Турист Олеся Бабаева (Oleesha)
Олеся Бабаева
был 21 сентября 2016 14:05

Mia dolche Italia

Италия Декабрь 2009

Италия — та страна, посетить которую я всегда собиралась, но никогда не торопилась: вроде бы про нее так много всего слышала, что уже как будто и была. Если бы я знала, как я ошибалась. Ибо не зря говорят — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, каждый из нас знает про Италию немало. Страна, где прошлое так близко, что можно потрогать рукой.

Страна, где, кажется, реально встретить Юлия Цезаря, да Винчи и Микеланджело. Страна, подарившая миру несчетное количество гениев. Страна, где все пропитано искусством. Наконец, страна, где люди знают, что такое Dolce Vita. Одним словом, надо ехать — но как-нибудь потом. Так я бы и тянула с посещением Италии, но как всегда тут подвернулся случай. Иными словами — дешевый тур. Очень дешевый. Настолько, что я не смогла побороть искушение.

Не помогло даже соображение, что я всего полтора месяца как из предыдущего отпуска, проведенного в Китае, ни даже тот факт, что отпускных дней осталось крайне мало и придется добирать за свой счет, ни даже мысль о том, что большую часть времени мы будем сидеть в курортном Римини, а что, скажите, делать на курорте в декабре? В общем, откинув все здравые мысли, в середине декабря я оказалась на борту Чартера до Римини.

Летели из Домодедова, утром. Вылет, само собой, задержали, но не критично — в Москве как раз были суровые морозы. Тем приятнее мне было набрать в чемодан легких вещей — в Римини нам обещали градусов 10–15 тепла. Полет был обычным, без эксцессов — и на том спасибо. Стюардессы, правда, были не особенно вежливы, ну да мы решили игнорировать этот нюанс — зачем портить себе настроение?

Через положенное время мы благополучно приземлились в аэропорту Федерико Феллини. Нас ждал уже двухэтажный автобус, который должен был развезти всех прибывших по отелям. Наш отель под названием Ауди представлял собой трехзвездочный отельчик на берегу моря. Белое здание современного вида с бассейном и террасой. Вокруг пальмы. Вполне симпатичное строение, номер маленький, но достаточно уютный, с балкончиком. Летом здесь должно быть приятно. В общем, все, что полагается в отеле такого уровня, было на месте.

Претензий к отелю у нас не возникло, хотя сразу стало понятно, что на зимнее время он особенно не рассчитан — было крайне холодно, как ни настраивай кондиционер на максимум тепла. Батарей в номере не предусматривалось. В отеле на ресепшен была русскоговорящая девушка, которая передала нам ЦУ от хозяина. Содержание ЦУ было примерно такое: «Это не трогать, то не ломать, все на автоматике, ничего не надо крутить, вертеть, что не понятно-то спросить».
Честно говоря, было немного неприятно слышать такие детальные инструкции, но, видимо, прецеденты были, поэтому итальянец с такой дотошностью объяснял нам, как вести себя в отеле. Впрочем, в дальнейшем он проникся к нам большей теплотой, ибо мы за все время пребывания никуда не опоздали, ничего не сломали и ничего не просили. В общем, он перестал нам давать свои указания, а мы перестали чувствовать себя дикарями в цивилизации, которым нужно объяснять, как открыть автоматические жалюзи, а то сами не догадаются. Что называется, взаимопонимание пришло.

Кругом вода… и нет душе спасенья…

Mia dolche Italia Гондолы… с ударением на первый слог, по-итальянски

Утро было тяжелым. Во-первых, холодно и высунуть нос из-под одеяла — немыслимое дело. Во-вторых, зверски рано. Мысли только две: как же хочется спать, и почему же я всегда устраиваю себе такой отпуск, в котором нельзя отоспаться, а наоборот, после которого крайне необходимо отоспаться! В итоге желание увидеть Венецию победило, и мы сумели подняться с кровати.

