Турист Светлана (SV_E)
Светлана
была сегодня 12:02

Санкт-Петербург, Москва — Россия Февраль 2021

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  2. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 2
  3. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Что же всё же в Главном штабе. Версия лето-осень 2022. 4-й этаж. Ч. 1
  4. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  5. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  7. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  8. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  9. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  10. Эрмитаж. Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
  11. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  12. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.
  13. Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

В Москву в феврале 2021 года я не ездила, а вот выставка, название которой содержит в себе нынешнюю мечту любого туриста, «Железный век. Европа без границ» в последний день февраля завершила свою работу в Эрмитаже, но откроется 15 (?) апреля в Государственном историческом музее. Поэтому я и подумала, что есть смысл немного показать, как это было в Санкт-Петербурге. А было интересно и познавательно. Об этом, а также дополнительных бонусах от Эрмитажа, и пойдет речь.

Но когда я открыла сайт ГИМа, чтобы проверить даты выставки, то обнаружила, что другие экспонаты Эрмитажа приедут туда немного раньше. ГИМу скоро 150 лет, поздравлять начали его немного заблаговременно.

И так как это не противоречит началу заголовка, сначала чуть-чуть по теме выставки Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа (shm.ru), которая откроется 18 марта.

Конечно, я не знаю, что привезут в Москву, но я видела кое-что в Петербурге и знаю, где посмотреть, что по этой теме есть в музее:). В ковидный 2020-й Эрмитаж очень много показал в онлайне и щедр в том плане, что экскурсии оставлены для бесплатного просмотра в удобное время:

02.04.2020: Парадный костюм российских императоров / Abiti di gala della Corte degli Zar — YouTube

31.03.2020 (повтор 30.07.2020 в оф. группе ВКонтакте Фондохранилища Эрмитажа «Старая Деревня»): Премьера: Эрмитаж — Старая Деревня. Галерея костюма — YouTube .

31.07.2020 — «Традиционный русский костюм»: Фондохранилище Эрмитажа в «Старой Деревне» | ВКонтакте (vk.com)

20.04.2020 — «Два арапских костюма служителей высочайшего двора» (думаю, уже понятно, где искать).

28.12.2020 — предновогодний Hermitage. Эрмитаж — Старая Деревня. «Какая радость: будет бал!» — YouTube

Все ссылки я нести сюда не буду, а даты специально привела, чтобы легче было искать там, где удобнее смотреть: официальный Youtube Эрмитажа, оф. группа ВК всего Эрмитажа или оф. группа ВК РХЦ «Старая Деревня».

Отдельно отмечу, что рассказывала в этих видео хранитель фонда Нина Ивановна Тарасова. А рассказывает она — замечательно!

Конечно, я не призываю заменить просмотром видео посещение самой выставки, но можно подготовиться или продлить впечатления от увиденного вживую.

Своих фото добавить не могу, так как на различных временных выставках, где периодически выставляются костюмы, не снимала, а в «Галерее костюма» в РХЦ фотографировать запрещено.

По первой выставке, пожалуй, все. Далее про вторую. В Эрмитаже это выглядело так:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Выставка проходила в Манеже Малого Эрмитажа. Поскольку данное пространство в современной выставочной истории музея появилось не так давно и не всем знакомо, немного отвлекусь от выставки.

Кратко о Манеже Малого Эрмитажа с сайта музея Виртуальный визит (hermitagemuseum.org) :

«В середине XIX, в ходе реконструкции Малого Эрмитажа архитекторами В. П. Стасовым и Н. Е. Ефимовым, между Южным и Северным павильонами появились императорский манеж и конюшни. В 1850 г. в Северном павильоне на месте большого двусветного зала и нескольких кабинетов архитектор А. И. Штакеншнейдер создал Павильонный зал.

В 1938 г. архитектор А. В. Сивков приспособил манеж и конюшни под выставочные залы. С 1950-х годов эти пространства использовалось для хранения мебели, карет и других крупных экспонатов.

