Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 23 января 18:39
Пока никаких перспектив... Но в конце января поеду снимать зубров! ))

Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Подгорица, Будва — Черногория Май 2008
60 34

Подготовка.

В преддверии наступающих майских праздников, мой утомленный зимой и работой организм начал требовать, что бы его как можно быстрее увезли из того места, которое называется «г. Москва», и положили где-нибудь на песочке около какого-нибудь моря-окияна. Сопротивляться организму вредно для здоровья, поэтому после недолгих раздумий и некоторых не имеющих отношения к рассказу обстоятельств, для завоевания была выбрана Черногория.

После минимального изучения интернета на тему этой страны оказалось, что без машины там делать почти нечего, кроме того, как валяться на пляже. Возникла проблема — я, к сожалению, а машине не ездец, но, тем не менее, являюсь сторонником активного отдыха, и по ряду причин всегда путешествую один (да, до того момента так и было). Так что я был поставлен перед нелегкой дилеммой. Один вариант — брать автобусные экскурсии и шарахаться с толпой туристов (чего я не люблю до крайности), или разъезжать на такси за немалые евры. Другой — искать человека, который захотел бы поехал со мной (а я с ним), с целью катать меня на прокатной машине по стране. Победила жадность, и после не очень долгих уговоров, одна наиболее безумная коллега по работе (Оксана, в дальнейшем, для краткости, Ксю), была сбита с пути истинного, и поскакала делать закордонный паспорт и искать деньги на поездку, и все для того, что бы составить мне компанию.

Договоренность между нами была следующая — я организовываю поездку и пребывание в стране, Ксю падает за руль, и рулит, рулит, рулит… (Как оказалось, это дело было заразным, ибо с тех времен в таком составе были посещены и обкатаны несколько разных интересных стран, о чем мы ни разу не пожалели).

Итак, Ксюхины документы на паспорт сданы, агентства, предлагающие билеты в Черногорию (летели в Тиват) обзвонены (билеты стоили приблизительно одинаково, около 13000 на май 2008), предварительный план поездки составлен. По ряду причин ехать решили на неделю. Кроме всего прочего, туда почти невозможно улететь, к примеру, дней на десять, так как самолеты туда-обратно летают хитро, например, вторник-вторник, четверг-четверг, и т. д., так что проще всего улететь либо на семь, либо на четырнадцать дней.

Местом постоянной дислокации мы решили сделать Будву (о чем впоследствии ни разу не пожалели), и оттуда на машине ездить по всяким интересным местам, с возвратом обратно в Будву. Был вариант с ночевками в разных местах, но все-таки приятно иметь свой дом, да и расстояния там не такие уж и большие.

Далее случилась вторая измена (первая — это соответственно, Ксю), был куплен путеводитель серии «Полиглот»… Ранее без Lonely Planet я дальше чем на дачу не уезжал, но оказалось, что это издательство, готовое отправить туриста в самую глухую глухомань, уделило сей прекрасной и очень интересной стране всего шесть-семь страничек в выпуске East Europe (сейчас по Черногории есть отдельный путеводитель).

Потом был очень ответственный момент — надо было забронировать машину, так как брать то, что предложат на месте (если вообще чего-нибудь предложат) нам не хотелась. В конце концов, именно свобода выбора, на мой взгляд, одно из основных достоинств нашей цивилизации. После долгого анализа интернет-сайтов, обещающих прокат машин в Черногории, анализа цен (почему-то Шкоду Ксю не хотела, а на БМВ денег явно не хватало), мы остановились на Toyota Yaris за (если не ошибаюсь) 45 евро/сутки. На их сайте (сайт рабочий до сих пор) можно узнать все подробно, очень адекватные люди, говорят по-русски.

