Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Старая Ладога, Тихвин, Череповец, Рускеала + 1 город — Россия Август 2014

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала,
Где лесной часослов зашифрован устами пожаров,
Где большая дорога, чёрная ночь да лихие дела,
Где блестят за иконой ножи, там иду я.

Алиса. Стерх.

За окном шумело. Все время казалось, что это идет дождь, хотя я знала наверняка, что это порог. Маленький, бурливый, почти не пенящийся, но порог на меленькой речушке Китеенйоки. Оказывается, под такой шум несущейся по камным воды засыпается не хуже, чем под дождь, вот только солнце мешает, уже почти 23, а за окном еще непростительно светло. Карелия.

Карта не врала в Хекселе жизни нет), на карте так и написали для сомневающейся меня — «Хекселя (нежил.)», нет ведь не поверила. Приехала. Но лучше было бы остановиться ближе к Рускеалае, чем здесь. Бывшая фабрика, постепенно превращающаяся в турбазу. Большая часть здания вдоль шумливого порога так и стоит без окон, с разрушающейся кладкой, но новые хозяева неспешно восстанавливают его, подходящими к их нуждам блоками. Самое лучшее здесь (для меня) — порог и выходящее на него мое окно.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия
пороги у Хексели. река Китеенйоки. Вид из окна.

Грейдеры. После полутора тысяч, уже прожитых за рулем за два-три дня, километров, грейдеры вечером кажутся адским издевательством и надо мной и над машиной. Но дорога от Весьегонска к трассе на Череповец еще хуже, но ее я прошла в самом начале, а теперь усталость потихоньку наваливается на плечи.

Москва — Тверь — Бежицк — Весьегонск — Череповец — Тихвин — Старая Ладога — Сортавала — Рускеала — Москва. Чуть менее трех тысяч километров. Когда я пишу эту цифру прописью, она кажется мне значительнее. Таки удалось. Мы проехали, машина вывезла (все-таки 1988 год выпуска не шутка), особых косяков (не считая моста) не случилось.

После первой ночи в Хекселе приезжаю я к мосту, а там не мост, а три бревна, два трактора и штук шесть мужиков, ремонтирующих мост… А накануне мне почти дали передний зуб, что останется проезд для легковушек, обманули. Хорошо хоть мост сделали к вечеру и я уехала уже следующим утром, а то сиди-кукуй в приграничной зоне, где нет магазинов, нет сотовой связи (только на горке в прыжке и та финская), а есть только водопад. Сначала я хотела пожить тут три ночи и каждый день ездить на Рускеалу, но после сюрприза с мостом, я сбежала при первой же возможности.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

Рускеала. Вожделенное для меня место. Это слившиеся воедино промышленный объект и прекрасная и суровая природа Карелии. Затопленные мраморные каменоломни. Золотые блики на зеленовато-темной воде. Золотые же пылинки танцуют в столбах света у полузатопленных входов в шахты 2го уровня. Ели и прозрачно-светлые березы по высоким, изломанным человеком, берегам.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

Сейчас здесь горный парк, хорошая парковка, лодочная станция, аккуратные дорожки вокруг карьеров, ограждения в опасных местах, указатели и экскурсоводы. А когда-то здесь были каменоломни, сначала финские, потом наши. Мрамор Исакия — он отсюда. А с учетом того, что Исакиевский собор построили (в привычном нам виде) только на четвертый раз, то добытый для него, при второй и третьей стройке, мрамор расходился по многим зданиям Санкт-Петербурга, например, он есть в Михайловском замке и Мраморном дворце. Самым поразившим меня фактом стало, то что наиболее массово мрамор добывался не как отделочный камень, а для производства извести, всю эту красоту дробили и просто пережигали в известь.

На неспешную прогулку по маршруту Главный карьер — Итальянский карьер мы потратили около полутора часов, потом так же неспешно часок катались на лодке, заходя во все доступные рукотворные гроты.

