Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Как я уже писала в первой части, в июне 2022 года (и до ноября 2022) из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых Главного штаба Государственного Эрмитажа (далее Галерея) выехало очень много картин: одни — в Москву, другие — недалеко, через Дворцовую площадь (мой отзыв тут). В течение нескольких последних лет в связи с выставками, посвященными коллекционерам, залы Галереи периодически покидали то картины из коллекции Щукина (иногда с «компенсацией» в виде московских картин из коллекций Морозовых), то картины, происходящие из коллекций Морозовых, но в таком количестве и сразу из всех коллекций — впервые.

О текущей экспозиции на 4-м этаже Главного штаба (далее ГШ) музей написал так: «На 4 этаже Главного штаба, в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, в данный момент представлена экспериментальная экспозиция европейского модернизма». После такого анонса мне туда срочно было НАДО. Но по пути я отвлеклась, о чём и рассказала в части 1, которая закончилась тем, что я подошла к первому залу Галереи.

На схеме ГШ Галерея выделена голубым цветом, и начинается с зала 403:

1 из 2

Информация в зале о текущей экспозиции:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Но сначала немного о терминах и формулировках:).

После фразы Эрмитажа, которую я процитировала ранее, о том, что будет летом-осенью 2022 на 4-м этаже Главного штаба на просторах интернета появились странные высказывания, которые выстраивали линию типа «модерн-модернизм-модернизмище» с выводами типа: «Модерн — это да, а модернизм — какое-то новшество. А уж если современный и европейский, то и совсем беда».

Я — дилетант в области искусства, поэтому будут цитаты. Лично для меня, понятно о модернизме написано в Википедии, но знаю о недоверии к данному источнику, поэтому привожу текст с другого сайта:

»Когда говорят о модернизме или современном искусстве (modern art), всегда подразумевают множество художественных движений и стилей, объединений и направлений, которые существовали часто одновременно и во многом оказывались противниками и оппонентами. На первый взгляд, сложно отыскать общие черты в искусстве сюрреалистов и экспрессионистов, кубистов и конструктивистов. Но начиная с французского импрессионизма и заканчивая американским абстрактным экспрессионизмом, художники забрались в ту систему координат, ту область поисков, которая резко отделила их от всех предыдущих поколений." (цитата отсюда: Модернизм в искусстве: известные картины, художники, история стиля | Артхив (artchive.ru))

Ещё пусть будет фото последней страницы каталога проходящей сейчас в Манеже Малого Эрмитажа выставки, посвященной С. И. Щукину (ссылка на мои впечатления о ней приведена ранее и будет в оглавлении цикла в конце отзыва):

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Получается в Галерее всегда модернизм и был:), просто экспозиция временно преобразилась.

Кроме «умозаключений» про модернизм на просторах интернета, да и при общении со знакомыми, я встречала мнения, что смотреть на 4-м этаже ГШ временно нечего, раз столько известнейших полотен вывезли на выставки.

Но, во-первых, Эрмитаж никогда не заявлял, что в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых выставляются только картины из их коллекций. Происхождение всех картин указано на этикетках, информация интересная, поэтому фото табличек я включила в слайдшоу.

А во-вторых, Эрмитаж — не тот музей, который оставит имеющиеся у него выставочные площади пустыми, что и подтвердило заявление о временной экспозиции.

Кратко, про то, что там выставлено: имена художников есть все те же, и добавились новые; по самой экспозиции есть несколько потерь, которые чем-то заменить невозможно, но про них в конце отзыва.

А теперь немного подробностей, если кому интересно. К сожалению, из-за проблем с сохранностью (что характерно для картин импрессионистов и постимпрессионистов) многие полотна под стеклом. Снимать очень сложно, поэтому под углом, блики и отражения. Привожу фото чисто в информационных целях, в которых отчёт и пишется.

На постоянной экстозиции в Галерее картины собраны по именам художников. Залы импрессионизма начинаются, естественно, с Моне. Сейчас, на временной, картины собраны по жанрам: пейзаж, портрет, натюрморт. И это даёт возможность немного по-другому взглянуть на работы художников, творивших примерно в одно время.

Первый, самой большой зал отдан пейзажам. И начинается с садов Моне:

1 из 2

Самая известная «Дама в саду» Клода Моне переехала на время в Манеж Малого Эрмитажа (или можно сказать, что вернулась домой, в особняк Щукина?). И даже одно время представляла выставку на здании Гостиного двора:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Но Галерея без дамы в саду не осталась. И мне лично очень нравится рассматривать на ней, как из раздельных мазков складываются и фигура, и цветы, и всё остальное:

1 из 4

Рядом удачнее для фото, чем в постоянном варианте, — «Отлив в Ипоре» Огюста Ренуара. Именно её появление в экспозиции Эрмитажа (советую запомнить фамилию коллекционера) немного примирило меня с тем, что «Лодочка» Ренуара находится в лондонской Национальной галерее, а не в Петербурге:

1 из 4

В общем, стены явно не пустые:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Лично для меня, выставки/экспозиции импрессионизма (если они сборные, а не одного художника) просто обязаны включать картину Альфреда Сислея, и, желательно, не одну. «Городок Вильнёв-ла-Гаренн» сейчас на выставке, посвященной Щукину, но Галерея не осталась без полотна этого художника. «Баржи в Бийянкуре» менее солнечны, но, может быть, чуть больше намекают на то, что Сислей — англичанин?

1 из 3

«Большая набережная в Гавре» Клода Моне, на мой взгляд, замечательно передаёт жизнь порта:

1 из 2

При взгляде на следующую картину, лично у меня, первым вспоминается упомянутый выше сислеевский «Городок…», но, приглядевшись, даже не читая этикетку, понимаешь, что это Моне. «Сена в Руане»:

1 из 4

Без видов Парижа (и не только) от Камиля Писсарро посетителей ГШ тоже не оставили:

1 из 3

1 из 4

Автор «Пляжа в Трувиле» Эжен Буден менее известен, а на табличке обращает на себя внимание достаточно недавняя дата приобретения картины музеем:

1 из 3

И это здорово, что коллекция пополняется такими хорошими картинами, а художественное направление становится представленным более полно.

Немного отвлекусь от картин. Окна зала 403 выходят на Большую Морскую улицу, точнее — к Арке Главного штаба. Конечно, для сохранности картин и снижения бликов окна занавешены. Посетителям же очень хочется посмотреть в окошко, что некоторые и пытаются сделать самостоятельно (не я:)). Так вот, дама-смотрительница очень вежливо сделала замечание, что надо было просто попросить её, и подняла штору. Посмотреть интересно, и на одну часть арки, и на другую:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Между окон представлены пейзажи менее известных художников:

1 из 7

Переходим в следующий зал и к портретам.

На своём обычном месте картины Эдгара Дега, в том числе, «Площадь Согласия», мимо которой не проходит ни одна экскурсия по Галерее:

1 из 3

(в качестве примера экскурсии можно привести сюжет от «Смотрителя» (+ часть 2) по постоянному варианту экспозиции Галереи, правда, немного устаревшему)

Замечательный «Портрет м-ль Изабель Лемонье» Эдуарда Мане присутствует и на постоянной экстозиции, и на текущей временной (ещё две его работы были показаны в первой части при рассказе про Зал французских пастелей):

1 из 2

Часто модернизм отсчитывают от Густава Курбе. В этом смысле Галерея вполне энциклопедична. «Возлежащая женщина»:

1 из 2

Ренуаровские балерины были в первой части в Зале французских пастелей, в Галерее же холст и масло:

1 из 2

С полотнами импрессионистов соседствуют пейзажи и портреты символистов. Припоминается, что читала, что были у них и совместные выставки. А по этикеткам картин видно, что символизм тоже представлял интерес для Сергея Ивановича Щукина:

1 из 8

1 из 9

Разговор про портреты конца 19 века невозможен без работ Ренуара. Самые известные уехали в Москву, но разве те, что остались не интересны?

Удивительно спокойный и красивый:

1 из 2

Самый солнечный и непосредственный:

1 из 4

А мимо этих, как мне кажется, не проходит ни одна экскурсия по Галерее (на видео по приведённой ранее ссылке они тоже есть):

1 из 5

А моё внимание в это посещение особенно привлекла «Молодая женщина в шляпе с цветами»:

1 из 3

Далее перейти бы к натюрмортам, но «никогда не было, и вот опять» меня отвлекли от заявленной темы отзыва: ковид отступает, и оказалось, что открылись прилегающие к Галерее залы:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Назвать их для краткости можно «Салон и Барбизон». А, может, не так уж и отвлекли? Очень наглядно получается после довольно большого количества картин импрессионистов посмотреть для лучшего понимания их новшеств то, чему они себя противопоставляли, и то, чем вдохновлялись.

