Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 21:14

Весенний Израиль. Заповедник Адуллам и цветущие лютики

Бейт-Шемеш — Израиль Апрель 2023

Израиль — небольшая страна, но ее природа удивительно разнообразна. В стране насчитывается 275 заповедников и 86 национальных парков, и все они открыты для туристов, т. е. доступны для посещения. Туристические фирмы Израиля, ориентированные на русскоязычную часть населения, организуют в выходные дни (пятницу и субботу) различные однодневные поездки по стране: в заповедники, исторические места, на интересные мероприятия. Если есть время, почему бы не воспользоваться такой возможностью поближе познакомиться со страной.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Турфирма из Хайфы возит на экскурсии на микроавтобусе, обычно собирают людей из нескольких городов по пути следования. В этот раз в программе был Заповедник Адуллам-Гроув — природный заповедник в центральной части страны, расположенный к югу от города Бейт-Шемеш. Маршрут начинался из Акко, в Кирьят-Бялик микроавтобус пришел еще полупустой, была возможность устроиться удобнее.

До цели порядка 170 километров пути, доехали довольно быстро и отправились на небольшую прогулку.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Многие представляют Израиль пустынной страной, однако лесов в стране немало, но далеко не все они естественного происхождения. Заповедник Адуллам-Гроув был создан в 1994 году для защиты средиземноморских лесов, редколесья и кустарников, которые в этом районе растут естественным образом. Он занимает примерно 650 гектаров, это часть экологического коридора, соединяющего низменности с Иудейскими горами.

Различные цветы цветут в заповеднике зимой и летом. Почему бы и нет, если в этом районе в самом холодном месяце — январе среднемесячная температура примерно +11°C.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Здесь обитают газели, гиены и другие дикие животные. Так написано на информационном щите. Но кроме бесхвостой ящерицы мы никого не видели, все разбежались. Слишком много людей здесь было в этот день.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Прогулки в выходные дни по заповедникам в Израиле очень популярны, я в этом убедилась сама, съездив на три экскурсии. Выезжают семьями, компаниями друзей.

Можно устроить пикник в тени под деревом. Главное — не нарушать порядок и не мусорить, не приносить напитки в стеклянной таре.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики
Чтобы сохранить экосистему от чрезмерной нагрузки, по территории заповедника проложены специальные экскурсионные маршруты, выбраны объекты для показа. Для ориентации установлены указатели.

Большие поселения на этой территории существовали еще во времена Римской империи. В разные годы здесь проводились многочисленные раскопки. Были обнаружены руины поселений разных периодов.

Мы дошли до руин Мадраса — поселения существовавшего с X века до н. э. до IV века н. э. Здесь была обнаружена целая система пещер разного размера и предназначения. Вот, например, пещера-убежище.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Таких пещерных систем было обнаружено десятки в Иудейской низменности. Считают, что они были выкопаны для добычи известняка, который скрыт под твердыми слоями породы. А во время восстания Бар Кохбы (132–135 гг. н. э.) — восстания иудеев против римлян при императоре Адриане, эти пещеры служили для еврейских повстанцев убежищем от римской армии.

Гуляющий народ устроился в пещере в тени с комфортом, вел беседы и уходить не собирался.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Пещеры-убежища — целая система отдельных камер, соединенных узкими проходами, по некоторым можно только ползти. Пока взрослые ведут беседы, дети ползают по этим ходам.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Мне интересно было смотреть по сторонам.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Кроме убежищ, были пещеры-цистерны, где хранилась вода.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

А вот это — погребальная пещера.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Места эти связаны с библейскими персонажами, героями мифов… Римляне-филистимляне-иудеи в голове образовали сложную паутину, из которой я не выпутаюсь, не буду и вас запутывать.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Где-то здесь Давид, будущий царь Иудеи, победил в поединке с помощью пращи Голиафа, огромного воина-филистимлянина, а затем отрубил ему голову.

Сохранилась небольшая пирамида, которая, возможно, использовалась для ритуальных целей.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Конечно, во время экскурсии нам показали только кусочек заповедника. Так, мы не увидели самую интересную пещеру, ее называют Колокольной. На стенах этой пещеры вырезано большое количество ниш разной формы. Вот такие, как на камне, который стоял в начале маршрута. Считают, что ниши использовались для разведения голубей, которых употребляли в пищу и применяли для других целей.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Но поехала на эту экскурсию я не из-за заповедника, привлекло другое. Каждый год в начале апреля в мошаве Беэр-Тувия на юге Израиля расцветают лютики. Мошав — это сельскохозяйственное поселение, в Беэр-Тувия занимаются молочным животноводством, разводят телят и овец на мясо, бройлерных кур, а также выращивают овощи и фрукты. На полях мошава растет пшеница, кормовой клевер для скота, а также цветы.

В апреле в период Песаха в выходные проходит Фестиваль лютиков («Катиф нурийот»), на который съезжаются семьи со всего Израиля. Мы приехали сюда рано, в числе первых. Вход 10 шекелей и 50, если хочешь собрать букет. На входе вручают ножницы и пластиковую емкость (обрезанную бутылку) и отпускают на просторы поля!

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Лютик (ранункулюс) азиатский или лютик садовый — многолетнее растение, его цветы могут иметь разнообразную окраску, есть варианты простые и махровые, выведенные с помощью селекции.

На поле чередовались полосы с красными, оранжевыми, желтыми, розовыми, белыми и цветными лютиками.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Лютики казались такими нежными, что жалко было их срезать.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Можно было неспешно собрать букет в том варианте, какой хочешь.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Люди постепенно прибывали, у входа скопилась очередь. Кто-то фотографировал цветы, кто-то себя на фоне цветов.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Много семей с детьми, дети тоже ходили с ножницами и резали цветы, как умели. Потом эти цветы можно было видеть валяющимися на дорожках между рядами.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Мы возили эти букеты в бутылках с водой до вечера, домой вернулись в 18 часов. В заповедник поехали после лютиков, потом заезжали в винодельню на дегустацию вина.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Лютики становились все грустнее, повесили головки, я уже стала переживать, что не довезу. Но, на удивление, дома, в воде они ожили и выглядели замечательно еще больше недели.

Главное, приехать на поле пораньше. Кажется, что цветов много, но за день лучшие срежут, другие подвянут, и поле уже не такое фотогеничное. К утру, я думаю, раскроются новые цветы, но это уже будет другой день.

Весенний Израиль. Заповедник  Адуллам и цветущие лютики

Вот так выглядело поле, когда мы уезжали, да и на парковке уже мест не было.