Mironov Denis (den-ekb)

Слоны, Будда и волнующие формы

27 июня 2015 г. 18:24 Дамбулла, Полоннарува — Шри-Ланка Декабрь 2014

Первый день путешествия по Шри-Ланке: столица Коломбо

Очередной туристический день начался в 06:15, а именно с бормотания полусонного Игоря: «Щас слоны пойдут». Вставать после насыщенного дня в Коломбо было крайне сложно, я бы сказал невыносимо. Медленно, «стекая» с кровати, с ощущением, что дали мешком картошки по голове, я нашел в себе силу воли и духа, чтобы привести себя в чувства и начал будить коллег по туристическому ремеслу.

Несколько слов о том месте, где мы сейчас находимся. Пинавелла — это деревня на реке Маха Ойя, состоящая из одной центральной улицы. На территории деревни находится слоновий питомник. Каждое утро и вечер этих слонов водят через всю деревню на купание в Маха Ойе. Шествие гигантских слонов по узкой улочке (два автомобиля не разъедутся) — настоящее зрелище, целый карнавал, легкое землетрясение, мимолетное возвращение в детство и прекрасные чувства. Не менее интересное действо — купание табуна слонов на фоне диких и непроходимых джунглей. Место многообещающее и интересное.

Почему Elephant Park лучший отель в Пинавелле? Ответ крайне прост. На территории отеля есть смотровая площадка (вид сверху на долину реки, уходящей далеко в джунгли; в этой реке и будут купаться слоны). На эту площадку пускают только постояльцев отеля и никого больше. Именно с этой точки можно сделать шикарные панорамные фотографии.

Надо отдать должное Игорю за его пытливость, усидчивость, любознательность при разработке деталей маршрута. Игорь узнал на форумах в сети Internet, что вечером въезд в деревню бесплатный, а ночь в отеле дает полное право на бесплатное посещение купания слонов и передвижение по деревне. Если в деревне не ночевать, а приехать смотреть на слонов, скажем, например, утром, то вход составит немного немало 25 USD /чел, а мы за трехместный с завтраком заплатили 63 USD, считайте выгоду сами.

Вернемся в наше полусонное утро. С мятыми, заспанными лицами мы пошли на завтрак. Там и выяснилось, что кроме нас в отеле всего лишь одна пара из стран Европейского содружества. Шведский стол не сервировали. Принесли меню. На выбор можно яичницу или фрукты, чай или кофе. Но опять же ввиду отсутствия в этот день туристов, официант улыбнулся, забрал меню и принес все что было. Три тарелки с фруктами, три глазуньи с бумажными сосисками, тосты, джемы разных сортов, заварник с чаем, заварник с кофе, молоко, сливки, масло и т. д. Накормили от души. Возможно, это был презент за испорченный ужин (Игорь не постеснялся сказать, что это не стейк, а пережаренная фигня). Молодцы, исправились. Ресторан находится на той самой смотровой площадке с видом на журчащую реку.

Река Маха ойя

Потрапезничав и сделав несколько пейзажных фотографий, мы направились в деревню, которая постепенно просыпалась. Не было ни ресторанов, ни продуктовых магазинов, а только сувенирные лавки, предлагающие китайские магниты и брелки за десятки долларов.

В 07:30 послышался завороженно-очарованный голос Игоря: «Идут!». Голова автоматически развернулась на 180 градусов и действительно на нас шли слонята.

Первые слоны

Их было немного. Слонят выводят первыми, чтобы дать возможность приезжим туристам пообщаться с ними, ну и подрезать пару десятков долларов за оказание услуг контактирования между слонами и людьми. Погонщики несколько злые и насчитанные: начинают хватать за руки, насильно ведут купать слонов, а потом требуют деньги. Если погонщики посчитают, что денег Вы им дали мало, то не постесняются сказать об этом (как Игорь о пережаренном мясе) и будут преследовать долгое время. Рано утром кроме нас были ещё пара человек, которые очевидно не хотели купаться со слонами и платить денег.

Я был готов к этому, поэтому сопротивляться не стал, ведь я сюда для этого же приехал, верно? Мы и купались со слонами, и мыли, и кормили, и гладили. Всё это время местные снимали нас на наши камеры. Слоны не катают, во-первых, маленькие, во-вторых, в неглубокой быстроводной реке это просто опасно. За полчаса активной работы я заплатил 500 LKR. Тут же набежали другие погонщики и русским языком говорят: «Дай», «Дай потом», «Мани потом». Я сослался на их товарища со словами: «у него возьмешь». Слоны очень общительные, добрые, я бы сказал, игривые, хоть и дурно пахнут. Нас уже переполняли эмоции, а впереди ожидало главное шествие.