В декабре 2014 в помещениях манежа и конюшен было создано новое музейное пространство для проведения временных выставок, событий и кураторских проектов.»

В первую очередь замечу, что кареты, мебель и др. не выкинули, просто у Эрмитажа появился Каретный сарай и другие хранилища, но это отдельная история.

В Манеж можно попасть, как уже находясь в Главном музейном комплексе Эрмитажа, так и через отдельный вход из Шуваловского проезда.

На схеме 1 этажа я выделила Манеж желтым цветом:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

В доковидные времена на выставки в Манеже можно было пройти от Главной лестницы мимо кафе и магазинов через Египетский зал (100) — зеленые стрелки на схеме выше. Сейчас — из зала 106 после осмотра 1-го этажа (здесь маршруты 1 и 2 совпадают). Входы в Манеж находятся в обоих концах бордового коридора Сивкова перехода. На скрине из путеводителя Эрмитажа по маршруту 1 видны ступеньки из зала 106 в Сивков переход и сам переход:

А посередине перехода и находится балкон, с которого сделана первая фотография в этом рассказе.

К отдельному входу в Шуваловском проезде по Дворцовой площади надо идти в сторону Атлантов:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Ворота между Малым Эрмитажем и Новым Эрмитажем со стороны Дворцовой площади и Миллионной улицы:

Слева на следующем фото виден вход в Манеж Малого Эрмитажа, прямо — выход на Дворцовую набережную:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Вход в Шуваловский проезд со стороны Дворцовой набережной между Малым Эрмитажем и Большим (Старым) Эрмитажем:

Отдельный вход в Манеж из Шуваловского проезда позволяет музею устанавливать дополнительные часы работы выставок и продавать по сниженной цене билеты только на выставку (а выставки здесь проходят масштабные, что требует времени для их осмотра, т. е. по факту это отдельый полноценный поход в музей). А после возобновления работы Эрмитажа в июле 2020 так и вообще уже на две интереснейшие выставки, в том числе «Железный век», вообще был бесплатный вход для всех категорий посетителей. И если про бесплатность выставки искусства Ассирии (показано впервые в России) говорили «в традициях Британского музея», то билеты на «Железный век» всем желающим оплатила компания «Илим». Такая вот новая форма добрых дел. Согласитесь, не самая плохая?

А вот теперь немного о том, что же вскоре будет показано в Москве, на примере того, как это было в СПб. Фотоаппарат не совсем справился со специфическим освещением на выставке, поэтому таблички про экспонаты я уберу в слайд-шоу. Для информационных целей они вполне читаемы. На фотографиях экспонатов освещение тоже сказалось, поэтому все убрано в слайд-шоу для тех, кому интересно чуть больше информации.

Вид на выставку от входа:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

С дальнего от входа конца выставки виден балкон, с которого сделано первое фото рассказа:

Описание выставки с экспозиции:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Обратите внимание на последний абзац. Это важно для понимания не только значения выставки, но и надписей на табличках к экспонатам.

Описание выставки на сайте музея.

Экспонаты сопровождались кратким описанием представленных культур и картами Европы для понимания о каких территориях идет речь:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Самые мелкие экспонаты сопровождались качественными фотографиями:

Конечно, всех 1600+ экспонатов в моем рассказе не будет:). Лишь немного проиллюстрирую разнообразие представленного на выставке фотографиями особо приглянувшихся мне предметов.

Начну с «гостей» из берлинского Музея преистории и древней истории (надеюсь, все ознакомились в описании с музеями-участниками):

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Рядом в витрине не только предметы, важные для полноты показа определенного периода времени, но и «встреча много лет спустя» (таблички читаемы при увеличении и этих фото, и большинства из последующих):

Конечно, вазы — это типичные находки раскопок, и на выставке были еще, например, такие из ГИМа. Отдельно мне понравилось в их описании слово «амазономахия»:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Очень мне понравилась «гостья» из Берлина. Прямо вот детские рисунки, когда, с одной стороны, смешно, а с другой — почти всегда понятно, кто нарисован:

Интересный сосуд с изображением скифов из Эрмитажа (описание на сайте музея, в музее есть еще похожий золотой). Прямо некая история на нем с разными подробными деталями:

Когда я издалека увидела предмет со следующего фото, то, признаюсь, в моей «темной» голове возникли мысли про древние трубы. Железные, так как век заявлен железный:). Оказалось, глиняный сосуд. Кабанчик с последнего снимка в слайд-шоу удостоился отдельного упоминания в одной из видео-экскурсий про выставку:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Конечно, представлено много вооружения от наконечников стрел до мечей и самых разных шлемов. На слайд-шоу одна из витрин с шлемами и красивейшая секира:

Некоторые витрины были разнообразны по персонажам. Тут вам и звери, и птицы, и грифон, и богиня (хотя я решила, что это про «руки в боки»):

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Если кому-то, что показала я ранее, «мало блестит», то спешу успокоить, что золото на выставке есть.

Размеров разных:

К мелким золотым предметам, уже встречавшимся в иллюстрациях по ходу рассказа, добавлю, пожалуй, симпатичного Эрота:

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

Золото побольше от российских музеев:

Отдельно на подобных витринах меня радуют слова «случайная находка».

Почти всегда при обсуждении выставок и музеев актуален вопрос: «А есть ли там интересное для детей?».

Лично я всегда считаю, что ребенок в музее должен быть при деле (и, конечно, в диалоге с родителями).

Мои варианты для «Железного века»:

— посчитать лошадок (их много больше, чем на фото в следующем слайд-шоу):

Петербург-Москва. Эрмитаж-ГИМ. Выставка по истории Европы (и немного о другом)

— найти и опознать всех животных (немного добавлю фото к тем, что уже были в рассказе ранее):

— порассуждать, кто из человечков на некоторых витринах воин, а кто идол (отсутствие номеров у экспонатов Эрмитаже позволяло иметь разные мнения:)):

На этом завершаю краткий обзор выставки «Железный век. Европа без границ».

Далее немного про имеющиеся на просторах интернета материалы к ней.

В ковидные времена Эрмитаж установил замечательную, на мой взгляд, традицию: после репортажа про открытие показывают экскурсию по выставке, и это остается в свободном доступе на официальных ресурсах музея: на оф. канале Youtube тут, можно смотреть и в ВК.

Ближе к концу выставки появились видео-экскурсии по некоторым частям выставки (1, 2, 3, 4) и у тех, кто соберется на выставку в Москве, есть возможность подготовиться, хотя я не сомневаюсь, что и у ГИМа будут свои материалы.

Особый статус выставки (я обращала внимание на это в начале, где фото с ее описанием) привел к тому, что она удостоилась не только торжественного открытия, но и торжественного закрытия, в конце репортажа о котором немного полистали 720-страничный каталог. На просторах интернета попался обзор каталога, который интересен более полным перечнем мест и культур, представленных на выставке, чем в кратком описании на моем фото с выставки.

Подводя итоги изложенному выше: лично меня выставка увлекла, заставила рассматривать внимательнее, чем я предполагала изначально. Точно рекомендую к посещению. И выставку «про платьюшки» тоже:).

Спасибо всем, прочитавшим сиё сочинение полностью или частично:).

Цикл материалов "Эрмитаж глазами местного дилетанта"

1. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фарфора тут ... Часть 1. Авангардная
  4. Санкт-Петербург. Как Эрмитаж всех в гости к Сергею Ивановичу приглашает
  5. Санкт-Петербург. Эрмитаж в... Деревне
  6. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
  7. Петербург. Эрмитаж. А из нашего окна...
  8. Эрмитаж. Линия Рафаэля
  9. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Шедевры из Национальной галереи Умбрии
  11. Санкт-Петербург. Эрмитаж. "Джаз" в Главном штабе
  12. Эрмитаж. Книга художника (Livre d’artiste). Дали.