Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте

3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  6. Карантинная Мальта — услада для души, рыбный Маршалокк, древность в Паоле, Гоулубой Грот
  7. Прекраное палаццо Паризио — мальтийский Версаль, являющийся частным жилым домом
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  13. Рыбный ресторан в рыбацкой деревне, куда приезжают полакомиться со всей Мальты
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.

12.11.2020. Валлетта.

День был насыщенный, после Дворца Паризио и Мдины мы отправились в Валлетту, в столицу. Поскольку я во вчерашнем рассказе, говоря об истории острова, остановилась на рыцарях, то сейчас — самое время о них вспомнить, история Валлетты связана с рыцарями неразрывно.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Начнем с того, что такое Орден Рыцарей, которых сегодня, чаще всего называют Мальтийским Орденом, что не совсем правильно. Правильное название: Суверенный военный орден госпитальеров Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Кстати, самый старый в мире рыцарский орден, он был основан в 1048 году. Этот орден приравнивается к государству — у него есть герб, флаг, гимн, своя «огромная» территория — аж 0, 012 кв.км. Свои паспорта! Свои почтовые марки. И свое представительство в ООН, в качестве наблюдателя.

Если рассматривать орден, как государство, то оно было и остается многонациональным. И делится не на республики, штаты, провинции или федеральные Земли, а на языки, в зависимости от страны, выходцы из которой рыцари. Это: Германия, Франция, Италия, Англия, Прованс, Арагон, Овернь, Кастилия. Каждый язык имеет свой Оберж, говоря по-русски — штаб-квартиру. У каждого свои назначения и сферы деятельности. Именно поэтому на кресте ордена — 8 лучей, ну и на мальтийских монетах:

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Военный Орден Рыцарей Святого Иоанна участвовал в Крестовых Походах, но после падения Акры в 1291 году, им пришлось покинуть свой оплот в Палестине и вернуться в Европу, точнее — на средиземноморские острова. После непродолжительного пребывания на острове Кипр, они перебрались на Родос, где и остались на 200 лет. Но, султан Сулейман изгнал рыцарей с Родоса, и в течении 7 лет они искали себе прибежище. Император Великой Римской Империи Германской Нации — Карл Пятый решил подарить рыцарям Мальту, но те понимали, что подарок — дело такое: сегодня подарил, завтра забрал. И тогда была оформлена юридическая сделка — остров был куплен — за одну золотую монетку, но, документ о «купле — продажи» был у Великого Магистра «на руках».

Посмотрев на столицу, Мдину, рыцари поняли, что она им не подходит — далеко от моря. А у них на море важное дело — занятие пиратством, да и враг может зайти только с моря. Вот уж Мдинская знать была счастлива, что Мдина рыцарям «не подошла»! Свое первое поселение рыцари обустраивают в небольшой деревне, сегодня — городке Биргу (в первой части).

Для постройки города — крепости была выбрана скалистая гора Шиберрас (на фото видно — почти весь город под уклоном). Но, особо денег не было, да и времени не хватило — построили только форт, в 1530-х годах. И, доказывая несостоятельность островной обороны, османы совершают две атаки — в 1547 и 1551 годах. Во время второй — турки смели на своем пути все, опустошили города и деревни, обратили в рабство все население соседнего острова — Гозо. Все это заставило задуматься о серьезных укреплениях.

(Казармы Сен-Джеймс).

Великий Магистр Жан Паризо де Ла Валетт был одержим идеей строительства города, он пригласил европейских военных инженеров, что бы они разработали проекты строительства города. Но, случилось самое важное и известное событие в истории Мальты — Великая Осада. Не зря Вольтер, спустя 200 лет после события, написал: «Ни о чем не известно больше, чем об осаде Мальты». Думаю, что для Мальтийцев, это самое важное событие в их истории и сегодня.

Постараюсь описать это важнейшее событие коротко. 18 мая 1565 года османские войска, в количестве 48000 отборных воинов подошли к берегам Мальты с далекоидущими планами: через Мальту, Сицилию и Италию, вторгнуться в Центральную Европу. Противостояли этой громаде 540 рыцарей, 4000 мальтийских защитников и около 3500 наемников из Италии и Испании. Для начала турки напали на форт Святого Эльма, который был им необходим для размещения своего флота. Героические защитники форта сумели продержаться 31 день, но больше сопротивляться было некому, форт пал.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

После этого настала очередь двух городов с гаванями — Биргу и Сенглея. Имея подавляющее преимущество, османы не сумели захватит их — защитники продержались до прибытия подмоги из Сицилии. Надо сказать, что в этом нереальном поражении был главный виноватый — сам Паша. Во-первых, он отправил армаду под руководством двух командующих, враждовавших между собой. Во-вторых, когда 15 лет назад, он захватил в плен рыцарей — он, увидев перед собой плененных отпрысков лучших домов Европы, попросту отпустил их. Жест был красивый и с дальним прицелом — они расскажут всей Европе о мощи Осианской Империи. Рассказать то рассказали, но с силами подсобрались и спустя 15 лет взяли реванш.

