Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:35
Филиппины покорены! Куда дальше?

Рио-де-Жанейро — Бразилия Март 2020

В предвкушении грабежа

— не носите с собой крупные суммы денег и оригиналы документов, лучше их оставлять в сейфе отеля;

— не носите дорогие браслеты, цепочки и украшения на улицах;

— не гуляйте рядом с трущобами (фавелами) в Рио-де-Жанейро и не заходите в них;

— избегайте тёмных и безлюдных мест;

— избегайте контактов с бомжами и попрошайками, в том числе с детьми, ни в коем случае не давайте им денег, не вступайте с ними в контакт;

— не пользуйтесь банкоматами вне банков: на заправках, в метро и т. д.;

— будьте всегда осторожны и внимательны на улице и в общественном транспорте;

— если Вас ограбили, ведите себя спокойно и не оказывайте сопротивление бандитам.

Рекомендации туристам перед посещением Рио-де-Жанейро

И ещё одна рекомендация, на этот раз от меня: не вздумайте перед поездкой в столицу Бразилии смотреть в Интернете ролики под общим названием «уличная преступность в Рио-де-Жанейро», ибо есть большая степень вероятности, что в итоге вы никуда не поедете.

Мы прибыли в главный аэропорт Рио-де-Жанейро — международный аэропорт Галеан — внутренним рейсом из приграничного города Фос-ду-Игуасу уже под вечер, когда на улице совсем стемнело.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Вооружённые предупреждениями о безопасности, мы стали подозрительно озираться по сторонам ещё в аэропорту, сразу после выхода в зал прилёта из телескопического трапа.

Аэропорт находится от центра города в километрах 25-ти, и до нашего простенького отеля Ferreira Viava, что в районе Flamengo рядом со станцией метро Catete ещё надо было как-то добраться. Варианты общественного транспорта мы отбросили напрочь. Во-первых, когда вы путешествуете компанией, нет особого смысла искать бюджетные варианты, ибо стоимость такси в расчёте на одну туристическую душу будет выглядеть не столь обременительно.

Но самое главное, понятное дело, это безопасность: ребята с чемоданами, одни в чужом ночном городе, да не просто в городе, а в криминальной столице мира — чем не лакомая добыча для местной гопоты. Может не совсем по теме, но почему-то вспомнился Андрей Миронов: «…вжик, вжик, вжик, уноси готовенького! Вжик, вжик, вжик, кто на новенького…».

Впрочем, аэропорт Галеан большой и современный и с заказом официального такси проблем не возникло. Доставили, что называется, от двери до двери, целыми и невредимыми, на этот раз пронесло.

Пока ехали из аэропорта, напряжённо всматривались в пролетающий за окном незнакомый город, в котором нам предстояло провести три дня.

Как получилось, что преступность в Рио, да и вообще в Бразилии стала столь серьёзной и хронической проблемой? Первое что приходит на ум, это социально-экономическое неравенство и бедность, вроде бы логично, да не совсем.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Если судить по макроэкономическим показателям, то Бразилию бедной страной не назовёшь. Как вам такая информация, что внешняя торговля страны на 60% состоит из промышленного экспорта, что по поставкам тех же реактивных самолётов среднего радиуса действия Бразилия занимает устойчивое третье место в мире или то, что страна ежегодно производит 2 млн. автомобилей. Если так, то получается, что Бразилия индустриально развитое государство, как, например, Япония или Южная Корея.

Но в отличие от последних стран, практически лишённых сырьевых ресурсов, Бразилия напротив, ими чрезвычайно богата. Территория этой страны огромная и в её недрах найдётся любое полезное ископаемое: нефти столько, что полностью покрывается внутреннее потребление, запасы урана реально планетарного масштаба, а железной руды хватает и для собственной металлургии и для поставки на экспорт.

Потенциал сельского хозяйства позволяет накормить чуть ли не половину человечества.

Казалось бы, уж точно не прозябающая в нищете страна, а вот по уровню преступности заметно обгоняет реально бедные страны, той же Африки.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

При этом бедность в Бразилии, без сомнения, присутствует, и её размеры просто ужасают. Первое что мы увидели в том же Рио-де-Жанейро, когда по прилёту отправились на прогулку в поисках ужина, это пожилую чету, разместившуюся на ночлег в картонной коробке прямо на улице.

Бедность, неравенство всё это есть и всё это действительно влияет на уровень преступности. Но почему подобные социальные явления присутствуют в столь потенциально богатой стране? Кто в этом виноват: государство или какие-то негодяи, узурпировавшие власть, а может сами люди, что предпочитают жить в нищете? На этот вопрос у меня есть догадки, но однозначного ответа нет.

Есть мнение, что на разгул преступности влияет слишком мягкое уголовное законодательство и даже безнаказанность. Утверждается, что в стране некоторые политические партии и неправительственные организации активно защищают преступные группировки и отдельных бандитов, продвигая в общество идею, что преступники это жертвы общества, которые вынуждены совершать преступления, и другого выбора у них нет. «Не мы такие, жизнь такая», эта крылатая фраза вроде как о наших бандюках из 90-х, но и на бразильский криминал ложиться не хуже.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Уголовные законы в Бразилии может быть и правда непродуманны и мягки, и тем самым стимулируют преступность. Не знаю, в юриспруденции я не силён, тем более в бразильской, но вот Швейцария точно не полицейское государство, а там разве что бывает, украдут велосипед и то редко.

Мне кажется, копаться надо глубже, может быть в расовых отношениях или проблемах рабства. Рабство в Бразилии, кстати, существовало поразительно долго и в значительной мере определило характер развития страны, сформировало определённый менталитет общества. Впрочем, основательно я этой темой не владею, так что оставлю поднятые вопросы без ответа.

Факт то, что преступность в Бразилии серьёзная проблема и туристам, особенно путешествующим самостоятельно, на свой страх и риск, с этим обстоятельством надо считаться. Особенно криминал распространён в крупных мегаполисах страны, про знаменитые фавелы, думаю, слышали все.

Что касается нас, то и в Рио-де-Жанейро и в Сан-Паулу с нами ничего плохого не случилось. При этом мы активно перемещались, и днём и в вечернее время, очень много бродили пешком, часто пользовались метро.

Меры предосторожности, конечно, соблюдали, но без фанатизма, в итоге, вернулись домой живые и здоровые. Так что, кто не был в Бразилии, смело планируйте эту авантюру, поверьте, она того стоит.

На этом криминальную тему временно прекращаю, но хотел бы вернуться к ней ещё раз. Как-нибудь хочу поговорить о детской преступности в Бразилии, будет у меня для этого один повод.

Вид сверху с вершины горы Корковадо

С чего начать знакомство с Рио-де-Жанейро, вопрос несложный. Надо забраться на какую-либо гору и смотреть на него с высоты. Как раз тот случай «…лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии…»

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Но при этом скажу так, что если издалека общая панорама Рио-де-Жанейро выглядит очаровательно и прелестно, то будьте готовы, что при ближайшем рассмотрении чары источаемые городом могут внезапно испариться. Достаточно одного штриха в виде спящего на тротуаре бомжика, группки босоногих чёрнокожих мальчишек, высматривающих свою очередную жертву или банальной кучи мусора и всё, сказочный город мгновенно превращается в суетливый и не очень дружелюбный южноамериканский мегаполис.

Так что, для того, чтобы город приглянулся с первого взгляда, рекомендую взобраться куда-нибудь повыше. Гор и холмов в Рио-де-Жанейро много, собственно говоря, между ними и на них город и расположен, но самая знаменитая возвышенность, безусловно, гора Корковадо.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Вид оттуда на Рио и на залив Гуанабара классика жанра, один из самых тиражируемых в мире, а находящаяся на вершине горы статуя Христа-Искупителя, и символ города и одно из новых чудес света. Согласитесь было очень логично не только непременно побывать там, но и начать знакомство с городом именно с этого места.

Взобраться на гору Корковадо можно тремя способами, краткий обзор которых начну с самого безумного из них. Я имею в виду совершить восхождение на вершину горы на своих двоих. Мало кто знает, но подобное восхождение абсолютно реально. В парке Лаже (Parque Lage) стартует, по словам очевидцев, живописная тропа на гору Корковадо, которая так и называется Track Corcovado.

Говорят, восхождение доставляет невероятное эстетическое удовольствие: вокруг красивая природа, встречаются диковинные цветы, всю дорогу поют птички. Романтика, да вот только, тропа всё время идёт вверх, местами очень круто, общая высота подъёма 700 метров, расстояние около 4-х километров, а время в пути от двух часов и более. И это только в одну сторону, надо будет ещё и возвращаться.

Если вы готовы на такой подвиг, то смело в путь, родина не забудет своих героев. У нас же оказалась кишка тонка, на такое предприятие не хватило бы ни мужества, ни выносливости.

Второй вариант подняться наверх на туристическом поезде. Вот это уже наше, такой подъём был бы и по силам и весьма экзотичен. Сей аттракцион старинный, вроде как с конца 19-го века, но вот так я и не понял, функционирует ли он в наши дни. Узкоколейка проложена, наблюдал её лично своими глазами. Но вот чтобы по ней ползли паровоз и вагончики, такого не видел, как и рекомендаций, откуда старт и сколько всё это дело стоит. Знатоки, проясните сей момент, я, увы, в неведении.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Про третий же вариант знают всё, по этому поводу и отчётов существует немало, в том числе и на нашем сайте, да и проверено на себе лично. Речь идёт о покупки единого билета, в который входит проезд на маршрутном такси туда и обратно, с одной пересадкой в каждую сторону и собственно входной билет на смотровую площадку и к монументу.

Билеты продаются в сквере рядом с метро largo do Machado, а именно в неказистом киоске прямо напротив церкви Matriz de Nossa Senhora da Gloria. От киоска периодически отходят маршрутки, которые минут за 20–25 доставят вас до некой перевалочной базы близкой к вершине горы.

Оттуда уже открываются неплохие виды на город, есть магазинчики, кафешки, туалет и всё это весьма цивильно и современно.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Второй маршруткой по тому же билету доставят ещё выше, уже к самой вершине. Немного пешком по лестнице и вот: Христос-Искупитель, невероятной красоты виды на город и несметные толпы туристов.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Точно такой же путь и обратно, вернут туда, откуда и забрали.

Занятий наверху будет немало: пробиваться сквозь толпу в надежде получить лучшие виды, увидев их, вздыхать, охать и ахать, восторгаться и плакать от счастья, фотографировать каждый ракурс по сотне раз, понимая, что в этом месте ещё раз окажешься едва ли, пытаться узнать там внизу достопримечательности города, как-то пляж Копакабана или стадион Маракана, прокладывать маршруты, используя вид сверху как карту.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

А ещё пытаться сфотографировать скульптуру Христа, изображать Христа из самого себя, устремляя свой взор куда-то вдаль широко раздвинув руки, фотографировать своих и абсолютно чужих тебе людей, изображающих Христа.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Я же говорю, занятий будет масса. Минут 45, а может быть, и часик уйдёт на это точно, а потом настанет время спуститься с небес на землю, причём как в прямом, так и переносном смысле.

The Girl from Ipanema или Копакабана versus Ипанема

Tall and tan and young and lovely/ The girl from Ipanema goes walking/ And when she passes, each she passes goes/ «A-a-ah!»

Кто не знает этой композиции из 60-х, что пел Синатра (и не только) тихо, с придыханием, прямо на ухо, как бы делясь самым сокровенным секретом: «…высокая и загорелая, молодая и красивая, девушка из Ипанемы идет прогуляться, и когда она проходит мимо, каждый, мимо кого она проходит, вздыхает: А-а-ах…»

Ещё там наверху у нас зародился маршрут на сегодняшний день. Доехать на метро до станции Cardeal Arcoverde, пересечь Avenida Atlantica и выйти на знаменитый пляж Копакабана.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Далее, пройти его весь, а это ни много ни мало 4 километра в сторону форта Копакабана, по возможности побывать в военном музее, что расположен на территории форта. От форта перейти на пляж Ипанема, взглянуть на него хотя бы одним глазком, и уже с этого пляжа перебраться к лагуне Родриго-де-Фрейтас, такой респектабельной и живописной.

Устал, даже перечисляя все единицы намеченного плана, но если нелегко сказать, то каково сделать. Однако, получилось, одолели маршрут, причём от станции метро исключительно на своих двоих, да ещё и в полуденный зной. Хотя нет, не всё получилось, в форт не пустили, потому что был понедельник, а понедельник выходной.

Для чего нам сдались эти пляжи, возникает закономерный вопрос, ведь мы даже там не купались?

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Честно говоря, не знаю. Ну, а как по другому узнать этот город, если не обойти его пешком, тем более что всё намеченное к посещению, главные достопримечательности Рио-де-Жанейро.

Понятное дело, мы не питали надежды проникнуться духом пляжной жизни города. Хотелось бы, конечно, ведь времяпрепровождение на пляже в Рио это не только неотъемлемая часть повседневного обитания, но и своеобразный городской фетиш.

Однако, для этого, в идеальном варианте, надо быть cariocas, рожденным в Рио-де-Жанейро, ну или жить там долго, или, как минимум, постоянно приезжать туда отдыхать. Всё это не наш случай. Задача была максимально простой, отметиться на знаменитых пляжах, чтобы когда-нибудь в разговорах иметь право ненароком обронить: «…вот когда я прогуливался по Копакабане…». Я даже не ставил целью добывать снимки отдыхающих на пляжах девушек, чьи купальные костюмы тем лучше, чем меньше материи ушло на их изготовление.

Поэтому, всё, что мне остаётся, так это по своему обыкновению позанудствовать над решением очередной проблемы. Неужели и на знаменитых пляжах Рио есть серьёзные проблемы, помимо такой, в тренде ли в этом сезоне бикини марки Rio Lifestyle?

В подобных вещах мне никогда не разобраться, но всё же я нашёл один вопрос, достойный моего внимания: что круче пляж Копакабана или пляж Ипанема? Вот что я нарыл по этому поводу.

Первым пляжем в Рио-де-Жанейро, что стал знаменитым на весь мир, был Копакабана.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Этому способствовали кинозвезды Голливуда, которые с 30-х годов прошлого века взяли моду отдыхать там, останавливаясь в фешенебельных отелях, типа Copacabana Palace Hotel.

Одни знаменитости притягивали других знаменитостей, а все они вместе не таких уж и знаменитых, но располагающих средствами.

Пляж Копакабана и прилегающий к нему район считался шикарным и престижным, долгие годы купался в лучах славы. А вот соседний пляж Ипанема первое время держался в тени, пока состоятельные люди постепенно не стали переселяться в район Ипанема.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

С начала 60-х о пляже Ипанема стали говорить, как о месте с некой изысканной атмосферой. Получилось так, что так называемая творческая элита, как-то музыканты, художники, литераторы собирались в барах и книжных магазинах района Ипанема, болтали, дискутировали, короче говоря, праздно, но приятно проводили время.

Кстати, именно в 60-х годах и родилась та знаменитая композиция «Девушка из Ипанемы».

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Поэтически настроенный немолодой господин по имени Антониу Жобин, завсегдатай одного из баров Ипанемы, ежедневно, пуская слюнки, наблюдал за 17-ти летней красоткой, грациозно шедшей утром на работу, а вечером на пляж. Восторженный, он показал девушку своему другу, композитору Винисиусу ди Мораису, друзья обсуждали красоту, восторгались, так и незаметно родился текст и музыка.

Время спустя песня появилась в англоязычном варианте, а пляж Ипанема стал известен всему миру. Не поленитесь, найдите в Интернете композицию «The Girl from Ipanema», послушайте для настроения. Я вот пока пишу этот абзац, наверное, 10-й раз запускаю прослушку, похоже, и слова запомнил —«…tall and tan and young and lovely…», хожу потом и бубню.

Ну, так что, какой пляж круче, Копакабана или Ипанема? Мне так кажется, что самый известный пляж всё-таки Копакабана, но вот более изысканный и престижный однозначно Ипанема. Не согласны с этим моим выводом? Тогда ещё раз прослушайте «The Girl from Ipanema» и я с вами, заодно, в 11-й раз.

Там где живут богачи

От пляжа Ипанема до лагуны Родриго де Фрейтас примерно с полкилометра, как тут не воспользоваться случаем, не заглянуть, ведь это невероятно живописное место.

Особенно восхитительно оно смотрится с вершины горы Корковадо, согласитесь это удивительно когда есть целое озеро внутри большого города.

Лагуна. На заднем плане пляж Ипанема

Обогнуть его по окружности, наверное, посильная задача, но только не под завершение трудного дня, когда за спиной 20 знойных километров.

Мы, конечно, немного прошлись, но чуть погодя, всё же плюхнулись на лавочку обозревая гладь озера в обрамлении элитных небоскрёбов.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Тут уж никаких фавел, никакой бедноты и грязи, нет тараканов, крыс, пакетов с мусором, брошенных посреди улицы, вони от плохо работающей канализации. Тут хорошо, здесь живут люди, у которых жизнь удалась.

Дома красивые, светлые, удобные для жизни: с бассейном, площадкой для детей, тренажёрным залом, элитным кинотеатром, детским садом, уборщиками, охраной и ещё не знаю чем, что входит в понятие недвижимость бизнес-класса.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Вид сверху

Говорят, некоторые жители элитных жилых комплексов, никогда в своей жизни не бывали в бедных районах города, на улицах которых могут убить или ограбить. Живут в своём мире, нежном, красивом и чистом.

Для чего я это всё пишу? Для того, чтобы показать, что Рио-де-Жанейро разный, как говорится, город контрастов.

Вот такой у нас получился первый день в Рио-де-Жанейро. Наутро следующего дня мы забрались ещё на две горы, и опять принялись смотреть на город с высоты. Похоже, так начинать день стало входить у нас в привычку