Спустя некоторое время, когда документы и билеты были получены-оплачены, я звоню в эту компанию (о, халявные рабочие телефоны!), и оказывается, что за две недели до поездки, в не сезон, у них на время нашего пребывания в стране оказался свободным только один Ситроен С4 за 57 евро/сутки. Однако мне сразу была обещана десяти процентная скидка, так что общая сумма (да и машинка оказалась — песня!) в 256,5 евро за пять дней нас устроила. Агентство находится в городе Бар, так что за подачу и отдачу машины из любой точки ЧГ платится еще по 30 евро. Итого мы отдали 316,5 евро за пять дней проката. Платить можно как карточкой (заранее или на месте), так и налом на месте. Депозит на тот момент был 300 евро, налом при получении машины (напомню, все цены от 2008 года).

При сдаче машины без видимых повреждений деньги возвращаются, поэтому при приемке машины необходимо ее тщательно осмотреть, и записать все царапины, трещины, помятия и т. д., дабы потом не платить деньги за чужие грехи. Мы, например, не заметили маленькую трещину на лобовом стекле, которая за время, пока мы побеждали черногорские серпантины, увеличилась до приличных размеров. Всю дорогу переживали, однако, прокатило. Бензин дороговат, платили 1,20 евро/литр, назаправлялись на 100 евро. Сдавать машину нужно ± с таким же количеством бензина, какое было на момент передачи (это фиксируется в договоре). Ездить надо пристегнувшись, с включенным ближним светом, и стараться соблюдать ПДД, так как штрафы от 20 евро и выше. Впрочем, об этом достаточно написано в Инете, и повторяться я особого смысла не вижу.

Ксю представила себя за рулем Ситроена и заметно воспряла духом.

В какой-то момент все подготовительные операции (которые лично мне всегда доставляют большое удовольствие) закончились, и оставалось только ждать вылета.

Игра.

День первый. Знакомство.

На момент получения билетов оказалось, что вместо обещанного рейса в 10 утра из Домодедова мы улетаем в 8 утра из Внуково, но разве это может испортить нам предотпускное настроение? В конце концов, где живем-то?

Правительственные авиалинии Москвы быстренько доставили нас в Тиват, где без проблем нам проштамповали паспорта и отпустили в свободное плавание. Плавание толком не успевшее начаться, тут же закончилось в машине наиболее предприимчивого таксиста, который за 25 евро повез нас в Будву. Точнее МЫ согласились ехать с ним за 25 евро. Таксист оказался разговорчивым по-английски.

— А как погода? В море уже можно купаться?

— Нет, холодно еще… Но русские уже купаются…

Сообщение обнадежило.

— А что погода в Черногории такая хреновая? Того гляди дождь пойдет? (Пошел днем, и кончился только к вечеру. Как в Москве, блин…)

— Не, это случайно, завтра будет хорошая погода, дождя больше не будет… (Всего 25 евро, и ведь не обманул!!!)

— А вот как на счет жилья недорогого, но приличного? Что бы с балконом, с душем, от моря недалеко, ну и вообще?

— Да фигня вопрос!

Звонок по сотовому, и вот мы уже крутим по маленьким будванским улочкам.

— Вот, смотрите!

За 15 евро с носа (в сезон до 25) мы поимели пристойную комнату на втором этаже со всеми удобствами, включая маленькую кухоньку (поэтому завтракали дома), с балконом с видом на горы, черепичные крыши и немного на море.

6
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
4
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Все за те же 25 евро водила затащил наши сумки-чемоданы по лестнице, и убыл, оставив нас с веселой женщиной, хозяйкой этого заведения.

— Про общение с черногорцами.

Черногорцы в плане общения делятся на три группы (как, впрочем, и все остальные)

— говорящие по-русски (немного, но есть)

— говорящие по-английски (гораздо больше)

— говорящие только по-сербски (все остальные)

Естественно, наша хозяйка относилась к последней группе, что, однако не мешало нам понимать друг друга при помощи жестов.

Так как машина, а соответственно и первая поездка, были запланированы на завтра, то мы немного приведя себя в порядок, отправились завоевывать первый черногорский город, который оказался настолько мил и приятен, что тут же стал для нас Домом и Нашей Будвой.