Во многих местах посетители складывают гурии (один из видов сейд, гурии обязательно ставят башенками), на небольшой площади может встречаться до нескольких десятков таких пирамидок. Мы тоже свою сложили, на всякий случай, надо же почтить духов предков и духов этих мест. Хотя, может и зря старались — раньше женщин и детей к сейдам не допускали, не женское это дело с духами предков разговаривать.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

А еще есть место по дороге к итальянскому карьеру, где посетители выкладывают названия городов, т. к. мы не сразу нашли свой родной город, то пришлось потаскать камни и расстараться выложить, в процессе мы чуть не наступили и на родину, но решили, что нашу надпись будет лучше видно с дорожки.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

В самом итальянском карьере кажется, что ты попал в метро, только свода нет и сосны почему-то растут, а все рельсы уже украли черные металлисты.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

Очень красивый вид на более мелкие карьеры открывается с выступа, на который ведет тропинка от итальянских мраморных ломок.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

После Рускеалы, съев по калитке (пирожок такой с открытой начинкой), поехали к водопаду на реке Тохмайоки, где снимали фрагменты фильма «А зори здесь тихие». Место легко доступное, совсем рядом с трассой, и весьма посещаемое. Рускеальские водопады небольшие, но очень изящные, здесь нет ощущения всесминающей мощи, как на Киваче или Гирвасе, здесь можно просто любоваться водными струями, следить за хитросплетениями пены в затоне.

водопад на реке Тохмайоки, здесь снимали "А зори здесь тихие".
Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

А до Рускеалы был музей Кронида Александровича Гоголева в Сортавале. Самобытно, колоритно и, может быть, исконно-посконно. Удивительнейшая резьба по дереву. Кронид Гоголев — художник и гениальный резчик. Потрясающие по проработке и детализации монолитные (без единой вклейки) резные полотна. Билины, сказки, русский север, эпос Калевала и народный быт стали сюжетами его работ. В Сортавале (ул. Комсомольская д. 6) небольшой по площади, но не по насыщенности, выставочный зал с его работами. Быть в Сортавале и не зайти нельзя.

Почему-то в этот раз поездка «разматывается» лучше в обратную сторону. Да и в целом странный настрой — проехав за две недели Венецию, Стокгольм и нашу Карелию, начать описание именно с последней, карельской части. Странно, но душа просит сделать именно так. Магия Русского Севера.

До Сортавалы мы проезжали вдоль Ладожских шхер. Изрезанные каменистые скальные берега, большими каменными плитами уходящие в темные воды огромного озера. Хвойные леса по берегам, то мрачные еловые, то светлые с вереском сосновые. Вот уж правда:

В берёзовом лесу — жениться,
в сосновом — веселиться,
а в еловом — удавиться.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия
Ладожские шхеры, одна из.

А еще раньше была единственная улица Старой Ладоги. Улица Варяжская. Самая древняя улица страны? «Возвращаясь домой в Швецию, варяги скучали по Ладоге и во время пирушек просили скальдов спеть о любимой Варяжской улице." (© И. Стогофф, Путеводитель на конец света.) И сейчас Старая Ладога совпадает с планом древнего города. Начало пути из варяг в греки. Значительный торговый город в который «для порядку» и позвали княжить Рюрика. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя. Хотя о чем это я? После смерти Рюрика здесь княжил Вещий Олег и отсюда он ушёл завоевывать Киев, но курган его, по трети легенд, здесь, на берегу Волхова. Пушкин похоронил Олега над Днепром, Повесть временных лет засыпала князя землей на горе Щековице, а Новгородская летопись насыпала ему высокий курган здесь, на изгибе Волхова. Олегу курган насыпали высокий (5 метров высотой, 30 метров диаметр), видимо крепко уважали. Лучший вид на Волхов и Старую Ладогу именно с этого кургана. Видно и церковь Иоанна Предтечи, и ближний Успенский монастырь, и Ладожскую крепость, и дальний отсюда Никольский монастырь. Ширь.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия
вид с Олеговой могилы на Волхов и Старую Ладогу.

