Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:25

3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  6. Карантинная Мальта — услада для души, рыбный Маршалокк, древность в Паоле, Гоулубой Грот
  7. Прекраное палаццо Паризио — мальтийский Версаль, являющийся частным жилым домом
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  13. Рыбный ресторан в рыбацкой деревне, куда приезжают полакомиться со всей Мальты
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

13.11.2020. Гозо.

Сегодняшний день был посвящен острову Гозо. Вообще-то, я на нем провела целую неделю, но это было девять лет назад, к тому же, у нас инфо — тур, второй обязательный день, программу которого нам составляет принимающая сторона.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Отправляемся мы на пароме, который ходит между островами. Интересный момент — паром туда бесплатный, обратно — за деньги. Предполагается, что все равно захотим вернуться, и справедливо — остров очень мал, не хотела бы я на нем провести всю жизнь.

В отличии от своего большего по размеру соседа, Гозо отличается более плодородной почвой, живописной природой, и, даже, жителями. Эти скромные и выносливые люди мужественно прошли через все испытания судьбы. Характер их предков формировался в постоянных лишениях и опасностях. У Мальты и Гозо одна и та же история, одни и те же строения и руины, однако, на долю меньшего острова выпало гораздо больше испытаний.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Пираты и османы, поочередно нападали на остров и увозили жителей в рабство. Когда гозитян предупреждали о надвигающейся опасности вторжения, некоторые жители искали убежища в хорошо укрепленных городах Мальты, старшее поколение спасалось на Сицилии, однако все они возвращались домой после того, как опасность миновала. Жители Гозо, освобождаясь из рабства, также возвращались домой вместо того, что бы выбрать для жизни более безопасное место. Гозитанские эмигранты, разбогатевшие в других странах, также возвращались на родину и строили роскошные дома, что бы показать уровень своего благосостояния.

А мы, выйдя с парома, начали с соляных лунок — побережье за бухтой Швейни испещрено 350-летними солевыми ямами, высеченными в камнях. Они расположены на береговой линии протяженностью более 3 км. Эти соляные лунки — не просто часть живописного пейзажа, каждый год, следуя вековой традиции, в них собирают тонны морской соли. Вплотную к ним подходят совершенно гладкие скалы, все вместе создает совершенно лунный пейзаж! Я, как отец Федор, хотела забраться на скалу, но у меня колбасы не было.

26 июля 1551 года Гозо подвергся самой страшной осаде в своей истории. Турки подошли флотом в составе 145 судов, возглавляемого огромным галеоном Рустем — Паши, зятя Сулеймана Великолепного. Флот включал 105 галлеасов, две баржи, несколько галлиготов и другие военные корабли. Жители города укрылись в Цитадели, но она не выдержала и все 5000 человек были угнаны в рабство. Известен подвиг поступок не знаю, как сказать, Бернардо де Опуо, сицилийца, жившего на Мальте, который предпочел смерть рабству, убил свою жену и двух дочерей, а затем сражался с османами, пока не был зарублен ятаганом.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

С крепости открываются роскошные виды — на окрестные горы, долины и город Виктория.

Одна из стен бастиона Святого Михаила очень интересна тем, что она является местом произрастания редкого растения — эндемика — сорта мяты, который встречается только на Мальте и на Пелагийских островах. Это растение однолетнее, ежегодно дает семена, поэтому, с октября по июнь здесь запрещена прополка, что бы не повредить это редкое растение. Мы поразминали листочки, руки потом до вечера мятой пахли (даже через маску).

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Мы сняли маски, что бы сфотографироваться и подышать — на всей крепости не было никого, кроме нас, пятерых, и ровно через минуту примчался охранник устрашающего вида. Он был столь серьезен и преисполнен собственной значимости, что мы сочли за благо натянуть намордники. Однако, он сопровождал нас до самого выхода — бдил!

Кто-то из израильтян, видимо, после штурма крепости, отметился. Или, члены гильдии пивоваров и трактирщиков. Я бы всем любителям оставить «Киса и Ося были здесь» ставила в паспорт запрет на посещение любых стран, пусть дома сидят. Когда вижу выцарапанные на русском языке надписи, стыдно, как будто это я сделала.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Более подробный отзыв о крепости здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/victoria/placeofinterest/39014/responses/7789

Из крепости спускаемся в город, в столицу острова — Викторию, которую чаще называют старым названием — Рабат (хотя на большой Мальте тоже есть Рабат). Здесь смешаны древние традиции и современные течения, а небольшое население процветает за счет постоянного пребывания на острове туристов. Нелегко им сейчас приходится. Окраины столицы застроены современными зданиями и другими элементами инфраструктуры, но стоит оказаться в центре города, как начинаешь ощущать атмосферу древности, вековую историю.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Меня, как, наверное и большинство туристов, тянет в давние века истории.