«Паж с собаками» и в ковидное время был на экспозиции, но в другом зале:

1 из 2

В зале справа от «Пажа» работы Франсуа Фламенга. И тут интересны объединяющие их главный герой — Наполеон — и коллекционер — Николай II. Да и сами картины со множеством персонажей и деталей хороши:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

1 из 5

А в названии крайней слева обратим внимание и на дворец — «Приём в Мальмезоне в 1802 году»:

1 из 3

Если кому-то показалось, что упоминание Мальмезона в Эрмитаже ему уже встречалось, то это, действительно, так. Когда-то, в прежнем корпусе Лоджий Рафаэля существовал целый Мальмезонский зал:

»Весной 1814 года, после триумфального входа в Париж союзных войск, в Мальмезоне состоялась встреча Жозефины с императором Александром I. В знак признательности за покровительство её семье она преподнесла ему в дар камею Гонзага.

….

В 1815 году Александр I приобрёл 38 картин и 4 скульптуры Антонио Кановы — «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур» — у герцогини Сен-Лё. Этот титул по настоянию царя был присвоен Людовиком XVIII Гортензии <Богарне>.

Через 14 лет Николай I купил у герцогини Сен-Лё ещё 30 картин, среди которых «Портрет молодого человека» Рембрандта, «Семейный портрет» Темпеля, «Святой Себастьян» Риберы, «Святое семейство» Пьетро ди Козимо.»

(цитаты с ресурса Эрмитажная Академия, больше подробностей, в том числе перечень и фото части произведений искусства, по ссылке: Приобретение коллекции из дворца Мальмезон. 1815 год (hermitagemuseum.org)

А на другой стене этого зала можно сопоставить купальщиц из царской коллекции и особняка графа. Но, может быть «парадность» тут совсем не при чём, а просто личные вкусы?

1 из 5

А вкус у графа Н. А. Кушелева-Безбородко, на мой взгляд, был отменный. Именно из его коллекции происходит значительная часть работ в соседнем зале, где представлена, в основном, Барбизонская школа, которую, как я читала, он и открыл для России:

1 из 2

Кроме колорита, многие картины объединяет присутствие на них коров:) :

1 из 6

И нисколько не удивляет, что эти «Венера и Амур» (автор — Нарсис Виржиль Диаз-де ла Пенья) происходят из той же коллекции, что «Маленькая купальщица»:

1 из 2

В зале слева от «Пажа» французский Салон:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Но справа от входа — никакой парадности, а сплошное очарование:

1 из 5

А вот дальше — высший свет, причём, — российский.

Франсуа Фламенг «Портрет герцогини Доры Лейхтенбергской» (кому имя не знакомо, погуглите — у героини портрета очень интересная и непростая жизнь с трагическим финалом):

1 из 3

Забавно, что в конце части 1 Главный штаб и Особняк Румянцева у меня объединили картины, а во 2-й — героиня этого портрета.

Франц Ксавьер Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»:

1 из 3

«Портрет княгини Т. А. Юсуповой» этого же художника:

1 из 3

«Портрет С. П. Нарышкиной, урожд. Ушаковой» (автор — тот же) заставляет выделить время на разглядывание не только изображения, но и рамы:

1 из 3

«Портрет великой княгини Елены Павловны»:

1 из 3

После «отвлечения» вернулась я в зал Гогена. А потом в пропущенные парочку залов.

Тематически остались натюрморты импрессионистов, и они прекрасны:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Но уж больно интересно их смотреть с последующим переходом к постимпрессионистам. Поэтому, если и будут, то в следующей части. Тут и так перебор с материалом, хотя по Галерее и пройдены только 403–406 залы (сколько их всего, видно на скрине со схемой ГШ в начале отзыва, выделены голубым цветом).

Если кратко про последующие залы Галереи, то: «Имена и темы картин из постоянной экспозиции представлены практически все, есть и интересные новые».