Ладожская крепость впервые обзавелась каменной стеной в 1114 году. Тогда же поставили церковь святого Георгия, до сих пор уютно стоящую внутри крепостных стен. Поглядеть на этот храм я лазила огородами, через рвы и остаток стены. Прошлась стеной, обошла разрушенную Раскатную башню у Волохова. Сейчас из пяти башен крепости отреставрированы 3 — Воротная, Стрелочная и Климентовская, последняя еще без кровли. Через официальный вход в крепость — квадратную Воротную башню мы так и не прошли, не сложилось со временем работы кассы. Но взгляд со стены всегда лучше.

А днем раньше был Тихвин, маленький, уютный, немного патриархальный. С ухоженным и красивым Богородичным Успенским монастырем и деревянным шлюзом-мостом. Монастырь стоит на изгибе реки Тихвинки в окружении небольших прудов. Тихвинская икона Божьей матери известна с 1383 года историей чудесного появления над водами Ладожского озера. Успенский собор Богородичного монастыря, в котором хранится эта икона, перестроен по образу Успенского собора Московского кремля. Темный фон фресок собора живо напомнил мне Темную церковь в Каппадокии. Территория монастыря ухоженная, цветы, дорожки, свой пруд. Любопытно, что в этом монастыре сначала была икона, потом собор под икону и только потом, при Иване Грозном вокруг собора основали монастырь. Сейчас территория монастыря ухоженная, цветы, дорожки, свой пруд, на части территории идет реставрация.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

Тихвинский шлюз — часть Тихвинской водной системы, задуманной еще Петром I, но денег на строительство не нашли ни при нем, ни при Екатерине II, только при Павле I были развернуты работы. Тихвинская водная система, одна из соединяющих Волгу с Балтийским морем, нижний участок ее вошёл в Волго-Балтийский канал. От Рыбинского водохранилища, по рекам Чагодоща, Горюн, Соминка, по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке, Сясь, Ладожскому озеру, реке Неве, в Балтийское море. Шлюзы, как и положено столь старым водным системам, деревянные. Тихвинский шлюз и мост полностью отреставрировали весной 2014, бревна стен и створов еще не потемнели и, кажется, еще пахнут смолой. Местная детвора облюбовала шлюз для купания и прыжков.

Череповец же встечал нас дымящей на разные цвета промзоной, дымы там самые разнообразные от черного до красного, запах соответствующий. В Череповце сходили в городскую усадьбу Гальских — нарядный деревянный дом на высоком берегу Шексны, ухоженная территория, цветники — и в дом-музей Верещагиных. Музей расположен в доме, принадлежавшем родителям В. В. Верещагина, обстановка воссоздана по воспоминаниям художника. Немного погуляли по центру, сплошь двухэтажные дома, из них очень много домов деревянных. Сходили на Соборную горку, вся она покрыта светлой березовой рощей в которой теряются купола Воскресенского собора.

усадьба Гальских.

В общем хорошая была поездка, немного изматывающая, но в целом позитивная, ведь не каждый день я могу видеть чудотворные иконы, деревянные шлюзы, изрезанный берег Ладожского озера и зеленоватую воду в затопленных мраморных карьерах.

Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала... Карелия

О выставке работ Кронида Гоголева я обязательно сделаю отдельный фотоблог.

http://www.artgogolev.ru/ — выставочный центр Кронида Гоголева.

http://ruskeala.info/park — горный парк Рускеала.

http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/krepost-staraja-ladoga.html — хорошо собранные данные по истории Ладожской крепости.

http://tihvin-rio.ucoz.ru/publ/istorija_rodnogo_kraja/tikhvinskaja_vodnaja_sistema/32-1-0-177 — Тихвинская водная система.