Город расположен в самом центре острова, и столицей он «служит» с давних пор. К сожалению, совсем древних сооружений в Виктории не сохранилось, однако его извилистые улочки с дворцами и жилыми домами, со множеством интересных мелочей, делающих город столь самобытным, хранят истинную красоту местной архитектуры. Виктория является популярным местом отдыха как среди туристов, так и для жителей Мальты, посещающих остров на выходных.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Любой гуляющий по Виктории, будет бесконечно проходить под разнообразными арками. У каждой своя история. Небольшой дверной проем вел в караульную комнату под аркой, откуда был доступ к подъемному мосту снаружи главных ворот города. Все постройки за пределами этого коридора были разрушены, когда в 1899 году был построен Капитул наверху.

Самое «тусовочное» место города — Ит-Токк, на этой площади всегда находился, находится и сейчас, рынок. Чего здесь только нет — гозитанская нуга, миндальные сладости — банкунчини, традиционные местные сладости — пасти тас-салиб.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Главная церковь Виктории и всего острова — Кафедральный Собор, который построен на возвышении, что позволяет видеть его и из города, и с крепости. Он был построен по проекту мальтийского архитектора Лоренцо Гафа, в форме латинского креста, в период между 1697 и 1711 годами, на месте старой церкви.

Слева от Собора высится Дворец Правосудия. Забавно видеть внутри здания суда сувенирную лавку. Но, туризм и торговля — немаловажные факторы в экономике острова.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Проходим через арочный проход, образованный последовательностью арок — это реликвия Средневекового города. Он служил укрытием для рынков и укреплением прилегающих зданий.

Квартал Иоанна Крестителя, покровителя рыцарей одноименного Ордена. До 1637 года люди были обязаны возвращаться на ночь внутрь городских стен, тогда Средиземное море кишело пиратами, которые неоднократно высаживались на остров и угоняли жителей в рабство. Когда закон о ночевке внутри был отменен, люди отказались от своих крошечных жилищ внутри и начали строить более просторные дома в пригороде Ир-Рабата, дома внутри начали рушить и больше не строить. Сохранилось несколько палаццо конца 14 века, например, семьи Кьярамонте из Сицилии, с округлыми дверными проемами, арками, двориками и видимой каменной кладкой.

Мы с мужем — большие любители музеев археологии. Наверное, до этой поездки, я могу вспомнить только один пропущенный музей из возможных — в Сиракузах (до сих пор страдаю — попали туда в выходной день). В эту поездку мы не сходили ни на Мальте, ни на Гозо — плата за невысокую цену инфо-тура. Само здание музея — 17 века, затертое на узенькой улочке старого города.

Археологический музей Гозо, открытый 30.05.60., искусно вырезанный балкон - от последнего хозяина, современный мальтийский дом с внутренним двором, принадлежал семье Камиллери.

Фонтан «Дельфин» — точная копия того, что был установлен здесь в 1887 году, в честь открытия пароходства и присвоения статуса города Рабату, переименованному в Викторию спустя два года. Когда велись работы по опусканию площади в 1956 году, оригинал фонтана пропал! Видимо, кто-то на дачу утащил.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Небольшой дворец губернатора Гозо был построен по инициативе Великого Магистра Алофа де Виньякура, и представляет собой типично мальтийскую архитектуру 16 века. Здание было значительно перестроено, но в главном зале сохранились гербы губернаторов Гозо.

Интересно, этот памятник в центре площади, назначается местом встреч?

Или, свидания назначаются возле этого?

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Я здесь встретила вот такой раритет! Начала фотографировать, в это время подошел не менее смешной хозяин и любезно предложил порулить (он тоже на фото попал). Но, к сожалению, меня не ждали, пришлось нестись — догонять остальных.

Церковь Святого Георгия, построенная в конце 17 века и расширенная в 20 веке. В 1693 году храму был нанесен серьезный урон в результате землетрясения. Новый фасад был пристроен в 1818 году, а совсем недавно — отреставрированы купол и нефы. Фасад на реставрации, а внутри шла служба.