«Практически» в предыдущем предложении я использовала потому, что:

во-первых, в Москву отправились полотна Дени и Боннара, что означает закрытый воспроизведённый в ГШ музыкальный салон, вот этот:

1 из 6

(самый вдохновенный рассказ про полотна Дени тут: Школьный центр представляет: рассказывают дети. Амур и Психея — YouTube ; снят, правда, еще до того, как зал приобрёл окончательный вид)

и опустевшую стену ещё в одном зале:

1 из 2

(небольшой, но очень познавательный рассказ про данное произведение Боннара: Жемчужины коллекции. Пьер Боннар. У Средиземного моря. 1911 — YouTube)

во-вторых, в залах анфилады вдоль Мойки отсутствует живопись Пикассо, переехавшая в Манеж Малого Эрмитажа (есть фото в моём отзыве про выставку).

А вот картины Матисса, хоть и в большом количестве выставлены в Манеже, в ГШ на временной экспозиции есть, в том числе, и потому, что в коллекцию музея входят дары Лидии Делекторской, да и из коллекции Щукина не всё в Манеж переместили.

Но преобразился главный зал, вот этот:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

И там вместо живописи — временная экспозиция графики: Матисс — Пикассо: творческий диалог — YouTube . Представлена, среди прочего, и книга «Джаз» (ссылка на мои фото с предыдущего её показа есть в оглавлении цикла в конце отзыва). Видео-экскурсия очень интересная. Свои впечатления пока не могу добавить, но точно мне туда надо:). И здесь решила разместить инфо, вдруг, кому пригодится. Эту графику показывают не так часто.

В общем, в Главном штабе Государственного Эрмитажа и модернизм прекрасен, и много разного другого можно посмотреть (в оглавлении цикла ниже есть ещё парочка отзывов).

Из Полезного выделю следующее:

1. Понедельник — выходной, а вот вторник, пятница и суббота — длинные дни (до 20.00).

2. Приятное полезное. «До 18 лет», студенты, аспиранты, пенсионеры РФ и ещё ряд категорий — бесплатно в любой день:

1
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Но не забывайте документы, если положены льготы. Уважаемые москвичи, «Карта москвича» — это не тот документ, который на всей территории РФ подтверждает, что вы — пенсионер. Законом установлены справка о назначении пенсии либо пенсионное удостоверение (+паспорт, если на них нет фото). Если брать билеты на оф. билетном сайте Эрмитажа, то надо выбрать «Входные билеты», потом «Главный штаб», потом что-то типа «Билеты по Специальному предложению» (скрин оттуда). Распечатывать билет не обязательно, штрих-код без проблем считывается с телефона. Но в ГШ в кассы очереди обычно нет.

В Главный музейный комплекс Специальное предложение для этих категорий тоже есть — 300 руб. вместо 500. Но будьте внимательны, некоторое время назад вход по таким билетам в ГМК был из Шуваловского проезда, как сейчас — не знаю. При случае спрошу и тут допишу.

3. В ГШ замечательный книжный магазин. Он до зоны контроля билетов, поэтому можно зайти просто за книгами или сувенирами. Единственно, будет досмотр сумок на входе. В книжный после входа идти направо в сторону касс. А налево — сувенирный.

Сувенирный магазин есть и, если зайти в ГШ через выход (дверь со стороны Дворцовой площади ближе к Певческому проезду). В магазин, как минимум в тёплое время года, есть вход и прямо с площади:

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
 

Вход в магазин из вестибюля выхода (на фото видна деревянная дверь выхода из ГШ на Дворцовую площадь):

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2

Там и досмотра нет, но книг (в том числе и для детей) там меньше.

И вот в дальнем зале этого сувенирного магазина сейчас по сеансам показывают VR-фильм "Эрмитаж. Погружение в историю" с К. Хабенским (афиша видна на фото выше). Фильм идёт 20 мин, билет 400 руб., встречала отзывы, что бывают на купонных сайтах предложения типа "2 билета по цене одного".

Второе место, где сейчас можно посмотреть этот фильм - это торговый комплекс "Невский центр" (где Стокманн) на Невском проспекте у площади Восстания. Там на 5 этаже книжный магазин "hermitage.books":

1 из 2
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
 

Работает с 10.00 до 23.00. Билет тоже 400 руб. Единственно, посадочных мест не так много: круглое кресло (видно на фото), и могут предложить стул (сколько их в наличии, не знаю). В общем, можно и время перед поездом скоротать, и книги/сувениры прикупить.

Спасибо всем, заглянувшим в мой отзыв!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Эрмитаж

Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2 Подробнее об объекте