И, как только Великая Осада закончилась, Ла Валетт вернулся к идее строительства укрепленной столицы. Он, совершенно справедливо, выставил Европе ультиматум: мы вас собой закрыли, дайте денег и людей, а то уберемся отсюда, и будет вам «Здравствуй, Османы!». Помогли, конечно. Папа Пий Четвертый направил своего военного инженера — Франческо Лапарелли. Лапарелли создал проекты и поручил работы мальтийскому коллеге Джеронимо Кассару. Для начала реконструировали и восстановили форт Святого Эльма. Затем был выстроен город, по четкому плану, один из первых (если не самый первый) в Европе плановый.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Но, все проходит, и век рыцарей тоже. Денег катастрофически не хватало, безработица процветала — к концу 18 века пиратство уже было не в чести, да и эпоха рыцарей себя изжила. БОльшая часть имущества ордена находилась во Франции, а там Революция приключилась, которая все «отобрать и поделить». Рыцари еще держались, но на горизонте появился он — тоже островной уроженец, великий Корсиканец — Бонапарт Наполеон. Захват Мальты прошел для Наполеона без фанфар победы — остров сдался без боя. Великий Магистр покинул остров. А французская армия разграбила все, что смогла — начиная с дворцов и заканчивая церквями.

Мальтийцы отправили послов в страну, являющуюся извечным врагом франции — в Англию. Британские силы заставили капитулировать армию Наполеона в 1800 году. По Амьенскому миру, было решено, вернуть Мальту реформированному Ордену, а «следить за порядком» в регионе будет Королевство Двух Сицилий, но мальтийский нейтралитет будет соблюдаться. Англичане, владыки морей, обязали все суда заходить в гавань Валетты для ремонта и пополнения запасов, денежки потекли на остров рекой. В 1814 году Мальта стала Британским владением.

Начало развиваться сельское хозяйство, мальтийцы развили экспорт картофеля. Очень поощрялась эмиграция, политические беженцы итальянского Рисорджименто находили убежище на Мальте. Во время Крымской Войны Валлетта стала тыловой базой и госпиталем для англичан. Еще раз Мальта вышла на мировую военную сцену во время ПМВ, вновь став гаванью и верфью для союзников. За свой вклад в дело лечения раненых Мальту назвали «Медсестрой Средиземного моря».

Во время ВМВ Италия вступает в союз с Германией, и Мальта вновь на передовой. Начинаются бомбардировки острова, но когда Гитлер начинает войну с Советским Союзом, ВВС переброшены с Сицилии на Западный Фронт и бомбежки становятся меньше. Итальянцы пытаются захватить гавань, но им не удается это, вновь усиливаются бомбардировки. За героизм противовоздушных сил обороны Мальты, они были награждены Георгиевским Крестом от короля Георга Шестого.

Выполняя обещание, данное во время войны британцы восстановили самоуправление, и даже итальянские эмигранты смогли вернуться на родину.

21 сентября 1964 года Мальта получила независимость в составе Британского Содружества, и с королевой Англии в качестве номинальной королевы Мальты. 31 марта 1979 года последний британский солдат покинул Мальту. Сегодня страна нейтральна.

Вот по ее столице мы и совершили небольшую прогулку. В намордниках масках, даже на набережных и пустых улицах.

Археологические памятники доказывают существование старых цивилизаций на месте современного города.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Начали мы с Садов Баррака, ранее бывших частным владением, а сегодня открытые для свободного доступа туристов. Верхние Сады Барракки, расположенные в самой высокой точке укреплений — это впервую очередь, впечатляющие виды на Большую Гавань и часть бастионов, которые охраняли итальянские рыцари. Исторические пушки, ежедневно, в полдень, дают залп!

Как нас порадовали круизные лайнеры! Правда, их было только два, но мы встретили несколько групп туристов оттуда. Кто бы мог подумать, что придет время, когда мы будем радоваться туристам, а не тому, что нет толп?

Виды, действительно, великолепные, и погода замечательная — тепло, но не жарко — идеально для прогулки.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Верхние сады интересно смотрятся за счет аркад. Арки были построены итальянским рыцарем Фламинио Бальбиано, в 1661 году. В 19 веке красивый сад был преобразован, и украшен фонтанами, а в 20 веке — памятниками (хотя я не уверена, что памятники политикам очень уж украсили это, и без того прекрасное место). Правда, один интересный — памятник мальтийским Гаврошам.

Главная Административная площадь Валлеты, на которой расположено здание бывшего Обержа Кастилии, сегодня это здание — Дворец Премьер- министра.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

А это машина премьер — министра. Неплохо.

Когда британцы пришли на остров, то на католической Мальте им понадобилась протестантская церковь для солдат. Эта — первая из построенных протестантских церквей для британских солдат. Сегодня — это здание биржи.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Город назван в честь сорок восьмого Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, приказавшего построить Валлетту. Генерал — капитан флота Ордена, именно он возглавлял защиту Мальты во время Великой Осады Османами в 1565 году. Похоронен в Соборе Святого Иоанна. Памятник создал Джозеф Кеткути, в 2012 году.

Рыцарь Провансальского Отделения ордена, генерал - капитан.

Странный памятник на площади, посвящен Саммиту по Миграции, который проходил на Мальте в ноябре 2015 года, и собрал африканских и европейских лидеров. Памятник в виде завязанного узла, символизирует внешнюю политику Мальты с 1970 — х годов, служащую связующим звеном между двумя континентами, находясь в центре Средиземного моря, разделяющего материки. Автор работы — Винсент Брит.

Памятник Миграция.

Церковь Святой Екатерины, служила итальянским рыцарям. Первоначально была построена по проекту мальтийского архитектора Джероламо Кассара, примерно в 1576 году, но в начале 18 века архитектором Романо Карапечья были внесены изменения во внешний вид фасада.

Церковь святой Екатерины.

И главная церковь Мальты, Кафедральный Собор, равных которому трудно найти — Собор Святого Иоанна, место погребения Великих Магистров, место с потрясающими шедеврами искусства (две раьоты Караваджо чего стоят, а полы такие, что только из-за них стоило зайти). Кафедрал потрясающий, о нем я написала отдельно.

Отзыв о Кафедрале Святого Иоанна здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/valletta/temples/13651/responses/7753

Памятник Великой Осаде мальтийского скульптора Антонио Шортино. Он был открыт в 1927 году, в память о жертвах Великой Осады 1565 года, три фигуры означают Доблесть, Справедливость и Цивилизация. Вокруг памятника фото и цветы, посвященные погибшей журналистке, выступавшей за расследования, вопреки судебной системе. Как раз — напротив здания суда.

Памятник Великой Осаде.

Здание Суда, бывшее Обержем Оверни, оно выглядело несколько иначе. Служило Судом до ВМВ, а во время авианалета было полностью разрушено авиаударами. В ходе послевоенной реконструкции его заменило это неоклассическое здание, построенное в 1971 году.

Здание Суда.

Интересное кафе попалось по пути — «Кордино», оно работает с 1837 года, являясь одним из старейших кафе в Валлетте. Начиналось предприятие с небольшого семейного бизнеса — кондитерской, выпекающей национальные сладости. Первая кондитерская находилась в Бормле, и только в 1944 году Чезаре Кордина открывает филиал в столице. И, учитывая высочайшее качество десертов, дело пошло очень успешно. Кафе, как и положено предприятию с историей, расположено в историческом здании — бывшем казначействе рыцарей Ордена, перед зданием Библиотеки Мальты. Помимо нескольких залов внутри (кафе — мороженое, чайные залы, кафе — бар, кондитерская), в кафе есть еще и внутренний дворик, украшенный картинами местного художника. Мы уверенно шли дальше, я еще не предполагала. что обязательная часть программы подходит к концу и можно просто остаться в Валлетте, вернувшись в отель позже самостоятельно. Теперь мучаюсь — я, сладкоежка, не посидела в таком знаковом месте! Точно придется возвращаться!

Это третий рассказ о Мальте, и третий раз я выставляю слайд — шоу с роскошными ручками и молоточками. Такую (ну или почти такую) можно купить себе домой, и првезти несколько килограммов дверных молоточков:

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Помимо того, что они просто чудесны, у них еще было и вполне функциональное назначение: хозяин же должен был знать, что пришли гости (или сборщик налогов). С другой стороны двери ставился железный лист, и стук был отлично слышен. Самые популярные мотивы на Мальте — конечно, крест, а еще дельфинчики, рыбки и морские коньки. Первые три двери на фото — просто светофор.

Красные телефонные будки и почтовые ящики тоже украшают город, вносят яркое пятно в монохромность построек.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Не удержалась — сфотографировала указатель. У меня девичья фамилия — Кон. Естественно, в школе это ассоциировалось и сключительно с химией — КОН, а потом вышел фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К». Мне кажется, до самого замужества, меня так и называли — Клава К. А тут забавно — фамилия на указателе.

