Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Абалак — Россия Июнь 2015

Недалеко от Тобольска находится небольшое село Абалак, в котором есть две интересные достопримечательности: Свято-Знаменский мужской монастырь и туристический комплекс «Абалак». Поэтому поездка в Абалак сразу была включена в план при посещении Тобольска.

Ехать туда собирались в последний, третий день, заранее выяснили, что автобусы в Абалак с тобольского автовокзала идут регулярно. Но на второй день после осмотра Кремля, Дворца наместника и Тюремного замка от музеев слегка устали, позвонили в службу такси, выяснили что дорога в Абалак будет стоить 450 рублей и решили ехать.

Поселение Абалак — древнее, исстари здесь жили татары. Да и название села произошло от имени татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара. При освоении Сибири Ермаком это была своего рода крепость стрех сторон обнесенная рвами и земляными валами, а с четвертой был крутой, обрывистый берег Иртыша. С высокого берега открывается красивый вид на реку и окрестности: смотришь и уходить не хочется!

Поездка в Абалак

Было у Ермака две решающие битвы — одна под Тобольском, другая под Абалаком. Оба раза татары имели численное преимущество, но оба раза победа каким-то чудным образом доставалась Ермаку. 5 декабря 1584 года у стен Абалака произошло решительное сражение казаков с ордой царевича Маметкула, открывшее Ермаку путь к завоеванию Сибири. Об этом профессор Р.Скрынников писал: «…победа под Абалаком окончательно определила упех сибирской экспедиции Ермака».

Согласно легендам, в этих местах неоднократно происходили чудесные знамения. Так, в 1585 году, после разгрома дружиной Ермака татарского войска, Ермаку якобы явился Николай Чудотворец и объявил, что Абалаку суждено стать «жилищем Бога». Об этом гласит краткая Сибирская летопись.

Поездка в Абалак

Спустя несколько десятилетий, в 1636 году, местной вдове Марии неоднократно явилась икона Матери Божьей вместе со святителем Николаем и преподобной Марией Египетской, а Матерь Божия потребовала построить новую церковь взамен обветшавшей. После этого была построена деревянная Знаменская церковь. Главной иконой этого храма была икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая, написанная протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии-Премудрости Божией Матфеем, во исполнение обета больного крестьянина Евфимия. После написании храмового образа Евфимий совершенно исцелился, а во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много чудесных исцелений. Икона стала почитаться как чудотворная.

Внешне Абалацкий образ схож с Новгородской иконой «Знамение», с той лишь разницей, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Икона 1637 года не сохранилась, с неё известно много списков, также почитавшихся как чудотворные, один из которых сейчас находится в монастыре. Снимок из интернета.

Поездка в Абалак

На рубеже XVII — XVIII веков здесь вырос уже целый комплекс каменных храмов. Самая древняя постройка — Знаменский собор, заложенный одновременно с тобольским Софийским собором в 1683 году. Собор был освящен в 1691 году.

Поездка в Абалак

В 1748–1750 году рядом со Знаменской церковью был построен зимний храм Николая Чудотворца,

а в 1752–1790 годах построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской.

Поездка в Абалак

В 1783 году в честь иконы Абалакской Божией Матери святителем Варлаамом был основан Абалакский мужской монастырь. В Абалак был переведен Богоявленский мужской монастырь из Невьянской слободы Пермской губернии, на новом месте он стал именоваться Абалакским Знаменским монастырем. Это некогда была одна из самых известных обителей Сибири. Не иссякал поток паломников к главной святыне монастыря, иконе Абалакской Божьей Матери.

Поездка в Абалак

До революции монастырь вел обширную деятельность среди инородцев Западной Сибири. В нем действовала даже инородческая школа, где дети татар, ханты и манси могли научиться грамоте и получить какое-либо из необходимых в жизни ремёсел.

В 1924 году обитель была ликвидирована, в 1925 году прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими монахами, расстрелы, их ложно обвинили в укрывательстве церковных ценностей и в безнравственных поступках. В зданиях монастыря размещались склады, местерские, затем средняя школа, детский дом-интернат, а в последние годы интернат для престарелых.

В 1988 году сильно разрушенных храмы монастыря передали церкви. Восстановление идет до настоящего времени, но монастырь уже преобразился.

Святые ворота.

Поездка в Абалак

Часовня в честь Новомучеников Российских.

Монашеский (братский корпус).

Архиерейский корпус.

Поездка в Абалак

После посещения монастыря выйдем из ворот и свернем налево.

Поездка в Абалак

Вблизи от монастыря находится необычный туристический центр. К нему идет дорожка по высокому берегу Иртыша. И снова не устаешь любоваться сибирскими далями!

Поездка в Абалак

Туристический центр «Абалак» построен из дерева в лучших древнерусских традициях. Здесь реконструировали сибирский острог времен похода Ермака.

Поездка в Абалак

В 2008 году этот комплекс был признан лучшим туристским проектом России, став дипломантом национальной премии имени Юрия Сенкевича.

Мы пришли сюда уже вечером. Кстати, часы на «Часозвонной башне» показывают правильное время.

Поездка в Абалак

Хоть комплекс работает допоздна, но посетителей было уже мало, перед нами из ворот вышла небольшая группа поляков. Вход на территорию стоит 50 рублей. Мы спокойно погуляли и все внимательно рассмотрели.

Поездка в Абалак

Здесь отлично можно провести время с детьми, хотя и взрослым здесь неплохо, можно арендовать беседку, пожарить шашлыки.

Поездка в Абалак

Трехглавый Змей Горыныч — это детское кафе.

Пивной бар устроен в пасти рыбы-кит, а на спине ее, как и положено по сюжету сказки, деревня, пашет землю мужик. Рядом с хвостом кита — небольшая сцена.

Поездка в Абалак

Здесь много интересного. Например, есть избушка Бабы-Яги, которая, я читала, умеет поворачиваться, а внутри вас встретит сама Баба-Яга. Мы ограничились фотосессией в ступе.

Есть тут банька.

И даже настоящий фонтан.

Вот здесь днем торгуют сувенирами.

Поездка в Абалак

Желающие полностью погрузиться в эпоху средневековой Руси могут остановиться на ночь в воеводских, стрелецких или казачьих палатах, условия и интерьер вполне на уровне. Внутреннее убранство номеров выдержано в старых традициях: деревянная мебель, коврики из лоскутков, картины из бисера, старинные часы с кукушкой, печь. Цены не совсем радуют, номер на двоих 7000.

Прогулку мы завершили в трактире «Белая сова». Ресторан стилизован под старину и выполнен из кедра. В нем несколько зон: каминная зона, барная стойка в сказочном стиле, русская действующая печь, интерьер ресторана украшен охотничьими трофеями.

Обслуживают девушки в русских сарафанах, а в меню входят блюда, воссозданные по рецептам русской кухни. Цены приемлемые, мы с удовольствием поужинали солянкой и пирожком с медовухой.

Поездка в Абалак

В начале июля в туристском комплексе проходят зрелищные игры-реконструкции «Абалакское поле», а зимой открывается резиденция сибирского Деда Мороза. Еще здесь есть контактный зоопарк, где можно покормить животных или сфотографироваться с оленем, лошадью, овцами, енотом или другими животными. А под «Пьяным мостиком» плавают утки-гуси.

Думаю, что Абалак — это прекрасный маршрут выходного дня, особенно, если у вас есть дети, или вы сами способны радоваться жизни, как дети.

Привожу здесь сайт туристического комплекса «Абалак», там можно увидеть цены и подробности.

А мы вызвали «своё» такси и вернулись в Тобольск. Нам поездка понравилась.