Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 19:23

Лахти, Ювяскюля, Котка, Турку, Наантали — Финляндия Август 2013

Финский салат.

Для приготовления Финского салата берем и смешиваем основные, всем известные ингредиенты: рыбалка, грибы, сауна. Добавим столовую ложку Северного Модерна, стакан современной Скандинавской архитектуры и щепотку Средневековья. Сверху обильно посыпаем прикольными скульптурами. Даем пропитаться чистейшим воздухом финских лесов. Поливаем утренним туманом изумрудных озер. И наконец, дождавшись лазурного заката, подаем на стол. Приятного аппетита!

Мы давно распробовали этот финский салат и хорошо знаем, какой он бывает вкусный. Но чтобы блюдо не приедалось, ингредиенты полезно добывать в разных местах. Поэтому, когда неожиданно у нас образовалась свободная неделя, мы отправились в Финляндию по малознакомым городам и весям. Тем более, что «Финка» отлично подходит для спокойного отдыха, так нужного жителю суетного мегаполиса. Рыбалка, сбор грибов, прогулки по лесу, любование закатами, релаксация в СПА и саунах — в Финляндии это все на высоком уровне. Особенно приятным было то, что после целого ряда путешествий с друзьями и детьми, мы едем только вдвоем, добавляя в финский салат нотку романтики и запах свободы.

А теперь подробнее об основных ингредиентах августа 2013.

1. Лахти. Архитектура, скульптуры, рыбалка, прогулки по лесу.

Город Лахти, на окраине которого мы поселились в кемпинге, был выбран по двум причинам. Он находится на полпути в Турку, который мы давно хотели изучить подробней, и из Лахти удобно съездить в Ювяскюлю, куда мы тоже давно собирались в гости к архитектору Алваро Аалто.

Но это все потом, а сначала погуляем здесь.

Лахти — довольно милый городок.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Торопиться нам некуда, и мы гуляли по-фински, не спеша. С интересом разглядывали иногда странноватые, иногда забавные скульптуры, разбросанные по всему городу.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

В центре есть несколько оживленных улиц с кафе и магазинами.

Внимание привлекли два здания. Городская ратуша, построенная по проекту Элиэля Сааринена и церковь Ристинкиркко, построенная по проекту Алваро Аалто. Это два финских архитектора с мировым именем. Элиэль Сааринен считается родоначальником Северного Модерна. Из Википедии: «Соединение идей немецкого югендстиля, неороманской архитектуры Генри Ричардсона, приемов народного зодчества и фольклорных мотивов породило новое стилевое направление „национальный романтизм“, ставшее на несколько лет магистральным в Финляндии и распространившееся в соседние регионы Российской Империи („национальный романтизм“ в Латвии и „северный модерн“ в Санкт-Петербурге)».

Более известной россиянам работой Сааринена

является железнодорожный вокзал в Хельсинки.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Если здание вокзала украшают скульптуры, то у здания ратуши в Лахти их нет.

И ратуша кажется несколько простоватой и грубоватой.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Аалто — архитектор следующего поколения. Как сказано в Википедии, он считается «отцом модернизма в Северной Европе, одним из основоположников современной школы дизайна». Снаружи творение отца модернизма не производит особого впечатления.

Зато внутри всё пространство церкви подвержено спокойной динамике.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Одни части интерьера вытекают из других.

Хорошие пропорции, замечательное сочетание материалов.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Аалто успешно работал с различными приемами естественного освещения внутри здания, в отделке и мебели любил использовать дерево, особенно гнутое. Вроде бы простой интерьер удивил легким изяществом.

В Лахти попадаются красивые дома в современных формах и в стиле модерн.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

На окраине расположено здание известной финской фирмы «Лахти». Почти в центре города были замечены лыжные трамплины.

В общем, погулять интересно. Расслаблено.

