Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 20:54

Тобольск — Россия Июнь 2015

Съездить в Тобольск мы собирались давно, но все не шло дальше «надо бы съездить». В этом году решили ехать, назначили сроки, составили программу, купили билеты на поезд, заказали гостиницу через Booking. И приехали!

В Тобольске я была несколько раз, но очень давно, последний раз в самом начале 90-х. В памяти остался серый город (ездили в ноябре, когда было несколько дней с праздниками) с частными домами под горой и стандартными пятиэтажными хрущевками современной застройки. О новом Тобольске слышала от друзей, видела снимки в интернете, так что к встрече была готова. Хочу рассказать о том, что мы успели увидеть.

Наша гостиница «Гергиевская» была удобно расположена для знакомства с городом, за что и была выбрана. В первый день музеи не планировались, экскурсия была заказана на следующий день. Устроившись, мы пошли просто смотреть город.

Тобольск — бывшая столица Сибири

В сквере рядом с гостиницей стоит памятник Ф. М. Достоевскому, который в Тобольске в 1850 году провел 10 дней в пересыльной тюрьме по пути на каторгу в Омск. Поэтому на скамье, где он сидит, рядом лежат кандалы. На квартире подкупленного смотрителя состоялась встреча Достоевского с женами декабристов, которые всю жизнь провели в Сибири. Жена декабриста Фонвизина подарила ему первое издание Евангелия на русском языке, с которым он не расставался всю жизнь. Эта книга лежит на скамье рядом с кандалами.

Главная достопримечательности города — кремль, единственный каменный кремль за Уралом. Если есть кремль, значит должна быть и Красная площадь. Она находится совсем рядом, но все это мы посмотрим в следующий раз. Идем отдать дань памяти Ермака Тимофеевича.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Когда-то русские люди за Уралом не жили, а южную часть Западной Сибири занимали сибирские татары; было тут татарское ханство во главе с ханом Кучумом. В 1581 году казачий атаман Ермак с небольшим войском победил хана Кучума, в результате чего Сибирь была присоединена к Российскому государству. В 1586 году на отвоеванных землях основали Тюмень, а в 1587 на мысу, недалеко от места, где по преданию высадился Ермак, основали Тобольск, который первым в Сибири получил статус города и до XIX века считался столицей Сибири.

В Тобольске на мысе Чукман в 1839 году установили памятник «Покорителю Сибири Ермаку», а позже разбили сад Ермака.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Тобольск не зря называют «Жемчужиной Сибири», он все больше этому соответствует. В городе нужно пожить хотя бы пару дней, чтобы неспешно осмотреть все. Мне больше всего нравятся красивейшие виды с его высокой части на нижний город и Иртыш. Смотровых площадок в горде несколько. Вот это — виды из сада Ермака на восточную стену кремля и нижнюю часть города, лежащую у его подножия.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Когда-то здесь были десятки церквей, красивый деревянный театр и кипела жизнь. Многие церкви снесли, остальные стояли в разрухе, театр сгорел в 1991 году, люди постепенно перебирались в верхнюю часть города. Сейчас жизнь заметно оживилась, церкви восстанавливают, строят новые многоэтажные дома, отстраиваются частники. По крутому Никольскому взвозу, разделяющему холм на части, спустимся в нижнюю часть города.

Сразу под горой стоит костёл Святой Троицы, построенный в 1909 году на деньги прихожан. В Тобольске было много поляков, так как сюда ссылали участников Польского восстания 1863 года. До революции в церкви было порядка пяти тысяч прихожан.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Напротив церкви уникальное по своей истории здание, я узнала много нового из информации на щите рядом. Построено здание во второй половине 18 века. С 1788 году в нем была резиденция правителя Тобольского наместничества А. В. Алябьева. В доме прошли первые годы его сына, будущего композитра А. А. Алябьева, бывал А. Н. Радищев, а до 1794 года выступал первый в Сибири профессиональный театр. В 1810 году в этом здании по указу императора Александра I была открыта первая в Западной Сибири четырехклассная мужская гимназия.

В 1837 году гимназию посетил наследник престола будущий император Александр II и сопровождавший его в поездке поэт В. А. Жуковский, а в 1840–1850 годах не раз посещали декабристы, которые были в ссылке в Тобольске.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Но и это не все! В 1827–1834 годах директором гимназии был И. П. Менделеев, отец самого знаменитого тоболяка — Д. И. Менделеева. В 1836 году в Тобольск приехал П. П. Ершов — поэт, автор сказки «Конек-Горбунок». Он преподавал в гимназии сначала латинский язык, затем логику и словесность, а в 1857 стал директором. Его учеником был Д. И. Менделеев. А еще выпускником этой гимназии был В. М. Брадис — автор любимых нами «Четырехзначных математических таблиц», о которых современные ученики, вооруженные калькуляторами, уже не знают. И эти только те, чьи фамилии всем знакомы.

В 1892 году для гимназии выстроили новое здание, а в старом разместился пансион, где жили ученики, находившиеся на казенном содержании. В новом здании гимназии теперь корпус № 2 Тобольского филиала Тюменского университета.

Улица застроена новыми жилыми зданиями, выполнено благоустройство.

Услышали музыку, а из разговора прохожих поняли, что сегодня сабантуй. Пошли за народом! Татарское население в Тобольске составляет более 15%, а в районе около 40%. Сабантуй был в Александровском саду, народ веселился, мы приняли посильное участие.

На месте сада когда-то была Благовещенская площадь. В 1887 году на площади установили Александровскую часовню в память о посещении Тобольска в 1837 году цесаревичем Александром Николаевичем. Во время посещения он останавливался в доме генерал-губернатора, который расположен рядом с садом. Этот дом построил для себя купец первой гильдии Иван Куклин в самом конце XVIII столетия. В 1810 году после банкротства купца дом был взят в казну, перестроен и использовался для проживания генерал-губернатора.

В доме губернатора бывали декабристы, жившие в Тобольске на поселении, но самым известным его жильцом был в течение 8 месяцев отправленный в ссылку в августе 1917 года император Николай II с семьей. На втором этаже дома был его мемориальный кабинет, но пока здание на ремонте, а кабинет находится в музее во Дворце наместника.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Рядом еще одно интересное здание: Дом Корнилова. Это главный дом усадьбы, основанной в 1860-х годах купцом первой гильдии, известным рыбопромышленником, пароходовладельцем и меценатом И. Н. Корниловым. В 1890-е годы сын Корнилова реконструировал здание и оно приобрело дворцовый вид. На здании за этим тоже висит табличка, что это дом Корниловых.

А это знаменито тем, что в 1899 году во время экспедиции на Урал и Западную Сибирь, в этом доме останавливался Д. И. Менделеев, чья мать происходила из рода Корниловых. А во время ссылки Романовых здесь жил Е. С. Боткин, лейб-медик царской семьи, расстрелянный впоследствии вместе с ними.

Тобольск — бывшая столица Сибири

В нижней части города восстанавливается несколько церквей. Здесь удивительно красивые церкви в стиле сибирского барокко! Сотрудница музея мне сказала, что в городе когда-то было больше тридцати церквей, некоторые уничтожили полностью, другие использовались долгие годы не по назначению.

Церковь Михаила Архангела построена в 1745–1759 годах по примеру церквей русского севера в два этажа, на второй этаж ведет массивная лестница. Нижняя часть храма была утеплена и использовалась в зимнее время, она была названа в честь Иоанна Богослова и освящена в 1749 году. Верхняя часть церкви использовалась в летнее время, ее освятили только спустя 10 лет. В 1930 году церковь закрыли, разобрали колокольню, позже в ней был кинотеатр. В 1986 году начали реставрацию, сейчас церковь действующая, но реставрация продолжается. У церкви великолепная металлическая ограда с вензелями в стиле елизаветинского барокко.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Эта церковь связана с декабристами, многие из них посещали ее во время ссылки. А в 1852 году при участии декабристов Александра Муравьева и Петра Свистунова в приходе церкви было открыто женское училище, позже преобразованное в женскую гимназию. В здании гимназии теперь школа № 1.

Заканчивается реставрация церкви Захария и Елизаветы, возведённой на Базарной площади в 1758–1776 годах.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Реставрировать еще есть что, в нижнем городе много зданий XVIII–XIX века с табличками, что это объекты культурного наследия регионального значения.

Жаль, уже не восстановишь сгоревший красивый тобольский театр, я его еще видела. Это снимок из архива моего мужа, который работал в Тобольске несколько лет.

Тобольск — бывшая столица Сибири

А вот это здание разыскивал встретившийся нам мужчина, который жил в Тобольске в 60-е годы. Здесь был популярный в городе гастроном.

А мы поднимаемся из нижнего города в верхний.

Троицкий мыс на две части делит Софийский или Прямской взвоз, по которому еще в давние времена поднимались в гору. Это около 200 ступенек деревянной лестницы по склону холма и булыжная дорога между высоких подпорных стен длиной 180 метров. Высота подпорных стен до 14,6 метра, а толщина кладки у основания около 3 метров. Подпорные стены были построены еще в конце XVIII века для предотвращения оползней. Говорят, что по своей грандиозности Прямской взвоз не имеет аналогов в России.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Зайдем еще на одну смотровую площадку за Дворцом наместника и посмотрим на нижний город уже со знанием вопроса.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Выходим на Красную площадь. Но она и все, что здесь находится, требует отдельного рассказа.

А мы зайдем в небольшой сквер, который создан не так давно — к 420-летию города, и носит имя поэта, автора любимой сказки нашего детства «Конёк-горбунок» — Петра Павловича Ершова.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына…

В сквере стоит памятник П. П. Ершову и скульптуры героев его сказки: здесь Иван с коньком-горбунком, жар-птица, чудо-юдо рыба-кит, царь ныряет в котел за молодостью.

Зайдем сегодня еще на одну смотровую площадку за стеной Тюремного замка и посмотрим на великий Иртыш.

Тобольск — бывшая столица Сибири

Рядом на стене тюремного замка установлена памятная доска первому губернатору Сибири — князю М. П. Гагарину.

Иртыш — самая длинная река-приток в мире, он длиннее Оби, в которую впадает. Недалеко, выше по течению, в Иртыш впадает Тобол, но, говорят, увидеть это можно только с колокольни кремля.