5
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
5
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
5
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
6
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Брожение и шатание по Будве привели нас в Старый Город, который моментально покорил нас своими узенькими с многочисленными магазинами и кафешками, старинными улочками, домами и домиками, сложенными из камня, и просто приятной и спокойной обстановкой.

2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
5
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Позже мы обязательно вечером гуляли по Старому Городу, каждый раз находя новые места, не смотря на то, что он совсем небольшой.

2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
4
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

День второй. Первые серпантины.

На следующий день с утра, успев порадоваться солнышку и голубому небу, мы мерили шагами улочку в ожидании нашего Ситроена. Было немного стремно, а ну как кинут? Но вот и он, полчаса на необходимые формальности, деньги, франшиза, пожелание нам удачи — и вот мы на колесах. Вчера на почте за пару евро была куплена карта Черногории (как оказалось впоследствии, очень толковая), и мы в качестве обкатки Ксюхой машины и машиной Ксюхи, едем в Подгорицу — столицу Черногории, с заездом на Свети Стефан, визитную карточку Черногории.

Видно этот островок издалека, и мы с Ксю, припарковав машину неподалеку от трассы и сделав классические фотки острова сверху, пошли вниз, к морю.

12
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Вышли немного левее Стефана, и не напрасно, его было удобно оттуда фотографировать, и прогуляться по галечному пляжу тоже было здорово.

8
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
4
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Насладившись видом островка, мы через оливковые рощи и прочие препятствия в виде заборов вышли к машине и двинули дальше.

Совет — Подгорицу следует посетить только транзитом, или если совсем нечего делать. Ничем (кроме моста Миллениум, да и без него можно прожить) не примечательный городок, так, пошарахались по улицам, зашли в какой-то парк, какой-то музей… и поехали обратно.

3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
2
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
3
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Дорога на Подгорицу проходит через Скадарское озеро, про которое написано и в Интернете, и в Полиглоте. По пути туда остановились, вышли, посмотрели… Большое озеро, и только. Но ничего на наш взгляд примечательного.

1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1
1
Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории. Часть 1

Местный тип попытался раскрутить нас на экскурсию по озеру (25 евро с носа), но был мягко послан. В общем, этот день был скорее ознакомительным, чем интересным. Хотя, первое знакомство с Черногорскими дорогами тоже много значит.

— Про черногорские дороги.

Дороги в Черногории хорошие. Где заасфальтированы. Где нет — как повезет. Прямых дорог в Черногории гораздо меньше, чем в Москве не разбитых. То-есть их практически нет вообще. Есть два направления — налево и направо. Нет, четыре — еще вверх и вниз. Боковые зеркала можно использовать для того, что бы посмотреть, нет ли кого на встречке на серпантине. Дороги неширокие, при этом обычно с одной стороны прямо из асфальта поднимаются горы, а с другой стороны асфальт обрывается в пропасть, при этом обочина отнюдь не всегда бывает огорожена. Места для маневров — минимум, в некоторых местах, что бы разъехаться со встречной машиной, приходится сдавать задом до ближайшего кармана. В общем, дороги — это песня. Ксю была в полном восторге. При скорости километров 60 в час создается ощущение, что гонишь под сотню, плюс к этому бесконечные повороты, вплоть до того, что иногда дорога закручивается по спирали.

Еще одно заблуждение касательно местных дорог.

-Сколько туда ехать? Всего 100 км.? Ерунда, максимум два часа.

А на самом деле, это по московским меркам небольшое расстояние может отнять и три часа, и больше, из-за того, что 100 км по прямой и по спирали — совершенно разные вещи. Это тоже необходимо учитывать при планировании поездок.

Вечером, заседая в кафешке и поглощая что-то вкусное, мы разработали маршрут на завтра, и с чувством выполненного долга отправились на моцион в Старый Город.

Продолжение :https://www.tourister.ru/responses/id_10545

Комментарии