После прогулки (если честно — пробежки) по Виктории, логично было бы отправиться к главной достопримечательности Гозо (главнее Цитадели и Кафедрала) — Лазурному Окну, но вся беда в том, что три года назад оно рухнуло, от слова «совсем». Это была массивная каменная арка, сформированная под воздействием моря и ветра, совершенно точно, она была самая фотографируемая на Гозо. Ее запечатлевали в голливудских блокбастерах и рекламных роликах, она была визитной карточкой острова. Однако, порода разрушалась, под водой расширялась трещина, и в марте 2017 года во время шторма, окно рухнуло. Но, Двейра — природное место на северо-западе острова, преподносит сюрпризы. и у окна есть два заменителя — другие окна, чуть поменьше, но не менее красивые.

С дороги открылся вид на Базилику, вход в которую в программу не входил. Но я попросила, и, учитывая. что в группе аж 4 человека, мы подъехали. Базилика интересная, с историей, не зря заехали. Кстати, там есть возможность оставить просьбу Всевышнему, эдакая «Стена Плача» по-мальтийски, я очень попросила о возвращении к нормальной жизни. А вдруг…

Отзыв о Базилике здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/arb/temples/39012/responses/7785

К этому времени мы могли думать только об одном — о морепродуктах! И воплотить мечту отправляемся в деревню Шленди, в юго — западную часть острова. Деревня пользуется огромной популярностью у туристов и местных жителей, здесь есть все, что необходимо курортному местечку: рестораны, бары, отели, и, даже, крошечный песчаный пляж. Совершенно случайно выяснилось, что именно здесь я отдыхала девять лет назад — в отеле, по соседству с рестораном, где мы восхитительно пообедали морскими гадами морепродуктами. Вот он, мой отель — желтое здание:

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

А виды из ресторана умиротворяют — фото прямо от столика.

Отзыв о ресторане «Ботхауз» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/xlendi/cafe/38980/responses/7726

Совсем рядом с Шленди, есть интересное историческое место — прачечные римских времен. Вода, вытекающая из-под земли холодная (попробовала), но именно здесь, издревле, женщины стирали белье. По словам Ларисы, нашего гида, стирают и сейчас. Склонна верить, так как мы видели кусочки мыла. Традиция.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Как и еще одна интересная привычка мальтиек и гозитанок — они моют полы дома и во дворах босиком! Вот это мы видели своими глазами, как тетечка драила плиты на улице, совершенно босая (не хочу думать о педикюре). Наша водительница, совсем молодая девушка, подтвердила, что она тоже так делает, потому что так удобно.

Гуляя по узким извилистым улочкам, словно путешествуешь в далекое прошлое, жизнь течет в замедленном ритме.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

На Гозо еще раз убеждаемся, что на этих островах живут достаточно религиозные люди — почти в каждом доме есть ниша с фигуркой какого-либо святого, либо, номер или название дома указаны на табличке с изображением святого.

Да и церквей, базилик, соборов, часовен и капелл на обоих островах достаточно, даже на таком маленьком пространстве, которое мы проехали сегодня, я насчитала шесть! три — выше упомянутых, вот еще две, и третья — святого Иосифа — в цитадели:

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Ручек в Виктории поменьше, чем в Мдине и Валлетте, но те, которые есть, очень симпатичны.

В одном из старых двориках мы увидели вот такой старый колодец, интересно, когда его закрыли?

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Еще мне очень нравятся мозаичные ступени крыльца, с удовольствием бы такими обзавелась, но в наших широтах не принято.

Нам пора уезжать, с очередной смотровой площадки уже виден порт и наш паром.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Чистейшее море богато разнообразными заливами, обустроенными для разнообразного отдыха и плаванья. Над заливами, на крутых склонах, растут актусы — Сабры, их плоды используют в пищу, изготавливают из них варенья, джемы, и, даже соки. Используют и мякоть и кожу.

Поскольку, без кота — жизнь не та, то и на смотровой площадке оказался котик. Посмотрите на эту модель — как хвостиком крутит. Я к нему на парапет забралась.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Солнце село рано и стремительно, это напоминание — мы на юге. Второе напоминание — паром ждать не будет. Интересно, вроде бы, пол дня пробегали, но в итоге я соглашусь с тем, что говорят о своем острове сами гозитанцы: «Гозо — это остров, на котором не действуют законы времени».

И на этом закончилась наша обязательная двухдневная программа, в которую мы исхитрились вставить экскурсию в Три города (в день прилета), поездку в вечернюю Мдину и поход в Аквариум. Впереди — два свободных, самостоятельных дня.

Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия