Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 19:46
Филиппины покорены! Куда дальше?

Буэнос-Айрес — Аргентина Март 2020

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Ещё в первый день, гуляя по центру Буэнос-Айреса, мы заметили на противоположной стороне улицы мальчишек одетых в морскую форму, сразу, без всякого сомнения, приняв их «за наших». Однако, чуть погодя отбросили эту догадку, как наваждение, почудилось, наверное, с дороги.

Мы ведь не в Санкт-Петербурге и не в Новороссийске, откуда в столице Аргентины могут быть русские ребята, курсанты морских училищ. Местные, очевидно, ведь и в Аргентине обучают морскому делу. Но облик и форма… Такое своё и родное…

Под вечер, чуть поодаль, опять пробежала стайка курсантов. Да точно, наши, и вроде бы русский говор. Сомнения развеяли встреченные на следующий день земляки, эти уж точно были наши, из Краснодара, в завязавшемся разговоре даже обнаружили общих знакомых.

Они то и поведали, что в порту Буэнос-Айреса стоит знаменитый российский барк «Крузенштерн». Что 3 марта программой пребывания предусмотрен «открытый борт», когда жители и гости города смогут ознакомиться с парусным вооружением и условиями жизни экипажа и курсантов, а отбытие намечено на 4 марта.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Увы, 3 марта мы были весь день в Уругвае, он от Байреса совсем рядом, просто надо «сплавать за речку», а вот 4 марта с утра пораньше побежали в порт — провожать «Крузенштерн».

От нашей гостиницы Hotel Posta Carretas до порта было чуть больше километра, дошли быстро и, как оказалось, прибыли очень вовремя. До отбытия барка оставалось минут сорок, времени как раз хватило, чтобы сделать много разных фото, поболтать с мальчишками стоящими у трапа на вахте и что называется насладиться моментом.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Мальчики, стоящие у трапа, гордые до невозможности своим статусом курсанта знаменитого парусника и важностью порученного дела, не без удовольствия отвечали на наши расспросы.

В будущем они будут вовсе не военные моряки, как мне думалось, а члены экипажей торгового флота. Сейчас они курсанты морских училищ, но за успехи в учёбе попали в число курсантов российского барка «Крузенштерн», совершающего трансатлантическую экспедицию, посвящённую 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Сюда,в порт Буэнос-Айреса барк «Крузенштерн» прибыл из порта Монтевидео, но вообще переход был и ещё будет долгим. Одновременно по просторам мирового океана, в рамках вышеназванной экспедиции, перемещаются три наших парусника. И на борту каждого из них кроме членов экипажа есть курсанты.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

В ноябре прошлого года из Владивостока вышел фрегат «Паллада, а в декабре рейсы из Калининграда начались для «Седова» и «Крузенштерна». Барк «Седов» и фрегат «Паллада» отправились в кругосветные экспедиции, а барк «Крузенштерн» должен был совершить трансатлантический переход.

Программой экспедиции на троих предусмотрено более чем 40 заходов в порты иностранных государств Северной и Южной Америки, Африки, Европы и даже Океании. Что касается барка «Крузенштерн», то в порту Буэнос-Айреса он пробыл 4 неполных дня, где пополнил запасы топлива, технических жидкостей и продовольствия. Впереди парусник ожидал длительный переход в 22 дня в испанский порт Лас-Пальмас-де-Гран-Канария.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Мы стояли и любовались парусником, наблюдая за приготовлением экипажа к отходу. Капитан барка, заняв, как ему и положено, место на капитанском мостике, тоном, не требующим возражений, отдавал приказания.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Впрочем, никто ему и не собирался перечить.

Некоторые члены экипажа чётко выполняли требуемые от них манипуляции.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Другие же, очевидно, свободные от вахты «сидели» в телефонах.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Путь предстоит неблизкий, и как там будет со связью в открытом море неизвестно. Я так понимаю, что обычные мобильные телефоны будут вне доступа.

Среди курсантов я заметил девчонок.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

-Да, — подтвердили курсанты у трапа, — у нас на борту три девушки. Они тоже учатся в морских училищах, чтобы потом посвятить свою жизнь морю.

Одна из девушек, со слов ребят, уже в третий раз участвует в экспедициях на барке «Крузенштерн», вот уж точно «морская волчица».

Трудно поверить, но парусник, стоявший в порту Буэнос-Айреса, свой первый поход совершил в 1926 году, без малого 100 лет назад. Четырехмачтовый барк был построен на верфи Гестемюнде (Германия) по заказу одной судоходной компания из Гамбурга.

Барк под именем «Падуа» тогда вошел в десятку крупнейших парусников мира и мало кто мог предположить, что его ждёт такая великая и долгая жизнь. С 1926 по 1941 год парусник совершил семнадцать рейсов, пятнадцать из них были трансокеанскими — в порты Южной Америки и Австралии, в своих трюмах корабль перевёз десятки тысяч тонн грузов.

