Турист Варвара Крот (59v04v13v)
Варвара Крот
была 2 декабря 2014 1:53

Украина Март 2012

Март. Морозный ветерок пробирается тебе под одежду, а ты поежившись от неприятного ощущения, спешишь на поезд. Вот и твоя полка и стакан горячего чая, согревшись, кутаешься в одеяло и под стук колес сладко погружаешься в дремоту с мыслью о том, что завтра тебя встретят Карпаты. Завтра наступило во Львове. Живописной архитектуры город, но тебя ждет дальняя дорога в горы Межгорья через Воловец. Ты опять в поезде и наблюдаешь в окно, как меняется погода за окном, чем выше в горы, тем радуют твой взор снежные пейзажи. Но я вам хочу сказать, что погода в Карпатах, как капризная женщина, меняет свое настроение; сегодня снег, а завтра может пойти дождь и лить целую неделю, снег тает и земля покрывается зеленой травой…

Путешествие по деревянному зодчеству.

О чем я? Так вот, небольшой горный городок Воловец уже позади и ты стоишь на трассе, продолжаешь свой путь автостопом или маршруткой, но лучше автостопом. Так быстрей. К сведению-местные денег не берут, но я всегда оставляла из-за уважения. Дальше проезжаешь горное селение Подобовец и попадаешь в Пилипец. В этих поселках расположены горнолыжные курорты Межгорья. Но приехала я сюда по другой причине, встретиться с Андреем Воробец, народным умельцем, мастером деревянного зодчества, который создавал копии деревянных церквей в миниатюре по старой технологии, без единого гвоздя. К моему сожалению, я опоздала, он ушел в иной мир в 2011, а я приехала в 2012 году. Но память о нем осталась жить…

горное село Подобовец
Дорога на Пилипец, вдали Боржавская полонина

Деревянные церкви являются духовной культурой нашего народа. Это шедевры народного зодчества и уникальная память культовой архитектуры, которая развивалась и формировалась еще в древние времена. Основная черта характера церковной жизни — это стремление к духовности, к прекрасному и спасению мира. Культовая архитектура деревянных Храмов не только восхищает своим великолепием, но и удивляет гармонией деталей и элементов, которые переплетаются в архитектурных направлениях. C давних времен, cрубные постройки Карпат развивались в основном в горах и бескрайних лесах, где оседали переселенцы и при строительстве деревянных церквей, в ее формах и деталях отображали самобытность и народность того времени и разделились на четыре этнографические группы: гуцульские, бойковские, лемковские и марамурешские. Деревянные Храмы это не только памятники архитектуры, но и неотъемлемая часть православной культуры нашего народа, которые являются сокровищницей Карпат и позволяют заглянуть в прошлое и могут рассказать о ее подлинности.

Церковь Святого Николая (1785г)- памятник архитектуры, село Подобовец

На юго-западе и западе Украины сохранилось много Храмов православного деревянного зодчества Карпат, в которых отразились традиции Украины, Румынии, Венгрии и Польши. Еще в 1803 году Синод Российской православной церкви запретил строительство деревянных церквей украинского типа, а ХХ столетие явилось разрушающей силой церковной культуры, активно уничтожались памятники искусства культового зодчества. С древних времен Храмы являлись Святынями, но только до 17-го года, когда с приходом советской революции началось тотальное истребление церквей и монастырей. Советская власть, как чума, разрушила все святое; историю и память нашего народа. Храмы грабили, оскверняли и превращали в руины, древняя живопись уничтожалась, церкви перестраивали под склады и казармы.

Равнодушие властей к древним памятникам деревянного зодчества привело к их уничтожению, и только в августе 1963 года Совет Министров Украины ССР создал постановление об учете и сохранении памятников архитектуры. Но третья часть исторических памятников так и не были поставлены на учет и решением закарпатского облисполкома они были разобраны. Страшные факты нашей истории не имеют оправданий, а есть ли оправдания нашему времени, в котором продолжается бесконтрольное разорение памятников старины деревянного зодчества. В малонаселенных местах Карпат деревянные церкви оставлены без охраны, и они приходят в упадок. Там процветает вандализм; памятники деревянной архитектуры, древняя живопись, иконостасы, искусство местных художников безнаказанно разоряются. Проблема многих древних деревянных Храмов не решается, поэтому они подвержены полному разрушению.

Путешествие по деревянному зодчеству.

Низкий поклон тем, кто неравнодушен к уникальному историческому наследию нашей Украины и прикладывает все силы, чтобы деревянные Храмы Карпат вошли в перечень мировых ценностей ЮНЕСКО. «Быть в списке ЮНЕСКО — это так же, как получить Оскар за фильм». В июне 2013 года на очередной сессии Совета всемирного исторического достояния ЮНЕСКО были внесены к списку еще четыре деревянных Храма Львовской области за их уникальность и аутентичность. Всего в списке числиться 8 Храмов. Это капля в море. Цифры ущерба сокровищницы Карпат приводят в ужас. Из 600 деревянных церквей Закарпатья осталось 118, а на сегодняшний день еще меньше. На защиту духовной культуры, уникальных памятников деревянной архитектуры стал один из народных умельцев Андрей Воробец, житель села Розтока в Межгорье Закарпатской области. Он с 1985 года до конца своих дней (2011 г.) создавал шедевры, копии деревянных Храмов в миниатюре. Золотые руки мастера восстанавливали старые деревянные церкви, которые выстояли до нашего времени, и те, которые были разрушены человеческим равнодушием. Воробец изучал особенности деревянной архитектуры, перенимал опыт у старых мастеров культовых сооружений, по фотографиям и описаниям создавал мини шедевры. Он по своим чертежам и технологии строил Храмы без единого гвоздя. " Це дiйсно свята справа!». Таким способом Андрей увековечил 80 церквей в миниатюре из них 50,которые были уничтожены в ХХ столетии во время Советской власти. В 2000 году работы Андрея Воробец признали уникальными и 40 экспонатов приобрели для мукачевского музея. В 2007году в селе Пилипец в гостинице «Аратта» открыли музей деревянных церквей в миниатюре из 30 экспонатов. Простой сельчанин, народный умелец, на свою пенсию инвалида нашел способ возродить национальные святыни. Наши чиновники крылатыми фразами говорят о богатстве нашей страны, но факты говорят о другом: деревянные Храмы исчезают, а вместе с ними история и культура нашего народа, опустошается сокровищница Украинских Карпат.

Ниже предоставлены фото деревянных церквей музея в селе Пилипец.