказан: у него было отрублено «ухо», вырван «язык» и он был на триста лет сослан в Тобольск, причем ссыльные почти год тащили его сюда на себе. Это каменная звонница построена позже, в 1868 году. Колокол в 1892 году вернули в Углич, срок свой он «отбыл» полностью.

Архиерейские конюшни

Здание было построено в конце XVIII века на месте разобранных крепостных стен. При реставрации его отстроили заново, так как старое развалилось.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Осмотрев Кремль, мы идем на экскурсию во Дворец наместника.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Тобольское наместничество было открыто 30 августа 1782 г. Первым наместником был Е. П. Кашкин, его сменил А. В. Алябьев (отец известного композитора). Это здание было построено в 1782 году, в него как составная часть была включена построенная С.Ремезовым Приказная палата. В 1788 году Дворец пострадал от большого тобольского пожара и был восстановлен по проекту Давида Висконти.

Во дворце Наместника до 1917 года располагались органы губернского правления. На первом этаже размещалась канцелярия губернского прокурора и окружное казначейство с кладовыми, на втором — губернский совет и губернское правление, на третьем — казенная палата. В губернском правлении с 1830 по 1856 годы в разное время служили декабристы А. М. Муравьев, И. А. Анненков, П. Н. Свистунов, С. М. Семенов. А в советское время размещались самые разные учебные заведения, пока здание не передали музею.

Нам музей очень понравился, там много интересного: предметы соответствующей эпохи, старые фотографии, портреты. Все подано не скучно, современно.

Основная экспозиция посвящена истории управления Сибирью, но и кроме этого есть много интересного: представлена экспозиция «Сибирь под предводительством Дома Романовых»;

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

— воссоздан интерьер кабинета Николая II и комнат, которые занимала его семья, в губернаторском доме во время ссылки в Тобольск;

— есть комнаты, посвященные знаменитым тоболякам — Д. И. Менделееву и П. П. Ершову;

— есть зал «История Тобольского косторезного промысла» с великолепной коллекцией изделий косторезов начала ХХ века.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

И это еще не все, что можно увидеть в этом замечательном музее! Но я поняла, что об этом музее нужно писать отдельно.

Рядом с Дворцом наместника есть здание Губернской судебной управы, построенное в первой четверти XIX века. В этом здании есть «Дворцовая кофейня», там можно неплохо перекусить между походами по музеям.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

После легкого обеда во «Дворцовой кофейне» мы пошли в Тюремный замок.

Тюремный замок построен в Тобольске в 1855 году по проекту архитектора Вайгеля. Здесь содержались ссыльные и пересыльные, заключенные на сроки по судебным приговорам, срочные и бессрочные. В Советское время тюрьма также использовалась по своему назначению. В 20-30-х годах прошлого века Тобольск был пересыльным пунктом для ссыльных заключенных. В 1937–1938 годах в Тобольском тюремном замке было расстреляно 2500 человек, на месте расстрелов стоит памятный камень. В 1941 году из Москвы в Тобольск были эвакуированы заключенные из Бутырской и Липецкой тюрем, в это время Тобольская тюрьма была одна из самых серьезных тюрем, режим заключения в которой был строже, чем в колонии.

Закрыта тобольская тюрьмы была только в 1989 году. Сейчас здесь музей, а в Главном (Больничном) корпусе Тюремного замка открыта Научная библиотека Тобольского музея-заповедника, где 35 тысяч редких изданий.

Билет в музей на 2015 год стоит 150 рублей, пенсионеры и дети до 18 лет — бесплатно, фотосъемка — 150 рублей.

Немного еще погуляем по городу. Микрорайоны верхнего города застроены в основном стандартными многоэтажными домами, но здания последних лет застройки пытаются соответствовать историческому прошлому города.

В Тобольске есть большие гостиницы, но любители экзотики могут остановиться, например, в хостеле «Узник» в Тюремном замке.

Есть и большие торговые центры со стандартным набором магазинов и развлечений.

В городе есть Драматический театр имени П. П. Ершова.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Это сквер Победы с Мемориальным комплексом тоболякам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.

Рядом здание Администрации города Тобольска. В этом здании до революции был военный госпиталь.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Заканчивается реставрация Храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла, освященного в 1774 году. После закрытия здесь было и обещежитие для студентов, и склад, и торговали керосином. Теперь этот красивый храм, первый и единственный в Тобольске храм в стиле классицизма, украшает площадь Достоевского.

Ждет своего часа Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) — одна из самых ранних каменных церквей Тобольска, она построена в 1706–1713 годах. После закрытия в 1920 году здесь был гараж школы комбайнеров. Даже сейчас, в таком состоянии, церковь поражает живописностью архитектуры.

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

Мы зашли на Завальное кладбище Тобольска, где похоронены декабристы и П. П. Ершов. Правда, могилу В. Кюхельбекера сами не нашли, спрашивать было некого, так как уже был вечер, а нас загрызли огромные комары.

Рядом с кладбищем есть аллея декабристов, в конце которой в ротонде установлен памятник «Женам декабристов».

Есть в городе памятник Д. И. Менделееву,

Тобольск — бывшая столица Сибири (часть 2)

а еще есть неожиданный, на первый взгляд, сквер и памятник Робинзону Крузо.

Каким образом этот литературный персонаж оказался так далеко от своей исторической родины? Оказывается, во второй книге, названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», главный герой через восемь лет после возвращения с необитаемого острова снова решил отправиться в дальние странствия. На корабле путешественник отправился в Ост-Индию, побывал в Бразилии, на острове Мадагаскар, заезжал на «свой остров», был в Китае, где стал купцом. Далее его путь лежал через Россию. Робинзон Крузо, путешествуя по Сибири, приезжает в Тобольск, где проводит зиму. Тобольск Дефо выбрал не случайно, в начале XVIII века он был одним из крупнейших городов России, через него проходил торговый путь из Азии в Европу, и уже тогда город был известен европейцам.

А еще мы сходили на Тобольскую косторезную фабрику, с удовольствием послушали экскурсию, которую провел один из самых опытных мастеров. Посмотрели замечательные изделия в художественном салоне. Не ушли с пустыми руками, это сделать сложно. Теперь у меня на полке стоит чудный маленький мамонт.

Вот такой он, Тобольск — вполне современный город с населением около 100 тысяч человек, крупнейший промышленный центр страны в области газохимии, и город с богатейшей историей. Его не зря называют «Жемчужиной Сибири».