Когда малышей увели, в районе 08:00 стали приводить, по одному, больных слонов. Большего всего запомнился слон без уха. Жалкое зрелище. Слонов очень быстро купали, общаться не дают и тут же уводят.

Мы пошли посидеть в номер. Ложиться не осмелились, дабы не уснуть. К 08:30 вышло яркое солнце, стало жарко. Мы снова вышли в деревню и пошли к её началу, чтобы первыми встретить этих удивительных животных. Реку стали огораживать цепями, отделяя туристические смотровые площадки от реки. Вскоре на горизонте появились погонщики в жёлтых майках, а за ними гиганты с хоботами в крапинку.

Земля задрожала, некоторые магазины стали закрывать на период шествия. Слоны шли стремительно и быстро, мы чуть ли не бежали перед ними, в поисках своего удачного кадра. Шествие длилось 3 минуты. Слонов было не так много как пишут на форумах знатоки и почитатели Пинавеллы.

К основному купанию наехала целая тьма народа (в основном это было индусы (!) и люди с групповой экскурсией на 5 минут). Основная масса сосредоточилась на берегу. Чтобы увидеть слонов надо было сесть на плечи соседа или как минимум поработать локтями. Тут то и пригодилась терраса нашего отеля.

Слоны разбрелись по реке. Кто-то ушёл далеко, кто-то стояли непоколебимо семьями. Слоны шли против течения под ярким солнцем, на фоне джунглей — это было красиво. В основном они мыли себя сами. Признаю честно, зрелища хватает на 15 минут. Эйфория быстро проходит, поскольку ничего нового не происходит.

Я пошёл в номер упаковывать сумку. Через 15 минут мы втроем встретились на ресепшен, сдали номер, Ильич подогнал машину, и мы поехали в дальнейшее путешествие.

Рекомендуемое время на осмотр: 120 минут. Вход: 0 — 25 USD + чай.

Стоило нам только выехать из Пинавеллы, как погода сразу испортилась. По окнам машины барабанил сильный дождь, словно шептал: «сидеть дома надо!». Машина моментально пропиталась запахом влаги. Стас по гуглу отслеживал путь нашего перемещения, Игорь травил анекдоты и подобно гиду рассказывал историю Шри-Ланки, про не простую судьбу Индиры Ганди и, конечно, про следующую нашу остановку — пещерный храмовой комплекс Дамбулла. Я заслушался Игоря и не заметил, как уснул, лёжа на сиденьях. Проснулся я вскоре от ощущения, что-то не так. Не так было то, что мы ни куда не ехали, а стояли. Судя, по ворчанию Ильича, пробка была серьёзной. Дождями размыло дорогу и на скорую руку её ремонтировали. Узкая колея в джунглях стала ещё и односторонней: пять минут ехали машину в сторону Патухеры, Пинавеллы, Маватагамы, следущие пять минут машины до Дамбуллы, собственно куда мы и направлялись.

Мы начали переживать, что сегодня не все успеем осмотреть и / или не всем успеем насладиться в полном объёме. Примерно в 12:30 мы продолжили движение. Пройдя, зловещий проблемный участок пути, помчали очень быстро. Виды из машины были красивыми, но не хватало солнца. Яркие пейзажи на фоне гор, буйной растительности и зеленых пальм смотрелись в серых тучах ланки не так изыскано, как хотелось бы видеть.

Что же за диковинное место такое Дамбулла? Чуть южнее Сигирии, находится поселок Дамбулла. В этом поселке есть Золотой храм — пещерный буддийский храм I-го века до н. э., высеченный в скале, с многочисленными статуями Будды. Большинству статуй больше 2000 лет. Каменный храм спящего Будды является самым крупным пещерным храмом в Южной Азии. Храм является священным местом паломничества уже на протяжении 22 веков.

Храм расположен на покрытой лесом живописной вершине горы. В храме имеется 5 основных пещер и остатки 25 скальных келий. В разных пещерах сохранились 153 статуи Будды, 3 статуи королей Шри-Ланки, 4 статуи богов и богинь, а также настенная буддийская живопись общей площадью 2100 кв.м., вот так вот. А ещё он включен в список объектов наследия ЮНЕСКО.

Подъехав к Дамбулле, первое, на что обратили свой взор — огромный золотой Будда, украшенный очень ярко.

Билет в храм стоит 1500 LKR. До самих пещер надо подниматься в гору. Подъем не сложный и не долгий — минут 15 спокойным шагом. Во время подъёма будут попадать красивые (на мой вкус) панорамные виды, бестыжие обезьяны и бурундуки. Обезьян много. Они прыгают над головами по свисающим веткам, поэтому берегите очки и бейсболки. Тут же много продавцов с фруктами и бижутерией. Самый распространённый товар — манго с красным перцем. Однако покупать фрукты небезопасно. Почему? Если обезьяна увидит в ваших руках манго, будьте уверены, что она будет вас сопровождать и преследовать до самой Москвы. Стас этого не знал и был вынужден распрощаться с лакомством, поскольку дразнить обезьян опасно. Зато видео получились отменные.

Поднявшись на пик, мы увидили сам комплекс. Поскольку это место святое, то перед входом надо снять обувь и оставить за 20 LKR на хранение. Я их взял с собой, чтобы не расстаться с последними тапками. Ох уж эти ланкийские тапочные маньяки.

Комплекс состоит из пяти пещер, у каждой из которых есть своё имя:

— Девараджалена: в пещере находится 14-метровая статуя лежащего Будды с учеником Анандой у его ног. Ещё есть четыре статуи Будды и статуя бога Вишну. Снаружи к пещере примыкает часовня бога Вишну.

— Махараджалена: самая большая пещера, в которой находится ступа, окружённая 11-ю скульптурами Будды в состоянии медитации. В пещере есть много других скульптур.

— Маха Алут Вихарая: в пещере размером 27×10 м находятся 56 статуй, среди которых спящий 9-метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих. На потолке нарисованы изображения 1000 Будд в состоянии медитации.

— Паччима Вихарая: пещера 16×8×8 м с небольшой ступой в центре.

— Девана Алут Вихарая: небольшая пещера, которая ранее использовалась в качестве склада. Содержит 11 статуй Будды, а также статуи богов Вишну, Катарагамы.

Пещеры восхитительные, красивые, сухие и теплые. После дождя на улице это чувствовалось полностью.

Фотографировать можно даже со вспышкой. Надзирателей нет. Вообще трудно описать и передать словами атмосферу этих пещер. Это тот случай, когда лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Из всех пещер мне понравилась больше Маха Алут Вихарая, именно здесь сильно чувствуется масштаб.

Поход в Дамбуллу получился несколько скомканным. Из-за проблем с транспортным сообщением, в начале дня, мы были вынуждены урезать наш визит до 1 часа. Этого мало. Однако впечатление положительное.

Рекомендуемое время на осмотр: 90 минут. Вход: 1500 LKR.

Когда мы спустились «с небес на землю», то пошли искать Ильича. Дождя уже не было, пасмурная погода настроения уже не портила. Стоянка расположена в стороне от центрального входа, на неё указал нам местный охранник. Тапки натирали ноги и я вспоминал о своих сандаликах. Ильич лежал в машине и беззаботно пускал храпуна. Пришлось с виноватым лицом его разбудить и отправиться дальше.

По дороге до Сигирии я пересматривал фотографии, отдельные кадры мимолетно удалял. Игорь с интересом рассказывал про Сигирию, Стас спал. Подустали, безусловно. Ехали всего 15 минут — 20 минут.

Сигирия — скальное плато (Львиная скала), одиноко возвышающееся на 370 м над уровнем моря и около 170 м над окружающей равниной в самом центре острова. С 1982 г. Сигирия была включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На вершине Львиной скалы раньше располагался дворец короля Касьяпы, правившего в V в., а вокруг нее существовал город (королевская крепость) с садами и парками. Свое название Львиная скала получила, благодаря тому, что каменная лестница, ведущая на ее вершину, была оформлена в виде огромного сидящего льва, между лап которого эта лестница начиналась. Сегодня сохранились лишь фрагменты этого колоссального каменного изваяния, но и они передают величие древнего сооружения.

С вершины Львиной скалы открывается чудесная панорама местности — раскинувшиеся со всех сторон сухие джунгли. Древний город представлял собой строгий квадрат со скалой в центре. На вершине скалы некогда существовали сады вокруг дворца короля.

Уникальность Сигирии состоит в том, что она является прекрасным образцом одного из наиболее древних ландшафтных парков мира, причем в прекрасной сохранности. Сегодня можно с уверенностью говорить о трех видах сигирийских садов: это водяной сад, сад валунов и пещер и террасный сад, окружающий Львиную скалу.

Ильич подвез нас сразу к кассам. Билет стоит очень дорого: 3900 LKR (30 USD). В подарок дали диск на память о Сигирии. Сомневаюсь, что кто-либо вспоминал о нем у себя дома.

Дорога до самой скалы красива, лежит через пруды, мимо красивых газонов, а впереди её величие скала. Очень надоедали местные с услугами экскурсовода, Игорь отбивался и говорил: «I am guide».

Навстречу нам шли толпы людей, уже посетившие скалу, нас же всё ждало впереди. Подъём на скалу занимает минут 40. Сначала подъем по каменным ступенькам (высокие).

Измотанные Коломбо, Дамбуллой и слонами мы шли в гордой тишине. С нами уже никто не поднимался. Спустя некоторое время мы уже поднимались по лестницам вдоль скалы, а местами и внутри скалы. Издалека, послышался мужской голос: «Ух ты сиськи!» Нацию угадаете? Женщинами с обнажёнными грудями оказались наскальные изображения идеально, сохранившиеся с I века. Почему голые? На самом деле, Сигирия — грешное место. По одной из версий, в свое время здесь правил культ секса, отсюда вот такие и наскальные изображения, «мода» того времени. Пройдя эту остановку, мы пошли дальше. Сигирия постепенно растворялась внизу под облаками, а мы шли всё выше. Дошли до новой смотровой площадки, офигели от того, сколько ещё пилить вверх и молча пошли дальше. И тут я выпал из тапка. Тапок полетел вниз и повис на волоске от пропасти. Сзади поднималась молодая немка. Не расстерялась, вцепилась в мой тапок и подала мне его. Хороший поступок, заслуживает уважения!

Ещё пара минут и мы на вершине Сигирии. «Ну что товарищи поздравляю с покорением ещё одной вершины» — сказал я, поднялся ветер и начал хлестать дождь. Туристов как блох душем сбило и на скале мы остались втроем. Всё исследовали. Дождь кончился. Следы древней цивилизации видны, но говорить о том, что что-то хорошо сохранилось, я бы не стал. Виды красивые кругом, особенно вид на пруд с лотосами. Уже стало темно и мы поторопились вниз. Спуск минут 15. Шли вниз более оживленными.

На финише были атакованы торговцами, которые в один голос кричали: «Привет, потом», русские приучили к хорошему слову. Выход задолбались искать (вход и выход разные), по потемкам шарились в проулках, потом пошли за французами, они то нас и вывели к стоянке. Потом пошли искать Ильича. Он сидел в местном кафе и чаи гонял. Сели и поехали.

Рекомендуемое время на осмотр: 120 минут. Вход: 3900 LKR.

Для ночевки поехали в город Полонарува — 2 часа езды. За окном дождь усилился и просто стоял стеной, как Ильич ехал, как он видел дорогу — НЕ ПОНИМАЮ!

В Полоннаруву мы приехали в 19:50. Заехали в местный супермаркет купили арбузы, манго, маракуйю, килограмм мороженого, ананасы, печенье, соки, в общем, праздник фастфуда. Купили пилот с переходников на евророзетку (4 USD).

Игорь решил поэкспериментировать с местной кухней. Когда мы остановились у местного мальчишки, который на горелке готовил карри, его глаза излучали шок, радость и гордость. Он пожимал руку, фотографировался с нами, старался готовить с азартом и мастерством, целое шоу за 80 LKR. Стас и Игорь заказали Карри с курой. Парнишка им изготовил, и мы поехали в отель. В этот раз мы остановились в гостевом доме Leesha Tourist Home. Очень крутой гест хаус, с очень крутым, доброжелательным дедушкой-хозяином. Трехместный номер с завтраком 25 USD / ночь. Хозяин встречал как дорогих гостей, спасал всех зонтиком от дождя, помогал таскать вещи. На нашу просьбу дать посуду, отреагировал моментально, принес все что было: тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы. Думал, что мы водку пить будем. А когда увидел, как три здоровых русских мужика едят мороженое, ананасы, запивая соком, рассмеялся и высказал свой респект. И тут настал час-пик. Игорь достал рис-карри с курицей. Парнишка не пожалел, положил каждому целый тазик. Но запах был…. я бы никогда не стал, есть. Да и курицы там в помине не было, только если куриная кожа. Стас попробовал, проплевался и есть не стал. Игорь, зажав нос, все-таки осилили пару ложек и со словами «говно полное» отложил чашку и начал наяривать ананасы. Смеялись долго.

Конец дня мы провели за веселыми воспоминаниями дня, анекдотами Игоря и обсуждением плана на завтра. Уснули в районе полуночи. Вот такой вот мы увидели Пинавеллу, Дамбуллу и Сигирию.

Третий день путешествия по Шри-Ланке: Полоннарува, Канди

Четвёртый день путешествия по Шри-Ланке: Канди, Перадения, Пусевелла, Рамбода, Нувара Элия

Пятый день путешествия по Шри-Ланке: Нувара Элия, чайные плантации, Млесна, Налатхания

Шестой день путешетсвия по Шри-Ланке: Налатхания, Пик Адама, Хиккадува

Седьмой день путешествия по Шри-Ланке: Хиккадува

Восьмой день путешествия по Шри-Ланке: Диквелла, Тангалле, Дондра, Хиккадува

Десятый день путешествия по Шри-Ланке: Хиккадува, Галле.