Но мы движемся прямо в противоположную сторону — к Дворцовой площади. Дворец Великого Магистра являлся одновременно резиденцией Магистра и местом проведения Совета и приемов. Вол времена Британского правления, его использовали в качестве резиденции губернатора. А в наше время дворец стал местом заседаний Мальтийского Парламента и канцелярии Президента Республики. Мальта — Парламентская Республика, Президент — лицо чисто номинальное, выполняет больше представительские функции.

Говоря о политике и правительстве. На Мальте — двухпартийная система, и выборы — дело семейных традиций. Думаете — почему две двери рядом разных цветов? Хозяева квартир принадлежат к разным партиям.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Ну, есть еще и номинальный правитель, точнее — правительница — Английская Королева Елизавета Вторая. Колодцев с надписями здесь не оказалось, зато, вот — привет Ее Величеству.

Спускаемся вниз по обкатанным веками широким и невысоким ступеням. Все приспособлено под всадников, но, у нас лошадей нет, мы ножками цокаем.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Я уже писала, что количество памятников политикам на Мальте может сравниться с количеством красивых дверных молоточков — нигде в Европе столько не видела. Из всех памятников, которые встретили в течении дня, только парочка была не политическим деятелям.

Энрико Миззи, политик и премьер - министр Мальты.

Это машина точно принадлежит Лее и Анне, у нас тоже многие берут такие номера.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

И, завершая прогулку по Валлетте, выходим к Военному Мемориалу в Нижнем саду Баррака, памятник сэру Александру Болле, британскому офицеру, который оказал помощь мальтийским повстанцам против французской оккупации. Внутри этой беседки, построенной в форме греческого храма, Колокол Осады, который звонит ежедневно, в полдень.

Отсюда можно прогуляться по Великой Гавани, 4 км длиной, именно на ее страже стоял форт святого эльма и форт Рикасоли. По гавани можно взять прогулку на кораблике, но для нас, не в этот раз.

Гуляя по этому крошечному городу — столице становится понятно, за что Валлетту объявили объектом Всемирного Наследия — каждый шаг — это неповторимые детали, эффектно украшающие фасады зданий, тихие переулки, памятники и скверы, возникающие словно ниоткуда — вдруг!

Прогулка по столице подошла к концу, а жаль, я бы еще погуляла. Но, не зная, что это на сегодня все. поплелась в машину. Вот карта Валлетты, на ней отлично видно — решетчатост города — улицы. пересекающиеся под прямым углом.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Поскольку в отель нас «вернули» совсем рано, до самостоятельной поездки в вечернюю Мдину еще был, как минимум, час (хотелось, что бы не в сумерках, а в огнях), то заскочили на часок в Аквариум. Учитывая, что он в паре сотен метров от нашего отеля. Аквариум небольшой, специально ехать в него нет смысла, но если рядом — то вполне можно пообщаться с подругами акулами.

Отзыв об Аквариуме здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/malta/city/san-pawl-il-ba-ar/parks_ent/38969/responses/7723

Вот этот товарищ сопровождал нас от отеля до аквариума, странно, что не черный (ко мне всегда черные клеятся, чувствуют, что у меня дома два черныша), но на Мальте даже коты — в цвет окружающего пейзажа.

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Солнце садилось, тени стали совсем длинные, во всю длину набережной, пора в Мдину.

Тем более, к вечеру в отеле мы готовы. Каменистая Мальта, тем не менее — винодельческий район. Здесь выращивают Каберне Совиньон, Шардонне, Мускат, Шираз, Мерло — основные европейские сорта. Из мальтийских — Геллевза и Гиргентина. Мы запаслись, «у нас с собою было».

Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта

Спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Мальта"

1. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Комино
  2. Карантинная Мальта — услада для души. Остров Гозо
  3. Карантинная Мальта — услада для души. Столица — рыцарская Валлетта
  4. Карантинная Мальта — услада для души. Старая столица — мистическая Мдина
  5. Карантинная Мальта — услада для души. Три города — Биргу, Бормла и Сенглеа
  8. Гипогеум — единственное свидетельство исчезнувшей цивилизации
  9. Самый-самый из всех Соборов! И Караваджо в придачу!
  10. Цитадель — символ мужества Гозо
  11. Базилика Та Пину — место обращения к Богу
  12. Океанариум на Мальте
  14. Морепродуктовый рай!
  15. Чайный сад - десертное царство.
  16. Очень удобный аэропорт Мальты.