Наш домик в кемпинге на берегу озера небольшой, но уютный, с набором всех необходимых удобств.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Не было только собственной сауны. На территории кемпинга, конечно же, сауна имелась. Само собой, в обязательной программе была рыбалка. Как и положено, именно в этот день пошел дождь, да еще с довольно сильным ветром. Поскольку нам знаком капризный характер финской погоды, мы всегда берем с собой непромокаемую одежду. Главное, чтобы тепло и сухо было внутри. Итак, одет нормально, лицензия куплена, но ветер шумит, что рыбалки не будет. Не зря на пирсе нет ни одного рыбака. Ладно, пойду хоть блесну покидаю.

Озеро бесится, дождь хлещет, ветер ревет, а рыба даже из спортивного интереса не гоняется за блесной. Ну-ну, посмотрим, чья возьмет. Удача мне улыбнулась, только когда пришла Алла. Практически сразу попалась молодая упитанная щучка, и через несколько минут еще одна.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Рыбалкин день завершился вкуснейшей ухой, вином и прочими гастрономическими удовольствиями.

Ювяскюля. Архитектура, сауна.

Если бы не архитектор Алваро Аалто, мы вряд ли заглянули бы в этот городок в середине Финляндии.

В центре города парковки платные. Мы не стали тратить время на поиски бесплатной улочки и встали на платное место. Для начала подкрепимся чашечкой питательного какао.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Не знаю почему, но у финнов очень вкусное какао. Одной чашки с булочкой хватает на полдня гуляний.

В туристик-центре нам выдали несколько буклетов и карту города, где отмечены здания Аалто. В далеком 1923 году он организовал в Ювяскуле архитектурную студию и построил в этом городе много зданий. Мы не все осмотрели, поэтому не сильно вас утомим.

Одно из первых творений Аалто — Рабочий клуб 1924 г.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Внутрь мы не попали, но расскажу сразу, чем отличается Аалто от современных архитекторов.

Он, наверное, один из последних зодчих, которые проектировали не только здание, но и придумывал индивидуальные, именно для этого здания, дверные ручки, фонари, перила и тому подобное.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Сейчас это может себе позволить только очень дорогой и очень известный архитектор.

Разбавим архитектуру Аалто вот таким интересным домиком. Сразу видно, как финны любят природу.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Следующая работа Аалто — Музей Центральной Финляндии 1957–61 года.

Еще несколько интересных зданий

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

и снова возвращаемся к творчеству Аалто.

Часть корпусов местного университета построена по его проектам в 1951–71 годах.

Университет расположен среди сосен, как в парке.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Жить, работать и учиться внутри природы — это фишка финнов. И ведь действительно приятно находиться в окружении естественной красоты.

В подтверждение моих мыслей прямо на территории университета встретили довольно крупного зайца.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

По дороге к музею Аалто, попался квартальчик в стиле Модерн.

В музее было интересно.

Он хоть и маленький, но хорошо представляет творчество Алвара Аалто.

Основное внимание уделено его работам с гнутым деревом.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Тут он был первопроходцем и активно использовал его в дизайне.

С подачи Аалто финны изобрели многослойную фанеру.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

В музее естественно есть магазин с сувенирами и книжками, в том числе и на русском. Но пора было обедать и меню музейного кафе нас вполне устроило.

По пути к машине мы осмотрели студенческий кампус, последний на сегодня из объектов Аалто.

Даже удалось зайти внутрь и увидеть, как много внимания мастер уделял освещению.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Перед отъездом из Ювяскюли, мы искупались в университетском бассейне.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля

Там и сауны были, и ванны с джакузи. И хотя в основной чаше проходили занятия, крайние дорожки были свободны для всех желающих.

Финский салат. Лахти и Ювяскюля
Погреться в сауне, поплавать, снова погреться, полежать в джакузи, опять в сауну, потом в бассейн и так мы развлекались до закрытия бассейна. Вышли на улицу с ощущением, что только что родились заново. Было необычайно легко и приятно.

Продолжение тут https://www.tourister.ru/responses/id_10540

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия