Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Рио-де-Жанейро — Бразилия Март 2020

Я начал жизнь в трущобах городских, и добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал. Вы, увидав меня, не прячьте взгляд, ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

Из текста песни «Генералы песчаных карьеров» в варианте исполнения группы «Несчастный случай»

Виды города на продажу

В Рио-де-Жанейро у нас появилась одна забавная привычка, каждое утро забираться на гору и любоваться сверху окружающими видами. Впрочем, не стоит выискивать каких-либо отклонений в нашем поведении, оно вовсе не девиантно, ибо присуще многим, и в этом плане мы были однозначно в общем тренде.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Достаточно взять любой путеводитель по Рио-де-Жанейро, и убедится, что второе по значимости место, которое стоит посетить в городе после статуи Христа-Искупителя должна быть Сахарная Голова.

Вот уж, казалось бы, невразумительная по внешнему виду четырехсотметровая возвышенность, практически лишенная какой-либо растительности, могла бы заинтересовать только профессиональных скалолазов, оттачивающих своё мастерство, а вот и нет.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Спрос на подъём просто феноменальный, сотни переходящие в тысячи, тысячи в миллионы и так уже на протяжении больше ста лет.

Невероятно удачный стартап, бизнес — идея прошедшая проверку временем, настолько великолепная, что достойна упоминания в учебниках по менеджменту. Ну, вот смотрите. В начале 20-го века бразильский инженер по имени Аугусто Феррейра Рамос отдыхал на пляже Прайа Вермелья и от нечего делать рассматривал два возвышавшихся над пляжем холма. Тот, что поближе, поменьше и потолще, именовался Урка, а тот, что чуть дальше и ровно в два раза выше, Сахарная Голова.

— а что если превратить Сахарную Голову в величайшую мировую достопримечательность, -подумал инженер Рамос, -поднимать на вершины холмов туристов и продавать им открывающуюся сверху великолепную панораму в 360 градусов.

Мысли инженера Рамоса я, понятное дело, нафантазировал сам, ибо знаком с ним не был, да и вообще в живых его не застал, но похоже, что размышлял он именно так.

В любом случае, от возникновения идеи до реализации проекта прошло всего два года, и в 1913 году была построена канатная дорога, к слову сказать, первая в Южной Америке и третья по счёту в мире.

Первый уровень подъёма на Урку. Внизу тот самый пляж, на котором инженеру Рамосу пришла идея
Второй уровень подъёма, с Урки на Сахарную Голову

Первый уровень канатной дороги поднимал любопытствующих сначала от пляжа на гору Урка, а уже с неё на Сахарную Голову.

На мой взгляд, уникальность продаваемого продукта в том, что он эстетически безупречен, неисчерпаем, и не требует для своего воспроизводства абсолютно никаких затрат.

Великолепные виды открываются уже с первой остановки на горе Урка, там смело можно зависнуть на какое-то время либо по пути туда или обратно.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Азбука ведения бизнеса учить, что для увеличения общего объёма продаж следует продавать сопутствующие товары и дополнительные услуги. Вот и на вершине горы Урка в придачу к умопомрачительной панораме бойко торгуют разнообразными сувенирами, напитками и закусками.

Видел там, даже вертолётную площадку, с которой желающих лицезреть окрестности поднимают вертолётом ещё выше. Наверное, это также круто, как и дорого.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Не знаю, не пробовал, мы ограничились исключительно стандартными видами.

Самая красота открывается, конечно же, с высоты Сахарной Головы. Мне кажется, что именно с этого места доступны самые выдающиеся виды, даже более захватывающие, чем с горы Корковадо.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Город Рио-де-Жанейро весь перед вами, как на блюдечке или, если хотите, как на ладони, во всём своём великолепии.

Смотрим, фотографируем, запоминаем навечно: гора Корковадо со Статуей Христа, защищающей город, залив Гуанабара, мост Рио-Нитерой, пляжи Копакабана и Ипанема, сравнительный анализ которых я приводил в предыдущем рассказе, чуть дальше пляж Фламенго, рядом с которым находится наш отель.

А вот ещё потрясающий аттракцион, наблюдать за самолётами, заходящими на посадку.

Самолёт прямо по центру, заходит на посадку
ВВП аэропорта имени Хорхе Ньюбери

Они совершенно неожиданно вылетают из-за горы Корковадо, делают весьма живописный подлёт и неизменно удачно приземляются в международном аэропорту имени Хорхе Ньюбери, что расположился на берегу океана прямо в центре города.

Завтра вечером из этого аэропорта у нас рейс на Сан-Паулу, но это будет только завтра, совсем нескоро, впереди у нас целая вечность.

В завершении своего отчёта о покорении Урки и Сахарной Головы, местами напоминающего производственные романы Артура Хейли, поделюсь ценной информацией о том, как мы туда добирались.

Ну, тут совсем всё просто, сначала на метро до станции Botafogo, а потом пешком до нижней станции фуникулёра.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Пешком, кстати, не очень и близко, километра два в одну сторону, читал, что можно на городском автобусе, но мы решили на своих двоих исследовать город. Район Botafogo считается благополучным, гулять по нему можно смело, без особого риска встретить злодеев.

Страна, в которой живёт Пеле

От Сахарной Головы на метро мы отправились смотреть стадион «Маракана» — главный храм религии, адептами которой являются все бразильцы.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Последнее утверждение я не проверял, таково распространённое мнение, но, думаю, это близко к истине, ведь футбол в Бразилии, не просто игра в мяч, а образ жизни, объект поклонения и, действительно, своеобразная религия.

Попасть на стадион в экскурсионных целях можно по входному билету, с гидом дороже, без гида, соответственно, дешевле.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Сеансы с гидом, бывают не так часто, ждать мы не хотели, да и смысла особого в экскурсионном сопровождении я не вижу.

Ничего там мудрёного нет, и так всё понятно. Сначала в холле попадаем в тематический музей, ходить надо по стрелке от стенда к стенду, следить за историей развития бразильского футбола, игр национальной сборной и лучших бразильских команд.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Перед тем как выйти на трибуны к футбольному полю, можно заглянуть в помещения, где футболисты переодеваются, или в которых проводятся после матчевые пресс-конференции.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Всё это, безусловно, интересно, особенно там, на трибунах.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Сейчас, наверное, было бы логично упомянуть легендарных бразильских футболистов, начать восторгаться карьерой Пеле, Гарринчи, Зико или того же Роналдо.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Ну, или взяться подсчитывать, сколько раз национальная сборная становилась чемпионом мира, приводить факты великих побед и не менее великих поражений.

Вполне уместно было бы уточнить вместимость футбольного стадиона «Маракана», чтобы решить, правда ли, что когда-то он был самым крупным стадионом мира.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Всё это важно и познавательно, бразильский футбол — это мировой бренд, который не имеет цены. Это факт, не требующий доказательств.

Но нет, в этом рассказе мне бы хотелось в итоге вырулить к теме подростковой преступности, а тема футбола, как ни странно, тоже имеет к этому непосредственное отношение.

Я имею в виду, что любой бразильский пацан мечтает стать футболистом и часто, это единственный способ вырваться из нищеты и изменить к лучшему свою жизнь.

В футбол играют и в перенаселённых бразильских мегаполисах, и в самых отдалённых деревнях, чуть ли не круглосуточно. Пинать мяч могут на специализированных футбольных полях, но чаще на газонах парков, на площадках внутри жилых кварталов, фавелах, пляжах, да хоть и на автомобильной трассе.

В последние годы у нас в городе, да, думаю, и по всей стране, появилось много компактных футбольных площадок. Это когда устанавливают ворота, а периметр ограждают высокой сеткой. Мне это очень нравится, ведь площадки редко когда пустуют, мяч гоняют и пацаны, и мужички постарше. За счёт такой массовости может, и откроются будущие футбольные таланты.

Это я к тому, что мы копируем бразильский опыт, хотя, конечно, такой популярности футбола в нашей стране вряд ли случится. Дело в том, что бразильских мальчишек с детства учат, что футбол это единственное, чем должно заниматься. Им говорят, что для многих это реальный шанс ворваться в мир благополучия и успеха. Может и не получиться стать мировой знаменитостью, но вполне реально превратиться в кумира своего штата или посёлка, согласитесь, это действующая мотивация.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

К тому же, это не только слова, а реальные дела. У каждого более или менее значимого бразильского футбольного клуба, есть своя футбольная академия, и эти академии всегда переполнены.

Мне понравился принцип отбора детей в специализированные футбольные школы: берем всех, а дальше идут только лучшие. Этот принцип работает в бразильском футболе, начиная с самых низов. Начинают заниматься футболом детишки с 4–5 лет, и год за годом, в ходе тренировок и игр выявляются «звёздочки», лучшие из которых добираются до вожделенных профессиональных контрактов.

Но впрочем, не стоит быть чересчур оптимистичным, увлечение футболом и вообще спортом достойная альтернатива криминальному пути. Но видно, одного только футбола недостаточно, преступность в Бразилии проблема национального масштаба, а в среде детей и подростков вызывает наиболее серьёзные опасения.

Резня в Канделярии

Отдав должное знаменитому стадиону «Маракана», мы отправились в центр города. Добирались по обыкновению на метро, как оказалось в Рио-де-Жанейро, метро достаточно оптимальный вариант общественного транспорта. Доехали до станции «Uruguaiana», начав исследовать исторический центр города с центральной улицы Avenida Presidente Vargas.

В центре города мы провели остаток этого дня и практически полностью весь следующий день, вплоть до вечернего рейса в Сан-Паулу. Результаты тех хождений я доложу в следующем рассказе, который будет последним из Рио-де-Жанейро.

В этом же упомяну лишь один объект, посещение которого станет формальным поводом для продолжения темы детской и подростковой преступности в Бразилии.

Тема эта известная в мире, поднятая в своё время серьёзными мастерами. Наверное, все слышали название «Генералы песчаных карьеров», но большинству из нас в первую очередь на ум придёт русскоязычный вариант песни «Марш рыбаков» в 70-е звучавший в исполнении ВИА «Аргонавты», а в 90-е группы «Несчастный случай».

О фильме с таким названием американского режиссера Холла Бартлетта, саундтреком к которому и был вышеупомянутый «Марш рыбаков», вспомнят уже немногие. Фильм этот был очень популярен в СССР, но, вначале 70-х, почти 50 лет назад, не удивительно, что забылся.

А роман бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка», по мотивам которого снят фильм знают, думаю, единицы. Я вот признаюсь, тоже его не читал, хотя собрание сочинений Амаду в нашей домашней библиотеке имеется. Не так уж популярна в русскоязычном мире бразильская литература, в том числе и работы её классика.

Я же хочу напомнить о страшном и неоднозначном событии, имевшем место в Рио-де-Жанейро относительно недавно, в июле 1993 года. Речь пойдёт о трагедии, вошедшей в новостные каналы мира под названием «Резня в Канделярии».

От станции метро «Uruguaiana» до римско-католической церкви Канделярия ходу меньше километра и первое что мы сделали, оказавшись в центре города, так это отправились именно к этому храму.

Церковь Канделярия сама по себе интересная для посещения, ибо здание старинное, историческое, да ещё и принимаемое за образец барочной архитектуры.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Названа церковь в честь корабля, на котором испанцы в 1609 году держали путь к берегам Бразилии. В пути, во время шторма, корабль чуть не затонул, но волшебным образом остался на плаву, и тогда, во славу чудесного спасения испанский экипаж выстроил по прибытию часовню.

Позже, через десятилетия, на месте часовни построили храм, который в результате долгих реконструкций и переделок, обрёл облик, который мы и застали.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Однако, признаюсь, я не особо люблю посещать католические храмы, по причине того, что эта тема меня мало интересует.

Но, с другой стороны, и видел я их немало, ведь в любом европейском городе таковых найдётся достаточно, а главный храм обязательно будет в центре города, величественный и красивый, часто с длинной и захватывающей историей.

В данном случае, нас интересовало само место, из-за той самой трагедии.

В ночь на 23 июля 1993 года к церкви подъехала полицейская машина, из неё вышли трое полицейских и стали хладнокровно расстреливать спящих вокруг церкви беспризорных детей. Как потом подсчитали, на ночлег в тот раз разместилось 62 подростка, восемь из них погибли на месте. Младшему из погибших было восемь лет, старшему двадцать. Многие из прочих детей были ранены, что, без сомнения, добавляло трагизма происшедшему.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. «Капитаны песка»

Почему беспризорные дети ютились около церкви понятно. Служители храма подкармливали детей, учили их грамоте, помогали советами. В общем, поддерживали, как могли, и словом и делом.

Умильная картинка, не правда ли, и служители церкви достойны восхваления? Так, да не так.

Вначале 90-х уровень преступности в районе церкви Канделярия был запредельный. Что-то слово Божье и прочее учение церковников не шло впрок малолетним преступникам. Карманные кражи, грабежи, торговля наркотиками, а также убийства, изнасилования были обыденным делом, и виновником всех этих действий была банда малолетних преступников.

Понятно, что главную ответственность несут власти страны и города, само общество, допустившие, что дети вместо того, чтобы ходить в школу, заниматься спортом, музыкой или, скажем, авиамоделированием, жили на улице, грабили и убивали.

Но если вернуться к конкретной трагедии, то надо постараться понять и полицейских. Считается, что непосредственной причиной расправы, стало то, что малолетки накануне забросали полицейских камнями.

Однако, надо понимать, что в районе копилось дикое напряжение, терроризующая округу банда, хоть и состояла из детей и подростков, но делами своими больше походила на самых отъявленных негодяев. Представьте, что такая банда орудует рядом с вашим домом, что кто-то из ваших близких или вы сами подверглись грабежу и насилию. Очевидно, что нервы у полицейских не выдержали, и они решились на крайние и незаконные меры.

Около пятидесяти полицейских обвинялись в расправе над детьми у церкви Канделярия, трое из них непосредственно в убийстве, один из них был осуждён.

Но меня поразило другое, судьба детей, которым удалось в тот раз выжить, таковых, напомню было 54 человека. Так вот, 39 из них, то есть больше семидесяти процентов, погибли в криминальных разборках или от пуль тех же полицейских в ближайшие два-три года.

О судьбе одного из них, существует достаточно известный документальный фильм «Автобус 174», я, было, взялся смотреть, да бросил, тяжелое зрелище.

Получается, проблему детской преступности расправой решить не удалось, существует она в Бразилии и в настоящее время.

На этом, впрочем, завершаю, но не прощаюсь с Рио-де-Жанейро