Времени было около пяти утра. Спустились завтракать в столовую. Она располагалась на стеклянной террасе с видом на море, а значит, там было зверски холодно. Кутаясь в куртки и шапки, мы пили кофе и ругались на погоду. Вокруг был снег, и море было серое и хмурое. В пять утра мы уже стояли у пляжа, ждали экскурсионный автобус, который должен был забрать нас (семь человек). Он ехал с других отелей, где жили остальные туристы — дальше от центра. Время шло, мы стояли и мерзли под дождем, а автобуса все не было.

Мелькнула мысль, что нас забыли: все поедут в Венецию, а мы так и будем тупо стоять на пляже — отличное место в пять утра под декабрьским дождем — но при этом в снегу. Лучше и не придумать. Мимо нас на полном ходу проехал автобус с надписью Венеция и табличкой нашего туроператора. И остановился на соседнем пляже, до которого было метров пятьсот. Громко возмущаясь тупостью организаторов, мы побежали за автобусом, а он медленно тронулся и поехал в другую сторону. Минута молчания.

Трудно сказать, какой бы скандал мы закатили со злости туроператору, если бы в следующую минуту к нашему пляжу не подъехал еще один точно такой же автобус — на сей раз уже наш. Что называется, кто здесь самый умный… сопровождающая извинилась за опоздание, и мы расположились в автобусе. Ехать предстояло далековато. По дороге нам рассказывали про Венецию и Римини. Довольно скучно и монотонно, поэтому все спали. В результате в моей голове практически ничего не отложилось.

Наконец, мы прибыли. Венеция для нас началась с Тронкетто — искусственного острова, на котором находятся парковки. Отсюда мы по индустриальному каналу на катере прибыли в историческую часть города, недалеко от площади Сан Марко. Нас повели в стекольную мастерскую, где показали технику изготовления из стекла различных фигурок. Здесь же можно было и приобрести эти самые фигурки, а также украшения. После этой экскурсии мы, наконец, отправились на Большой канал, чтобы покататься на гондолах.

Несмотря на довольно прохладную погоду, мы все же решились кататься. Быть в Венеции и обойтись без гондол — немыслимо. Черные лаковые лодочки и гондольеры в полосатых тельняшках, поющие итальянские песни, каналы и мостки, балконы с цветами на разноцветных домах, покрытых благородной патиной — все это Венеция… самые незабываемые впечатления… Наш гондольеро Александр был очень любезен — провел экскурсию на итальянском и английском, по мере возможностей. Спел нам. Позвал на нос — фотографироваться с веслом, и, конечно, с ним.

После гондол нас повели гулять пешком по городу. Начали мы с площади Сан Марко, где расположен знаменитый дворец Дожей в мавританском стиле и сам собор Сан Марко. Площадь была залита водой, на ней установлены помосты. Точно такие же были и в самом соборе. На полу собора тоже вода… незабываемое зрелище — мозаичный пол под водой, в которой отражается мозаика с потолка. После посещения собора мы отправились гулять по городу. У нас был русскоговорящий гид, она нас снабдила радионаушниками, что было очень удобно — большая свобода передвижений, а в то же время хорошо слышно экскурсию.

По городу можно гулять бесконечно — здесь каждый уголок кажется неповторимым и пропитанным романтикой. В этом городе кажется более чем реальным встретить Казанову. Маски здесь кажутся более естественными, нежели лица. А все мечты вот-вот должны сбыться. Заблудиться здесь очень просто — улочки очень похожи одна на другую, но повсюду указатели на площадь Сан Марко, так что в итоге все равно выйдешь, куда нужно. Закончив экскурсию там, откуда начали-то есть на площади — мы отправились в самостоятельное плавание: нужно было купить сувениров и пообедать.

С сувенирами в Венеции проблем нет — маски повсюду и на любой вкус. Самые красивые — из папье-маше. Традиционные маски дотторе я купить не решилась — опасалась за длинный нос. Зато купила джокера, который привлекает удачу в дом и еще одну маску с изображением Венеции. Также много сувениров из стекла, кожаных вещей. В итоге мы так увлеклись, что едва не опоздали на катер. Пришлось нарушить покой венецианцев довольно резвым бегом. Обратной дорогой мы смотрели фильм «Честная куртизанка» — как нельзя лучше отражает дух Венеции. Ощущение такое, что в этом городе ничто не изменилось с тех времен.

Впечатления от Венеции были так сильны, что мы даже не могли обсуждать их. Будучи филологами по образованию и от природы очень склонными к общению и обсуждению всего, что только можно, — мы пребывали в растерянности, потому что невозможно было выразить словами то, что мы чувствовали, находясь среди каналов и мостов. До сего момента я была и в Петербурге, который называют Северной Венецией, и в Сучжоу — Восточной Венеции, но все это лишь подобие той, что является единственной и неповторимой — итальянской Венецией.

На празднике зимы красуется земля…

Сказочный замок в Сан-Марино

Следующее утро в Римини началось опять же с желания не вылезать из-под одеяла. Потом привычная уже холодная столовка, стандартный набор в виде сока-кофе-ветчины и гренок. Решено было ехать в Сан-Марино. Ехать мы собирались не с экскурсией, а своим ходом. От ж-д вокзала отходят автобусы, билет на который туда-обратно стоит что-то около 7 евро. Купить их можно в киоске возле вокзала, а сам автобус отходит от остановки напротив (направление в центр). Ехать до Сан-Марино недалеко, около сорока минут.

Дорога все время в гору. Нас интересовал замок, находящийся на самой вершине. Оказавшись в исторической части города-государства, мы первым делом уточнили, как выбраться отсюда назад, выбрали для себя подходящее время отъезда и отправились осматривать окрестности. Путеводителя у нас не было, но о городе мы прочитали заранее. Территория для осмотра не так велика, но вокруг было красиво — настоящая зимняя сказка. Снегу было очень много, он лежал на ветках деревьев, на остроконечных крышах замка и крепостных стен.

Какое-то время мы бродили по территории, разглядывая достопримечательности и сувенирные лавки, потом перекусили и вернулись в Римини. Наши попутчики ездили в Сан-Марино еще и за покупками — это зона беспошлинной торговли. Здесь есть огромные аутлеты, где можно купить по неплохим ценам брендовые вещи. Однако мы решили обойтись аутлетами Римини. Вернувшись в «наш» город, мы отправились гулять по городу. В Римини есть, что посмотреть — город основан в 1 веке до н. э., и в нем сохранились даже развалины римского амфитеатра 2 века до н. э. и крепостные стены.

Собственно, триумфальная арка Августа — тоже памятник тех времен. А другой конец улицы завершает мост Тиберия — это 1 век до н. э. Мост сохранился со времен строительства так хорошо, что по нему не только можно ходить, но и ехать на автомобиле. Сразу за мостом начинается район Сан-Джулиано — место, где прошло детство Федерико Феллини. Тем, кто увлекается творчеством этого режиссера, будет интересно посетить его музей. Там же есть кладбище, где похоронен режиссер. Сразу у моста в этом маленьком рыбацком районе есть отличный ресторан, где мы и поужинали.

Относительно еды в Италии можно сказать следующее, чтобы вкусно и сытно поужинать, нужно примерно 15 евро на человека. Нам обычно хватало этих денег на мясо, овощи, вино; или овощи-суп-вино-кофе; или пасту-пиццу-десерт-вино. В зависимости от ресторана и от места, конечно же. Сытые и довольные жизнью, мы направились пешком домой. По дороге изучили окрестности — множество маленьких домиков с садами, где на голых ветках висела яркая хурма. Во многих садах пальмы.

Само собой разумеется, итальянцы предпочитают маленькие машинки — фиатов и смартов на улице бесчисленное множество. Как раз удобно парковать в маленьком дворике. Приметили мы и супермаркет недалеко от гостиницы — в нем мы планировали закупиться макаронами и сырами. В итоге там же мы покупали и вина, и оливковое масло. Заодно уже надо отметить, что в магазинах столько видов пасты, что глаза разбегаются и хочется скупить все. Как бы разнообразны теперь не были наши магазины, до такого им далеко.

Стоимость пасты в Италии совсем не низкая, впрочем, учитывая, что там вообще сложно найти хоть что-то дешевле полутора евро — это не удивительно. А вот вино — очень приличное — можно найти и за 4 евро. Конечно, его нельзя назвать потрясающе вкусным, но подаренная нам бутылка была примерно такой стоимости, и на вкус вино оказалось очень даже неплохим. О сырах можно писать саги. Я вообще большая поклонница всякого вида сыров с плесенью, но ничего сопоставимого с итальянской горгонзолой для не существует. Пачки, привезенные в Россию, улетели в мгновение ока.

И быть над землей закатам, и быть над землей рассветам.

Mia dolche Italia Колизей, Рим

Следующее утро началось для нас с очередного подвига спартанцев. В половине четвертого утра я спустила ноги на ледяной пол и моментально проснулась — это уже был испытанный способ открыть глаза в такую рань. Но выбора не было — надо было ехать в Рим. Растолкала подругу. Опять завтрак в ледяной столовой, уже привычный ритуал распития ледяного сока вперемешку с горячим кофе. Опять пляж напротив отеля, ждем автобус. На этот раз опоздал не значительно. Погрузились, заснули. До Рима от Римини далеко. Минимум, 5–6 часов в пути.

В виду пробок, мы приехали на окраину, а далее спустились в метро. Римское метро, конечно, далеко не московское. Я, конечно, понимаю, что московское — может быть — излишне роскошно. Но в Праге, например, очень лаконичное метро, но между тем, очень симпатичное. Римское заставляет поежиться. Темно и страшно, настоящее подземелье. Подъехавший поезд был исписан почти полностью различными надписями. Через несколько минут мы вышли на станции «Колизео». Так и начался для нас Рим: из настоящего сразу в прошлое.

Первое, что видишь, выходя из метро — Колизей. Он вырастает сразу же, прямо перед глазами. Это похоже на чудо. Только минуту назад мы были в метро, которое относилось к «здесь и сейчас». А в следующий момент перед тобой место, где на арену выходили гладиаторы, где казнили первых христиан, место, которое кажется легендой, а на самом деле — вот оно, история! Колизей — едва ли не самое знаменитое место в мире. Мне кажется, нет человека, который бы не слышал это слово хоть раз в жизни.

Все-таки увидеть своими глазами то, о чем читал в учебниках и книгах, о чем смотрел в фильмах — это многое значит. Это незабываемые впечатления. Пока я разбиралась со своими чувствами, началась экскурсия, все также с радионаушниками. Нас встретила гид, очаровательная русская дама по имени Елена. Как мы позже узнали, она жила в Риме много лет, еще молодой девушкой выйдя замуж за итальянца. Именно ей я благодарна за то, что мы увидели Рим ее глазами, а значит, невозможно было не влюбиться в этот город, ибо она его, безусловно, любит.

От Колизея мы направились к площади Венеции, по дороге осматривая первые христианские церкви, Форум, памятник Волчице, выкормившей Ромула и Рэма. Далее мы осмотрели фонтан Треви, кинули монетки по туристской традиции, перекусили в кофейне рядом. Следующая остановка — Пантеон. Бывший некогда языческим храмом, Пантеон представляет собой строение с круглым куполом и колоннами, единственным источником света является отверстие в центре купола и открытые массивные двери. Позже языческий храм превратили в христианский.

Может быть, поэтому место кажется загадочным и мистическим. Ну, и конечно, спасибо Дэну Брауну. После Пантеона мы направились на площадь Навона, а оттуда прошли к автобусной остановке — собирались ехать в Ватикан. Времени у нас, к сожалению, было крайне мало, хватило только на довольно беглый осмотр храма Святого Петра.

Осмотрели только сам храм, о музеях Ватикана и его подземельях речи, конечно же, не было. Безусловно, Рим — это место для отдельного путешествия. Про этот город невероятно трудно писать — потому что все уже было сказано. А впечатления он оставляет такие, что выражаются они только при помощи улыбки от уха до уха и блаженного выражения лица.

Рим — тот город, где явственно осознаешь — все религии мира едины, потому что все условности придумали люди. А здесь, в этом городе, есть ощущение чего-то истинного, настоящего — так, что мелкое уже не хочется видеть…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

Mia dolche Italia Римини, на Corso d’Augusto

Следующий день решено было посвятить Римини. Наконец, посетить ярмарку на площади Кавур и основные достопримечательности. К нашему сожалению, ярмарка представляла собой вполне обычный уличный рынок, а мое воображение рисовало мне что-то вроде пражской рождественской ярмарки. Но на площади Кавур и без того есть, что посмотреть. Здесь расположен театр и фонтан делла Пинья — памятник 16 века.

Здесь же находится Дворец Общин и Дворец средневекового Собрания. Чуть дальше находится крепость Малатеста. С историей этой семьи в Римини связано многое, и все это имеет некий оттенок дьявольщины. Сиджизмондо Малатеста считался жестоким тираном, совершившим немало зверств. Он лично участвовал в строительстве крепости, хотя эта постройка больше напоминает тюрьму.

Для своей третьей малолетней жены Изотты (от первых двух он избавился наипростейшим в те времена способом) он построил еще и храм, который формально называется храмом Св. Франческа, но на самом деле больше напоминает языческое святилище в честь Изотты. Храм вообще мало похож на святое место, ибо отсутствует почти вся церковная атрибутика, зато в избытке присутствуют сомнительного вида херувимы, которые украшают саркофаг, где покоится Изотта, а также украшают перила.

Саркофаг, ко всему прочему, поддерживает и пара слоников. В руках у шаловливых херувимов находятся щиты, на которых изображены переплетенные буквы S I — инициалы Сиджизмундо и Изотты. На гробнице согласно языческим обычаям высечено «Гробница божественной Изотты». В этом месте скорее можно представить некие мистические ритуалы, нежели христианское богослужение, однако же именно служения мы в нем и застали. Здесь же можно полюбоваться распятием работы Джотто. Собор оставляет странные впечатления, но уж точно — незабываемые.

Конечно же, Италия невозможна без шоппинга… и мы выделили время и на это. К нашему счастью, на улице свои услуги нам предложил «русский итальнец» — он занимается тем, что катает русских туристок по аутлетам совершенно бесплатно, а его заработок — проценты с покупок этих самых туристок, которые от получает от хозяев аутлетов. Все взаимовыгодно. Благодаря этому товарищу мы посетили окраину Римини, где находятся магазины-склады и купили кое-какие интересные вещи. Надо сказать, значительно дешевле, чем то, что продается у нас в ГУМе и ЦУМе.

Покупки отметили в очередном итальянском ресторане за ризотто и вином. Очень любезный итальянец-официант принес нам «комплимент» — ликер лимончелло. Налив себе по рюмочке, мы собрались было вернуть ему бутылку, однако он не принял ее назад, пояснив, что все это мне. Тут бы можно было сделать длительное отступление на тему итальянских мачо — но не буду. Жить-то мне в России и с российским.

Ложка дегтя

Следующее утро — очередной подъем — но уже в пять. Через час у нас поездка во Флоренцию. Однако, тут подкачала погода. Был снег, ветер, и такая скользкая дорога, что на каждом километре шоссе обязательно стоял битый автомобиль, а железная апарель была во многих местах проломана. Автобус ехал еле-еле, а потом и вовсе встал в пробке. Потеряв так два часа, мы все же получили разрешение от организаторов не ехать во Флоренцию, а посетить вместо этого города близлежащие Болонью и Равенну.

Если уж совсем честно рассказывать о путешествии, то нужно рассказать и о том, что произошло в связи с изменением планов. Часть туристов, путешествующих на втором этаже автобуса решили, что в Равенну они не поедут. А раз не поедут они, то не поедет никто. Началось все с того, что один из активистов спустился вниз, дабы лучше объяснить итальянцу-шоферу, куда ехать… Мужчина искренне считал, видимо, что без него тут никак не обойтись. Далее он пояснил, что сейчас нужно развернуться и поехать назад в Римини.

А когда гид отказалась выполнить его требование, объяснив, что у нее есть программа, он принялся довольно грубо объяснять ей, что она не права. Далее последовала безобразная сцена — верхние пассажиры затопали ногами, чем вызвали немалое удивление шофера и возмущение остальных пассажиров. Пререкаясь и переругиваясь, мы доехали до Болоньи. Выйдя из автобуса у вокзала, мы остановились, чтобы выработать концепцию, и тут сложилась ситуация, еще худшая, чем в автобусе.

Товарищ, с чьим мнением не посчитались и все же поехали на экскурсию, навис на гидом и брызгая слюной принялся орать, что она должна сейчас и немедленно должна собрать всех и отвезти в Римини. На возражения большей части группы он не обращал ни малейшего внимания, сообщив, что «я сказал, все хотят в Римини!». Не буду дальше описывать все происходящее, потому что еще минут двадцать все скандалили. В итоге с гидом остались человек 15, остальные разбежались по Болонье, и некоторые уехали домой на электричке.

Болонья — очень симпатичный небольшой городок, в котором огромное количество аркадных зданий. Из запомнившегося и понравившегося — здание Биржи, внутри которого стеклянный пол, чтобы можно было видеть раскопки. Здесь же, на площади — шедевр эпохи Возрождения фонтан Нептун. А напротив совершенно необычное строение — церковь Сан-Петронио. Фасад суровый и скромный, единственным украшением служит фреска над входом. Внутри старейший в стране орган, древние солнечные часы (линия меридиана со знаками зодиака, а вверху, в куполе, маленькое отверстие, сквозь которое попадает лучик света — и показывает день недели и месяца), маятник Фуко.

Следующий город, куда мы направляемся — Равенна. Маленький городок, но полный достопримечательностей. Одна из них — потрясающая раннехристианская мозаика, которой украшен мавзолей Галлы Плацидии и Церковь Сан Витале. Церковь темная, но и проникающего света достаточно, чтобы увидеть красивейшие полы из выложенного мозаикой мрамора, а также невероятной красоты отделку купола — те самые мозаики, даже более древние, чем Венецианские.

И если в Венеции мозаики сначала собирались, и лишь потом наносились на купола, то здесь наоборот — маленькие кусочки мозаики крепились сразу же на купол. Основной оттенок мозаики в церкви — зеленый. Яркие и сочные цвета, традиционные библейские сюжеты. Церковь относится к шестому веку, а рядом с ней находится капелла, вросшая в землю почти на два метра — это и есть Мавзолей. Небольшое темное сооружение может быть только им — и ничем иным. Атмосфера вокруг пропитана мистикой.

Окна в мавзолее крошечные и свет едва проникает внутрь, но синие мозаики, которым покрыт купол, сияют. Согласно истории, Галла выстроила в пятом веке церковь Святого Креста, а рядом с ней — капеллу, которую, вполне возможно, предполагала использовать как собственный склеп. Где и когда умерла Галла — неизвестно. Верочтно, что это случилось в Риме, тогда получается, что мавзолей в Равенне пуст.

Но, конечно же, местные гиды уверяют, что Галла захоронена именно здесь, а рядом с ней покоится ее супруг Констанций и сын Валентиниан. Ученые же утверждают, что саркофаги в капелле появились уже после 9 века, что в них находятся не три, а пять тел. Как бы то ни было, мы предпочли согласиться с гидом из Равенны — в мавзолее действительно чувствовалась весьма мистическая атмосфера.

Конечно, слишком мало нескольких часов для того, чтобы осмотреть два таких интересных города, конечно, хочется еще раз вернуться сюда и, желательно, в более теплое время — чтобы холод не отвлекал от приятной прогулки по древнейшим местам Италии. Все виденное нами оставило самые яркие впечатления даже не смотря на то, что погода не оправдала наших ожиданий.

И самое главное — я кинула монетку в фонтан Треви совершенно искренне желая приехать в Италию еще раз, а значит, я непременно посмотрю все еще раз — и более внимательно. Но только когда я в следующий приезд буду на пляже Адриатического моря, очень хочется верить, что вместо снега там будет теплый песочек.