Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

  1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  2. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
  3. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 1
  4. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  5. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  7. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  8. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  9. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  10. Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
  11. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  12. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.
  13. Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Вот уже несколько лет перед Новым годом в Эрмитаже открывается временная выставка фарфора из серии «Поднесение к Рождеству». И декабрь 2022-го исключением не стал. Но в этом зимнем сезоне музей «обрушил» на посетителей такое количество фарфора, что захотелось это немного на Туристере показать. И речь пойдёт только о временных выставках. То, что в Эрмитаже всё в порядке с фарфором на постоянной экспозиции, многие и без меня видели:).

На всякий случай, уточню, что далее, за исключением фото, информации из табличек и цитат из официальных пабликов музея — моё дилетантское понимание того, что удалось посмотреть. Чтобы главный текст не стал безразмерным, часть комментариев размещены непосредственно в описании фото. Заранее приношу извинения за качество фото, но выставки фарфора и графики бликуют и отражают с особым усердием.

По временным периодам фарфор был представлен разнообразно. Но я решила начать с конца: с выставки »«Крокус». Возвращение. К 125-летию Николая Суетина», которая показала нам взгляд художников XXI века на творчество их коллег XX века.

Выставка проходила в одном из пространств центральной анфилады Главного штаба (про сам Главный штаб я немного рассказывала тут).

1 из 2

Выставка посвящена Николаю Суетину. Точнее, чем в информации с официального сайта музея, сказать мне сложно, поэтому цитата: «Мастер мощного и масштабного дарования, он оставил заметный след в живописи, дизайне и архитектуре, но при упоминании его имени в первую очередь представляется фарфор».

Для лучшей читаемости общую информацию со стены выставки разделила на две части:

1 из 2

Силуэт вазы — главной героини выставки — уже присутствовал на фотографиях с афишей и общим видом экспозиции, а вот и фото на стене:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

Работы художников, участвующих в проекте, собраны в витрине в центре зала. И на самом высоком постаменте — ваза «Крокус» в белоснежном варианте (восстановлена Сергеем Русаковым):

1 из 3

Разнообразие тем и красок росписей, на мой взгляд, отлично показывает универсальность формы вазы, так как отлично ложатся и круговая роспись, и отдельные изображения, и «цветочки», и чёткие углы графики.

На стенах зала были развешены эскизы к вазам, что позволяло чуть глубже познакомиться с процессом создания ваз. Эскизы ваз, представленных на выставке, далее я включу в слайдшоу самих ваз.

Вазы «Проект «Стулья» и «Проект «Стол» (автор росписи Любовь Цветкова):

1 из 4

А в этой группе я объединила вазы, роспись которых лично меня прямо отсылает к понятию «супрематизм»:

1 из 9
Вазы ''Отражение номер один'' и ''Отражение номер два''. Автор росписи Сергей Соколов.

С предыдущими вазами и в линиях, и в цветах контрастируют невероятно летние «Кувшинка» и «Стрекоза» (роспись Нелли Петровой):

1 из 8

И согласитесь, что при грамотной работе художника столь разные изображениея прекрасно ложатся на одну и ту же форму «Крокус».

Думаю, что если объявить конкурс «Угадай название следующих ваз», правильный вариант точно был бы среди ответов: ''Параллели I'' и ''Параллели II'' (автор росписи Юлия Жукова):

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

По следующему рисунку можно предположить, что скульптор Сергей Русаков предлагает чёрно-белую графику:

1 из 4
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Эскизы росписей, не представленных на выставленных вазах, впечатляют разнообразием:

1 из 17
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

А «Записные книжки» от Татьяны Чапургиной нужно не только смотреть, но и внимательно читать:) :

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Как мы помним из информации к выставке, ваза «Крокус» была создана к одноимённому сервизу. В белом варианте на выставке он представлен на одной из афиш:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

А вариант 1936 года с росписью «Физкультурники» (автор Л. К. Блок) можно было в это же время увидеть совсем рядом — на выставке в Манеже Малого Эрмитажа:

1 из 3

Эрмитаж ко всем временным выставкам выкладывает для свободного просмотра видео (порой и не одно). Фильм про выставку, посвященную Николаю Суетину, можно посмотрать тут. В фильме о своих работах рассказывают авторы работ проекта «„Крокус“. Возвращение».

