Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 20:15
В путешествии по Ирану.

Маркен, Монникендам, Заансе Сханс — Нидерланды Август 2014

Теплый североевропейский дождь дружелюбно стучится в лобовое стекло. Наш Форд на ходу приветствует мокрую голландскую сельскую глубинку взмахами дворников и периодическим подмигиванием поворотников.

Вчера мы побывали в Алкмаре и Харлеме, а сегодняшний день решили посвятить поездкам по более мелким населенным пунктам. Маршрут был определен в тот же день. Мы, например, раздумывали, ехать ли нам в легендарную рыбацкую деревушку Волендам, но, в конце концов, получив впечатление из рассказов Николая ronadort и Марины Keisi, что туристов в Волендаме больше чем рыбаков, что это уже не рыбацкая, а, скорее, туристическая деревушка, решили все-таки туда не ехать.

Вместо этого маршрут набросался такой: Зансе-Сханс, Монникендам и, возможно, Маркен. И вот мы ехали с надеждой, что на этом пути встретим все-таки больше достопримечательностей чем (таких же как мы) достопримечателей!

Неорганизованные достопримечатели

Тут позволю себе отступить от непосредственного повествования и возобновить полемику с Сергеем vasilets — о том, что лучше — самостоятельный туризм или организованный. Организованный туризм все-таки несет в себе излишний страдательный залог — там ты не сам познаешь, а тебе рассказывают, не сам что-то открываешь, а тебе показывают, не сам достопримечаешь, а тебе достопримечают. А нам вот хочется, чтобы оно примечалось только нам — без других достопримечателей!

Конечно, скажем, Эйфелеву башню сложно сделать только своей — понятно, что она всеобщая. Однако я хочу открыть её для себя сам, а не чтобы мне её для меня открыли, да ещё и в толпе других достопримечателей. Вообще туристы — неизбежное зло туризма! Ты приехал посмотреть на какой-нибудь объект всемирного культурного наследия, а вместо этого видишь объекты локального и зачастую некультурного наследия. Эти объекты загораживают обзор, неприлично галдят, и влезают в кадр!

Конечно, другие туристы могут считать и меня таким же злом, загораживающим обзор. Но у меня-то есть объективная уважительная причина — я пишу рассказы для Туристер.ру! А они (другие) зачем приехали? Пора бы подключиться ЮНЕСКО, и создать комитет по сдерживанию туристов и ограничить доступ организованных толп туристов к основным туристическим объектам!

1. Зансе-Сханс

Побывать в Голландии и не увидеть воочию знаменитые ветряные мельницы — это, согласитесь, нонсенс! Это все равно что иностранцу побывать в Москве и не попить водки, не поиграть на балалайке и не пообниматься с медведем. Мы ведь зачем едем в разные страны? Правильно, за символами, легендами и стереотипами. Ведь без них любая поездка теряет соль, а любое место — свое лицо. А с ними — и народный дух, и национальная идея! И если не духовные скрепы, то хотя бы духовные скрепки!

Неорганизованные достопримечатели

А ветряные мельницы в Голландии — не только символ и народное достояние. Это важная часть истории и выживания голландского народа. Мельницами ведь отнюдь не только зерно мололи. В первую очередь, с помощью них откачивали морскую воду, дабы отвоевать у моря новые земли. А также использовали в качестве двигателя для любых жизненно важных технических приспособлений — лесопилок, например, или если кому нужно было перемолоть специи, ингредиенты для краски или масло взбить.

Неорганизованные достопримечатели

Все эти вариации ветряных мельниц представлены в Зансе-Сханс — музее под открытым небом недалеко от Амстердама, куда мельницы (и другие образцы деревянного зодчества XVII–XVIII веков) привезли из разных областей Голландии, отреставрировали и запустили в работу.

И вот мы едем, дождь стучит в лобовое стекло, в колонках играет музыка, навигатор указывает путь, время жизни летит. Ветер странствий будоражит наши мысли, мы находимся в сладостном предвкушении того, что сегодня сделаем что-то своим. Нет, присваивать чужое имущество мы, конечно, не собирались. Но в путешествиях как в маленькой жизни-то, что ты увидел, открыл, запечатлел, становится уже не только чьим-то, но и твоим тоже. Личным. Вот этот кусочек Голландии хмурым августовским днем — он теперь принадлежит не только голландцам, он принадлежит и мне тоже. Память как фотоаппарат — запечатлевает пейзажи, отрезки времени, структуру событий, кусочки жизни других людей, и они уже не принадлежат только кому-то, они принадлежат и тебе. В этом прелесть путешествий — это не было моим, но теперь это и мое тоже. И в этом тоже преимущество самостоятельных путешествий — не коллективно моё, а лично моё. Да ведь и в жизни так — ценность каждого дня, что этот день не был моим, а теперь он и мой тоже! Но путешествия все-таки счастливее, чем жизнь. За жизнь накапливается слишком много барахла. И всем не раздашь. Да и не нужно!

Неорганизованные достопримечатели

Когда мы приехали в Зансе-Сханс, дождь усилился до неприличия. В этом было две хорошие новости и одна плохая. Хорошие новости: во-первых, мы сможем любоваться знаменитыми мельницами сквозь красивый косой дождь, во-вторых, мы сможем любоваться ими в отсутствие других туристов! Плохая новость: любоваться знаменитыми мельницами мы сможем только издалека и из окна машины.

Но была ещё и третья хорошая новость: твёрдая надежда на изменчивую голландскую погоду. Надежда оправдалась — через несколько минут кто-то как будто могучею рукой смел с неба все тучи и явил солнце! Точнее наступила та удивительная природная подсветка, которая случается только либо прямо перед дождём, либо сразу после дождя. При такой подсветке натуральные цвета становится особенно яркими, насыщенными, иногда необычными, иногда приглушенными. Эти цвета — для поэтов, художников, влюбленных и других подобных маргиналов — в них они как в палитру макают кисточки своего вдохновения.

