Турист Svetlana Kozyritskaia (Svetlana_Kozyritskaia)
Svetlana Kozyritskaia
была 27 апреля 13:10

Кореновск — Россия Март 2014

В самом сердце Краснодарского края затерялся маленький город под названием Кореновск, с населением чуть больше 40 тыс. жителей.

Про него мало кто слышал и с трудом представляют, где он находится, но все, без исключения, попав туда, остаются им очарованы.

Город детства

Этот город не знает что такое суета, спешка или многокилометровые пробки; в нём вы не найдёте каких-либо видов общественного транспорта, кроме автобусов (которые, кстати говоря, ходят по расписанию, примерно 2 раза/час и маршрутов всего 7!); в этом городе все друг друга знают, а если и не знают, то «лично не знаком, но фамилию/имя слышал».

Провинциальный городишко, с частными домиками и огородами, в котором прошло моё детство.

Только уехав учиться в Санкт-Петербург я поняла, что это не самый плохой расклад — вырасти не в мегаполисе, а в солнечном Краснодарском крае. Никаких каменных джунглей, от одного конца города до другого за пару часов дойти можно, постоянное торчание на улице и, как следствие, никаких бледных лиц, родители не волновались, что их чадо может кто-то похитить; никаких перебоев с горячей/холодной водой или профилактического отключения; зато я знала, что такое «электрический веер», когда вечерами отключали электричество и невозможно было учить уроки (отмазка для учителей была просто потрясающая!).

Город детства

А ещё в Кореновске делают самую вкусную на свете сгущёнку!

Город детства

Как говорилось в программе «КВН»: «Если есть на Земле рай — это Краснодарский край!». Трудно поспорить: солнечных дней в разы больше, чем дождливых; ближайшее морское побережье в 3 часах езды; фрукты растут прям на улице, срывай и ешь (многих это приводило в неописуемый восторг); овощи поражают свежестью.

Историческая справка

Кореновск расположен на берегах реки Бейсужёк Левый (почему он так называется, для меня до сих пор загадка).

Город Кореновск, бывшая станица Кореновская, бывший Кореновский курень — один из 58 запорожских куреней, основанных казаками прибывшими на Кубань в 1792-1795 годах из Приднестровья в составе Черноморского казачьего войска.

На территории нынешней Курской области есть посёлок Кореново (железнодорожный узел на линии Киев-Воронеж). В 70-х годах XVII века из тогдашнего села Кореново ушла в Запорожье группа крестьян. К ней присоединились пришельцы из других сёл и деревень. В Запорожской Сечи они основали Кореновский курень. В целях охраны южных границ со стороны Кавказа 30 июля 1792 года Екатерина II подписала указ о переселении черноморских казаков на Кубань.

Кореновскому куреню досталось место на берегу реки Левый Бейсуг. Здесь кореновцы и заложили в 1794 году своё новое поселение. В начале XIX века на кореновских землях стояли 28 хуторов. Атаманы просили царское правительство перечислить на Кубань ещё людей, и оно организовало переселение крестьян с Украины: из Черниговской и Полтавской губернии.

Первая деревянная церковь во имя св. Саввы с приделом во имя Николая Чудотворца была построена в 1833 году. При ней действовали мужская церковноприходская школа, находившаяся в отдельном здании, и женская, располагавшаяся в церковной сторожке.

В 1888 году через Кореновскую прошла железнодорожная линия, появилась станция Станичная. Это сыграло огромную роль в развитии станицы, резко увеличился приток населения.

Станица Кореновская стала преображаться, увеличилась площадь вспаханных земель, купец Макар Баранов построил паровую мельницу, предприниматель Константин Искренников — маслобойный завод, а Варнавский — кондитерскую.

После октября 1917 года и окончания в 1920 году гражданской войны жители Кореновской снова приступили к мирному труду. В 1930-е годы был организован колхоз «Большевик», построены гидроэлектростанция, один из крупнейших тогда в России сахарный завод (первый советский сахарный завод), больница, школы.

Война с Германией прервала созидательный труд кореновцев. За полгода оккупации станице был нанесён значительный ущерб

По свидетельствам современников, оккупационные войска частично состояли из граждан стран-сателлитов Германии: венгров, румын, болгар. В период оккупации немцы вели себя на территории Кореновска довольно лояльно к местному населению. Однако активно действовали отряды полицаев из числа украинских националистов и местных отщепенцев. Особенно активным преследованиям с их стороны подвергались члены ВКП(б) и их семьи. Многих о готовящихся зверствах полицаев предупреждали сами немцы, что спасло много жизней мирных жителей.

После войны и восстановления разрушенного хозяйства станица Кореновская стала быстро менять свой облик: построен комбинат бытового обслуживания, кинотеатр, стали появляться многоэтажные кирпичные дома.

21 июля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР станица Кореновская была преобразована в город Кореновск.

Более подробно об истории Кореновска приезжие могут ознакомиться в Краеведческом музее, а школьникам читают курс об истории родного края — «Кубановедение».

Город детства

Главной улицей города является ул. Красная.

На ней расположены все центральные магазины, банки, кафе. Есть собственный рынок, на котором купить можно всё, начиная продуктами (местного производства) и заканчивая одеждой.

Там же находится здание Детской Школы Искусств. В ней я провела 8 незабываемых лет! Переступаешь порог и оказываешься в другом мире. Мире, где все звуки оживают, где тебя учат петь и слушать музыку великих композиторов, где нет места хамству, а занятия ведут невероятно добрые и талантливые люди. Сколько раз мы с друзьями удивлялись: «Как, каким образом их сюда занесло?! Им бы не в провинциальной школе преподавать, а в лучших музыкальных заведениях страны!»

Город детства

В Кореновске даже есть свой маленький памятник, который помогает сбываться желаниям. Это Цветок. Говорят, для исполнения задуманного необходимо сфотографироваться с ним, держась за нужный лепесток (здоровье, любовь, семья, богатство и т.д.)

Идя дальше по ул. Красной выходим на главную площадь города. Раньше в её центре стоял памятник В.И. Ленину, но несколько лет назад его перенесли в Городской Парк Культуры и Отдыха.

На этой площади проходят все массовые гуляния и отмечаются главные праздники, начиная Новым Годом и заканчивая Днём Урожая.

В Доме Культуры устраиваются различные концерты, цирковые представления и проходят различные этапы КВН.

Город детства

Зимой ставится Новогодняя ёлка. Смотрится она довольно странно, если учитывать, что снежные зимы здесь обычно наступают где-то в феврале и заканчиваются в марте.

Но бывают и исключения…

А ещё совсем недавно там появился музыкальный фонтан,

Город детства

который пришёл на замену старому.

В нём в жару с удовольствием плещутся дети.

Почти напротив площади расположен действующий Свято-Успенский женский монастырь.

Город детства

Чуть дальше площади находится церковь Владимира Равноапостольного.

Также для детишек есть парк аттракционов. Карусели в нём, конечно, старые и потёртые, но на некоторых прокатиться можно и даже получить удовольствие.

Город детства

А с «Колеса обозрения» открывается вид на весь город.

Для особо любознательных есть небольшая, но достаточно богатая хорошими книгами, библиотека. Выбирая, что почитать, я провела в ней не один час.

Город детства

Напротив установлен памятник Матери.

Просто для прогулок можно использовать парк при СОШ № 3 (моей родной школе, кстати). Правда, лучше с главной дорожки не сворачивать, велика вероятность попасть в коровью лепёшку =)

Город детства

В этом же парке есть храм и братская могила. Очень часто, когда я была маленькой, мы с мамой выгуливали в этом парке нашу собаку, подходили к могиле и я перечитывала все имена на ней.

Город детства

Великой Отечественной Войне посвящён сквер на углу улиц Красная и Венеры Павленко.

В этом же сквере стоит памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Город детства

С недавних пор пошла мода (как и везде) вешать на мост замочки, в знак долгой семейной жизни и вечной любви. Считаю это занятие вандализмом. Мост и так старый, рухнет ненароком!

Есть, конечно, и негативные стороны в этом маленьком городке. Здесь очень часто можно нарваться на хамство и неуважение со стороны любого жителя (в этом весь Краснодарский край) и представления местных модниц о стиле оставляют желать лучшего. Но всё это касается не всех и не всегда.

Наверное, я все-таки люблю этот городок. Ведь там живут мои мама, братишка и бабушка. И каждый год, когда приходит время отпуска, я приезжаю/прилетаю в место, где я всегда ребёнок, сколько бы лет мне не было.