А я и предлагаю перейти Дворцовую площадь и направиться в Манеж Малого Эрмитажа, где с 8 декабря 2022 г. по 26 марта 2023 г. проходила масштабная выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира» (информация на официальном сайте музея).

Русский авангард мощно заявил о себе в начале 20-го века, и до сих пор продолжает привлекать внимание, как знатоков, так и любителей искусства.

И тут хочется порассуждать об истоках, а компетентность не позволяет:). Но пару иллюстраций прежде, чем показать саму выставку, приведу.

Летом-осенью 2022 в Эрмитаже проходила выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», и выглядел Манеж Малого Эрмитажа так:

1 из 20

(саму выставку я чуть подробнее показывала на Туристере, а сам музей в нескольких видео-экскурсиях, которые до сих пор доступны для свободного просмотра на офиц. Youtube-канале (в немю надо выбрать «Трансляции») и группе ВКонтакте).

На информационном стенде выставки было написано: «Коллекция не только констатировала прошлое, но и провоцировала, стимулировала живопись будущего, особенно русскую. Молодые художники — Лентулов, Гончарова, Малевич, Петров-Водкин и многие другие — формировались во многом благодаря щукинской галерее. В 1908 году Щукин сделал своё собрание открытым для публики. По воскресеньям, по предварительной записи, туда мог прийти каждый и познакомиться с лучшей в то время коллекцией французского модернизма». Это первая мысль «про истоки».

А вот в постоянной экспозиции русских икон в залах Зимнего дворца есть, например, икона «Илия Пророк в пустыне» первой половины 16-го (!) века:

1 из 5

Техника написания солнца и тени на горах и кустов мне лично навеяла мысли про авангард:).

Но вернёмся на выставку авангарда.

Вход в Манеж Малого Эрмитажа из Шуваловского проезда выглядел так:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

С балкона над входом и в зале:

1 из 3

Описание выставки:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

По неизвестной причине плохо получились фотографии красных информационных стендов, но я их решила включить в отзыв, так как они весьма интересны по содержанию.

Краткая история фарфорового завода, который в настоящее время известен, как Императорский фарфоровый завод (ИФЗ):

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

В первых витринах выставки представлен обзор изделий. созданных на заводе в царской России. И это не только история, но и то, что авангард, с одной стороны, опровергал, а, с другой стороны, использовал, как точку опоры в виде мастерства и опыта предыдущих покалений. Поэтому в певой части выставки сопоставлены картины Кандинского и дореволюционный фарфор разного времени и стилей:

1 из 4

После революции 1917 года родилось такое явление, как агитационный фарфор. На белом фоне яркими красками заговорил авангард. Этому явлению и посвящена выставка:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

В самых ранних изделиях прямо читаются образы и краски народных промыслов. Всё для понимания и принятия новых идей простыми людьми:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Фарфоровое производство быстро было направлено на интересы новой власти в том числе и потому, что с царских времён остались большие запасы «белья» — готового для росписи белого фарфора. Осталось только правильно их расписать. И неожиданно новый стиль оказался очень востребован коллекционерами, в том числе и за рубежом, а Финляндия была, например, довольно долго открыта в обе стороны.

По проектам Василия Кандинского в 1921—1923 гг. на Государственном фарфоровом заводе расписывали чашки с блюдцами, но небольшими тиражами преимущественно для экспортных заказов и выставок:

1 из 6
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

По указанным выше причинам, как особую драгоценность в отдельной небольшой витрине на выставке показывали приобретенную музеем в 2022 году чашку 1921 года:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Даже если бы на стене, где висело блюдо «Свадебное», не было бы картины «На берегу», полагаю, многие посетители заподозрили бы, что автор росписи Кузьма Петров-Водкин:

1 из 5

Думаю, что по ходу отзыва уже стало понятно, что, кроме известных специалистам по фарфору, будет много широко известных имён художников. Кроме притягательности новых идей и заманчивости выразительности нового художественного языка, причина в том, что в те тяжёлые годы роспись фарфора была реальной возможностью заработать на жизнь.