После окончания Второй мировой войны, как известно, было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией. В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции.

Многие годы экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» выполняло научно-исследовательские рейсы, а в 1991 году перешло под юрисдикцию Калининградского высшего инженерного морского училища (КВИМУ).

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

С этого момента у барка «Крузенштерн» более высокая миссия — представлять Россию перед лицом всего мира.

На борту парусника часто проходят важные международные встречи, организуются разнообразные мероприятия. Таковой, например, была экскурсия по паруснику для жителей аргентинской столицы, на которую мы не смогли попасть.

Но самое важное, как мне кажется, что курсанты, проходящие практику на борту, приобретают бесценный опыт и не только. Большинство мальчишек, да, как оказалось, и девчонок, в таком возрасте мечтают о приключениях, путешествиях, дальних странах. У этих ребят мечта сбылась и пусть в их жизни всё будет хорошо.

Проводы барка «Крузенштерн» получились очень трогательными. Парусник, выводили в открытый океан два буксира.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Под душевную песню: « … под северным солнцем неверным/под южных небес синевой/всегда паруса „Крузенштерна“/шумят над моей головой…» экипаж и курсанты выстроились на борту барка и махали своими бескозырками до тех пор, пока мы, стоящие на берегу могли их видеть.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Удивительно, именно в тот момент, когда я описываю эти свои воспоминания, в новостных лентах прошло сообщение, что успешно преодолев знаменитые проливы Босфор и Дарданеллы, барк «Крузенштерн» вошел в Черное море и прибыл 22 апреля в Новороссийск.

Парусник пришёл намного раньше намеченного срока. Его ждали в порту Новороссийска к 8 мая, к 75-тилетию Великой победы, но из-за треклятой пандемии пришлось сократить программу, по понятным причинам пропустив европейские порты.

Я со своей семьёй смог бы легко приехать в Новороссийск, на машине езды всего ничего, да и близкие родственники у нас там имеются, есть, где остановится. Было бы классно и даже романтично, проводив парусник в Аргентине, встретить его уже дома.

Увы, новые реалии дня. Для въезда в Краснодарский край теперь нужен пропуск, и без веских причин получить этот пропуск практически невозможно. Да и вообще, сейчас лучше сидеть дома, такие вот наступили времена.

Железный цветок района Реколета

Принявшись за этот рассказ, я задумал посвятить его легендарному кладбищу Реколета, куда мы отправились сразу из порта. Но увлёкшись проводами барка «Крузенштерн» в итоге решил изменить свои намерения.

Дело в том, что о кладбище Реколета в моём распоряжении имеется много уникальной информации, собранной Леной, членом нашей небольшой команды «открывателей Америки». Это не просто описание той или иной могилы, как это можно было бы подумать, и уж тем более не анализ традиций погребения усопших в Аргентине, столь не привычных для европейцев.

Это жизненные истории, история Аргентины в лицах, услышав которые можно многое узнать об Аргентине и даже немного понять её. Так что оставлю эти истории на отдельный рассказ, последний в моём списке из столицы Аргентины. К тем историям добавлю упоминание о Карлосе Гарделе, памятник которому мы посетили, специально приехав к нему на такси в отдалённый район города.

Хорошее может получиться окончание цикла, ну, а продолжение этого рассказа посвящу красоте природы, даже если иное творение природы будет делом рук человеческих.

Реколета это не только самое знаменитее кладбище Аргентины, но и район Буэнос-Айреса, весьма престижный и даже пафосный.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Квартиры в домах с видом на последний приют сильных мира сего недавнего прошлого, по слухам, стоят дорого. Впрочем, покупать недвижимость на Реколета не собирались, а вот погуляли там с превеликим удовольствием. Возможно, именно после той прогулки у меня и зародилась крамольная мысль выбрать столицу Аргентины местом гипотетической эмиграции. Уж больно привлекательным и комфортным для проживания выглядел этот район города.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Доказательств последнего утверждения у меня много, да вот хотя бы площадь Объединённых Наций (Plaza de las Naciones Unidas) на которой имеется цветок гигантских размеров.

Это как раз то «творение природы», которое придумал и создал человек.

Floralis Generica, так называется гигантский механический цветок, яркий символ Буэнос-Айреса последнего времени. На мой взгляд, данное произведение искусства имеет бесспорную художественную ценность, а также уникально в инженерном плане.

Представляете, установленный в центре небольшого искусственного пруда, механический чудо цветок имитирует поведение живого цветка в природе: утром, на рассвете, открывая свои лепестки, а вечером, соответственно, их закрывая.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Честно говоря, мы не застали процесс движения огромных лепестков, выполненных из светоотражающего алюминия. Мы появились на площади Объединённых Наций посередине дня, и ждать до вечера обещанных манипуляций не имели возможности.

Но отзывы видевших этот процесс, исключительно восторженные, очевидцы особенно рекомендуют прийти под вечер, когда цветок подсвечивается изнутри, а с внешней стороны отражает огни города. Результат, говорят, просто волшебный, а может быть даже и фантастический.

Важно, что установленный в 2002 году, металлический цветок Floris Genérica полностью частная инициатива.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Инженер — архитектор проекта Эдуардо Каталано — уроженец Буэнос-Айреса, жителем этого города является и меценат, выделивший на проект деньги. Последний, скорее всего, человек скромный, ибо имя его мной в источниках встречено не было, узнал лишь, что он представитель еврейского сообщества Аргентины.

Назначение механического цветка слишком очевидно и не требует особого уточнения. Создан Floris Genérica для того, чтобы радовать глаз и олицетворять своим изумительным видом весну, надежду и вечную любовь.

Дополнительным доказательством престижности района Реколета является наличие в пяти минутах ходьбы от Floris Genérica, как впрочем, и от кладбища Реколета, только с другой стороны, национального музея изящных искусств Bellas Artes, которого русскоязычные исследователи Буэнос-Айреса называют «аргентинской Третьяковкой».

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Мы нашли время и зашли в художественный музей, хотя бы потому, что он старинный, ведёт свою историю с 1895 года, когда ещё находился в знаменитом здании на улице Florida, в том где сейчас размещается торговый центр Galerías Pacífico.

Общее впечатление такое. Сравнение музея Bellas Artes с Третьяковской галереей завышено и весьма оптимистично, ибо и размеры музея, и ценность собранной коллекции более чем скромны.

Меня лично заинтересовали исключительно залы второго этажа, где демонстрируются работы аргентинских художников 20 века, в том числе Бенито Кинкела Мартина, о личности и судьбе которого я успел доложить в рассказе из района La Boca.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

На всё про всё ушло чуть больше часа, отметились, что называется, и пошли дальше.

Японский след

Вечер этого насыщенного событиями дня мы провели в Jardin Japones, что в районе Палермо. Туда можно было бы добраться и на метро, ближайшая станция Plaza Italia, но мы по обыкновению использовали такси.

Повторюсь, в столице Аргентины это самый оптимальный вид транспорта, особенно если вы путешествуете небольшой компанией. Стоимость проезда строго по счётчику и весьма приемлема, особенно если разделить расходы на несколько человек.

Итак, японский сад.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Согласитесь немного неожиданно для Латинской Америки, тем более, что по слухам, японский сад в Буэнос-Айресе один лучших среди себе подобных в мире.

Последнее утверждение привожу с сомнением, ибо на родине, собственно в Японии, очевидно, существуют и более достойные экземпляры.

Но японский сад в Байресе к посещению мной рекомендуем, а почему бы и нет, ведь это реально красиво.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Заметил, что весь персонал в саду настоящие японцы, вот и тема для сообщения нарисовалась. Откуда в Аргентине, да и вообще в Латинской Америке японцы?

Ну ладно, китайцы, к этому мы как-то привыкли, на родине их много, жизненного пространства всем не хватает, вот и расползаются ребята по всему миру. Но японцы, в экономическом плане успешная нация, они то чего забыли так далеко от родины?

Относительное экономическое процветание Японии характерно для последних пяти-шести десятилетий. Сделав ставку на наукоёмкие отрасли экономики, ресурсосберегающие технологии и продукт с высокой добавленной стоимостью японцы совершили прорыв, реальное экономическое чудо, образец для подражания других стран тихоокеанского региона.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Но были и другие времена. Во второй половине 19-го века в Японии начался период Мэйдзи, когда после многих лет изоляции от внешнего мира страна решила открыться миру. Япония стала активно устанавливать дипломатические отношения, в том числе и со странами Латинской Америки, начав с Перу. Кстати сейчас в Перу проживает 160 тысяч этнических японцев, а одного из них, думаю, знают все. Я имею в виду Альберто Фухимори — бывшего президент Перу, с диктаторскими замашками, ныне тюремного арестанта. Трудно поверить, но в конце 19-го века из Японии в Перу приезжали трудовые мигранты, оказывается, работая на местных плантациях, они зарабатывали минимум в два раза больше, чем у себя на родине.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

Позже японцы появились в Бразилии и в Аргентине, ассимилировались, постепенно вливаясь в местные сообщества. Процесс ассимиляции проходил крайне болезненно, японцы испытывали на себе расовые дискриминации.

Слышал даже, что в некоторых местах были японские погромы, особенно сразу после окончания Второй Мировой войны, по той причине, что их историческая родина поддержала фашистскую Германию и проводила территориальную экспансию.

Аргентина. Буэнос-Айрес. Неожиданная встреча

В определённый период современная Япония стала проводить политику возвращения латиноамериканских японцев на свою историческую родину, большинство из которых там никогда не бывавших. Видел данные, что из всего из Латинской Америки в Японию вернулось более 60 тысяч этнических японцев, сколько из них конкретно из Аргентины точно не знаю, но, думаю, есть и такие.