Неорганизованные достопримечатели

Теперь у нас была, наконец, возможность покинуть автомобиль и любоваться окрестными пасторалями, смысловым центром которых были, конечно, сгруппировавшиеся изящным полукругом мельницы. Но и периферические детали — коровы, овцы, поля, фермы, каналы — вписывались в картину идеально!

Неорганизованные достопримечатели

Внутри мельниц тоже было весьма прикольно. Большинство из них до сих пор по-настоящему работают!

Неорганизованные достопримечатели

Но Аня сказала, что место все равно чересчур туристическое. Туристическое, конечно, но что поделать! Разве что только поехать дальше!

2. Монникендам

Монникендам, выбранный как альтернатива аннексированному туристами Волендаму, оказался на славу местом почти совсем уединённым, патриархальным и достаточно непотревоженным. Вот сюда, хвала небу, никакая нелёгкая не занесёт организованного туриста! Вместе с тем место совершенно прелестное, аутентичное и незаезженное. Когда мы только приехали и остановились на берегу гавани, свет опять вступил в свои художественные права — те, что сразу после дождя.

Неорганизованные достопримечатели

В местных кафе люди, конечно, виднелись, но без оголтелого туристического толпизма. Попадались также пешие, велосипедные и автомобильные (как мы) туристы, но их был достаточный минимум. В общем, симпатичнейший городок можно было скорее назвать безлюдным (учитывая, что это был отпускной август месяц). Было прекрасное ощущение, что город живёт для себя, а не для туристов. А еще он живет для нас. Он полностью предоставился в наше распоряжение и стал нашим! Мы гуляли по его улицам, попутно объелись селедкой, и купили килограмм копчёного угря.

Неорганизованные достопримечатели

Отобедали мы в чудесном ресторанчике в древнем здании, где я взял местное блюдо из трех рыб с хлебами (мы ведь на побережье). Рыбы были экзотические и эндемично голландские: больше, вроде, нигде такие не водятся — называются "paling", "zalm" и "makreel".

Неорганизованные достопримечатели

Потом я пошёл шляться по окраинам и задворкам — душа любого населенного пункта именно там! А там в Монникендаме — чудесные виды с небольшими каналами мостиками, лодочками, домиками, огородами — бери мольберт и садись тут! Хочешь — этюды пиши, а хочешь — создавай бессмертные шедевры!

Неорганизованные достопримечатели

Я даже видел немного местных жителей. Они меня не замечали. Не протестовали, что я достопримечаю их город и делаю его своим. Баланс естественной природной и социальной среды не нарушался. Скажите, разве было бы так, будь я толпой туристов?

Неорганизованные достопримечатели

Плененные неожиданным и совершенным очарованием Монникендама, мы поняли, что у нас еще остается время заехать на остров Маркен.

3. Маркен

Этот остров уже гораздо более туристический, и большинство организованных толп попадает туда на пароме из соседнего Волендам. Но есть другой путь, который мы и избрали, — проехать на остров по дамбе (которая превратила его уже в полуостров). Радуга указала нам, что мы выбрали верный путь.

Неорганизованные достопримечатели

Приплывающие из Волендама туристы как-то слишком нагло смотрели на всё местное, как будто это по умолчанию принадлежит им. Вот за эту беспардонность и недолюбливаю я организованных туристов! Ну с чего они взяли, что у них есть право на всё так бесцеремонно взирать? Есть всё-таки какая-то грубость, какой-то вандализм во всём этом организованном туризме. Нельзя так. Так и хочется интеллигентно им заметить: «Да куда ж вы прётесь, черти полосатые!» Созерцание — это тоже как искусство. Как реставрация, как берёшься за восстановление хрупких ценных моментов. И в путешествии, и в жизни.

Неорганизованные достопримечатели

Впрочем, если среди читателей этого рассказа есть «организованные» туристы, не обижайтесь, пожалуйста. Вы же, в конце концов, не виноваты, что вас так организовали. Я ведь и сам когда-то был таким. Это ничего. Это проходит.

Сам Маркен в отсутствие нашествий туристов оказался милой старосветской деревенькой, в которой через каждый ручеек умилительно перекинут обязательно разводной (!) мост, каждый имеющий свое пафосное название.

Неорганизованные достопримечатели

Водитель игрушечного экскаватора завершил рабочий день и тут же на рабочем месте уселся удить рыбу.

Неорганизованные достопримечатели

На улочках тихо и безлюдно. Только местами местные жители жарко спорят, видимо, о том, чем заняться этим чудесным летним вечером.

На тропинках попадаются надписи адресованные, видимо, периодически наводняющим деревню туристам. Не знаю, что это означает, но, наверное, что-то вроде «ну и шут с вами»!

Неорганизованные достопримечатели

Обратно мы ехали не совсем по шоссе ещё через какие-то маленькие деревни, через тенистые аллеи, как будто наш навигатор решил показать нам ещё кусочек провинциальной Голландии.

А дома в Амстердаме мы славно отужинали копченым угрем — пища богов! — запивая его местным амстердамским пивом и немного сожалея, что уже завтра мы покинем Амстердам и уедем далеко на юг — через Делфт и Роттердам. А там уже и Бельгия, и Брюгге!

Неорганизованные достопримечатели

Хорошо, что в жизни есть еще достаточно достопримечательностей, и, если быть не очень организованным, можно еще много чего приметить!

И напоследок маленькое телефонное видео работающих мельниц.