В общем, смотрим и читаем (ибо надписи замечательны и текстом, и шрифтами, и вписанностью в общую композицию). В 1920-е годы, конечно, востребована тема гражданской войны, но тема труда тоже быстро заняла достойное место:

1 из 8
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

О вождях:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

Тарелка с Лениным явно выполнена на том самом царском «белье», а бюст Карла Маркса хорошо демонстрирует пластические возможности разновидности фарфора «бисквит». Сопроводительные материалы на выставке хорошо дополняли представленные фарфоровые изделия и были ценны сами по себе. Так лениниана была проиллюстрирована оригиналами рисунков Натана Альтмана (включены в слайдшоу), которые оказали значительное влияние на привычный нам образ Ленина:

1 из 9
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Художники не жили отдельно от жизни страны, их произведения, как я уже писала ранее, пользовались огромным спросом, а вот помочь нуждающимся по неизвестной причине не получилось:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

Хотя художники свою задачу выполнили:

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Удивительное, заглядывающее, несмотря на декоративность красок, прямо в душу, насыщенное эмоциями и символами блюдо «Страдание России» с росписью Александры Щекатихиной-Потоцкой:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

На одной из стен выставки было интересно порассматривать фото тарелок с обратной стороны. Тут и годы производства формы видны (хоть и зачёркнуты на некоторых), и информации про роспись:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Предлагаю ещё немного порассматривать и почитать:

1 из 11
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Несмотря на свой небольшой размер, необычные, на мой взгляд, для 1925 года, взявшие много премий «Обнаженные» от Александра Матвеева и их история:

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Чашки-чайники-тарелки-вазы немного я показала, скульптуру — тоже, остались… шахматы «Красные и белые» (1923 — конец 1920-х, модель 1922 г. Н. Я. Данько, роспись по образцу Е. Я. Данько). Интересно, если кому-то в те годы выпали бы белые, на какой минуте человек начал бы играть в поддавки?

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Из текста на стенде выставки: «Большим событием в художественной жизни завода стали шахматы „Красные и белые“ Н. Я. Данько. В основе этой агитационной композиции лежит противопоставление двух армий, символизирующее противостояние нового зарождающегося мира и мира уходящего. На протяжении 1920–1930-х годов шахматы выпускались для внутреннего, чаще внешнего рынка, выставок и по заказам музеев».

На выставке было интересно рассматривать эскизы росписей, а некоторые из них и сравнивать с представленными тут же результатами:

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Авангард в фарфоре — это не только росписи, но и новые формы. Пожалуй, самая известная из новых форм — это чйник Казимира Малевича и чашки к нему:

1 из 4
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Взглянув на следующую фотографию, вспомнив предыдущую выставку в этом моём альбоме, полагаю, многие тут же верно скажут, что автор форм — Николай Суетин. Не только форм (не «Крокус», но близкие варианты), но и композиций. Сельскохозяйственная тематика на вазах справа легко угадывается, а роспись слева носит игривое название «Ситчик»:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

О работах Николая Суетина с формами рассказывали отдельные витрина и стенд выставки. Крупнее я, к сожалению, не сфотографировала:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

В витрине узнаваема оригинальная ваза «Крокус». Слева на фото — архитектоны (про сам термин можно почитать в статье Виртуального Русского музея). Экскурсовод сказала, что в ходу было шуточное название «суетоны»). А справа — фотография спроектированных Н. Суетиным (с соавторами) в 1937 году интерьеров павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан). Интерьер (или павильон?) получил Гран-при выставки.

Главным героем выставки был фарфор, но для демонстрации широты влияния авангарда показали, например, и реконструкции костюмов от супругов Александра Родченко и Варвары Степановой:

1 из 5
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

В 1930-х в фарфор (малые и большие формы) пришли темы труда, спорта, образования. Изображения стали более фигуративными:

1 из 18
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Потом авангад долго был под запретом, вернувшись в новом прочтении в «оттепель» 1960-х:

1 из 4
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 
Белый цвет знаменитого сервиза ''Ленинград'' Анны Лепорской напоминает про белые ночи? Или отсылает нас к архитектонам?

Лаконичный и яркий одновременно сервиз «Серп и молот» (1966 г., форма А. А. Лепорской, роспись Л. И. Лебединской). На некоторых предметах прямо написано, к какой дате в жизни страны он выпущен:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 
Прекрасный в своей яркости и лаконичности сервиз ''Серп и молот'' (1066 г., форма А.А. Лепорской, роспись Л.И. Лебединской). Все прочитали на некоторых предметах, к какой дате был выпущен сервиз?

В конце «фарфоровых» выставок Эрмитажа мне нравятся разделы, где представлены работы современных художников на тему выставки. В этом году — про авангард:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

И всё, как в исторической части экспозиции:

— тарелки-чашки-чайники-вазы:

1 из 8
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

— одежда (за неё отвечают знаменитые платья Татьяны Чапургиной):

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

— и… шахматы:) :

1 из 3
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

В общем, как смогла, сумбурненько выставку про русский авангард я представила. Видеоэкскурсия от музея: Русский авангард. Искусство для нового мира. Выбор куратора — YouTube .

На момент публикации забыла написать, поэтому дополнение: в Музее ИФЗ, который является филиалом Эрмитажа, конечно же, есть раздел фарфора 20-го века, и часть предметов с "Русского авангарда" после завершения работы вернутся на своё постоянное место, надеюсь, покажут там и часть ваз с выставки, посвящённой Н. Суетину.

С отзывом про эти две «авангардные» выставки я подзатянула, и думала, стоит ли вообще. Но оказалось, что тема авангарда продолжается в других музеях. В Михайловском замке Русского музея до 15 мая проходит выставка «Николай Суетин. Илья Чашник», а в частной галерее KGallery до начала июня — выставка «Рождённый революцией. Шедевры агитационного фарфора из частных собраний» (описание тут). С Русским музеем всё понятно, а вот со стороны частной галереи может показаться смелым делать выставку, по теме которой совсем недавно высказался Эрмитаж. Но я в них верю, и обязательно пойду, так как выставки они делать умеют, в том числе, удивлять редкостями (когда-то я писала на Туристере отзыв про них). В общем получается, что мой отзыв про прошедшие выставки немного и актуален в части «посмотреть, чтобы представить, что может быть на текущих». И Русский музей, и KGallery в своих официальных группах ВКонтакте недавно начали размещать очень информативные посты (в том числе, видео) про эти выставки.

В начале отзыва я писала, что выставок в Эрмитаже было много. Переходим к следующей.

А это будет «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном», занимавшая 2 зала парадной Невской анфилады Зимнего дворца с 28.10.2022 по 09.04.2023.

В названии выставки важна «-мания», так как становится понятным, что речь о египетском стиле, иллюстрируя который без фарфора обойтись невозможно.

Главным фарфоровым предметом выставки был, конечно, Египетский сервиз:

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

С тех пор, как сервиз был отправлен Александром в ссылку в Москву, большая часть его и хранится в «Кусково». В Эрмитаже несколько предметов представлено только, если не ошибаюсь, в экспозиции фарфора эпохи ампира в Главном штабе. Не знаю, как показывают его в «Кусково», а на «Египтомании» в центре Николаевского зала это выглядело так:

1 из 15

Целиком в Зимнем дворце (или вообще?) сервиз был выставлен впервые года так с 1808-го.

Выставка «Египтомания» была масштабна, разнообразна, и, конечно, не только про фарфор. Эрмитаж снял несколько экскурсий. Заинтересовавшиеся могут найти тут . Каталог ещё в работе, была выпущена небольшая книжка, но, похоже, уже закончилась.

А в рамках серии «Поднесение к Рождеству» 24.12.2022 открылась (и работает по 23.04.2023) удивительно красивая выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX‒XX веков» (описание на офиц. сайте музея). В отличие от пары предыдущих лет выставка из серии «Поднесение к Рождеству» из золотого Гербового зала вернулась в более камерное пространство Западины Восточной галереи Зимнего дворца, но стилю модерн, на мой взгляд, это точно лучше подходит. По экспонатам примечания написала в текстах к фото:

1 из 20

Думаю, что все уже догадались, что видео от Эрмитажа есть, и его можно найти по ссылке, которую я приводила ранее. Каталог к «Образцовой коллекции» уже в продаже. Мне показалось, что получился довольно удачным, и при достаточно разумной цене может быть неплохим подарком из Петербурга любителю фарфора.

Я думала, что перечисленные выставки иcчерпали перечень временных эрмитажных выставок про фарфор зимы 2023 года, но уже в январе золотой Гербовый зал перестал пустовать. В соответствующих интерьерах до 13 апреля нам показывали царский фарфор — «Предметы сервизов Российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова» (описание на оф.сайте):

1 из 11
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
 

Видео от куратора есть, даже, если не ошибаюсь, 2, искать на общей странице трансляций по ссылке, которую я приводила ранее.

Написав весь предыдущий текст, я поняла, что в части полноты перечня временных выставок, показывавших фарфор в Эрмитаже зимой-2023, одну я всё-таки пропустила. И причина в том, что работает она давно. Но не показать предметы с выставки «Пасха в России" совсем неправильно при публикации отзыва в эти дни. И на эту выставку можно успеть до 23 апреля. Большая часть фарфоровых изделей на выставке с таким названием — это, конечно же, яйца. Представлены и история, и современность:

1 из 11
Часть исторических яиц подвесили, чтобы показать во всей красе.

Чуть не забыла: видеоэкскурсии от Эрмитажа по этой экспозиции тоже есть. Первая, с открытия, появилась примерно год назад, а небольшое последнее видео было размещено в оф. группе музея ВКонтакте в эти выходные, и там, среди прочего, показали, как фотографируют фарфор без бликов для каталога. В общем, если я решусь еще написать отзыв про выставку форфора, то все блики будут на месте:).

Тут исчерпался список эрмитажных временных фарфоровых выставок зимы 2023, но не всего года:) . Если на сайте музея заглянуть в раздел «Выставки» (автоматически открывается на текущих выставках), то в подразделе «Анонсы выставок» обнаружится много чего интересного, в том числе, и про фарфор. Очень рекомендую заглядывать туда при планировании поездки в Петербург, чтобы не разминуться на день-два с чем-то интересным лично вам.

В общем, отзыв получился типа «В Петербурге зимой с выставками всё в порядке». Логично было бы его закончить подборкой фото «Погулять красиво, скорее всего, тоже получится», но получилось так, что альбом «Санкт-Петербург_2023. От середины февраля до середины марта» появился раньше отдельно и немного раскрыл эту тему. А чуток отойти от темы фарфора хочется. Пусть будет так: «В залах Эрмитажа в это время вне основных праздников — красота!». Фото прилагаются:

1 из 20
Советская лестница, название которой старше, чем можно было бы подумать.

И с жестом нашего замечательного ангела:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная

«Тссс! У нас тут хорошо. Только всем об этом не рассказывайте: слишком большое количество посетителей вредно для такой красоты.»

(Встречала, что «Ангела» на просторах интернета порой называют «грозящим», но разве с таким выражением лица грозят?)

На этом точно всё. Спасибо за внимание всем заглянувшим в этот отзыв, и отдельная благодарность его одолевшим:).

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

  1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  2. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
  3. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 1
  4. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  5. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  7. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  8. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  9. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  10. Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
  11. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  12. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.
  13. Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Эрмитаж

Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация