Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 0:44

Сиракузы — Италия Сентябрь 2014

В первой части я рассказала о своем знакомстве с Неаполисом — археологическим парком Сиракуз. Об этом можно почитать здесь.

А теперь мы отправляемся на остров Ортиджа. Туда, где по преданиям возник город…

На нашей, раскаленной как печь, машине мы добрались до острова и припарковали ее около порта на платной стоянке. Осматривать старый город нам предстояло пешком.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Отлипив себя от сидения автомобиля я буквально выползла на улицу. Первое что я увидела, был холодильник с напитками. Я с тоской смотрела на это чудо техники и мечтала о прохладе!

Но долго рассматривать этот оазис мне не пришлось — нас ждал старый город!

В поисках Архимеда (Часть 2)

Небольшая прогулка вдоль набережной и мы входим в ворота древних Сиракуз.

И сразу же попадаем в лабиринт старинных улиц.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Здесь уже давно нет домов древних греков. За 2 тысячи лет улицы города сильно изменились…

История и время не сохранили для нас дом Архимеда. Известно только, что он жил на Ортидже, а вот где конкретно не знает никто. Возможно на этой улице.

А может быть на этой…

Старинные улочки приводят нас на площадь Архимеда (piazza Archimede). На этой пощади красуется фонтан Артемиды.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Это произведение искусства создал Джулио Москетти. Скульптор посветил свой фонтан древней легенде об Артемиде, Алфее и Аретузе.

Как гласит древний миф, речной бог Алфей влюбился в нимфу Аретузу, и начал ее преследовать. Но нимфа очень ценила свою свободу и попросила Артемиду спрятать ее от Алфея. Богиня, ценившая свободу не меньше нимфы, превратила Аретузу в источник и отправила на остров Ортиджа. Алфей, узнав об этом, не отступил и, превратившись в водный поток, бросился в море. Он достиг берегов Ортиджи и слился здесь со своей возлюбленной.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Место соединения Алфея и нимфы называют источником Аретузы, но сюда мы отправимся чуть позже, сначала нам надо увидеть Кафедральный собор Сиракуз. Для этого мы идем на Соборную площадь (piazza del Duomo).

Главный собор города очень красив и необычен. Он посвящен святой Лючии — покровительнице Сиракуз.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Барочный облик храма вызывает восхищение и восторг. Прекрасный собор! Один из самых красивых, которые я видела.

Кроме этого в соборе соеденились воедино язычество и христианство.

Мы заходим внутрь.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Здесь хорошо видны колоны древнегреческого храма.

Греки свой храм посвятили Афине. Когда-то на его фронтоне был укреплен щит богини, служивший ориентиром для древних мореплавателей.

В 7 веке в Сиракузы пришли византийцы и превратили храм в христианскую церковь. Для этого они заложили пространство между колоннами каменными блоками, а в стенах внутреннего зала прорубили арки.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Придавая храму облик христианской церкви, византийцы обернули древний храм спиной к морю, расположив главный вход в задней части языческого святилища.

В последующие века собор неоднократно перестраивали. Свой нынешний облик он приобрел в 18 веке.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Как я уже говорила, собор посвящен святой Лючии, которая родилась в Сиракузах и здесь же была обезглавлена и похоронена. Однако сегодня в Кафедральном соборе хранятся только частички ее мощей.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Дело в том, что в 11 веке мощи святой были отправлены в Венецию. Их спасали от арабов, захвативших в то время Сиракузы. Спустя века Венеция вернула в Сиракузы только часть кисти святой Лючии.

Рядом с Кафедральным Собором находится дворец 17 века носящий имя своего создателя — Дворец Вермексио ((Palazzo del Vermexio).

В поисках Архимеда (Часть 2)

На левом углу здания архитектор оставил свою визитную карточку — ящерицу.

От Кафедрального собора мы направляемся к источнику Аретузы.

На выходе с Соборной площади мы немного задерживаемся около церкви святой Лючии у монастыря (Chiesa di Santa Lucia alla Badia).

В поисках Архимеда (Часть 2)

Эту церковь построили в 15 веке испанцы в честь спасения Сиракуз от голода. По преданию на этом месте была казнена святая Лючия.

Мы выныриваем из лабиринта городских улиц и оказываемся около источника Аретузы.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Этот источник представляет собой естественный бассейн с пресной водой. Примечательно, что он отделен от моря очень узкой полоской суши.

В древние времена пресная вода падала со скалы в море, образуя водопад. Именно это и привлекло греков. Увидев ниспадающей в море каскад воды, они решили причалить здесь и основать город.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Источником Аретузы можно любоваться только сверху. Помимо живущих здесь рыб и птиц, в источнике растет папирус.

Это растение на Сицилию был завезено из Египта, но прижился папирус только здесь, в Сиракузах.

Рядом с источником есть напоминание о древней легенде об Амфее и Аритузе.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Оно, конечно же, проигрывает фонтану Артемиды на площади Архимеда.

Обойдя источник, мы оказываемся на перешейке, отделяющем источник от моря. С него виден замок Маниаче (Castello Maniace).

В поисках Архимеда (Часть 2)

По преданию это место связано с Архимедом. Во время Второй Пунической войны Архимед руководил обороной Сиракуз. Где-то в районе замка Маниаче были установлены гиберболические зеркала Архимеда, при помощи которых греки поджигали римские корабли.

Но Архимед использовал не только зеркала для защиты города. Для обороны использовались дальнобойные катапульты и «железные лапы», переворачивавшие корабли неприятеля.

Благодаря ученому город был неприступен. И если бы не предательство, враги не смогли бы взять город.

Ворвавшись в Сиракузы, римляне учинили бойню. Предания гласят, что в этой резне погиб великий Архимед.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Надо сказать, что гибель Архимеда весьма спорный вопрос. По меньшей мере, есть три ничем не подтвержденные версии его гибели.

По одной из них Архимед что-то чертил на песке, когда в Сиракузы ворвались римляне. Один из воинов наступил на рисунок ученого и тот, в попытке защитить свой чертеж пал под ударом меча.

По другой версии Архимед был заколот, когда отказался пойти на прием к Марцеллу. По третьей версии, после падения Сиракуз Архимед шел к Марцеллу, неся в руках макеты своих изобретений. Римские воины приняли эти макеты за сокровища, и в желании завладеть ими убили ученого.

Что говорить об этих версиях, если доподлинно не известно, был ли убит Архимед римлянами в 212 году до н. э., как мы привыкли считать…

История гибели Архимеда, его дом и могила растворились в тысячелетиях.

В поисках Архимеда (Часть 2)

А мы, пройдя по перешейку, отделяющему источник Аретузы от моря, спускаем на набережную.

И с нее попадаем в необычный сквер

В поисках Архимеда (Часть 2)

Здесь растут шагающие фикусы. Как попали сюда эти обитатели Южной Америки не известно. Возможно, их сюда завезли испанцы.

Мы ненадолго останавливаемся в тени заморских растений.

В поисках Архимеда (Часть 2)

После короткой передышки мы идем дальше по променаду вдоль набережной

Наша экскурсия уже подходит к концу. Жара сделала свое дело. Мы плетемся очень медленно, и есть время поговорить об Архимеде…

Я выражаю удивление, вспоминая версии гибели ученого. Мне и не удается понять, как человек руководивший обороной родного города мог погибнуть, чертя что-то на песке рядом со своим домом. Мне не понятно как руководитель обороны мог нести врагу макеты своих изобретений. И уж совсем странно как могло получиться, что 75-летнего ученого не смог скрутить мускулистый римский воин и притащить к Мацеллу…

В поисках Архимеда (Часть 2)

Обсуждая Архимеда, выяснилось, что его жизнь, его труды и его гибель не так уж однозначны, как принято считать. Что о нем собственно известно?

Архимед родился в 287 году до н. э. Его отцом был придворный астроном Фидий. Отец решил дать сыну хорошее образование. Сначала он обучал его сам, а потом отправил в Александрию. В то время в Александрийской библиотеке были собранные труды не только греческих, но и египетских ученых.

Обучаясь здесь, Архимед имел доступ ко всему, что было связано с накопленными к тому времени знаниями. Как гласят предания, библиотека располагала как общедоступными, так и закрытыми фондами.

Сколько лет Архимед провел в Александрии, неизвестно, но вернувшись в родной город, он занял почетный пост при дворе Гиерона II — правителя Сиракуз.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Некоторые исследователи склоняются к мысли, что Архимед в Александрии вовсе не обучался, а занимался поиском трактатов об интересных, но забытых изобретениях.

В пользу этой версии говорит то, что Архимед, вернувшись в Сиракузы, в отличие от других древнегреческих ученых, не создал своей школы и не имел учеников.

Эти исследователи считают Архимеда механиком, инженером и естествоиспытателем. По их мнению, его заслуга состоит в том, что вывезя из Египта неоценимые знания, он опытным путем проверял как работают механизмы, не получившие воплощения.

Правы ли эти исследователи, мы вряд ли узнаем. Одно остается точным, тем или иным способом Архимед внес неоценимый вклад в развитие науки…

Так, под разговоры про Архимеда, мы, сделав круг, вышли к порту, где оставили нашу машину.

В поисках Архимеда (Часть 2)

Завершая поход по Ортидже, больше всего на свете хотелось сделать три вещи: спрятаться в тень, отдохнуть и выпить кофе.

Понимая наши желания и прощаясь с нами, гид посоветовала нам очень неплохой ресторан.

В поисках Архимеда (Часть 2)

И вот наконец то мы сидим в прохладе, наслаждаемся отдыхом и чудесным итальянским кофе. Наша решимость продолжить знакомство с Сиракузами начинает тихо таять, и вскоре мы четко осознаем, что наших сил хватит только на то, чтобы дотянуть до Аволы и провести остаток дня в окрестностях нашей гостиницы…

Спустя время я очень жалею, что не увидела в Сиракузах массу интересных для меня мест…

Я не спустилась в катакомбы Сан-Джованни, не побродила по замку Маниаче и не увидела древнейшие еврейские микве…

Мне бы хотелось вернуться в Сиракузы. Побродить здесь в вечерних сумерках и может быть найти еще места, связанные с Архимедом и разгадать его загадки…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия